Ключевский Василий Осипович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >


Ключевский Василий Осипович

1841-1911

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911) Российский историк, академик (1900 г.), почетный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук.

Труды: Курс русской истории (ч. 1-5, 1904-1922 года), "Боярская дума Древней Руси" (1882 г.), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.

Родился 28 января 1841 года. Умер 25 мая 1911 года.


КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-12.05.1911), выдающийся русский историк, ученик С.М. Соловьева. Из семьи сельского священника Пензенской губ.

В 1850 Ключевский потерял отца. Оставшаяся без средств семья переселилась в Пензу, где Ключевский учился в приходском и уездном духовных училищах, а с 1856 до 1860 — в пензенской духовной семинарии. Несмотря на противодействие духовного начальства, Ключевский, не окончив семинарии, уехал в 1861 в Москву и поступил на историко-филологический факультет. Здесь он обучался у известных профессоров: по всеобщей истории — С. В. Ешевского; русской истории — С. М. Соловьева; истории древнерусской словесности — Ф. И. Буслаева. Под руководством Буслаева изучал рукописи Синодальной библиотеки. Защитил дипломную работу на тему “Сказания иностранцев о Московском государстве”. После высокой оценки комиссией работа была опубликована в “Известиях Московского университета”.

По окончании в 1865 университета Ключевский был оставлен для “подготовки к профессорскому званию”. В течение шести лет он работал над магистерской диссертацией “Жития святых как исторический источник”, проделав поистине титаническую работу по изучению древнерусской агиографии в различных рукописных списках, хранящихся в Синодальной библиотеке и в монастырских архивах.

36 лет (1871-1906) Ключевский отдал Московскому университету, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В. И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет).

В 1872 Ключевский начал работу над докторской диссертацией “Боярская дума Древней Руси”, которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд Ключевского, блестяще защищенный им в 1882 в Московском университете. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. В 1899 издал “Краткое пособие по русской истории”, которое фактически стало учебником для гимназий. Ключевский широко известен своим лекционным “Курсом русской истории”, изданным им впервые в 1902 (впоследствии неоднократно переиздававшимся и переведенным на многие европейские языки).

Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы “Методология русской истории”, “Терминология русской истории”, “История сословий в России”, “Источники русской истории”, цикл лекций по русской историографии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий.

В. А. Федоров

Русское небо


Ключевский Василий Осипович (1841-1911). Родился в семье священнослужителя. Обучение проходил в духовном училище, духовном уездном училище и в духовной семинарии. В 1861 г. поступил в Московский университет. Ученик С. М. Соловьева. За сочинение "Сказания иностранцев о Московском государстве" был награжден золотой медалью и оставлен на кафедре. Магистерская диссертация была написана на тему "Древнерусские жития святых как исторический источник" и защищена в 1872 г. Позже появился целый ряд его работ по социальной истории России. От работ "государственников" их отличало стремление показать историю страны не как историю разработки и осуществления государственно-юридических актов, а как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством. После смерти С. М. Соловьева заменил его в чтении курса русской истории в Московском университете. Кроме систематического курса он читал также ряд спецкурсов, в том числе "Методология русской истории", "Терминология русской истории", "История сословий в России", "Западное влияние в России после Петра".

Ключевский проявил себя и как активный общественный деятель. Он был не только членом и председателем многочисленных научных обществ, но и членом Государственного совета от Академии наук и российских университетов (с 1906).

Важнейшей работой Ключевского стал его "Курс лекций", изданный в начале 1900-х гг. Ему удалось не только составить его на серьезной научной основе, но и достигнуть художественного изображения нашей истории. "Курс" получил всемирное признание.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.


Ключевский Василий Осипович (1841, Пенза - 1911, Москва) - историк. Род. в семье рано умершего сельского священника. Детство Ключевского прошло в жестокой .нужде. Преодолев свое заикание, трудности учения, с отличием окончил в 1856 Пензенское духовное уч-ще и поступил в духовную семинарию. В 1861 Ключевский, не желая стать священником, оставил семинарию и поступил на историко-филологический ф-т Моск. ун-та, к-рый окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Первая монография Ключевского "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1866) свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М. Соловьева для магистерской диссертации взял тему "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), над к-рой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом. Ключевский пришел к выводу, что жития - ненадежный исторический источник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил Ключевскому приобрести богатый источниковедческий опыт. В 1867 Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном уч-ще. В 1871 ему предложили занять кафедру в Моск. духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах. Вскоре Ключевский приобрел славу изумительного лектора ("Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую") и в 1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Моск. ун-те. По подсчету М.В. Нечкиной, если годы лекторской работы Ключевского в разных учебных заведениях сложить вместе, то получится итог - 108 лет. В 1872 Ключевский начал 10-летнюю работу над докторской диссертацией "Боярская дума Древней Руси" (М., 1881), во многом важной для его лекционных курсов, где "боярская дума рассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими в древнерусском обществе", в к-рой нашло отражение его понимание рус. исторического процесса. Наряду со специальным курсом "Истории сословий в России" (1887), исследованиями, посвященными социальной тематике ("Происхождение крепостного права в России", "Подушная подать и отмена холопства в России", "Состав представительства на земских соборах древней Руси"), истории культуры XVIII и XIX вв. и др. Ключевский создал главный труд жизни "Курс русской истории" (М., 1987 - 1989. T.I - 5), в к-ром изложил свою концепцию исторического развития России. С 1902 и до конца жизни Ключевский готовил его к изданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работе комиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Гос. думы. Помимо преподавательской и исследовательской работы, Ключевский в 1887 - 1889 был деканом историко-филологического ф-та и проректором. В 1894 ему, председателю Общества истории и древностей росс., пришлось произнести речь "Памяти в бозе почившего государя императора Александра III", в к-рой либерально мыслящий историк восхвалял покойного государя, за что был освистан студентами, не одобрившими конформистское поведение любимого профессора. В 1900 Ключевский был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 - 1910 он стал читать курс лекций в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники. Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях написал, что Ключевский помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом в Большом театре в 1903. Ключевский был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Сочинения:

Петр Великий среди своих сотрудников. Сборник статей № 2, М. 1913 г.

Сказания иностранцев о Московском государстве" М., 1866

Древнерусские жития святых как исторический источник" М., 1871

Литература:

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974.

Далее читайте:

Курс русской истории.

Андрей Игнатов. Ключевский и современная Россия.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев