Виктор БОЧЕНКОВ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Виктор БОЧЕНКОВ

2017 г.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Виктор БОЧЕНКОВ

Чешский диптих

1. Идущий за миражом

И.Н. Крамской. Портрет П.И. Мельникова. 1876 г. 

Опять, опять вспоминается мне мельниковский Гриша.

Во-первых, сиротство.

Отец Гашека умер, когда сыну было тринадцать лет. Толкового образования юный Ярослав не получил: устроился было в коммерческое училище, после него поступил на работу в банк, но бросил. И ушёл скитаться, оставив мать.

Это вторая параллель, странствия, бродяжничество.

Он обошёл и объездил за несколько лет Австрию, Венгрию, Словакию, Галицию, Балканы, был в Венеции, в Баварии, Южной Польше. Биографы отмечают, что скитания дали ему живой материал для многих рассказов. Порой здесь проводится связь с Максимом Горьким (по-моему, надуманная, искусственная).

1910-е годы – увлечение анархизмом. Понятно, что мельниковский Гриша не штудировал Бакунина и Кропопткина, но свои мотивы отрицания власти, сугубо религиозные, всё же у него вызрели, хоть и далёкие от этого политического учения. Пусть это будет третья параллель.

Атеистическая тема в творчестве Гашека занимает место весьма заметное. В Советском Союзе было издано несколько сборников, объединивших под своей обложкой антирелигиозные рассказы, очерки, юморески писателя. Так, в 1937 году «Молодая гвардия» выпустила в свет карманную книжечку «Коза и всемогущий Бог», куда вошли пять небольших рассказов: «Постный день в исправительном доме», «Как мы помогали обращению в христианство африканских негров», «Швейк с фельдкуратом едут служить обедню» и другие. Названия могут различаться, если переводчики были разными. Тираж – 50 тысяч. Разумеется, слово «Бог» тогда писали с маленькой буквы. В 1963-м Государственное издательство политической литературы («Госполитиздат») отпечатало 175 тысяч экземпляров сборника «Урок закона Божьего». Туда вошло десять рассказов разных лет. Книжка, впрочем, небольшая, 56 страниц. Потом сборники «толстеют». В 1964 году «Политиздат» (то же самое издательство, только его чуточку переименовали к этому времени) выпустило тиражом 175 тысяч экземпляров сборник «Крестный ход» с красочной суперобложкой: католический священнослужитель в тиаре, православный батюшка, мулла, раввин и прочие «церковники» торжественно шествуют друг за другом цепочкой, окарикатурено напыщенные и смешные. Были и другие сборники, этот же, пожалуй, самый полный из всех: около пятидесяти рассказов, фельетонов, юморесок. В следующем 1965 году тем же «Политиздатом» подготовлена была «Страшная клятва», книга поменьше, но к прежнему тиражу она добавила ещё 135 тысяч экземпляров.

Впрочем, по советским временам это ещё не самые большие объёмы выпуска книг.

Антирелигиозная сатира в творчестве Гашека начинается в 1900-е годы, когда ему едва минуло за двадцать, и он только взялся за перо. Он с нею вступал в литературу. Когда говорят, что писатель обладал великолепным умением видеть противоречия, это верно, и это в том числе относится к церковной жизни. Гашековский юмор может быть и злым, и добрым, его диапазон очень широк. Но снова и снова напоминает он мне Гришу, который подсматривает за постояльцами своей приёмной матери, у которых требования веры расходятся с делами веры. Ну взять рассказ «Вшивая история», напечатанный в 1906-м в чешской анархистской газете. Директор и законоучитель вручили воспитанникам на Рождество ртутную мазь от вшей вместо сладостей и яблок – «подарок полезный и приличный». При этом приютский патер произнёс подлинный бурлеск: «Как много может чистая любовь к Иисусу! Из дальних краёв пришли святые цари, приведённые звездой. И дали божьему дитяти то, что имели. Один дал денег, другой благодатную мирру, третий дал святому младенцу сосуд с благовонной мазью. Эту благовонную мазь Иисус посылает вам, сиротки. Мажьте ею голову, и вы увидите, что вас никто не будет больше кусать». Дети перемазались с ног до головы, устроили бунт, а директор с законоучителем рассорились. Смешно? Конечно. Только мелко.

Подобные рассказы писались слёту (Гашек вообще работал быстро и редко правил написанное) и читались, и сейчас читаются легко, и забываются также быстро, как дурной сон. По крайней мере, мне так кажется. В том, что священнослужитель не соответствует своему высокому назначению, ничего нового нет и, увы, не будет, сколько ни смейся.

А вот антирелигиозная сатира Гашека в России – это серьёзней, чем хихиканье над пороками и недостатками патеров. Тут – расстреливают.

< Назад

Вернуться к оглавлению

Вперёд >


Далее читайте:

Чехия (подборка статей в проекте "Историческая география").

Ярослав Гашек (биографические материалы в ХРОНОСе).

Цинговатов Ю.Л. Юбилей бравого солдата Швейка.

Исторические лица Чехословакии (указатель имен).

Чехослования в XX веке (хронологическая таблица).

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев