Блаже РИСТОВСКИЙ
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Блаже РИСТОВСКИЙ

2010 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Блаже РИСТОВСКИЙ 

Парадоксы истории Македонии

Единственный оазис стабильности в границах бывшей СФРЮ, единственная республика, которая оказалась незатронутой сокрушительным вихрем войн и межэтнических столкновений, - Македония еще 10 января 1992 года была представлена Арбитражной комиссией Бадентера в качестве кандидата на первоочередное признание со стороны Европейского союза. Но именно ей довелось стать последним государством на бывшем югославском пространстве, ожидавшим утверждение факта своей независимости мировым сообществом.

В этом можно увидеть продолжение цепи парадоксов, которыми столь щедро "одарила" история край, лежащий в сердце Балкан. Начнем с имени народа, его населяющего. Современные македонцы, как известно, говорят на языке славянской группы, - но в своем самоназвании, так же как в названии страны, они сохранили память об античных жителях этих мест. В XIX столетии, в пору пробуждения национального самосознания, македонские просветители полагали, что наш народ - прямой наследник фаланг Филиппа и Александра Македонского. Они не просто провозглашали древних македонцев славянами - они думали и действовали как реальные потомки Александра Великого. Подобный "мифологический период" прошли в своем развитии многие возрождающиеся нации; но трагический опыт разделения народа, который пережили македонцы в ХХ веке, способствовал консервации мифа и даже его укоренению в последние 20 лет (сегодня некоторые "исследователи" пишут, что даже Гомер слагал свои песни на "старомакедонском" языке).

Конечно, серьезная наука не имеет с подобными построениями ничего общего. Но возникает вопрос: какова же связь нынешних македонцев с античными? Мой ответ в следующем: мы преимущественно славяне - в том же смысле, в каком славянами считают себя, например, русские, в свое время ассимилировавшие многие угро-финские племена. "Чистых" славян не бывает, в славянском мире мы не находим примеров этногенеза "в пробирке". И македонский народ тоже произведение истории. В нем можно выявить несколько этнических "слоев", накопленных за полтора тысячелетия. С хлынувшими на Балканы славянскими массами постепенно сплавилось местное население. Это были в первую очередь античные македонцы, затем пайонцы (пейонцы), дарданийцы, иллирийцы, фракийцы, куманы, авары и другие народы и племена.

Кровь моего народа, несомненно, несет некоторую частицу крови соотечественников Александра, ибо, как писал в 1871 году известный культурно-национальный деятель Димитар В. Македонский, "не згинула же земля, чтоб проглотить" этих древних македонцев! Участие античных жителей этих мест в становлении современного македонского народа прослеживается не только в нашем имени, пронесенном через века. Нас объединяет традиция материальной культуры (что зафиксировано археологическими данными); память о древности живет в легендах и преданиях. В 1844 году изучавший Македонию русский славяновед Виктор Григорович заключил, что самыми популярными персонажами здесь являются Александр Македонский и Марко Кралевич (XIV век). Изданный в 1861 году в Загребе сборник Миловиновых также открывает сказание об Александре.

 Наконец, с древними македонцами нас объединяет земля, которую мы унаследовали, - наша общая родина. Славяне начали переселяться на Балканы, по некоторым данным, еще в IV-V веках. А завершился этот процесс в начале VII столетия. Следует иметь в виду, что к моменту прихода славян Македония представляла собой христианскую область. Ведь христианство впервые ступило на землю Европы именно в Македонии (Деян. 20:3). Здесь, в Эгейской Македонии, в городе Филиппы возникла первая "европейская" христианская община. К жителям этого края обращается в своих посланиях апостол Павел, отмечая между прочим некоторые черты их характера ("О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга; ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии". - 1 Фес. 4:9-10).

В свете всего вышесказанного нелепо смотрятся основанные на великоболгарских мифах заключения об отсутствии национальной самобытности македонцев или об определяющем болгарском влиянии на становление македонской культуры. Дело в том, что в ключевой период конца VII - второй половины IX века эти две области были разделены границей - как политической, так и религиозной. Македония, заселенная преимущественно славянами, входила в ареал христианской византийской культуры. Болгарское государство, возникшее в 681 году в результате слияния пришедших из Азии тюрок-протоболгар и союза семи славянских племен (от которых история не сохранила даже имена), оставалось языческим.

До 864 года нога болгар в буквальном смысле не ступала на македонскую землю. Св. Мефодий в молодости был военачальником - он защищал рубежи Византии, отделявшие Македонию от Болгарии… Итак, у наших предков просто не было физической возможности иметь, совместную историю в течение этих двух веков - вплоть до 864 года, когда занявшие Македонию болгары вынуждены были креститься.

Парадоксально и то, какое освещение получила у болгарских историков знаменитая миссия Кирилла и Мефодия. Вспомним факты - вроде бы хорошо известные, ныне твердо уже установленные. В 862 году в Константинополь, к императору Михаилу III прибывают посланцы моравского князя Ростислава с просьбой дать им проповедников и учителей на славянском языке. Михаил III посылает самых известных миссионеров из македонских земель (потому что других христианизированных славянских областей просто не было в пределах империи). Не только Кирилл и Мефодий, но и их ученики и спутники Климент, Наум и Ангеларий происходят из этого края. Посольство князя Ростислава, как и путешествие Солунских братьев, имело совершенно определенное политическое значение: Моравия вела борьбу против франков и хотела заручиться сильным стратегическим союзником - ей это удалось, ибо франки, в свою очередь, являлись союзниками врагов Византии болгар. Таким образом, существовало как бы два противодействующих пакта - франко-болгарский и византийско-моравский. Последний и призвана была укрепить деятельность просветителей. И вот, этой объективно антиболгарской миссии Кирилла и Мефодия некоторые софийские историки до сих пор придают какой-то "проболгарский" смысл! (Отметим попутно, что святые Солунские братья, за свою наполненную путешествиями жизнь никогда не ступали на территорию Болгарии.)

Через год после их отъезда в Моравию, в 864 году, болгары заняли Македонию. А еще через год хан Борис принял крещение и крестил свой народ. Когда обширная христианизированная область вошла в состав Болгарского государства, его правитель должен был сделать выбор между язычеством и христианством. Бояре, верные старым богам, выступили против него, и Борис должен был их посечь. Это была борьба за власть - но и борьба за культуру.

Именно тогда на жителей Македонии и было распространено название "болгары". Ведь по юридическим правилам того времени все жители государства именовались одинаково - будь они даже македонцами, греками или сербами. Любопытно, что присоединивший эти земли к Византии император Василий II учредил фему "Болгария" именно на македонских землях, а болгарские территории включил в фему, называвшуюся "Подунавье".

Следующий парадокс заключается в том, что Македония, ставшая колыбелью первой автокефальной славянской православной Церкви, до сих пор не имеет признания своей церковной самостоятельности со стороны мирового православия. Учениками св. Кирилла и Мефодия, Климентом и Наумом, после их возвращения в Македонию, был основан мощный духовно-просветительский центр в Охриде. При царе Симеоне, боровшемся против греческого влияния, св. Климент стал архиепископом. Позднее, в период существования сильной державы царя Самуила (Самоила), ядро которой составляли македонские славяне, Охридская кафедра была возведена в ранг самостоятельной патриархии. И хотя в 1018 году ее статус был вновь понижен до архиепископии, однако еще в течение восьми веков вплоть до своего неканоничного закрытия в 1767 году Охридская кафедра продолжала оставаться центром притяжения духовных и культурных сил македонского народа.

В древнем Охриде было столько церквей, сколько дней в году; сохранившаяся фресковая живопись храмов и монастырей оценивается искусствоведами как предвосхитившая открытия Ренессанса; здесь существовала крупнейшая школа книжности и центр переписки - большая часть древнейших памятников славянской письменности происходит именно из этого края. Особая тема - связи Охрида с Древней Русью. Сегодня подтверждено, что существовали контакты между двором царя Самуила в Охриде и князя Владимира в Киеве, закрепленные политическим браком: именно из македонской земли происходит четвертая жена князя Владимира. Два ее сына, Роман и Давид (имена, взятые прямо из узкого семейного круга Самуила!) впоследствии стали первыми святыми, прославленными на Руси под именем Бориса и Глеба (их канонизировал также охридский патриарх Иоанн). Русский исследователь В. А. Мошин, нашедший приют на македонской земле и умерший в Скопье, доказывал, что знаменитые "Новгородские листки" происходят также от двора Самуила (они представляют собой остаток Евангелия, посланного из Македонии на Русь). Известно, что учители и проповедники Охридской церкви приезжали в древнерусское государство, распространяя здесь православие и славянскую письменность.

 Академик Лавров, участник знаменитой македонской экспедиции Н. П. Кондакова 1900 года, полагал, что даже само имя "славяне" распространилось - через письменность - именно из Македонии. В пользу этого предположения говорит тот факт, что ближайшие соседи македонцев - албанцы - удержали в своем языке древнюю форму названия нашего племени ("шчаи" - от "шкьяви", "склави", "славии"). Правда, в современном албанском это слово приобрело пренебрежительный смысл и означает просто нищие.

…История оказалась не слишком благосклонной к македонскому народу. После разгрома царства Самуила в 1018 году снова настал период иностранных завоеваний, когда Македония входила в состав Византии, Болгарии, Сербии и, наконец, на целых пять с половиной веков была поглощена Османской империей. Важно отметить, что она всегда воспринималась в качестве целого с четко очерченными географическими, этнокультурными и географическими границами.

Название "македонцы" в течение всех этих веков, вопреки официальной государственной терминологии захватчиков, продолжало использоваться в качестве обозначения жителей края, а с XVII столетия - и как имя народа. В 1689 году, во время австрийско-турецкой войны, вождь македонских повстанцев Карпош освободил на какое-то время большую часть Македонии. Когда после разгрома восстания начался массовый исход населения на север, австрийский монарх обратился с благосклонным посланием к "македонскому народу". Большинство переселившихся тогда в Воеводину славян затем перебрались в Россию, где Екатерина II повелела сформировать из них особый Македонский гусарский полк (с национальными знаками, отличающимися от сербского, болгарского, греческого и валахского полков), а самих его участников российская администрация регистрировала как принадлежащих к "македонской нации".

Македония, занимавшая центральную часть турецких владений на Балканах, дольше всех оставалась в составе Оттоманской империи. Тем не менее идеи национального возрождения пустили в ней корни практически одновременно с другими балканскими странами. В 1741 году македонец Христофор Жефарович напечатал свою знаменитую "Стематографию", в которую внес древний герб Македонии. Народ ощущал потребность читать книги на своем языке - появились и национальные издатели. Йоаким Крчковский с 1814 по 1819 год выпустил пять своих книг в Будиме. В 1816 году Кирил Пейчинович издал книгу "Огледало" ("Зеркало"), сыгравшую немалую роль в развитии македонской литературы. С середины 1840-х годов уже ясно проявляет себя македонская национальная мысль. Середина XIX века отмечена также бурным развитием светской литературы, отражающей современный разговорный язык, и массовым собиранием и изданием устного народного творчества.

Свидетельством подъема национального самосознания стало Разловечское восстание 1876 года, после которого понятие "Македония" впервые вошло в оборот международной политики. Особое место занимает Кресненское восстание (1878-1879), вспыхнувшее как реакция на решения Берлинского конгресса, в которых не нашлось места национальным интересам македонцев.

После русско-турецкой войны Македония осталась фактически единственной православной страной под османским игом. Важную роль для развития самосознания македонцев в конце XIX века сыграла деятельность революционера и писателя Герги Пулевски. В 1893 году была создана Тайная македонско-одринская революционная организация (ТМОРО), вершиной деятельности которой следует считать Илинденское восстание, поднятое в 1903 году. В 1902-м в Санкт-Петербурге было образовано "Македонское научно-литературное дружество", ставшее самым значительным национально-культурным проектом македонцев до Освобождения.

 В последние годы своего пребывания в составе султанской Турции Македония становится ареной "соревнования" националистических пропаганд - болгарской, сербской, греческой. Общим у них было то, что самобытность македонского народа отрицалась в любом случае. Здесь мы подходим к одному из самых горьких парадоксов истории моего народа. К моменту начала Первой Балканской войны в 1912 году македонцы в составе Европейской Турции составляли единое этнокультурное целое, в границах от реки Бистрицы на юге до пиков Шар-Планины на севере и от реки Месты на востоке до горных хребтов за Охридским озером на западе. Балканские войны принесли Македонии избавление от турецкого ига, но в то же время они закончились расчленением страны между победителями и разделением македонского народа. Согласно Бухарестскому договору от 10 августа 1913 года, Греция захватила самую большую часть Македонии, Сербия - ее Вардарскую часть (ныне составляющую территорию независимой Республики Македония), небольшую часть удержала за собой Болгария, а получившая самостоятельность Албания захватила самую маленькую часть македонской земли с частично исламизированным населением.

 Македонцы не смирились с таким положением и развернули борьбу за воссоединение отечества. Большой вклад в разработку и утверждение национальной идеи внесла македонская колония в Петербурге, издававшая в 1913-1914 годах на русском и македонском языках газету "Македонски глас". Незадолго до Октябрьской революции в Петрограде был образован Македонский революционный комитет во главе с Димитрием Чуповским. Этот комитет утвердил программу действий, предусматривавшую создание Балканской Демократической Федеративной Республики с Македонией в качестве равноправного члена. Однако на Версальском конгрессе национальные интересы македонцев в очередной раз были проигнорированы великими державами.

Революционные силы Македонии видели единственный способ добиться объединения родины в создании федерации балканских государств. Поэтому они приняли программу Коминтерна, ориентированную именно на такой сценарий, и активно включились в левое и коммунистическое движение. Особенно бурную деятельность в 1925-1936 годах развернула организация ВМРО (Объединенная), выпускающая свой орган "Македонское дело". Под влиянием борьбы нашего народа Коминтерн принял 11 января 1934 года специальную резолюцию о македонской нации и македонском языке. Это было весьма важным международным признанием самобытности македонцев. Но, конечно, Коминтерн не создал своей волей нацию, а лишь поддержал ее борьбу (к тому же, исходя из собственных политических интересов).

Вихрь Второй мировой не обошел и македонскую землю. Мои соотечественники гордятся тем, что первыми партизанами-антифашистами на Балканах были именно македонцы. Но развернуть единую освободительную войну в разных частях Македонии не удалось в силу целого ряда причин (среди которых не последнее место принадлежит противодействию Коминтерна). Это привело к различным результатам в борьбе. Македонской освободительной армии (насчитывавшей около 100 тысяч бойцов) удалось собственными силами освободить только Вардарскую часть страны. 2 августа 1944 года было провозглашено создание македонского государства. После войны Республика Македония вошла в состав федеративной Югославии. Населенные македонцами районы Греции, Болгарии и Албании остались вне ее рамок.

В период гражданской войны в Греции (1946-1949) македонцы активно боролись за свое национальное освобождение; македонские отряды контролировали несколько "свободных районов". Но после поражения греческих повстанцев тысячам жителей Эгейской Македонии пришлось испить горькую чашу изгнания.

Мое высказывание может показаться кому-то парадоксальным, но современные македонские патриоты в целом положительно оценивают период пребывания нашей республики в составе СФРЮ. Ведь именно в рамках федеративной Югославии удалось осуществить тот идеал, что мои соотечественники пронесли сквозь века, - было создано македонское государство. Несмотря на идеологическое и политическое единомыслие, насаждавшееся в течение десятилетий, национальное самосознание македонского народа окрепло.

 О событиях последних лет, которые открыли новую эпоху в истории Македонии, автор этих строк может свидетельствовать не только как историк, но и как их очевидец и участник. Процесс обретения Республикой Македонией суверенитета прошел несколько стадий, первой из которых стали собрания интеллектуалов в 1988 году, где впервые за долгое время были подняты и внимательно исследованы проблемы нашей национальной и культурной самостоятельности. Большое значение для осознания единства народа имел проведенный тогда же съезд беженцев из Эгейской Македонии (на сегодня их число достигает 300 тысяч человек). Группа, которую мне предложили возглавить, посетила Нью-Йорк, где нами была передана в ООН "Декларация об объединенной и самостоятельной Македонии".

В 1989 году мне удалось организовать "Македонский форум", занявшийся разработкой нашей национальной программы. Демократические силы сумели провести первые свободные выборы в парламент летом 1990 года. 20 марта 1991 года было сформировано правительство, которое взяло курс на достижение государственного суверенитета. 8 сентября 1991 года в ходе референдума народ Македонии высказался за национальную независимость.

Сегодня иностранные журналисты и ученые часто задают нам вопрос: как удалось Македонии не допустить втягивания в межэтническую войну. Политики, стоявшие у истоков македонской государственности, сумели избежать обострения отношений с командованием югославской армии. Мы позволили ее частям некоторое время пребывать на нашей территории, при условии полного невмешательства в дела Македонии. Когда началась война, в Македонии попытались начать мобилизацию. Мы объясняли, что не будем посылать на нее наших парней, потому что этот фронт - не наш фронт. Тогда обстановка была очень напряженной - сам я много ночей не ночевал дома, получив множество угроз физической расправы. Но Сербия не была готова открыть еще один фронт в Македонии - отступила. (Справедливости ради надо сказать, что еще в рамках СФРЮ наша республика имела самые лучшие отношения именно с Сербией.) К тому же неформальными гарантами македонской независимости выступили Болгария, Албания, Греция. Политика соблюдения баланса сил, равноудаленности от воюющих сторон принесла свои плоды - Македония мирным путем утвердилась как независимое государство.

И в заключение несколько слов о перспективах развития македонско-российских контактов. В первом правительстве суверенной Македонии я занимал пост вице-премьера, и в этом качестве в Москве мне довелось вести переговоры об официальном признании нашего государства. В беседах с советником президента Ельцина Д. А. Волкогоновым, во время встреч в российском МИДе, я постоянно проводил одну мысль: вы знаете, как велико в Македонии доверие и уважение к России - не допустите, чтобы моя страна подпала под влияние Запада и стала союзником блока НАТО. К сожалению, тогдашнее российское руководство было склонно придавать не слишком большое значение не только моим словам, но и вообще развитию наших взаимоотношений.

Сегодня славянство как-то "затихло" - его голос в мире практически не слышен. Но я верю, что оно обязательно воспрянет, не сегодня так завтра.

 

*Автор - академик МАНИ (Македонская академия наук и искусств).


Далее читайте:

Алексей Скворцов кн.: Косово и Метохия: можно ли защищать права человека посредством насилия?

Исторические лица южных славян (биографический указатель).

Славяне (справочная статья).

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев