Виктор БОЧЕНКОВ |
||||
2017 г. |
Форум славянских культур |
|||
БИБЛИОТЕКА |
||||
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Виктор БОЧЕНКОВЧешский диптих2. «Собирала сказки, как цветочки»
Памятник Божене Немцовой в Ческа-Скалице. А повесть эта – удивительна. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа. Это было нарочитой писательской установкой. Движение времён – от одного христианского праздника к другому, неторопливое, как вода в Упе. Принцип, открытый задолго до Шмелёва с «Летом Господним», пусть не обозначенный столь чётко. Десятая глава, которая повествует о Святоновицком богомолье, напомнит его же «Богомолье». Осень, зима, весна, – сменяющие друг друга времена года, а с ними – Пасха, Троица, Рождество, день святого Яна, святого Мартина, который приезжает на белом коне и приносит снег, и связанная с ним зимняя ярмарка, праздник трёх волхвов (не отмечается в православной традиции), Филиппа и Якуба, Тела Христова… Всё это – вехи жизни, которая проходит строго в рамках христианских координат. Мадлена Новотна получила письмо от дочери из Вены, которая сообщила, что муж определился на службу к одной княгине, та владеет большим поместьем в Чехии, и совсем недалеко от горной деревеньки, где бабушка живёт. Дочь приглашает её к себе. Её жилище – уединённый домик на Старой Белильне, так зовут это место. Бабушка стремится к внукам, берёт с собой корзину с четырьмя хохлатыми цыплятами, двух четырехшёрстных котят, подарки для детей и приезжает к дочери. Кстати, интересный момент – её вещи. Чётки, складной ножик, обрывок тесёмки, две пряничные лошадки, куколки. Игрушки – подарки внукам, цыплята и котята тоже. Одежда бабушки всем в диковинку, но и она самая простая. Канифасовая юбка ей служит уже пятьдесят лет, кофта досталась ещё от матери, передник – ровесник дочери, «и всё новёшенькое!» Вся одежда, эта и другая, хранится в сундуке. На нём нарисованы розы с коричневыми листьями, голубые лилии и оранжевые птички, крышка изнутри оклеена изображениями святых. Тут, вместе с юбками, платками, накрахмаленными белыми чепцами лежат и семейные бумаги – переписка с дочерьми, мешочек с серебряными монетами (их присылали дети, но старая Мадлена не тратила деньги, а хранила как память). Сакральной христианской символикой отмечено описание бабушкиной комнаты, и это не только томик священных песнопений и молитвенник, изображения святых на стенах и убранное цветами распятие над кроватью, это ещё подвешенный на нитке над столом бумажный голубок, наподобие Святого Духа. Тут и оловянная кропильница, и свечка, которую бабушка всегда зажигает во время грозы. Спички у неё тряпичные – раздобытые детьми жгутики, которые бабушка окунула в серу. Для разжигания огня, высеченного из кремния, другие пользуются фосфором, а для старой Мадлены это «дьявольское орудие», она не умеет с ним обращаться. Один раз попробовала, да прожгла фартук, служивший ей верой и правдой лет двадцать пять. Другие вещи – приспособления, с помощью которых можно прясть: гребень с куделью, веретено, мотовило, висящее на гвозде, а ещё сухие лекарственные травы. Знахарство – её отличительная черта. Бабушка знает, когда и как их собирать, что от чего помогает: клевер от желудка, репейник от горла. Она собирала травы и хранила их на тот случай, если в доме кто-то заболеет. У старой Мадлены особое отношение к хлебу. Во-первых, она печёт его сама, как и кухарка, но не терпит непочтительного отношения: ставишь опару, выливаешь тесто, кладёшь в печь, вынимаешь – хлеб всегда нужно перекрестить. Прежде чем развести закваску, бабушка чертит над ней мешалкой знак креста. Когда пекут хлеб, никто из детей не имеет права войти на кухню без молитвы, стоять около теста, разинув рот. Ни в коем случае нельзя бросать крошек на пол. Если они остаются, то сжигаются, а если уронил крошку, подбери. «Не смейте топтать крошки, от этого, говорят, в чистилище души плачут». Хлеб – это дар Божий, а не кирпич. Его нельзя кое-как резать. «Кто хлеб режет неровно, с людьми не договорится полюбовно». «Кто хлеб кромсает, Господу Богу пятки подрезает». Если упал целый кусок, то, подняв, его обязательно надо поцеловать, словно ты просишь прощения. Бабушка целовала даже поднятую горошину, чему учила и внучат. С ней пришли на Старую Белильню и новые порядки. День выпечки хлеба был для детей праздником, им давали по лепёшке или по пирожку со сливами или яблоками. Первое, что должен схватить человек во время пожара, – хлеб, тогда он не растеряется. Таково одно из бабушкиных наставлений. Не иконы, не картинки со святыми, которых у неё много, а именно хлеб. Эта набожность, которая граничит с суеверностью, простая и наивная, проявляется повсюду. Это та призма, через которую пожилая женщина видит мир, будь он узок, ограничивается её собственной комнатой, или широк, как усеянное звёздами ночное небо. Но набожность и практицизм – две подруги. «Всё во власти Господней, что будет, наперёд никому знать не дано. Помните, осторожность никогда не помешает». Бабушка – хранитель истории. Любимое воспоминание – встреча с императором Иосифом, который подарил ей серебряный талер. Монета осталась на память, Мадлена её не потратила. Она любит императора за то, что он «обходителен был с простыми людьми». Через несколько страниц она рассказывает о рыцаре, жившем в замке на Турыни. Это легенда о том, как его маленькая дочка заблудилась и вспомнила, что мать в трудную минуту молится у себя в комнате. Стала сама молиться, чтобы Бог вывел её из лесу, и услышала странный шум. Это белая овечка выбежала на тропинку, за ней другая, целое стадо. У всех колокольчики на шее звенят. Потом появился и пастух, он-то и отнес девочку в ближайший хутор... Два рассказа, оба о вере в конечную силу добра. К ним прибавляется ещё один, немного грустный, о собственном муже, который умер от ран на войне. Это тоже история о прошлом, пусть и недавнем. Но главное дальше, когда Барунка, пятилетняя внучка, вспоминает легенду о Сивилле на мраморном коне. Статуя медленно погружается в землю, и когда уйдёт совсем, на Чехию землю обрушатся беды, будут войны, голод и мор, и случится самое страшное: разнесут её на копытах по всему свету чужеземные кони. В эту легенду о каменной Сивилле бабушка безусловно верит. Для неё это всё не вымысел, а самая подлинная реальность. Но можно избежать несчастья, и способ один. «Любите чешскую землю больше всего на свете, любите, как мать свою родную! Усердно трудитесь, будьте для неё хорошими детьми, и пророчество, которого вы так боитесь, не сбудется. Мне уж не дождаться, когда вы станете взрослыми, но я надеюсь, вы запомните, что вам наказывала бабушка». – «Я никогда этого не забуду», – обещает внучка, и за этими словами словно слышится голос самой писательницы, тем более, что у них одно имя… У бабушки всегда под рукой святая вода, и она часто ею пользуется. Кропит детей перед сном. Она убеждена, что, человек должен непременно побрызгать святой водой сам себя, чтобы очиститься, если выругался. Вода упоминается во время Святоновицкого богомолья, святой водой бабушка кропит погибшую Викторку. Бабушка обязательно поминает умерших родных, зажигает свечи, каждый раз произнося имя родственника, которому она предназначена. Потом достаёт ещё несколько свечек: «А это за тех, кого забыли». Мудрая тема преемственности, национальной и лично-семейной, проявляется и здесь. Воспитание, передача опыта, чувство родины и земли. Жить надо так, словно вокруг тебя всё живое: и берёза, которую спилил один лесник, гость Белильни, рассказывая потом, как показалось ему, будто дерево запросило: «Зачем ты хочешь загубить мою молодую жизнь, что я тебе сделала?», и ель над пропастью в Маршовском лесничестве, и серна, и каждый жучок, и былинка, и паук, и лошадь, и орел, и дождевые черви, которые, по бабушкиным приметам, выползают на поверхность земли к дождю, и сама эта земля, почва и глина, и всякий булыжник, камень, песчинка; мало того, нужно жалеть всё живое. Мы с ними равны. Человек смотрит на природу так, будто это особый мир, тогда как на самом деле он связан с нею тысячами нитей, единством атомов, составляющих тот же неживой камень – халцедон, изумруд, мрамор, аметистовый кварц, сердолик, – и человеческую плоть. Только сознание этой связи утрачено. Один философ доказывает, что понимание этой связи уничтожено монотеистическими религиями. Между человеком и миром встала книга. Мы не воспринимаем отныне мир напрямую, только через призму книг. Мы черпаем знания о нём только оттуда. Разучились его видеть и слышать. Монотеистическая религия объявила человека венцом творения, а всё остальное, животных в том числе – подчиненными ему. Чем-то низшим. Наверно, он прав. Но здесь, в «Бабушке», эта связь нерасторжима, и христианский Бог не мешает никому, устроенный им мир разумен и справедлив, просто не всё нам дано знать. Осознавая приближение смерти, старая Мадлена указывает одной из внучек на яблоню: «Мы с ней ровесники, в одно время и конец наш придёт». На следующую весну яблоня не зазеленела. Её пришлось выкопать и сжечь. Заболевшая бабушка просит сообщить о её смерти пчёлкам, «а то они околеют». Любовь и жалось, и равенство всего живого, умение радоваться чужому счастью, вот чем живёт человек. Христианство этой повести особое, оно не догматическое, а народное, с народными приметами, поверьями и суевериями. Языческое христианство. Когда старая Мадлена умирает, в комнате открывают окошко, чтобы душе было легче вылететь. Это один только пример. Далее читайте:Чехия (подборка статей в проекте "Историческая география"). Ярослав Гашек (биографические материалы в ХРОНОСе). Цинговатов Ю.Л. Юбилей бравого солдата Швейка. Исторические лица Чехословакии (указатель имен). Чехослования в XX веке (хронологическая таблица).
|
|||
|
СЛАВЯНСТВО |
|||
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |