Виктор БОЧЕНКОВ |
||||
2017 г. |
Форум славянских культур |
|||
БИБЛИОТЕКА |
||||
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Виктор БОЧЕНКОВЧешский диптих1. Идущий за миражом
И.Н. Крамской. Портрет П.И. Мельникова. 1876 г. Опять, опять вспоминается мне мельниковский Гриша. Во-первых, сиротство. Отец Гашека умер, когда сыну было тринадцать лет. Толкового образования юный Ярослав не получил: устроился было в коммерческое училище, после него поступил на работу в банк, но бросил. И ушёл скитаться, оставив мать. Это вторая параллель, странствия, бродяжничество. Он обошёл и объездил за несколько лет Австрию, Венгрию, Словакию, Галицию, Балканы, был в Венеции, в Баварии, Южной Польше. Биографы отмечают, что скитания дали ему живой материал для многих рассказов. Порой здесь проводится связь с Максимом Горьким (по-моему, надуманная, искусственная). 1910-е годы – увлечение анархизмом. Понятно, что мельниковский Гриша не штудировал Бакунина и Кропопткина, но свои мотивы отрицания власти, сугубо религиозные, всё же у него вызрели, хоть и далёкие от этого политического учения. Пусть это будет третья параллель. Атеистическая тема в творчестве Гашека занимает место весьма заметное. В Советском Союзе было издано несколько сборников, объединивших под своей обложкой антирелигиозные рассказы, очерки, юморески писателя. Так, в 1937 году «Молодая гвардия» выпустила в свет карманную книжечку «Коза и всемогущий Бог», куда вошли пять небольших рассказов: «Постный день в исправительном доме», «Как мы помогали обращению в христианство африканских негров», «Швейк с фельдкуратом едут служить обедню» и другие. Названия могут различаться, если переводчики были разными. Тираж – 50 тысяч. Разумеется, слово «Бог» тогда писали с маленькой буквы. В 1963-м Государственное издательство политической литературы («Госполитиздат») отпечатало 175 тысяч экземпляров сборника «Урок закона Божьего». Туда вошло десять рассказов разных лет. Книжка, впрочем, небольшая, 56 страниц. Потом сборники «толстеют». В 1964 году «Политиздат» (то же самое издательство, только его чуточку переименовали к этому времени) выпустило тиражом 175 тысяч экземпляров сборник «Крестный ход» с красочной суперобложкой: католический священнослужитель в тиаре, православный батюшка, мулла, раввин и прочие «церковники» торжественно шествуют друг за другом цепочкой, окарикатурено напыщенные и смешные. Были и другие сборники, этот же, пожалуй, самый полный из всех: около пятидесяти рассказов, фельетонов, юморесок. В следующем 1965 году тем же «Политиздатом» подготовлена была «Страшная клятва», книга поменьше, но к прежнему тиражу она добавила ещё 135 тысяч экземпляров. Впрочем, по советским временам это ещё не самые большие объёмы выпуска книг. Антирелигиозная сатира в творчестве Гашека начинается в 1900-е годы, когда ему едва минуло за двадцать, и он только взялся за перо. Он с нею вступал в литературу. Когда говорят, что писатель обладал великолепным умением видеть противоречия, это верно, и это в том числе относится к церковной жизни. Гашековский юмор может быть и злым, и добрым, его диапазон очень широк. Но снова и снова напоминает он мне Гришу, который подсматривает за постояльцами своей приёмной матери, у которых требования веры расходятся с делами веры. Ну взять рассказ «Вшивая история», напечатанный в 1906-м в чешской анархистской газете. Директор и законоучитель вручили воспитанникам на Рождество ртутную мазь от вшей вместо сладостей и яблок – «подарок полезный и приличный». При этом приютский патер произнёс подлинный бурлеск: «Как много может чистая любовь к Иисусу! Из дальних краёв пришли святые цари, приведённые звездой. И дали божьему дитяти то, что имели. Один дал денег, другой благодатную мирру, третий дал святому младенцу сосуд с благовонной мазью. Эту благовонную мазь Иисус посылает вам, сиротки. Мажьте ею голову, и вы увидите, что вас никто не будет больше кусать». Дети перемазались с ног до головы, устроили бунт, а директор с законоучителем рассорились. Смешно? Конечно. Только мелко. Подобные рассказы писались слёту (Гашек вообще работал быстро и редко правил написанное) и читались, и сейчас читаются легко, и забываются также быстро, как дурной сон. По крайней мере, мне так кажется. В том, что священнослужитель не соответствует своему высокому назначению, ничего нового нет и, увы, не будет, сколько ни смейся. А вот антирелигиозная сатира Гашека в России – это серьёзней, чем хихиканье над пороками и недостатками патеров. Тут – расстреливают. Далее читайте:Чехия (подборка статей в проекте "Историческая география"). Ярослав Гашек (биографические материалы в ХРОНОСе). Цинговатов Ю.Л. Юбилей бравого солдата Швейка. Исторические лица Чехословакии (указатель имен). Чехослования в XX веке (хронологическая таблица).
|
|||
|
СЛАВЯНСТВО |
|||
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |