Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России

2018 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Анатолий ЩЕЛКУНОВ

Дипломат России

Историческое повествование

Часть третья

Психология дипломатии

 С помощью сугубо дипломатических методов, проявляя изворотливость и знания «психологии дипломатии», он успешно нейтрализовал действия своих соперников, приобретя беспрецедентное влияние на султана и его окружение, подняв тем самым на невиданную высоту престиж посольства и российской державы. Его верным союзником было православное население империи и высшие иерархи церкви. Во время церковных праздников он во главе с дипломатами посольства и настоятелем посольской церкви архимандритом Антонином (Капустиным) и его помощниками посещал церковные службы, демонстрируя единство православных стран. В одном из своих писем родителям он сообщает, что в сопровождении большой свиты принял участие в церковной службе в патриархии, где присутствовали также представители греческой и сербской миссий. Устроенная им «православная демонстрация» привлекла в патриархию массу народа, приведя в восторг болгар и греков. «Во время крестного хода народ толпился вокруг меня, – продолжает он, – и сбил нас с ног. Я шёл по правую сторону патриарха, а греческий посол по левую…»

 Естественно, действия Игнатьева определялись при этом стремлением продемонстрировать влияние России, а также её готовность заступиться за православных христиан Турции.

 Тонко чувствуя менталитет местного населения, Николай Павлович успешно пользовался внешними эффектами в целях привлечения его симпатий и уважения к российскому посольству. Словно на представление собирался народ к русской миссии в Пере, которую охраняли живописно разодетые и увешанные оружием рослые черногорцы, чтобы поглазеть на выезд в Высокую Порту посла на красивом белом аргамаке в сопровождении своего каваса (так по-турецки называли охранника) – болгарина Христо Карагёзова. Богатырского телосложения, с огненным взглядом и необычайно длинными усами, вровень с широкими плечами, одетый в живописный костюм болгарского гайдука и внушительным пистолетом, и кинжалом за поясом, Христо производил устрашающее впечатление на всякого, кто его видел впервые. «Москов-паша», «Москов-паша» шёпотом провожали горожане кавалькаду.

 В русском посольстве и консульствах благодаря этнической близости служили многие болгары. Романтическая история привела Христо на службу к Игнатьеву. В начале 60-х годов он охранял русское консульство в Тырново, а позже – в Рущуке. Спасая молодого болгарина, преследуемого турками и бросившегося к охраннику генерального консульства с мольбой выручить его, Христо, в порыве буйного темперамента, открыл по преследователям стрельбу. Один был ранен, двое – убиты. Христо, опасаясь международного скандала, скрылся. Пробравшись в Константинополь, он появился в русском посольстве. Его тут же представили Игнатьеву. Грозный вид незнакомца в живописном черногорском костюме произвёл сильное впечатление на посла. «Ну вот! – воскликнул он. – Ко мне пожаловал настоящий болгарский богатырь!» Любивший внешнюю эффектность, Николай Павлович сразу оценил, какую пользу можно извлечь из колоритной внешности болгарина. Узнав его поближе, Игнатьев всей душой полюбил Христо. Он ценил его «ревностное исполнение лежащих на нём обязанностей, его усердие и безукоризненную честность». Когда Христо обратился к Игнатьеву быть посаженным отцом на его свадьбе с красивой гречанкой Еленой, Николай Павлович с удовольствием исполнил просьбу своего каваса. Казалось бы, он нашёл стабильную работу, определённое благополучие и семейное счастье. Что ещё нужно человеку? Но его душа болела за Болгарию, за свой, изнывающий от угнетения народ. С риском для жизни Христо помогает в организации отряда Хаджи Димитра, оказывает содействие революционному комитету в доставке его корреспонденции. Вожди болгарского освободительного движения Х.Ботев, Ф.Тотю, П.Хитов, Н.Обретенов обращались к нему с различными просьбами. После Апрельского восстания он спас от неминуемой смерти не менее семидесяти человек, укрывая их в посольстве, а затем отправляя переодетыми матросами на русских судах в Одессу или Румынию. Во время русско-турецкой войны он вместе с Николаем Павловичем направляется в действующую армию, а после временного отъезда Игнатьева на родину становится телохранителем главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича. Отличился в боях на Шипке. После Освобождения был последовательно в охране князя Дондукова-Корсакова, Александра Баттенберга и Фердинанда Кобургского. Иногда во время поездок по стране с монаршими особами, его, восседавшего в карете впереди в красочном одеянии с необыкновенно длинными усами, люди по простоте душевной принимали за царя. Но по нелепой случайности от горящей свечи, подпалившей его знаменитые усы, он потерял не только свой грозный вид, но и место при царском дворе.

Вернуться к огравлению книги

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев