Андреев Лукьян |
|
- |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Лукьян АндреевАндреев Лукьян — кошевой атаман Запорожской Сечи. В сер. окт. 1673 из Москвы в Запорожье прибыл цар. посол подьячий С. Щёголев с государевой грамотой, пушками и боеприпасами, пожалованными царём Алексеем Михайловичем запорож. казакам. Посла встретили сечевое духовенство и старшина. Его привели прямо на майдан со всеми цар. подарками и объявили, что в кошевых атаманах и напольных гетманах у них ныне Н. Вдовиченко, к-рый, не дождавшись цар. пушек, ушёл против татар к Перекопу, а потому привезённую послом государеву грамоту казаки смогут прочитать лишь по возвращении кошевого и всего войска. 17 окт. дня войско вернулось из-под Перекопа, но без кошевого, а через 2 дня после этого собралась рада и на ней прежде всего выбрали нового кошевого атамана — А., а затем зачитали грамоты — цар., польск. короля и сената. После этого А. обратился к казакам со словами: «Братия, войско запорожское, кошевое, днепровое и морское! Слышим и глазами видим великого государя премногую милость и жалованье: милостивым словом изволил увеселить, про наше здоровье велел спрашивать, пушки, ядра, порох и свинец приказал прислать; калмыкам, донским козакам, из городов охочим людям на помощь против бусурман к нам на Кош позволил переходить, также чайками, хлебными запасами и жалованьем обнадеживает, только б наша правда была». На эти слова кошевого рада отвечала: «За премногую царского величества милость бьем челом, а правда наша, конечно, будет: полно нам без пристанища волочиться. Служили мы и с татарами после измены Брюховецкого, и во время Суховиева гетманства; крымский хан со всего Крыма хлебные запасы сбирал и к нам на Кош присылал; да и теперь, если б хотели, будет присылать, только тот его хлеб обращался нам в плач, нас же за шею водили и как овцами торговали, в неволю отдавали, все добро и клейноты отняли. Пока свет будет и Днепр идти не перестанет, с бусурманами мириться не будем». После этих слов казаков заговорил снова А.: «С нынешнего времени его царскому и его королевскому величествам Богом обещаемся служить верно и неотступно. Братия, войско запорожское, кошевое, рада полная, так ли моя речь к престолам обоих великих государей христианских монархов» — «Так, так, господине кошевой».— «Воздадим же Господу Богу и великому государю нашему свету хвалу!» — заключил кошевой, и по его слову грянули выстрелы из пушек и ружей, после чего казаки в церкви отпели благодарственный молебен Господу Богу. В это время цар. посол узнал, что до его приезда сечевое духовенство на ектениях поминало прежде всего короля, а потом царя; он попенял духовенству, что надо бы сначала поминать царя, а потом уже короля, и духовенство согласилось с ним. После молебна посол позвал к себе А. со старшиной и стал их расспрашивать, куда подевался Вдовиченко и как он появился в Запорожье. Щеголеву рассказали, что «пришел он на Запорожье в нищем образе; сказался харьковским жителем, свят муж и пророк, дана ему от Бога власть будущее знать; тому год седьмой, как велел ему Бог, дождавшись этого времени, с войском запорожским разорить Крым, а в Царьграде взять золотые ворота и поставить их в Киеве на прежнем месте. Князь Ромодановский до этого доброго дела его не допускал и мучил, только эти муки не берут его, писано, что сын вдовицы все земли усмирит. Теперь послал его Бог к войску запорожскому и в городах всякому человеку до сосущего младенца велел сказывать, что он такой знающий человек, чтоб шли с ним разорять Крым; как придет на Крым, пять городов. возьмет и будет в них зимовать, бусурманы стрелять не будут, потому что он невидимо будет под города приходить, стены будут распадаться сами, ворота также отворятся сами, и от того прославится он, Вдовиченко, по всей земле. А наперед ему надо Перекоп взять и войско запорожское пожитками наполнить. Услыхав такие слова, многие люди покинули свои дома, хлеб в полях и пришли за Вдовиченком на Запорожье, собралась большая толпа и войску запорожскому говорила, чтобы идти с Вдовиченком под Перекоп. Кошевой Евсевий Шашол отказывал, чтобы дождались пушек от великого государя; но городовые люди хотели убить Шашола, кричали, что они шли не на их войсковую, но на Вдовиченкову славу, и кошевое войско на эти слова их все склонилось, собрало раду, Шашола отставило, а выбрало Вдовиченка атаманом кошевым и гетманом полевым. Когда же собрались в поход, то стали спрашивать у Вдовиченка, сколько надо брать пушек? На это Вдовиченко отвечал, что пушек брать не надо, потому что и без них будет хорошо, что он слышал о посылке к царю за пушками, но находит, что это лишнее, потому что те пушки запорожцам не принесут проку, и если им понадобятся пушки, то козаки могут покорить ближайший и самый богатый бусурманский город и взять в нем пушки. Только некоторые знающие люди не во всем поверили Вдовиченку и взяли две пушки. Всего пошло под Перекоп тысяч шесть конных да тысячи три пеших. Вдовиченко шел до самого Перекопа без отдыха, отчего у многих лошади попадали и, пришедши к перекопскому валу, под город не пошел и промысла никакого не чинил. Войско, по своему обычаю, засыпало ров и половина обоза перебралась за Перекоп, но перекопские жители начали из пушек и из ружей стрелять и наших людей бить и топить. Вдовиченко стал от стрельбы прятаться, и войско, видя, что он не такой человек, как про себя сказывал, от Перекопа отступило, дорогою булаву и бунчук у него отняло и хотело убить его, но он скрылся». Потом он появился в с. Барышевка и стал вести прежние речи, но тут его схватили и отправили к гетману Самойловичу, а от гетмана к воеводе кн. Ромодановскому, после чего вскоре он «сгинул от своих же советников ». Видимо, о том, что творилось в Запорожье, интересовался не только царь; за этим очень напряжённо следили и противники Москвы, особенно гетман П. Дорошенко, наказывавший своим людям «отбирать всякую ведомость в Запорожье ». Однако он напрасно старался: запорожцы были на стороне моск. царя и, в свою очередь зорко следя за явными и тайными действиями Дорошенко, сообщали об этом левобережному гетману И. Самойловичу. Так, 2 дек. А. извещал его, со слов только что прибывших в Сечь казаков С. Чёрного и С. Чернеца, о возвращении Дорошенко в Чигирин и о его планах двинуться на левобережные города, а также о зимовке тур. султана на Волошском пограничье. Кроме того, А. писал Самойловичу о попытках Дорошенко склонить запорожцев на свою сторону: в своём послании сечевикам последний приписывал всю вину за «колотнечу », происходившую на Украине, разным «шатунам» и «бегунам», перебежвшим с Украины в Запорожье (напр., М. Ханенко, побывавшему сначала за порогами, потом «предавшемуся на погубление ляхам») и, наконец, просил запорожцев относиться к нему, Дорошенко, с «братолюбной милостью» и «пребывать с ним в соединении ». Положение дел становилось день ото дня всё более серьёзным. 9 янв. 1673 А. сообщал Самойловичу, что запорожцы Е. Шашол, П. Коба и В. Коробейщенко захватили где-то в низовье Днепра тат. языков с грамотами, пробиравшихся к хану, и узнали от них, что хан собирается послать 2 пашей на Сечь, а султан намеревается выжечь все города на правой и левой стороне Днепра и оставить там лишь посады, а у жителей отобрать всякое оружие, чтобы Малороссия, оставшись без городов, давала дань султану, как Волошская и др. земли. Поэтому запорожцы «прилежно и покорно» просили Самойловича прислать в Кодак людей и запасы, а затем «донести царскому пресветлому величеству свое прошение» отпустить для «лучшего промысла над неприятелями» И. Сирко. Самойлович так и сделал. Царь, получив письмо от гетмана, приказал ему «учинить без мотчания всякое помогательство запорожцам»: послать им (ещё до прихода турок и татар) в Кодак и в Сечь малороссийских казаков с их атаманами, а также порох, свинец, пушки, хлебные запасы. Гетман послал в Кодак 400 казаков и 60 бочек муки, а в Запорожье не стал посылать, потому что туда и без того шло много людей. Но, видимо, царь посчитал слишком недостаточным 400 казаков для Кодака, и потому велел отправить туда ещё из Белгородского полка 1 тыс. солдат иноземного строя. Т. о., обстоятельства, а также настоятельные просьбы запорожцев и польск. короля Алексей Михайлович был вынужден вернуть из Сибири атамана Сирко. 12 янв. царь извещал грамотой А. «о скором отпуске на Сечь Сирка». Тем временем запорожцы схватили посланцев Дорошенко, ехавших с письмами к хану, великому визирю и бею; посланцев отправили к Самойловичу, а письма послали в Москву. Кроме того, запорожцы просили царя прислать им в церковь св. Покрова на Чертомлыке 12 книг Четьи-Минеи. Царь выполнил их просьбу и сообщил, что посылал в Запорожье и в крепость Кодак воеводу кн. С. С. Волконского и пол-ка Я. Купера с 1 тыс. солдат. Вместе с тем царь напоминал А. и всему запорожскому войску об их обещании верно служить цар. и кор. величествам и потому высказывал надежду, что теперь они, когда к ним послан и воевода и ратные люди, будут действовать сообща против врагов Христовой веры. Вскоре после этого в Сечь прибыл Сирко, и А. сложил с себя обязанности кошевого атамана в пользу последнего. Далее источники упом. об А. в связи с цар. посланниками на Сечь, к-рых он охранял от своих же собратьев-запорожцев. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Далее читайте:Исторические лица Украины (указатель имен).
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |