Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анатолий ЩЕЛКУНОВ. Дипломат России

2018 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Анатолий ЩЕЛКУНОВ

Дипломат России

Историческое повествование

Часть третья

Создатель Русской Палестины

 В наше время, когда в России происходит возвращение традиционных исторических ценностей, с особой признательностью следует сказать о роли Н.П. Игнатьева в поддержке православия в Османской империи. Эта тема увлекательно раскрывается в книге профессора А.А. Данилевского «Граф Н.П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке». Эпиграфом к ней взяты слова Николая Павловича из его неопубликованного письма начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину: «Без неудач и испытаний слишком легко было бы на земле жить, а мы сюда присланы для борьбы и труда». Здесь в краткой форме выражен нравственный принцип, которым Игнатьев руководствовался в течение всей своей жизни.

 Книга Данилевского имеет научную ценность, поскольку она написана на основе личных писем Н.П. Игнатьева архимандриту Антонину.

 Этот церковный деятель (в миру – Андрей Иванович Капустин) сыграл исключительную роль в приобретении земель во владение Российской империи на Святой земле. Монашеский постриг он принял в 1845 году в пещерах Киево-Печерской лавры, получив имя Антонина. Вскоре последовало рукоположение его в иеродиакона. Некоторое время он преподавал в Академии. Затем был направлен настоятелем при Афинской миссии. За год до назначения Игнатьева послом он был переведён в Константинополь настоятелем посольской церкви. У Николая Павловича сложились очень близкие и доверительные отношения с архимандритом. Игнатьев высоко ценил эрудицию священника не только в вопросах православия, но и как учёного-византиниста. Архимандрит Антонин занимался болгаро-униатским вопросом, выполнял деликатные церковно-дипломатические поручения Синода в связи с вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония, изучал Синайский кодекс Библии. Он был увлечён археологией, астрономией и нумизматикой, писал стихи, хорошо рисовал. В 1865 году с подачи Игнатьева его командировали в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской духовной миссией после вынужденного ухода архимандрита Леонида. Через четыре года его утвердили в должности начальника этой миссии, что огорчило Игнатьева, поскольку он лишился возможности иметь рядом дельного и весьма ценного советника. В одном из писем архимандриту он сетует: «Жаль, что вас здесь нет, а то решительно не с кем посоветоваться в нынешние трудные времена; приходится действовать ощупью в церковных делах, руководствуясь лишь русским чутьём и тёплым чувством». Но Николай Павлович хорошо понимал, что на Святой земле отец Антонин окажет Русской православной церкви неоценимую пользу. Преодолевая препоны турецкой бюрократии, архимандрит стал приобретать в собственность России земли, являющиеся православными святынями. Среди них: самое большое владение России на святой земле в Эйн Кареме, Мамврийский Дуб и близлежащие земли, вершина Елеонской горы, имение около Яффы по дороге в Иерусалим, на месте погребения святой Тавифы, где была построена церковь апостола Петра; подворье в Тивариаде для отдыха паломников, два владения в Бейт-Джале, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария. В Гефсимании приобретён участок, где построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины. Всего архимандрит купил 13 участков, площадью около 425 тысяч квадратных метров. При его участии производились раскопки около Храма Гроба Господня, которые позволили открыть остатки стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат, где позднее сооружено подворье с церковью Святого Александра Невского. Архимандрита Антонина по праву называли создателем «Русской Палестины». Неоценимую помощь в его деяниях оказывал Игнатьев. Лишь при энергичном участии посла отцу Антонину удавалось благополучно разрешать многие проблемы с недвижимостью. «Дело о Мамврийском Дубе уладится, – писал Николай Павлович архимандриту. – Баталию пришлось выдержать не малую».

 Мамврийский Дуб – великая христианская святыня. При нём бог явился Аврааму в образе трёх ангелов. Этот сюжет воссоздаёт икона Святой Троицы Андрея Рублёва.

 Игнатьев уезжал в Россию для устройства имения Екатерины Леонидовны. Его заместители чуть не проиграли дело. «Что мне всего досаднее, – отмечал он далее в письме, – это то, что дело было почти улажено до моего отъезда, и мои помощники испортили мне в конец этот вопрос». В отсутствие посла турки решительно отказали в приобретении новой собственности. По возвращении в Константинополь, Игнатьев встретился с верховным визирем. Сановник заявил ему, что место это «чтится мусульманами в равной степени с православными, и он опасается возбуждения мусульманского фанатизма… Все мусульмане издавна чтили это дерево, ибо Авраама признают они за великого пророка». Но Игнатьев был бы не самим собой, если бы отступил от задуманного. Не раз он повторял: «Моё правило прижать к стенке и неуклонно стремиться к цели». И на этот раз гибкость ума и дипломатический талант помогают ему успешно решить «Дело о Мамврийском Дубе».

 Но справедливо сказано: «неисповедимы пути господни». При известном «дарителе земель русских» и «беспощадном борце с православной религией» Никите Хрущёве большая часть собственности, приобретённой архимандритом Антонином на Святой земле, была продана Израилю за смехотворную сумму в 4.5 миллиона долларов США по соглашению, получившему название Апельсиновая сделка. Две трети от суммы были оплачены импортом апельсинов из Яффы, которые, между прочим, из-за бесхозяйственности не дошли до населения. Они просто сгнили.

 На рубеже нового столетия Русская православная церковь совместно с Министерством иностранных дел России начала работу по возвращению российской недвижимости. В эту деятельность активно включилось Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), которое более столетия содействует православному паломничеству. Результатом стало возвращение Русской православной церкви участка в Иерихоне и земельного участка «Эль-Атн» в Вифлееме, на котором построена гостиница для паломников. В Хевроне возвращён монастырь Животворной Троицы, где находится Мамврийский дуб. В 2008 году правительство Израиля передало России Сергиевское подворье, где сразу же начались реставрационные работы. В 2012 году в Вифлееме открылся культурно-деловой центр ИППО, который выстроен в исторической части города Вифлеема на земельном участке, выделенном Обществу властями Палестинской национальной администрации. ИППО способствовало организации работ по спасению и оздоровлению евангельской смаковницы, на которой Захтея Мытарь увидел Христа. На этом участке продолжается оформление музейно-паркового комплекса.

 Перу архимандрита Антонина, который, кстати говоря, был избран почётным членом ИППО, принадлежат многочисленные статьи и книги по духовным и археологическим вопросам. В наше время благодаря усилиям учёных-богословов Московской патриархии при содействии ИППО началось издание личных дневников священника, запечатлевших огромный опыт его церковной и научной деятельности на протяжении тридцати лет и представляющих собой уникальный церковно-исторический источник.

 В начале своей дипломатической службы в Константинополе Николай Павлович не вмешивался в церковные дела. Однако постоянно возникающие проблемы в деле оформления земельных участков, коллизии между представителями различных конфессий и разразившийся спор об автокефалии болгарской церкви потребовали от него самого деятельного участия. Приобретая земельную собственность, архимандрит Антонин записывал её на православного палестинца Якова Халеби, поскольку законодательство Порты запрещало иностранцам покупать землю. Затем участки передавались «за долги» архимандриту. Используя свои личные связи в турецкой администрации, Игнатьев помогал получать ферманы на строительство на этих землях приютов, больниц, школ и церквей.

 Одной из сложных и щепетильных задач, которой пришлось вплотную заниматься послу, было восстановление купола над храмом Гроба Господня. Ещё в царствование Александра I и Наполеона Бонапарта была предпринята попытка ремонта купола. В течение десятилетий он угрожал обрушиться. Через проломы в храм, непосредственно на кувуклий, затекала дождевая вода. «Целые ручьи текли по стенам храма. … Нередко падающая со стен штукатурка ранила паломников», – писал Игнатьев в одном из писем. Потребовалась длительная переписка с Петербургом и Парижем и переговоры Игнатьева с французским послом Лутье, чтобы добиться согласия Франции на совместное производство работ. По указаниям Николая Павловича консул в Иерусалиме А.М.Карцов весьма ловко сглаживал шероховатости и сумел привести к соглашению интересы различных вероисповеданий. Приглашённый послом из Петербурга академик архитектуры Мартин Иванович Эппингер, который ранее разработал проекты храма Святой Троицы и ряда помещений для духовной миссии и богомольцев на Святой земле, талантливо осуществил проект купола величайшей христианской святыни. Половина суммы на его сооружение (более 537 тысяч рублей) оплатила Россия.

 Игнатьев, по обыкновению, когда ему удавалось осуществить заветную цель, делился радостью с Екатериной Леонидовной:

 – Наконец-то мы сумели предотвратить постыдное для христианства разрушение купола и падение его на кувуклий и святой Гроб Господен.

 – Ну, слава Богу! – встретила она с облегчением эту новость, зная, каких искусных дипломатических ходов, настойчивости и нервного напряжения потребовала от супруга эта эпопея, имеющая общехристианское измерение.

 Переписывая его депеши, направляемые в Петербург, она была в курсе всех посольских дел. Её ровный, сдержанный характер снимал все эмоциональные всплески Николая Павловича, воспринимавшего разного рода неурядицы по работе с плохо скрываемым раздражением. С особой нетерпимостью он относился к бюрократическим проволочкам и косности петербургского чиновничества. Она хорошо чувствовала любые нюансы в настроении мужа, знала его увлекающуюся натуру, много раз имела возможность убедиться в том, что чем неподатливее было для него то или иное дело, тем с большей энергией он стремился добиться его решения.

 – Ты же знаешь, Катя, – признавался он ей не раз, – привык я уделять всё своё время службе. А себе оставляю только обрезки.

 Ей это было хорошо известно. И сейчас у неё защемило сердце при мысли, что нелегко достаются ему дипломатические победы. За последние несколько лет он потерял немало волос когда-то пышной своей шевелюры. Всё более обнажающийся породистый череп он закрывал прядью, аккуратно зачесанной на правую сторону.

 – Теперь ты сможешь вплотную заняться урегулированием спора между греками и болгарами, – подбодрила она Николая Павловича.

 – Да-а-а. Это потребует от нас немалых усилий, – предположил он. – Надеюсь, патриарх Григорий будет не таким несговорчивым, как Софроний. Во время нашей последней встречи Святейший заверил меня, что будет придерживаться принципа неделения православной церкви.

 Они завтракали в гостиной резиденции в Буюк-дере. Была середина мая. Погода не внушала оптимизма. Из окна виднелся густой туман на Босфоре. Низко проплывали свинцовые тучи. С Чёрного моря дул порывистый ветер, моросил мелкий, надоедливый дождь. Набережная, обычно оживавшая с утра в погожие дни, была безлюдна. Привязанный к плавучей бочке стационер – небольшой паровой катер, под потоками ветра лениво поворачивался то в одну, то в другую сторону. Русский флаг на нём трепетал от родного северного ветра. Из-за промозглой погоды, Николай Павлович отправится сегодня в посольство не на катере, а в крытом экипаже. Он намеривался приступить к подготовке нового политического письма в министерство, в котором задумал обосновать создание особого Болгарского экзархата (округа) с центром в Тырново.

Вернуться к огравлению книги

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев