Александр МЕТЛИКИН. Героям Икана слава!
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Александр МЕТЛИКИН. Героям Икана слава!

2020 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Александр МЕТЛИКИН

Героям Икана слава!

На фото: Выжившие в бою под Иканом казаки-уральцы

В своем становлении и развитии казаки России опирались и опираются на славную героическую историю, отдают должное и чтут память о казаках-героях. Предлагаемая вам статья, уважаемые читатели,  рассказывает об одной из  памятных страниц в яркой истории казачества, в народной памяти это событие закрепилось как «Бой под Иканом».

Описываемое событие произошло 155 лет назад в Средней Азии.

Приводим фрагмент из рукописи А. Шепелева «Очерк военных и дипломатических сношений России и Средней Азии», изданной в Ташкенте в 1879 году:

«Один взгляд на карту показывает, что между линией Сыр-Дарьинскою и Сибирскою, крайними передовыми пунктами которых были укрепления: форт Перовский и Верный, оставался открытый промежуток на пространстве в 900 с лишним вёрст. Это были, так сказать, обширные «ворота», через которые кокандцы и подвластные им киргизы во всякое время и безнаказанно проникали во внутрь наших степей, прерывали сообщение линий, грабили и волновали подданных нам кочевников. Лежащие вблизи наших передовых укреплений кокандские крепости служили постоянною угрозою спокойствия мирных киргизов, так как малочисленность наших гарнизонов не позволяла им далеко отдаляться от укреплений для защиты преданного нам кочевого населения от неприятеля…

Единственным средством для окончательного успокоения киргизской степи и обеспечения её от вторжения грабительских шаек с юга представлялось соединение оконечностей обеих линий, замкнувших, таким образом, нашу южную границу на всём пространстве от форта Перовский до Верного…»

Одновременно наступление в июне 1864 года отрядов полковника Верёвкина со стороны Сыр-Дарьинской линии и генерала Черняева со стороны Алатавского округа было началом выполнения плана, необходимость которого сознавалась ещё во время крымской кампании.

К зиме 1864-65 года велась серьёзная подготовка и требовалось пополнение провианта и боеприпасов. Из крепости Туркестан готовился караван для Чимкента.

В это время до коменданта крепости Туркестан дошли вести от местных жителей, что возле крепости появилась шайка в несколько сот человек. Опасаясь за судьбу каравана,  комендант приказал  Серову Василию Родионовичу со своей сотней уральских казаков, пришедшей в крепость три дня назад на усиление отряда, провести разведку. Есаул дал распоряжение сотнику  Абрамичеву готовиться к выступлению, а подойдя к нему ближе, распорядился получить двойной комплект патронов и орудийных боеприпасов.

Регент кокандского ханства Мулла-Алимкул собрал многотысячное войско и решил напасть на сравнительно слабый гарнизон Туркестана.

Далее идёт краткая хронология противостояния сотни казаков против десятитысячного войска кокандцев в течение двух с лишним суток.

4 декабря

(по старому стилю)

Отряд был снаряжен и выступил  в кишлак Икан. В составе отряда было 2 обер-офицера, 5 урядников, 98 казаков, 1 фельдшер, 4 артиллериста при орудии единорог и 1 фуршатат (повар). Нарезные ружья давали определённое преимущество над противником. Во время выступления им встретился волонтёр Ахмет, который видел кокандцев, но не знал их численности, есаул через вестового доложил коменданту, но получил приказ продолжать поход.

В рано наступивших сумерках казаки возле кишлака Икан увидели много огней стана, в котором расположились кокандцы.

Обнаруженные неприятелем казаки отошли к ранее замеченной Серовым  небольшой балке и приготовились к круговой обороне. Скопище кокандцев вскоре навалилось на горстку обороняющихся, но, получив значительный урон, отступили. Единственное орудие артиллеристы с помощью казаков, среди которых смекалкой и умением стрелять из пушки выделялся Терентий Толкачёв, перемещали единорога по флангам, чтобы не показать слабость оснащения отряда. Меткой стрельбой казаки разили наступавших конных и пеших атакующих. 

Изматывающая ночная конанада и перестрелка без отдыха и еды не принизили боевой дух казаков. Чёткие команды есаула и сотника Абрамичева укрепляли уверенность в превосходстве над противником.

5 декабря

Утро принесло облегчение: теперь казаки видели врага и могли держать его на расстоянии.

Серов приказал не тратить зря патроны и стрелять по артиллерийским расчётам и военачальникам, выделявшимся богатой одеждой, скачущих на конях с дорогой сбруей.

Перебитые лошади и верблюды выставлялись на края балки для ограждения оборонявшихся от осколков снарядов и гранат. К полудню несколько человек погибли.

Из крепости на выручку казакам был послан отряд из 152 человек, который отступил обратно, как только кокандцы стали угрожать гарнизону Туркестана. Искра надежды, загоревшая было в душах уральцев, стала гаснуть.

В это время к оборонявшимся прискакал джигит с белой тряпкой и вручил записку от Алимкула, в которой тот требовал сдаться и принять их веру, никого не обидев.

Каждый из казаков осознал, что гибель будет неминуема, но их выбор был непоколебим, они остались верны присяге – за Веру, Царя и Отечество!

В наступившей минутной тишине урядник Железнов произнес:

– Эх, зададим карачун (резню) Алимкулу!

Есаул Серов в ответ сказал:

– Спасибо, казаки! Иного ответа от вас не ожидал!

Сняв папаху, он осенил себя крестным знамением и начал читать «Отче наш…». Ему вторили голоса его боевых товарищей.

Сотник Абрамичев скомандовал:

– Сотня, по местам! К бою товсь!

Прозвучал дружный залп в сторону противника.

Хитрые кокандцы решили плести щиты из камыша и хвороста, чтобы «идти подкатом» и, выскочив вблизи балки, задавить горстку храбрецов.

Уральцы уже два дня не ели, не спали, патроны подходили к концу. Нужно было что-то предпринимать.

Под покровом наступившей темноты было решено отправить гонцов в крепость.  Казак Чернов, лучший в отряде наездник, вызвался сам отвезти записку есаула, хотя понимал, что проскочить через скопище азиатов, расположившихся вокруг отряда, было делом гибельным. Серов направил в крепость Чернова, Борисова и Ахмета, которые благополучно добрались до конечного пункта.

 

6 декабря

С рассветом казаки увидели 20 щитов, за которыми прятались сарбазы (пешие воины), что говорило о готовящемся штурме укрепления уральцев.

В критическом положении есаул Серов решил начать переговоры, чтобы потянуть время до подмоги из крепости. Было выиграно два часа, которые спасли жизни тем казакам, кто остался жив после Иканского боя.

Переговоры прервались, потому что началось движение кокандцев, идущих за щитами. Точный выстрел единорога разрушил один из щитов, из-за других выскакивали в атаку сарбазы, но падали от метких пуль казаков.

К полудню погибло 3 урядника, 33 казака, 1 фурштат, несколько казаков и артиллеристов были ранены.

В этом кошмаре бойцы поддерживали боевой дух своих соратников, порой с прибаутками и заводной казачьей песней.

Так отважная горстка  продержалась ещё час.

Понимая, что к вечеру от отряда не останется в живых никого, Серов приказал заклепать единорог, поломать ружья убитых и готовиться к прорыву.

Он сказал остаткам (около 60 человек) такие слова:

– Братцы казаки! Не посрамим славы русского оружия! На Николу – сегодня – с нами Николай Чудотворец!

С криком «Ура!» уральские казаки дружно бросились в атаку…

Они шли на верную смерть сквозь скопище кокандцев, опешивших от того, что им противостояли несколько десятков измождённых казаков, пытающихся прорваться к своим, помогая раненым, отстреливаясь, не бросая, не предавая своих товарищей.

Упавших замертво и тяжело раненных бойцов кокандцы рубили шашками, отсекали головы.

Без верхней одежды казаки прошли почти 8 вёрст. Раненый казак Добринин опирался на плечо есаула и прикрывал его от пуль справа, а Толкачёв прикрывал есаула, слева отстреливаясь. Они шли, превозмогая раны и усталость.

Редеющая колонна прорывающихся оставляла за собой кровавый след.

Отважный сотник Абрамичев, не снявший офицерской шинели и папахи, был ранен неоднократно, а когда пули поразили обе ноги, упал на землю и прокричал казакам:

– Рубите скорей голову, не могу идти!

Начинало темнеть. Шли всё медленнее. До крепости оставалось 8 вёрст.

Вдруг впереди послышались выстрелы! Это русский отряд шёл на спасение героев!

Поняв, что подкрепление идёт к казакам и им не сдобровать, кокандцы отхлынули от теряющих силы людей. Ещё 17 человек погибли во время прорыва.

Казаки, поддерживающие друг друга, стали креститься и обниматься. По их щекам текли слёзы… Они не могли идти далее самостоятельно.

В крепости от ран умерло ещё 11 человек.

Через день Алимкул снял свой лагерь и ушёл со своим войском к Сыр-Дарье. Перед этим к нему принесли истекающего кровью казака. Алимкул подошёл к нему ближе и спросил:

– Почему вы так верите в своего бога? В конце концов бог один. В чём ваша сила?

Теряющий силы казак прошептал:

– Не в силе бог, а в правде!

 

*   *   *

Из донесения есаула Серова В.Р. коменданту Туркестана (8 декабря 1864 года):

«…Не нахожу слов, чтобы вполне передать все молодецкие подвиги своих лихих удальцов-товарищей и верных слуг Государя. Не было ни одного, который чем-либо не заявил о себе. Эта горсть храбрых защитников, во время отступления между тысяч неприятеля, несмотря на сильный холод, вся измученная, израненная, побросала с себя последнюю одежду и шла в одних рубашках, с ружьём в руках, обливая кровью путь свой…»

Казаков на Урале встречали, как героев! В их честь в столице уральского войска городе Уральске была названа площадь, на головных уборах были эмблемы, напоминающие о событии, Государь принимал у себя посланников из числа иканцев, на месте захоронения казаков был воздвигнут памятник, который просуществовал до прихода большевиков.

И спустя полтора века после боя под Иканом о нём не забыли. На героическом примере казаков-уральцев воспитываются молодые казаки – будущие защитники Отечества.

Многие из участников возрождения казачества осознанно посвящают себя благому делу.  Подрастают те, кто прошёл через участие в сборах, смотрах, учёбе, пришёл в православный храм. Вот на них мы и надеемся.

КАЗАЧЕСТВУ – БЫТЬ!

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев