Виктор БОЧЕНКОВ |
||||
2017 г. |
Форум славянских культур |
|||
БИБЛИОТЕКА |
||||
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Виктор БОЧЕНКОВЧешский диптих2. «Собирала сказки, как цветочки»
Рисунок Йозефа Лады к одному из произведений Божены Немцовой. Уже вернувшись домой, я попытался что-то отыскать дополнительно о Немцовой, об окружавших её людях. Гавличек-Боровский действительно был гувернёром, но не у кого-нибудь, у Михаила Погодина, а в последний раз он у нас издавался в 1950-х годах. Я перечитал небольшой сборник избранных его стихотворений и статей, тонкую коричневую книжку с зелёной окантовкой. Из статьи «Русские люди» 1850 года выписал одно наблюдение, как будто о нас, сегодняшних, высказанное:
«Прежде всего, необходимо отличать русский народ от его самодержавного правительства. Одно дело – русские люди, наши славянские братья, народ великий, добродушный, очень способный и живой, сохранивший добрые старославянские обычаи, народ с великой будущностью, от которого и мы и все остальные более слабые славянские племена в будущем можем ожидать многих благодеяний; и совсем другое дело – нынешнее царское правительство, равнодушное к русскому народу, придерживающееся чуждых непохвальных порядков, подсказываемых иностранцами. <…> Правительства появляются и исчезают, а народы остаются. <…> Всегда нужно иметь в виду незыблемость существования народов – и непрочность, бренность их правительств».
Мне было интересно посмотреть, в каком литературном контексте увидела свет «Бабушка». Третий номер «Русского вестника» за 1866 год открывал «Дневник путешествия из Дубровника в Черногорию» историка и слависта Викентия Макушева. Потом шла статья бывшего декабриста Дмитрия Завалишина, двоюродного брата Тютчева, «Дело о колонии Росс» – о знаменитом русском поселении в американской Калифорнии. Далее печатался историк и славист Нил Попов со статьёй «Варшавское герцогство», из других известных имён – писатели Виктор Клюшников с романом «Большие корабли» и Лев Толстой с «Тысяча восемьсот пятым годом» – отрывком из «Войны и мира». Из зарубежных авторов вместе с Немцовой в журнале публиковался «Арладель» Уилки Коллинза. В четвертом номере «Бабушка» шла второй после статьи «Музыка у славян» А. В-ского (Алексея Николаевича Веселовского). Из известных имён: Беллюстин со статьёй «Религиозная жизнь в Соединённых Штатах», Фёдор Достоевский со второй частью «Преступления и наказания» и Толстой. Пятый номер открывался «Очерками поповщины» Павла Мельникова-Печерского, далее следовало стихотворение Фета «Блеском вечерним овеяны горы, Сырость и мгла набегают в долину…», очерк М. Сидорова «Север России» – о поморах. Географическую тему продолжил Амурский Хлебопашец (псевдоним такой) с очерком «Из амурской жизни». А потом – «Бабушка». Две линии, помимо литературной классики, определяют очерковые темы этих, да и других, номеров: познание России (во всей её географической, экономической, исторической и человеческой необъятности) и познание славянства. Я отыскал и ту самую «Золотую книгу сказок», изданную, как оказалось, Ленинградским отделением «Детской литературы». Передо мною снова прошли волшебные сюжеты, и я понял, что совершенно их забыл. Даже самую красочную, волшебную сказку про богатыря Валибука. Только одну, самую первую, вспомнил. Она называется «Про кота петуха и косу». Было у отца три сына: Мартин, Матей, Михал. Перед смертью он разделили между ними наследство: Мартин взял косу, Матей – петуха, Михал – кота. Больше ничего не было. Первый сын пришел с косой в Страну глупых людей. Там никто не знал, что эта за чудесный такой инструмент, целое поле зараз скашивает. Мартин выгодно продал свою косу, но она без помощи рук человеческих ничего не косила. Тогда её высекли, не помогло. Матей так же выгодно оставил там петуха, а Михал своего кота. Это, мол, зверь очень полезный: всех мышей выловит. Но глупые люди поздно задались вопросом, кого же будет кот есть, когда мышей не останется. Послали гонца. Тот нагнал Михая в дороге, спрашивает, чем станет питаться кот, когда мышей переест, а Михай не расслышал и переспросил по-немецки: «Was?» (что?). Эта игра слов тут же всплыла из далёкой памяти, потому что моим любимым предметом был иностранный язык. Получалось, что «вас», дураков, сожрёт кот вместо мышей. С этой вестью и вернулся гонец. Бедного кота упрятали в чулан и приставили к дверям стражу, однако он всё равно убежал. Братья же с тех пор зажили счастливо. Такая вот история со счастливым концом. Так что же, если всё забывается, значит, ничего и не остаётся, и писательство, чтение, всё зря... Остаётся мысль, пережитая тобой и ставшая твоей. Твоим принципом жизни. Убеждением. Убеждение определяет поступок. Поступок определяет человека. Именно в том и вопрос, чтобы прочитанное – пережить, как своё. Повесть «Бабушка» – ещё одна прекрасная сказка Немцовой. Этими сказками она возвращала своему народу веру в себя. Далее читайте:Чехия (подборка статей в проекте "Историческая география"). Ярослав Гашек (биографические материалы в ХРОНОСе). Цинговатов Ю.Л. Юбилей бравого солдата Швейка. Исторические лица Чехословакии (указатель имен). Чехослования в XX веке (хронологическая таблица).
|
|||
|
СЛАВЯНСТВО |
|||
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |