Коменский Ян Амос |
|
1592-1670 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский на купюре 200 чешских крон. Коменский (Komenský), Ян Амос (28.III.1592 - 15.XI.1670) - чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В 1610-1613 годы учился в Херборнском и Гейдельбергском университетах. В 1614 году возвратился в Чехию. В 1628 году в период разгула феодально-католической реакции вынужден был навсегда покинуть Чехию. Коменский - основатель демократической педагогической системы, в которой выступал с критикой схоластичности, подчеркивал значение наглядности, последовательности, систематичности, сознательности обучения. Главным условием успешного обучения считал необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей, национального языка и культуры воспитуемого. Под влиянием Ф. Бэкона Коменский придавал большое значение изучению природы и чувственному опыту. Практически был близок к материалистическому пониманию явлений - признавал объективность существующего реального мира, развивающегося по своим, не зависящим от воли и желания людей, законам. Верил в могущество и безграничность человеческого познания, в возможность все более усовершенствованного и всестороннего овладения человеком силами природы. В то же время считал, что истину можно найти только приведением в единство трех принципов познания - чувства, разума и божественного откровения. Связывал успехи познания своего времени с развитием мореплавания, производства и техническими изобретениями. Коменский осуждал феодальный произвол и войны, бесчеловечный характер колонизаторской деятельности буржуазии наиболее развитых европейских стран, насильственные методы распространения христианства. Как гуманист эпохи Возрождения видел гл. причину войн и бедствий в невежестве, различии мнений, фанатическую нетерпимости со стороны церкви, неправильной организации государственного управления. Коменский с глубоким сочувствием относился к простым людям, угнетенным экономически и духовно, страдающим от бесправия и ужасов войны. Подчеркивал человеческое достоинство людей из народа. Пытался наметить пути преобразования общественных отношений на началах социальной справедливости и гуманизма, что приближало Коменского к мыслителям эпохи Просвещения. Всеобщее обучение, введение понятного всем международного языка (который, как полагал Коменский, должен существовать параллельно с национальнмы языком, постоянно развивающимся и совершенствующимся), распространение универсальных знаний и, как следствие этого, одинаковое понимание людьми явлений жизни - главные, по мнению Коменского, меры для сохранения мира, улучшения общественных отношений. Коменский предлагал создать международный совет, занимающийся улучшением образования, религии, философии, политики, который бы взял на себя также заботу о поддержании всеобщего мира и оказании помощи отсталым странам. Коменский считал, что религиозные распри могут быть устранены веротерпимостью, философия улучшена путем организованного в международном масштабе всестороннего изучения природы. Для упорядочения отношений внутри государств Коменский полагал необходимым введение гражданских свобод, свободы вероисповедания, всеобщего труда (за исключением детей, больных, стариков). Главные педагогические и философские труды Коменского: "Великая дидактика" (в сб.: Opera didactica omnia, Amst., 1657, рус. пер., СПБ, 1875-77), "Пансофия" (1657, рус. пер., СПБ, 1875-77), "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum", в 7 частях, из к-рых 2 части вышли в 1662 году, остальные были найдены в 1935 году), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658, первый иллюстр. учебник, рус. пер., М., 1768). Ряд работ Коменского, в том числе "История тяжких гонений на чешскую церковь" ("Historia persecutionum", (Leiden), 1647), посвящен истории общины чешских братьев, епископом которой Коменский был в течение ряда лет. Труды Коменского, современника буржуазных революций в Нидерландах и Англии, очевидца Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, содержат глубокие оценки и характеристики многих деятелей и событий. Общественно-политические взгляды Коменского, выражавшие стремление чешского народа к общественным реформам, начало которым было положено еще в период гуситского революционного движения, вся многогранная деятельность Коменского выдвигают его в ряд выдающихся мыслителей. В 1957 году по решению Всемирной федерации учителей, ЮНЕСКО и Всемирного Совета Мира было отмечено 300-летие выхода в свет дидактических трудов Коменского. В ЧССР учреждена медаль Коменского, которой награждаются выдающиеся деятели в области педагогических наук. В Чехословакии имеется специальный орган, занимающийся публикованием работ, посвященных жизни и деятельности Коменского, - "Архив по изучению жизни и творчества Я. А. Коменского" (Archiv pro bádání o zivote a díle J. A. Komenského (Acta Comeniana) с 1910). Б. Т. Рубцов. Москва Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Сочинения: Opera didactica omnia, Pragae, 1957; в рус. пер. - Избр. пед. соч., т. 1-3, М., 1939-41; Избр. пед. соч., М., 1955. Литература: Красновский А. A., Я. А. Коменский, М., 1953; Попелова-Отагалова И., Философ. и обществ. взгляды Я. А. Коменского (1592-1670), "НДВШ ФН", М., 1959, No 3, с. 149-160; Мат-лы научн. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), под ред. И. В. Чувашева и А. И. Пискунова, М., 1959; Лордкипанидзе Д. О., Ян Амос Коменский, Тб., 1964 (на груз. языке); Kurdybacha L., Dzialnosc Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957; Polisenský J., Jan Arnos Komenský, Praha, 1963; его же, Komenský a ceské dejepisectví belohorského období, в кн.: Archiv pro bádání o zivote a díle J. A. Komenského (Acta Comeniana), 1963,8. 61-81; J. A. Comenius. 1592-1670, (P., 1957). Вернуться на главную страницу Коменского
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |