Елена ОСИПОВА. За честный подход к проблеме Косова
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Елена ОСИПОВА. За честный подход к проблеме Косова

2019 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Елена ОСИПОВА

За честный подход к проблеме Косова

Христос с мечом в руке.
Фреска монастыря Высокие Дечаны.

16 июля с.г. в Сербском посольстве в Москве состоялась презентация монографии А.Ю. Хошева «Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009)[1]. Как следует из названия работы, в ней освещается тема русско-сербских церковных контактов указанного десятилетия новейшей истории с точки зрения роли Русской Православной Церкви (а именно Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) в деле оказания помощи косовским сербам и сохранении культурного и исторического наследия Косова и Метохии.

Несомненно, тема славянского братства и единства по-прежнему крайне важна и актуальна сегодня, особенно когда речь идет о братском сербском народе и о героическом и многострадальном косовском крае. Стоило бы, конечно, напомнить, что в этом году отмечается 630-летие судьбоносной битвы на Косовом поле, имеющей глубочайшее значение для сербской истории и традиции. Впрочем, на первый, достаточно беглый взгляд книга производит благоприятное общее впечатление, тем более, что предисловия к ней написали такие достойные и уважаемые авторы, как настоятель Сербского подворья в Москве епископ Моравицкий Антоний (Пантелич) и известный ученый-историк, член-корреспондент Сербской академии наук и искусств, посол Сербии в России господин Славенко Терзич. Последний, отметив в числе прочего назревшую необходимость изучения церковных связей как одного из значимых аспектов международных отношений между нашими странами, напомнил собравшимся о еще двух важных памятных датах: 20-летии НАТОвской агрессии против суверенной Югославии (Сербии и Черногории) и 10-летии со дня кончины Святейшего Патриарха Павла. От себя добавим, что жизнь и судьба сего великого Пастыря славянского на протяжении нескольких десятилетий были неразрывно связаны со священной землей Косова и Метохии, входившей в состав возглавляемой им в течение более 33 лет Рашско-Призренской епархии (1957–1990).

Как известно, отстаивание Югославией своего исторического права на Косово – вопреки незаконным албанским притязаниям (получившим поддержку ЕС и руководства НАТО) – послужило удобным поводом для развязывания против нее военных действий. В этой связи любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное в роковом 1999 году: «То, что происходит сейчас на Косове и вообще в бывшей Югославии, это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией»[2].

Иными словами, за албанскими головорезами на Косове всегда стояла та или иная третья сила. Сами же албанцы, подспудно движимые вечным комплексом предателя, стремились любыми способами доказать верность очередным хозяевам и подтвердить свою новую идентичность (после массового перехода в ислам во времена османского ига,  когда они решительно порвали со своими христианскими и европейскими корнями и собственной национальной традицией). И таким образом полностью подтвердили истинность известной сербской поговорки о том, что «потурченец хуже турка». На основании даже некоторых фрагментарных архивных свидетельств, вскользь приводимых в монографии А.Ю. Хошева, хорошо видно, что действия албанцев здесь неизменно основывались на лжи, подлогах, насилии и жестоких убийствах, поэтому у них нет и не может быть никаких прав на Косово, прежде всего, с нравственной точки зрения.

По нашему убеждению, автору следовало бы подробнее разобрать историю данного вопроса в своей книге, иначе неподготовленный читатель может быть невольно введен в заблуждение, решив, что албанцы вправе претендовать на Косово чуть ли не наравне с сербами. Полагаем, что наиболее емкой и исчерпывающей оценкой здесь является высказывание авторитетного отечественного сербиста И.М. Числова, отмечавшего, что «в перерыве между турецкой и американской оккупацией геноцид славян на территории Косова и Метохии осуществлял кровавый богоборческий режим Иосифа Амброза Тито и Моше Пияде, поставивший себе целью в корне изменить этническую ситуацию в крае»[3]. Данная цитата взята нами из послесловия к книге секретаря Священного Синода Сербской Церкви, протоиерея Саво Йовича «Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии» (М., 2014). Показательно, что А.Ю. Хошев упоминает данный труд в своем библиографическом списке, однако, похоже, так и не удосужился ознакомиться с ним. (Даже само название работы он почему-то сокращает: опущен предлог «в» в полном наименовании края –  «на Косове и в Метохии[4]»). Между тем это важно, поскольку данный вариант названия края можно считать наиболее верным – вопреки навязываемому демократическими СМИ политизированному штампу «в Косово» (по аналогии с выражением «в Украине», ср. также – «на Куликовом поле»). Кстати, его употребляли в своих трудах и наши крупные ученые-слависты XIX века, что служит дополнительным аргументом в пользу именно этого варианта. К слову, все присутствовавшие на презентации книги могли убедиться, что и владыка Антоний (Пантелич) говорил «на Косове», а не как-либо иначе. Видимо, из-за подобной небрежности не удалось избежать и досадной фактической ошибки, вследствие чего во введении к работе кончина Патриарха Павла неверно датирована 2010 годом[5].

Кроме того, в книге А.Ю. Хошева четко прослеживается стремление обойти вниманием труды серьезных исследователей (И.Ф. Прийма, И.М. Числов, И.А. Чарота и др.), а второстепенные или политизированные авторы, пришедшие в науку из различных «международных структур», наоборот, представлены в качестве «крупных российских специалистов»[6]. Между тем, славист И.М. Числов первый из числа русских светских журналистов взял интервью у Святейшего Патриарха Павла (1991 год), а И.Ф. Прийма еще в 1993 году опубликовал беседу с сербским первосвятителем в своей книге "Голоса Сербии".

А.Ю. Хошев приводит в работе цитаты из многочисленных выступлений церковных иерархов и представителей ОВЦС по сербской проблематике в различных аудиториях (как правило, на высоком международном уровне), активно привлекая материалы периодической печати (в частности, Журнал Московской Патриархии и др.), архивные документы из сербских и русских церковных источников. Данный метод, безусловно, плодотворен, однако исследователю было бы нелишним углубиться в анализ цитируемого материала, а также более отчетливо прояснить свою позицию по существу того или иного затрагиваемого вопроса. Например, говоря о посещении международной христианской делегацией сербской столицы, автор сообщает о встрече Слободана Милошевича и Виктора Черномырдина, «с которым состоялся обмен мнениями и информацией о предпринимаемых миротворческих усилиях»[7], но нигде не упоминает о подлой и предательской роли последнего как пособника НАТОвских агрессоров в ходе войны и последующей оккупации Косова и Метохии.

Очевидно, что все это, так или иначе, продиктовано определенной антиславянской тенденцией, наметившейся в области балканских исследований в последние годы, а также позицией козыревского (до сих пор) МИДа, озвученной, кстати, присутствовавшим на презентации книги бывшим послом России в Сербии Александром Конузиным, по словам которого, сербы, мол, уже устали от проблемы Косова и Метохии. Разумеется, на такое заявление последовало решительное возражение сербского посла, господина Славенко Терзича, подчеркнувшего, что сербы по-прежнему едины в этом животрепещущем для них вопросе.

Со своей стороны нам тоже пришлось расставить некоторые акценты, обратившись к автору с вопросом, почему в работе напрочь замалчивается сербское сопротивление, оказанное на Косове и в Македонии силам НАТО, осуществлявшим на территории Югославии наземную операцию, равно как и то, что Косово по-прежнему de facto остается сербским, во многом благодаря именно Патриарху Павлу, в свое время призвавшему свою мужественную паству не покидать родных очагов?   На это последовал сбивчивый ответ А.Ю. Хошева: он, мол, не является специалистом в военной сфере и сосредоточился на изучении сугубо церковных связей.  Между тем подобных свидетельств очень много как раз у духовных авторов: и в вышеупомянутой книге о. Саво Йовича, и в книге свидетельств и дневниковых записей митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Летопись нового Косовского распятия»[8] (которая также числится у нашего «исследователя церковных связей» в списке литературы). Упомянем лишь один очень характерный эпизод, приводимый владыкой Амфилохием: в записи от 7/20 июня 1999 г. описывается подвиг 38-летнего лесника Милоша Чирковича. Этот отважный сербский воин в селе, уже оставленном его жителями, держал оборону в течение семи дней, переходя из одного покинутого дома в другой, и уничтожил более восемнадцати албанских боевиков, которые держали его в осаде и атаковали днем и ночью. Самого Милоша обнаружить так и не удалось, однако в записи о его смерти подчеркивается, что «в одном не было сомнений: перед тем, как погибнуть, он дорого взял за свою геройскую голову…»[9].

Известно также, что во времена османского ига сербское духовенство принимало самое активное участие в антитурецких восстаниях, причем это происходило повсеместно, а не только в Черногории, где святитель Петр Цетиньский сам предводительствовал в сражениях, ведя свою паству в бой с крестом в одной, и с мечом в другой руке.

Отмечая положительные аспекты работы А.Ю. Хошева, подчеркнем, что сам вектор исследования, безусловно, верный. Необходимо только более смело и честно говорить о том, как и почему с молчаливого согласия мирового сообщества продолжают разрушаться сербские храмы и монастыри (подлинные шедевры средневековой архитектуры не просто балканского, но поистине общеевропейского масштаба), уничтожаются уникальные фрески и подвергаются поруганию православные святыни, несмотря на то, что по закону они по-прежнему находятся под защитой ЮНЕСКО?

И, конечно же, нельзя извращать и затушевывать сербский героизм, искажая традиционный образ братской Сербии, уже сложившийся в русском сознании. Впрочем, последнее – явно невыполнимая задача для любых фальсификаторов. Славянская правда неминуемо восторжествует, поскольку здесь и сейчас является неотъемлемой частью правды Божией. 

Осипова Е.А., кандидат филологических наук, старший преподаватель ПСТГУ.

 

Примечания

[1] Хошев А.Ю. Косово и Метохия в отношениях Русской  Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. – 288 с.: ил.  

[2] Светигора, № 83, 1999 г. с. 27.

[3] Йович Саво Б., ставрофорный протоиерей. Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии. Свидетельства о страдании Сербской Православной Церкви и сербского народа с 1945 по 2005 год / Перевел И. М. Числов. – М.: Паломник, 2014. С. 217.

[4] Название «Метохия» образовано от греческого слова «метох», что в переводе означает «церковный надел». Метохия – это самая сакральная часть Косова, где расположено множество древних сербских святынь, главная из которых – Печская патриархия (главная резиденция Сербского Патриарха и по сей день). Эта вторая, очень важная часть наименования края стала отсекаться уже при Тито, а сейчас эта тенденция сохраняется во всех мировых СМИ, где нельзя встретить упоминания о Метохии. Таким образом осуществляется попытка всячески уничтожить следы сербского присутствия на этой земле и затушевать ее православный характер.

[5] Хошев А.Ю. Косово и Метохия в отношениях Русской  Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. С. 12.

[6] Там же.

[7] Хошев А.Ю. Косово и Метохия в отношениях Русской  Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. С. 69.

[8] Митрополит Амфилохий (Радович). Летопись нового Косовского распятия. Дневниковые и другие записи марта 1999 – декабря 2000. Цетинье. 2013. – 760 с.: ил.

[9] Там же. С. 248.

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев