Леонид (Кавелин) |
|
1822-1891 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Леонид (в миру Кавелин Лев Александрович), архимандрит (1822—22.10[3.11].1891), богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик. Родился в Калужской губ. Отец — штабс-ротмистр, затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожд. Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Двоюродный брат философа К. Д. Кавелина. Учился в Московском кадетском корпусе, затем 12 лет прослужил в лейб-гвардейском полку. Сотрудничал в журналах, писал стихи, очерки. В 1847 опубликовал, в частности, очерк об известном святостью монастыре Оптина Пустынь; впоследствии очерк превратился в книгу, выдержавшую несколько изданий (4-е изд. — 1885). Оставив армию (1852), Кавелин стал послушником Оптиной Пустыни, пострижен в монахи (1857) с именем Леонид. В 1857—59 — член Иерусалимской православной миссии. С 1863 — архимандрит, начальник Российской духовной миссии с Иерусалиме. С 1865 — настоятель посольской церкви в Константинополе. С 1877 стал наместником Троице-Сергиевой лавры. В течение многих лет занимался изысканиями в области славяно-русской древней письменности, изучал жизнь и творчество древнерусских писателей, дал подробные исторические описания многих монастырей, скрупулезно исследовал и описал многие частные и монастырские библиотеки. Был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук (с 1881). П. А. + + + Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) (20.02[4.03]. 1822 по др. сведениям — 19.02[3.03] или 22.02[6.03]. 1822—22.10[3.11].1891), архимандрит; историк, археограф-славист, библиограф, переводчик, автор стихов, мемуарной и очерковой прозы. Родился в с. Спас-Волженское Вяземского у. Смоленской губ. Из 4-го класса Калужской гимназии определился в 1-й Московский кадетский корпус (1835—40), о котором оставил теплые воспоминания в своем очерке о преподавателях «В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов» (опубл.: «Русский архив». 1878. Кн. 3). «За отличные успехи» выпущен офицером в лейб-гвардии Волынский полк, где прослужил 12 лет. Первое литературное выступление — очерк о военных маневрах, посвященных юбилею Бородинского сражения, «Письмо из Бородина» («Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. 1839. № 81); тогда же сочинил стихотворение «Бородинское поле» (опубл.: «Маяк». 1845. Кн. 38). В 1843—46 сблизился с С. А. Бурачком и А. П. Башуцким, сотрудничал в журналах «Маяк» и «Иллюстрация», публикуя проникнутые христианским благочестием, но не отмеченные оригинальным дарованием стихи (в т. ч. «Скорбной матери на смерть ее сына» — «Маяк». 1845. Кн. 41), прозу, в которой общий нравоучительный пафос ослабляет сюжетное начало (в т. ч. «Предчувствие. Рассказ доктора» — Там же. Кн. 44), переводы, преимущественно с польского (в т. ч. «Вилия» — отрывок из поэмы «Конрад Валленрод» А. Мицкевича («Иллюстрация». 1846. № 17); «Душа в чахотке. Отрывок из записок доктора» («Маяк». 1844. Кн. 33 и 34, с подзаголовком «Записки Карла Козенице»); назидательный рассказ-переделка «Езоп и Рафаэль. Воспоминания юности» («Маяк». 1845. Кн. 43), очерки («Очерки Ораниенбаума» — «Иллюстрация». 1845. № 15), воспоминания («Отрывок из дневника закавказского офицера. Дербент» — «Маяк». 1845. Кн. 37), литературно-биографическое исследование «А. Е. Измайлов» («Иллюстрация». 1846. № 17, 18). В 1847 опубликовал очерк об известном святостью монастыре Оптина Пустынь, которую знал с детства: «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни…» (ч. 1—2. СПб.; 4-е изд. М., 1885). В одобрительной рецензии М. П. Погодин отметил, что описание очень подробно и «все источники… употреблены в дело рукою искусною» («Москвитянин». 1848. № 4). Испытав в разные годы духовное влияние Игнатия (Брянчанинова), старца Макария Оптинского (позже о нем написал книгу «Сказание о жизни и подвигах… старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария». М., 1861), а также И. В. Киреевского, в 1852 оставил армию и стал послушником Оптиной Пустыни; в 1857 пострижен в монахи с именем Леонида. В 1857—59 член Иерусалимской православной миссии; с 1863 архимандрит, начальник Российской духовной миссии в Иерусалиме; свои впечатления изложил в ряде очерков (в т. ч. «Старый Иерусалим и его окрестности» — «Душеполезное чтение». 1870. № 1—12; 1871. № 1, 3—6, 9—12; отд. изд. — М., 1873; др. очерки — «Душеполезное чтение». 1870—73). В 1865 переведен настоятелем посольской церкви в Константинополе, где познакомился с К. Н. Леонтьевым. Неоднократно ездил на Балканы в славянские земли, работал в южнославянских древлехранилищах. В 1867 сопровождал вел. кн. Алексея Александровича на Афон для исторического объяснения тамошних святынь. С 1869 настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря (иначе называемого Новым Иерусалимом); будучи знатоком палестинских, византийских, славянских и русских древностей, возобновил архитектурный ансамбль монастыря в первоначальном виде (XVII в.); составил его «Историческое описание…» (М., 1886, 1894). Учено-литературная деятельность архим. Леонида чрезвычайно обширна и разнообразна: изыскания в области славяно-русской древней письменности, в т. ч. «О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице» (СПб., 1891), исследования о древнерусских писателях, в т. ч. «Дьякон Луговской, по Татищеву писатель XVII в. и его соч. “О суде над патриархом Никоном”» (СПб., 1885), «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания» (ЧОИДР. 1874. Кн. 1; начата Д. П. Голохвастовым; Толстой писал архим. Леониду: «Очень много благодарен Вам за столь любопытное и прекрасное исследование о Сильвестре» [авторе «Домостроя»] — LXII, 161), публикации (с исследовательским вступлением) ценных памятников древней славянской и русской словесности, в т. ч. «Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и Похвала ему» (СПб., 1881), «Житие преподобного Власия Мниха. Памятник словено-болгарской письменности IX в.» (СПб., 1887) и «Два памятника древнерусской киевской письменности XI и XII в.», подробные исторические описания многих монастырей, в т. ч. «Абхазия и в ней Ново-Афонский… монастырь» (Ч. 1—2. М., 1885). Архим. Леонид известен как видный библиограф: описания многих частных и монастырских библиотек; «основательная, ставшая уже классической» книга по русской агиографии «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.)…» (СПб., 1891); капитальный труд «Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова» (Ч. 1—4. М., 1893—94). Ист.: о. Афанасий (Гумеров). Леонид Кавелин // Русские писатели 1800—1917. Т. 3. М., 1994. С. 320—321. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Критический обзор сведений о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. М., 1876; Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Ч. 1—2; Изд. 4-е. М., 1885; Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |