Конисский Георгий Осипович |
|
1717-1795 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Георгий КонисскийКонисский Георгий (Григорий) Осипович (1717—1795) — писатель и философ, деятель православия в Белоруссии, боровшийся против униатства. Учился, а затем преподавал в Киевско-Могилянской академии — крупнейшем научно-культурном центре Украины, Белоруссии и России, где читал курс лекций «Общая философия, разделенная на четыре отдела, содержащая логику, физику, метафизику и этику...», включавший наряду с положениями аристотелизма элементы философии нового времени. В своих сочинениях выступал за объединение Белоруссии с Россией, защищал принцип веротерпимости. Склоняясь к деизму, Конисский высказывался против подчинения разума вере, в то же время признавал онтологическое доказательство бытия бога. Критерием нравственного поведения считал разум, а целью человека — стремление к счастью. Во взглядах на общество Конисский — поборник просвещенного абсолютизма. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 200. Георгий Конисский - известный украинский и белорусский писатель, просветитель, церковно-политический и культурный деятель. Происходил из дворянской семьи. Ученик Ф. Прокоповича и учитель Г. Сковороды. По окончании Киевской духовной академии (1744) принял монашество. С 1745 года - профессор философии и пиитики, в 1751-1755 годы - ректор этой академии. С 1755 года - белорусский православный епископ в Могилеве, с 1783 году - архиепископ. Будучи блестящим оратором, выступал против папства и Бресткой унии 1596 года. После второго раздела Речи Посполитой (1793) приложил много сил для возвращения униатов в православие. Выступал за распространение просвещения в Белоруссии. В некоторых вопросах отходил от церковных представлений, высоко оценивая учения Н. Коперника, Г. Галилея, Р. Декарта. В его этике встречаются элементы народных представлений. Автор курсов пиитики («Правила поэтического искусства»), философии, исторических записок о Могилевской епархии, виршей, сказаний и речей. В трагикомедии «Воскресение мертвых...» (1747) с позиций ортодоксального православия трактовал тему социальной несправедливости. Длительное время считался автором «Истории руссов», на самом деле написанной Г.А. Полетикой. Сочинения Конисского в 2-х томах были изданы в 1835 году и одобрительно встречены А.С. Пушкиным. Умер в Могилеве 24 февраля 1795 года, там же и похоронен. Цитируется по изд.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005, с. 37. Конисский Георгий (Григорий Осипович) (20.11.1717—13.02.1795), писатель-драматург, философ и православный богослов, боровшийся против униатства и католицизма. Родился в Нежине в дворянской семье. Учился в Киевской духовной академии, затем преподавал в ней (с 1751 — ректор). С 1755 — белорусский архиепископ (жил в Могилеве). Выступал за объединение Белоруссии с Россией. Философские взгляды Конисского изложены главным образом в рукописном сочинении «Философия…», 1749; хранится в С.-Петербурге в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Конисский считал, что все отрасли знания должны «служить теологии» и «получать от нее законы», признавал онтологическое доказательство бытия Бога. Вместе с тем Конисский утверждал, что в основе природы лежат 3 начала: материя, форма и лишение формы, т. е. способность тел к развитию. Политический идеал Конисского — централизованное государство во главе с «добрым» монархом. Конисский критиковал «…тиранство владетелей, министров их, усугубляющих бремена подчиненных, даже и необходимые, ненасытных воровством своим мошенничество судей, вместо правды одно лихоимство гонящих, мучительства владельцев, кожи с крестьян обдирающих и плоти снедающих и самые кости,.., богатых избытки, причины лишения убогих…» («Слова и речи», Могилев-наДнепре, 1892). Социальная тема была остро поставлена в драме Конисского «Воскресение мертвых». Критерием нравственного поведения Конисский считал разум, а целью человека — стремление к счастью, опираясь на ценности Нового Завета.. Протасевич В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Собр. соч. Ч. 1—2. СПб., 1835; Записки Преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до к. XVI в. не было никакой унии с Римской церковью // «Чтения в об-ве истории и древностей Российских при Московском ун-те. 1847 (март). № 8; Письмо господина Вольтера к учителям Церкви и богословам // Домашняя беседа. 1867. Вып. 46; Вып. 47; Вып. 48.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |