Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России

2018 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Анатолий ЩЕЛКУНОВ

Дипломат России

Историческое повествование

Часть третья

Первый русский дипломат в Варне

 Особую роль в подготовке и направлении болгарской молодёжи на учёбу в Россию сыграли вице-консул в Варне Александр Викторович Рачинский и почётный российский консул в Филиппополе (Пловдиве) Найден Геров. До назначения в Варну А.В.Рачинский активно работал в Московском благотворительном комитете. Он был одним из инициаторов и создателей этой организации. С первых дней своего пребывания в Варне он пытается установить добрые отношения с местным пашой, чтобы получить его согласие на открытие школы с преподаванием на болгарском языке. До этого во всех школах на болгарской территории преподавание велось на турецком языке. В церквах богослужение проводилось на турецком или греческом, а песнопение – на греческом языке. Рачинскому удаётся с помощью состоятельных жителей города организовать первую болгарскую школу. Он получает на своё ходатайство в Петербург «высочайшее распоряжение императора об устройстве русской православной церкви». После её освящения Рачинский направляет донесение в министерство, в котором пишет: «Болгары, от роду не слыхавшие в церкви родных звуков, со слезами слушают священные песнопения. В городе, будто постоянный праздник. Болгары, задавленные доселе необразованным греческим духовенством, ожили». В том, чтобы убедить греческих священников пойти на это, он проявил настоящее дипломатическое искусство и высокий такт. Открытие церкви оказало ободряющее воздействие на варненских болгар, пробудило в них надежду на возрождение и развитие своей народности.

 В течение нескольких веков болгары испытывали двойной духовный гнёт со стороны турок и греков. Всё высшее православное духовенство в Турции состояло из греческих фанариотов. Это название произошло от квартала Фанар в Константинополе, где размещалась резиденция патриарха. Из его жителей формировалось греческое духовенство и торгово-династическая аристократия. Фанариоты пользовались значительными привилегиями в Османской империи, в том числе могли занимать высшие должности в правящей администрации. Держась за свои привилегии, они помогали туркам и не позволяли в землях, населённых славянами, использовать родной язык в школах и церквах. После принятия в 1856 году султанского указа хатт-и хумаюна, провозглашавшего равноправие всех подданных империи, среди болгар усиливается стремление к созданию своей церкви, свободной от греческого диктата.

 Россия в этих обстоятельствах стремилась сохранить единство православной церкви. Горчаков и Игнатьев придерживались единого мнения, что ещё не созрели необходимые условия для самостоятельности болгарской церкви. Не было подготовлено необходимого числа священнослужителей, способных обеспечить потребности всех болгарских приходов. История не раз доказывала, что непросвещённые, неподготовленные священнослужители уводили паству в ересь и сектантство. Поэтому в направляемых циркулярах дипломатическим миссиям Игнатьев предписывал содействовать примирению болгарской и греческой церквей. Первостепенной задачей в циркулярах определялась помощь в подготовке священников, в том числе в российских учебных заведениях и в отборе кандидатов для обучения в России.

 Выполняя указания министерства, А.Рачинский на своих встречах с состоятельными варненцами просил оказать помощь в поиске желающих учиться в России. Знакомил их с условиями набора кандидатов. Его деятельность приобрела широкую известность не только в консульском округе. К нему начали поступать обращения от жителей других районов. Он всегда находил возможность каким-то образом помочь им. При содействии Н.Герова, с которым у него были активные деловые контакты, он направлял в Филиппополь и Панагюрище денежные средства, книги и церковные принадлежности. Сотни молодых болгар с его помощью получили образование в России. Преемник Рачинского в Варне А.А.Ольхин в секретном донесении Игнатьеву писал, что «потраченные прежним вице-консулом средства шли на помощь бедным… на направление многих молодых болгар в русские учебные заведения. Причём вице-консул до отъезда кандидатов в Россию содержал их в Варне за свой счёт в ожидании решения министерства и Святейшего Синода. Лично готовил учеников при содействии архимандрита Филарета к успешному поступлению. Нередко он снабжал их книгами и даже деньгами на дорогу, издавал на болгарском языке различные брошюры. Им был приобретён для церкви большой колокол, своим звоном покрывающий все малые колокола остальных церквей и пр., и пр.»

 В своей деятельности Рачинский сталкивается с бюрократическим равнодушием к его обращениям российского посольства в Константинополе и чиновников министерства. Свои упущения и волокиту они списывали перед начальством на него. Когда он не получал своевременной реакции из Петербурга на предлагаемые им меры по финансированию затрат на подготовку и направление в российские учебные заведения болгарских кандидатов, а сроки поступления поджимали, он вынужден был тратить свои личные средства. Ему было невыносимо больно смотреть, с каким трепетом и надеждой ожидали болгары ответа из России, определяющего их дальнейшую судьбу.

Вернуться к огравлению книги

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев