Будилович Антон Семенович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >


Будилович Антон Семенович

1846-1908

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Будилович Антон Семенович (24.05.1846—1908), филолог-славист, публицист. Окончил Литовскую духовную семинарию. В 1863 поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского Императорского университета. После окончания в 1867 Будиловича оставляют при университете для приготовления к профессорскому званию по славянской филологии, под руководством проф. И.И. Срезневского и проф. В.И. Ламанского. С 1869 — приват-доцент славянских наречий в С.-Петербургской духовной академии. С 1871 — преподаватель славянских наречий в С.-Петербургском историко-филологическом институте. Защитил магистерскую диссертацию «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова, по рукописи Императорской публичной библиотеки XI в.» в 1871. В 1872—1875 — в научной командировке по славянским странам и областям. В 1875—1881 — ординарный профессор Историко-филологического института кн. Безбородко по русско-славянской филологии. С 1881 — профессор кафедры русского и церковнославянского языков Варшавского Императорского университета. Член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук. В 1892—1901 — ректор и профессор кафедры сравнительной грамматики славянских наречий Юрьевского Императорского университета. В 1899 — получил звание заслуженного профессора. С 1901 — член Совета Министерства народного просвещения. Член Сербской Королевской академии. Член Русского Собрания. Был членом Монархической партии правового порядка, членом Русского Окраинного Общества, ставившего своей целью борьбу с сепаратизмом в Империи.

В 1907—1908 — редактор газеты «Московские ведомости».

После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок, с к. 60-х Будилович настолько увлекся славянской политикой, что чисто научные работы, начатые диссертацией, отошли на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, публицистом и популяризатором, принимает живое участие в делах Петербургского Славянского благотворительного общества, развивает теорию Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии зарубежных славян. Таковы его: «О литературном единстве народов славянского племени» (СПб., 1877); «Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы» (Варшава, 1892); «Вопрос об общеславянских языках в западническом освещении» («Славянское обозрение», 1892, V—VI, 45—64) и др. Одновременно Будилович работает над русификацией русских окраин, незадолго перед смертью основывает специальный орган «Окраины России». Публицистический элемент проникает и в преподавательскую деятельность Будиловича (в Петербургской духовной академии, в историко-филологических институтах в Петербурге и Нежине, в Варшавском и Юрьевском университетах), в многочисленные статьи по этнографии, статистике, истории, истории литературы и культуры славян и в учено-журнальные труды, начиная с широко задуманного и неоконченного исследования «в области лингвистической палеонтологии славян», докторской диссертации «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным» (Киев, 1873—82).
Во всех своих научных и публицистических работах Будилович отстаивал идеи славянофильства. Широкую известность получили его работы «Славянские матицы и ученые дружества» (1869), «Не был ли православным человеком Иероним Пражский» (1870), «Мечта ли панславизм» (1872), «Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия» (1885), «К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси» (1903), «По вопросу об упрощении русского правописания» (1904).
Искренность и последовательность деятельности Будиловича уважали даже его политические противники. «Все сочувствующие политическому освобождению и культурному развитию славянских народностей с тяжелым чувством примут известие о кончине Будиловича, — писал С. Котляревский в «Русских ведомостях». — Каковы бы ни были разногласия по другим вопросам внутренней политики с покойным, нельзя забыть всего, что сделано Будиловичем в области ознакомления России со славянским миром и возбуждения у нас к нему симпатий. Нельзя не оценить те качества ума и чувства, которые никогда не могут заслоняться политическими различиями, чтобы оценить искреннюю, горячую веру покойного в славянство».

Смолин М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Будилович Антон Семенович (24.05.1846-12.12.1908), тайный советник, ученый-славист, редактор-издатель «Московских ведомостей», член Русского Собрания (PC), один из инициаторов создания Русского Окраинного Общества (РОО).

Родился в с. Комотово Гродненского у. одноименной губ. в белоруской семье православного сельского протоиерея. Образование получил в Жировецком ДУ и Литовской ДС, окончив средние классы которой, в 1864 поступил на историко-филологический ф-т С.-Петербургского ун-та. В ун-те посвятил себя изучению славянских наречий и русской литературы. За свое студенческое сочинение «О литературной деятельности Ломоносова» был удостоен золотой медали. Окончив ун-т в 1868, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию по славянской филологии, под руководством проф. И. И. Срезневского, В. И. Ламанского и М. И. Сухомлинова. С 1869 — приват-доцент славянских наречий в С.-Петербургской Духовной академии; с 1870 — преподаватель славянских наречий в С.-Петербургском историко-филологическом институте. В 1871 защитил магистерскую диссертацию «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова, по рукописи Императорской Публичной библиотеки XI века». В 1872—1875 находился в научной командировке в славянских странах. В 1875—1881 являлся ординарным проф. Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. В 1878 защитил докторскую диссертацию «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях», получив степень доктора славянской филологии. В 1881 был назначен в Варшавский ун-т ординарным проф. русского и церковнославянского языка, с совмещением должности декана историко-филологического ф-та. Будилович также являлся почетным членом С.-Петербургской ДА и членом-корреспондентом АН (с 4 декабря 1882). В 1892—1901 он состоял ректором Императорского Юрьевского ун-та, прославившись утверждением русских национальных начал и гонениями на все немецкое. 18 мая 1901 назначен членом Совета министра народного просвещения, а в 1905 — председателем Особого совещания по вопросам об образовании инородцев.

После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок, с конца 60-х годов, Будилович настолько увлекся славянской политикой, что научная работа отошла на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, агитатором и популяризатором славянофильских идей, принимает живое участие в делах петербургского Славянского благотворительного общества (тов. председателя которого он являлся), развивает теорию проф. Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии для зарубежных славян. Выступая горячим поборником славянского единства, как на будущий общий литературный язык Будилович указывал на язык русский, на котором говорят 2/3 всего славянского мира и который, по его мнению, из всех славянских диалектов один только стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковнославянским, и потому является преемником его прав и его призвания. Будилович также являлся основателем и первым председателем Галицко-русского общества, членом нескольких ученых обществ и академий в славянских странах. Со славянством Будилович сроднился и семейными узами, женившись на дочери видного галицийского политического деятеля и писателя ревностного русофила Адольфа Добрянского (1813—1901). Являясь человеком прямолинейным, хорошим оратором и полемистом, искренне отстаивавшим свои взгляды, Будилович, в то же время, как отмечали его современники, всегда оставался романтиком, сохранившим связь со старым славянофильством и его красивой утопичностью.

Будилович активно публиковался со статьями, посвященными истории славян и славянскому вопросу, в «Журнале министерства народного просвещения», «Русском обозрении», «Известиях славянского благотворительного общества», аксаковской «Руси», «Русском вестнике», «Новом времени», «Московских ведомостях» и др.

Также Будилович принимал участие и в право-монархическом движении: был членом PC, работал над проблемой русификации окраин, в 1906 основал специальный печатный орган «Окраины России». В к. 1907 Будилович разработал проект специального общества (РОО), которое в качестве самостоятельной независимой организации должно было заниматься изучением национальных окраин России и разрабатывать меры по борьбе с антирусскими и антигосударственными течениями, распространяющимися среди инородцев. Идеалом русского политического строя считал самодержавную монархию, опирающуюся на законосовещательный всесословный Земский собор. В одной из своих политических статей, написанной в 1905, пророчески предсказывал будущее России, если она увлечется западными конституционными идеями: «Святая Православная Русь исчезнет как таковая; она превратится в Русь неправославную, даже нехристианскую, а, скорее всего, масонскую <...> во главе всех церквей и исповеданий будет поставлен ответственный перед своей партией министр культов, каковым легко может оказаться инородец или иноверец; <...> в числе первых законов будет издан закон о гражданском браке, о праве христиан переходить в еврейство или мусульманство, а несколько позже и закон об отделении церкви от государства». «Лучше уж России помириться с немедленной гибелью, как царства христианского и славянского, — в отчаянии восклицал Будилович, — чем постепенно перерождаться во вторую Индию». Разделяя правые взгляды, от активного участия в политической деятельности Будилович воздерживался. Как написал в посвященном ему стихотворении В. Иванов, Будиловича путь политической борьбы

«Своею ложью лицемерной
Его души не соблазнял
На ложный путь политиканства...
В нем жил один лишь идеал:
Христос, Россия и Славянство...».

С 1 января 1908 Будилович являлся издателем и редактором «Московских ведомостей», со страниц которых отстаивал русские и славянские интересы, предоставляя московским монархистам, в особенности Московскому отделу Союза Русского Народа и Русскому Монархическому Собранию, страницы своей газеты в качестве трибуны. Как профессиональный ученый-славист особенно увлекался балканскими делами, подробно останавливаясь на вопросах внешней политики, касающихся славян; развивал идею объединения балканского славянства, особенно останавливаясь на македонском вопросе (за что газета получила от критиков ироничное название «Македонских ведомостей»).

Скончался в ночь с 12 на 13 декабря 1908 в одной из лечебниц С.-Петербурга, не перенеся операции по удалению почки. Одну из первых панихид у гроба Будиловича совершил прот. И.И. Восторгов. Отпевал его архиеп. Антоний (Храповицкий) в сослужении с еп. Евлогием (Георгиевским) и многочисленным духовенством. Проститься с Будиловичем пришли многие правые деятели: Н.А. Зверев, А.А. Нарышкин, А. С. Стишинский, П. А. Кулаковский, М.М. Бородкин, А.А. Башмаков, В. А. Бобринский, А. С. Гижицкий и др. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры С.-Петербурга.

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии. СПб., 1869; Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова. СПб., 1871; XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Императорской Публичной Библиотеки XI века. СПб., 1875; Очерки из сербской истории // Славянский сборник. Т. 2. СПб., 1875; Анализ составных частей славянского слова с морфологической точки зрения. Киев, 1877; Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян. 4.1. Киев, 1878; Очерки из церковной истории западных славян. Варшава, 1880; Начертание церковно-славянской грамматики применительно к общей теории русского и других родственных языков. Варшава, 1883; Учебник церковно-славянского языка для средних учебных заведений. Варшава, 1883; Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия. Варшава, 1885; Обзор областей западного и южного славянства со включением червонно-русских в орографическом и гидрографическом отношениях. СПб., 1886; Об образовании общих языков в древней и новой Европе. Варшава, 1890; Культурная деятельность народов Греко-славянского мира. М, 1896; Историческая заметка о русском Юрьеве старого времени в связи с житием св. Исидора и 72 юрьевских мучеников. Юрьев,1901; К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси. СПб., 1904; Наука и политика. СПб., 1905; Вопрос об окраинах России в связи с теорией самоопределения народностей и требованиями государственного единства. СПб., 1906; О единстве русского народа. СПб., 1907; Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? СПб., 1907 и др.

Литература:

Будилович А. С. [Некролог] // Московские ведомости. 1908. 14, 16, 18, 21 дек.; Будилович как политический мыслитель // Московские ведомости. 1908. 20 дек.; Иванов А. А. На страже русских интересов. Антон Семенович Будилович (1846—1908) и Николай Дмитриевич Сергеевский (1849-1908) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Пальмов И. С. Памяти почетного члена С.-Петербургской Духовной академии Антона Семеновича Будиловича. СПб., 1908; У гроба А. С. Будиловича // Окраины России. 1908. № 51-52; Грот К. Будилович А. С. [Некролог] // Исторический вестник. 1909. Т. CXV; Карский Е. Ф. Будилович. Варшава, 1909; Он же. Памяти Будиловича // Русский филологический вестник. 1909. № 1; Антон Семенович Будилович: Библиографический указатель. Нежин, 1993; Смолин М.Б. Будилович Антон Семенович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. М., 2003.

Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Россия в первые годы XX века  (хронологическая таблица).

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

СЛАВЯНСТВО (Специальный проект ХРОНОСа в рамках программы "Форум славянских культур").

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев