Николай КИКЕШЕВ |
|
2008 г. |
Форум славянских культур |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Николай КИКЕШЕВСЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:1941-1948 ГОДЫВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационного исследования. Славянское движение в СССР 1941–1948 годов в силу определенных причин оказалось мало изучено как отечественной, так и зарубежной историографией. Однако актуальность темы определяется не только потребностями исторической науки. Российская Федерация, в которой славяне составляют исключительное большинство, и, помимо русских, проживают украинцы, белорусы, поляки, сербы, болгары, чехи, словаки и другие представители славянских народов, в своей внешней и внутренней политике не может игнорировать славянский вопрос, историческую общность славян. Расширение НАТО на Восток за счет включения славянских государств углубляет расколы в славянском мире, что чревато новыми вооруженными конфликтами. Трагические события конца ХХ века на Балканах, развал Югославии, крушение казавшихся незыблемыми связей между Сербией и Черногорией, Болгарией и Македонией, во многом способствовали возникновению и развитию косовской драмы, которая может иметь тяжелые последствия для всей Европы. Объект исследования: антифашистское славянское движение в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Под славянским движением здесь и далее мы будем понимать всю совокупность идеологических, общественно-политических мероприятий, проводимых Всеславянским комитетом и другими организациями под руководством ЦК ВКП(б) и Советского информационного бюро по мобилизации славянских народов на борьбу с немецкими оккупантами. Предметом исследования является содержание мероприятий Всеславянского комитета, определение степени эффективности деятельности его структур по развитию антифашистского славянского движения в целях решения общих военно-политических задач Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Историография проблемы. В Советском Союзе отношение к славянской идее было неоднозначным. В 30-е годы ХХ века славистов обвиняли в том, что они «льют воду на мельницу фашистской идеологии». После нападения гитлеровской Германии и ее европейских саттелитов на СССР отношение руководства страны к славянской идее в корне изменилось и она вошла в арсенал государственной политики, стала мощным оружием в борьбе с фашизмом. Начиная с июля 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны славянская тема не сходила с газетных полос и страниц журналов, звучала по радио на многих языках мира. По исследованиям М.Ю. Досталь, за годы войны было опубликовано более 900 книг, брошюр, статей и других материалов, посвященных славянским проблемам[1]. Однако, несмотря на то, что славянская идея была неотъемлемой составной частью советской антифашистской идеологии и пропаганды, славянское движение в отечественной военно-исторической науке освещено явно недостаточно. Об этом в 1971 году писал председатель Всеславянского комитета (ВСК) генерал-лейтенант А.С. Гундоров в предисловии к своим «Воспоминаниям»: «Взялся за перо потому, что в многотомных изданиях о Великой Отечественной войне этой теме историки не уделили должного внимания. Мне же кажется, что молчать о славянском движении, так широко развернувшемся во время Второй мировой войны, — это значит отказываться от великого патриотического дела, от советского приоритета в развитии народного сопротивления в этих странах, умалять его значение в реализации освободительных результатов войны в славянских странах и в использовании его в развитии мирового революционного процесса после Победы»[2]. Н.К. Петрова в монографии «Антифашистские комитеты в СССР: 1941–1945 гг.»[3] специально исследовала этот вопрос. В четырехтомном труде «Великая Отечественная война 1941–1945» славянскому движению посвящено всего несколько строк. В однотомнике «Вторая мировая война. Краткая история», вышедшем в свет в 1984 г. в издательстве «Наука», ни в тексте, ни в хронике основных событий также нет ни слова о создании Совинформбюро и антифашистских комитетов, которые входили в его структуру. А ведь именно в один день, 24 июня 1941 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О создании Совета по эвакуации» и «О создании Советского информационного бюро»! В середине 70-х гг. ХХ века вышла монография «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: 1941–1945», подготовленная коллективом авторов Института истории СССР, в которой на большом историческом материале последовательно анализируются истоки мощи советского государства, составные факторы Победы, в том числе и роль идеологической борьбы с фашизмом, пропаганды и агитации как на фронте, так и в тылу. Но при этом из антифашистских митингов в монографии упоминается только Обращение первого Всеславянского митинга и призывы Первого антифашистского митинга молодежи. В 4 томе «Истории Второй мировой войны 1939-1945» в «Хронике основных событий» только сообщается, что «состоялись первый и второй Всеславянские митинги в Москве». Но всеславянских митингов было не два, а четыре. О Всеславянском комитете вообще не упоминает 6-томная «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945» и ряд других изданий. В монографии Н.К. Петровой также большое внимание уделено деятельности Всеславянского комитета, направленной на установление контактов с антифашистскими славянскими организациями в странах союзников, развитию славянского движения в США, Великобритании и других странах, взаимодействию с другими антифашистскими комитетами Советского Союза. К сожалению, книга вышла тиражом в 250 экземпляров и сразу стала библиографической редкостью. В историографии проблемы выделяется пласт трудов славистов 70-х годов ХХ века. Различные аспекты славянского движения в СССР исследовали чехословацкие историки Й. Колейка, Й. Грозиенчик, украинец М.В. Куян, русские Б.М. Руколь, Л.Б. Валев, Г.М. Славин[4]. Основное внимание они уделяли исследованию деятельности Всеславянского комитета. Интерес к славянскому движению в СССР значительно возрос в конце ХХ века, когда началась энтропия славянского мира, вызванная распадом Организации Варшавского договора, Советского Союза, Чехословакии, Югославии, и славянские страны начали вступать в НАТО и Европейский союз. Как сохранить единство славянского мира, его культурные и духовные традиции – эта тема поднималась в различных публикациях[5]. Инициатором исследований является Институт славяноведения РАН. Одна из важных, но малоизученных проблем – политическая составляющая славянского движения в СССР, которое должно было, в конечном счете, привести не только к победе над фашизмом, но и созданию союза независимых славянских государств. Решение этой задачи перешло в практическую плоскость после встречи И.В. Сталина и У. Черчилля в Москве в октябре 1944 г., на которой были разделены сферы влияния в Европе между Советским Союзом и Великобританией. В зону интересов СССР входили страны славянского мира, а также Финляндия, Швеция, Венгрия, Румыния и Турция. Что касается отечественной историографии по данной проблеме, то нужно отметить статью В.В. Марьиной «Славянская идея в годы Второй мировой войны (К вопросу о политической функции)»[6]. Она выделяет три этапа трансформации идеи славянского единства в контексте советской внешней политики: 1. 1939 – июнь 1941 г. – время реабилитации и реанимации славянской идеи в СССР. 2. Июль 1941 – 1943 гг. – т.е. с начала Великой Отечественной войны и до ее коренного перелома славянская идея использовалась как инструмент мобилизации славянских народов на борьбу с немецко-фашистским агрессором. 3. 1944 – 1945 гг. – завершающий этап войны, когда славянский вопрос был переведен в плоскость реализации конкретных задач советской внешней политики той поры[7]. Можно согласиться с В.В. Марьиной только в том плане, что это был наиболее активный период использования славянской идеи во внешней политике Советского Союза. Анализ документов, архивных материалов убедительно свидетельствует, что и после войны советским руководством рассматривались разные варианты союза славянских стран. В работах М.Ю. Досталь «Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941–1948)»[8], «Новое славянское движение» в СССР и Всеславянский комитет в годы войны»[9]. «Славянский конгресс в Белграде в 1946 г.»[10], «Идея славянской солидарности и несостоявшийся в Москве в 1948 г. Первый общеславянский конгресс ученых-славистов»[11] и других также рассматривается политический аспект славянского движения. В статье «Новое славянское движение в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны» она дала следующее определение славянскому движению, с чем нельзя не согласиться: «Прежде всего, это одна из составляющих большой политики СССР в годы Великой Отечественной войны, дипломатических, военных и идеологических усилий страны по поиску стратегических союзников в борьбе против фашистской Германии не только в Западной, но и в Восточной Европе. Эти усилия были тем более важны, что союзные державы не торопились с открытием второго фронта и, кроме того, необходимо было подумать о послевоенном устройстве мира. Данные вопросы как раз и были составной частью так называемой «славянской политики» И.В. Сталина, о существовании которой свидетельствуют документы, постепенно вводимые в оборот трудами сотрудников Института славяноведения РАН»[12]. В частности, в 2007 г. вышел сборник «СССР, Восточная Европа и Вторая мировая война 1939–1941. Дискуссии, комментарии, размышления, «круглые столы»[13]. Статья Б.М. Руколь «Идея общности славян в материалах Всеславянского комитета в Москве»[14] обращает внимание исследователей на ряд документов ГА РФ, важных для понимания подходов членов комитета к идее славянского единства в условиях войны. Помогают восстановить хронологию борьбы славян с идеологией фашизма исследования А.В. Кириллова[15]. Национальный и религиозный аспекты славянского движения в СССР осветила в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук И.А. Московских «Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны»[16]. Используя мемуарную литературу, автор представила взгляд на славянскую проблему тех людей, которые относились к советскому строю негативно. А как недостаток, необходимо заметить, что в диссертации отсутствует анализ отечественной и зарубежной литературы последних десятилетий. И.А. Московских даже не упоминает довольно широкий пласт исследований деятельности Всеславянского комитета, которые вышли из-под пера сотрудников Института славяноведения РАН. П.А. Придатько в статье «Всеславянский комитет»[17] анализирует речь православного священника югославской воинской части в СССР майора Дмитрия Цветкова на митинге славян-воинов 24 февраля 1944 года: «Бог благословляет нашу борьбу за справедливое дело». В состав Всеславянского комитета избирались выдающиеся люди того времени: писатели, ученые, композиторы, артисты, представлявшие славянские народы. В этом плане можно выделить сборник «Зденек Неедлы — выдающийся общественный деятель и ученый»[18]. Плодотворную деятельность директора Института истории АН СССР академика Б.Д. Грекова исследовала Н.А. Горская[19]. Участие в славянском движении ректора Ленинградского университета А.А. Вознесенского изучала В.И. Беляева[20]. Целью исследования является комплексное изучение причин возникновения, развития антифашистского славянского движения в СССР в 1941–1948 годы и его вклад в Победу над гитлеровской Германией и ее сателлитами, а также значение этого опыта в современных условиях. Задачи исследования: – теоретически обосновать истоки и сущность возникшего в годы Великой Отечественной войны славянского движения в СССР, его влияние на развитие сопротивления фашизму в странах антигитлеровской коалиции; – выявить предпосылки создания Всеславянского комитета, проанализировать его структуру и формы работы, роль в организации международного антифашистского славянского движения; – обобщить опыт взаимодействия Всеславянского комитета с другими антифашистскими общественными объединениями; – проанализировать участие видных писателей, ученых, общественных деятелей Советского Союза и других стран в славянском движении, отношение к Всеславянскому комитету со стороны различных политических сил и славянской эмиграции в США, Канаде и других странах; – изучить механизмы взаимодействия государственных и общественных структур при организации славянского движения; – показать важность славянского единства для борьбы с оккупантами и любыми иными натисками на славянские государства; – раскрыть психологические предпосылки, критерии, условия и средства обеспечения эффективной деятельности славянских общественных объединений. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что славянская идея была включена в арсенал борьбы с фашистской идеологией только в начале Великой Отечественной войны. Активный этап славянского движения продолжался до 1948 года. Разрыв отношений между Советским Союзом и СФРЮ погубил идею создания союза славянских государств, прекратил деятельность Общеславянского комитета. Территориальные рамки исследования. Антифашистское славянское движение охватило не только Советский Союз, но и славянские диаспоры в странах антигитлеровской коалиции: США, Канаде, Великобритании, а также Австралии, Южной Америке и др. С помощью посольств, консульских служб и общественности Всеславянскому комитету удалось установить связи и успешно взаимодействовать более чем с 250 зарубежными славянскими организациями, в том числе: Американским славянским конгрессом, Канадской всеславянской ассоциацией в Монреале, Всеславянским комитетом в Лондоне, а после освобождения славянских стран от немецких захватчиков и их сателлитов – с созданными в них национальными славянскими комитетами, ядро которых составляли бывшие члены ВСК. Славянские конгрессы, митинги проводились не только в Москве, но и в Софии, Белграде, Варшаве, Праге, в местах дислокации славянских воинских частей, сформированных на территории СССР, в США и других странах антигитлеровской коалиции. Методология и методика исследования. В основу работы над диссертацией положены принципы историзма, научной объективности и неразрывности исторического процесса. Поскольку проблематика диссертации касается нескольких научных дисциплин: отечественной истории, славяноведения, истории международных отношений, этнополитики, методология исследования включает понятийный аппарат, используемый этими научными дисциплинами. При написании диссертации использовались и общенаучные методы исследования (логический, структурно-функциональный, метод классификации и систематизации), а также сравнительно-исторический. Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертацией изучен обширный корпус архивных и опубликованных источников по проблемам славянского движения в СССР. Ведущее место среди них занимают материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Архив РАН, а также периодика времен Великой Отечественной войны, издания Всеславянского комитета, дневники, мемуары участников славянского движения. Архивные документы, на базе которых преимущественно проводилось настоящее исследование, представляют собой неопубликованные выступления, обращения, протоколы, письма, телеграммы, отчеты, докладные записки и другие материалы, связанные с деятельностью Всеславянского комитета и других общественных структур. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), среди большого числа архивных фондов, представляющих интерес для славистов, хранится фонд Всеславянского комитета (Фонд 6646, 4 описи). Из документов видно, что в его состав входили выдающиеся писатели, поэты, ученые, общественные деятели Советского Союза и славянских стран. Материалы фонда свидетельствуют, что первые шаги славянского движения были сделаны в июле 1941 года, когда в средствах массовой информации зазвучал призыв к славянским народам объединиться для борьбы с оккупантами. Всеславянский комитет был учрежден 5 октября 1941 года, однако, в связи с трудностями начального периода Великой Отечественной войны, он смог приступить к практической реализации намеченных задач лишь весной 1942 года с подготовки Второго Всеславянского радиомитинга и активно работал до Белградского славянского конгресса в 1946 г., где был создан Общеславянский комитет. В ГА РФ также находится Фонд редакции журнала «Славяне» (Р-9170, 1 опись). В основном это подшивки журналов, переписка с газетами и журналами по поводу обмена изданиями и подготовки статей. В ГА РФ находится и личный архив председателя Всеславянского комитета генерал-лейтенанта А.С. Гундорова (Фонд Р-9564, 3 описи, 705 единиц хранения, 1917-1974 г. (доклады, докладные записки в ЦК ВКП(б) по вопросам работы Всеславянского комитета, доклады и тезисы докладов на его заседаниях). Облегчает поиск нужных документов Путеводитель ГА РФ том 5, в котором даются их характеристики. Всеславянский комитет, хотя формально и не входил в структуру Совинформбюро, но работал с ним в тесном контакте, и в диссертации использованы отчеты, справки и другие документы, направляемые руководству этой организации, которые хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ – бывший Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Многие рабочие документы шли под грифом «секретно», так как направлялись руководству страны, что затрудняло их публикацию и обнародование в открытой печати. Из архивных документов Отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) явствует, что славянское движение использовались руководством СССР как одно из важных составляющих антифашистской пропаганды. Наиболее важные документы, принятые на всеславянских митингах, пленумах ВСК публиковали газеты «Правда», «Известия», «Красная звезда», газета Московского военного округа «Красный воин» и другие издания военной печати. Подшивки газеты «Правда» военных лет хранятся в РГАСПИ. Документы Всеславянского комитета, публикации журнала «Славяне», который начал выходить в Москве летом 1942 года, газетные материалы подтверждают, что главная цель славянского движения в СССР – пропаганда идей общности славян, сходства их исторических судеб, культур, укрепление межславянских связей для активизации борьбы с фашистскими оккупантами. Распространение знаний о славянской истории и культуре способствовало росту интереса к славянским народам в западных странах, развитию славяноведения и установлению связей с зарубежными славистическими центрами. В адрес Всеславянского комитета приходили телеграммы и иные сообщения и информации от различных славянских организаций, издательств и газет с просьбой прислать те или иные материалы для публикации в зарубежной печати или предложения направить делегацию Всеславянского комитета в их страну. Архивные документы свидетельствует об участии членов Всеславянского комитета не только в идеологической борьбе с гитлеровской пропагандой, но и в развертывании партизанского движения в оккупированных славянских странах, формировании славянских воинских частей и соединений на территории СССР (о последних двух направлениях деятельности известно более всего), создании национальных славянских комитетов и Общеславянского комитета в Белграде, который координировал их деятельность до 1948 г. В исследовании использованы и такие исторические источники как мемуары, позволяющие составить представление о «человеческом измерении» тех или иных событий. В этом плане важны воспоминания председателя Всеславянского комитета А.С. Гундорова о встречах с Г.М. Димитровым, «Как я стал генералом», «Революцией мобилизованный» (1965), «О деятельности Всеславянского комитета во время Великой Отечественной войны». По сути, Гундоров был не только организатором, но и первым историографом славянского движения в СССР. Одну из его работ диссертанту удалось впервые опубликовать в 2005 г. в качестве приложения к монографии «Славяне против фашизма». Генерал-лейтенант А.С. Гундоров в предисловии к своим «Воспоминаниям» пишет: «Я не претендую на исчерпывающее освещение славянского движения, волна которого так высоко взметнулась в годы войны, а лишь положил начало этому большому делу. Опыт этого движения может пригодиться не только историкам, но и практикам, занимающимся народно-освободительной борьбой угнетенных народов»[21]. В настоящей работе использованы также обнаруженные в семейном архиве списки и проекты документов, подготовленные А.С. Гундоровым. Дополняют сведения архивных материалов примерами из семейной жизни воспоминания дочери А.С. Гундарова – Розы Александровны – «Всеславянский комитет в борьбе с фашизмом», опубликованные в альманахе «Всеславянский Собор»[22]. Свою точку зрения на деятельность Всеславянского комитета и славянскую политику Советского Союза выразил М. Джилас в свих мемуарах «Лицо тоталитаризма»[23]. В целом, источниковая база по теме исследования позволяет говорить о наличии достаточной основы для изучения различных сторон славянского движения в Советском Союзе от его зарождения в 1941 г., до полного прекращения деятельности Славянского комитета СССР в 1962 г. Открытие ряда фондов в отечественных архивах в сочетании с научными публикациями создает возможность для комплексного и объективного изучения предмета исследования. Научная новизна исследования. Впервые в отечественной и зарубежной историографии автор провел комплексное исследование славянского движения в СССР за весь его активный период с 1941 по 1948 гг. на обширном архивном материале, систематизировал и обобщил большой пласт как неизвестных науке, так и опубликованных документов. В диссертации дан предметный конкретно-исторический анализ славянского политического сотрудничества в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, цель которого – создание союза славянских государств. Исследование позволяет по достоинству оценить роль и значение славянского движения в СССР в годы Великой Отечественной войны и межславянских контактов в послевоенный период, славянскую политику СССР и других славянских государств. Практическая значимость диссертации. Выводы и материалы диссертации представляют практический интерес для научных работников, преподавателей вузов и могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях – в лекционных курсах по отечественной истории, а также при подготовке учебника по славяноведению и других учебных пособий; для обобщающих трудов по истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, истории славянского движения. Апробация диссертационной работы. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании Центра военной истории России ИРИ РАН. Работа над диссертацией велась в рамках научно-образовательного проекта «История славянской цивилизации», утвержденного президиумом Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Являясь председателем Международного союза общественных объединений «Всеславянский собор», автор неоднократно выступал по теме диссертации с докладами на всеславянских съездах, научно-практических конференциях и других общеславянских мероприятиях. Основные положения и идеи диссертации были впервые изложены и обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 50-летию Белградского славянского конгресса (8.12.1996. Москва), опубликованы в 1998 г. в авторском сборнике статей «Воззвание к славянам». Дальнейшее развитие они получили в монографиях автора «Славяне против фашизма» (под грифом Института российской истории РАН, 464 стр.) и «За други свои» (448 стр.), опубликованные в 2005 г., а также на: – научной конференции, посвященной 60-летию митинга славян-воинов 23-24 февраля 1944 г.(24.02.2004. Москва); – IX Всеславянском съезде (1.07.2005. Минск). – Международном славянском научном форуме, посвященном 60-летию Белградского славянского конгресса[24] (14.06. 2007 г. Белград). В 1998–2000 гг. соискатель читал курс лекций по славяноведению в Международном славянском институте, участвовал в работе над учебным пособием «Основы славяноведения», опубликованном в 2007 г. (глава «Славянские народы во Второй мировой войне»).
Примечания [1] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941–1948) // Славяноведение. 2007. № 2. С. 17–31. [2] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. Приложение I. А.С. Гундоров «Воспоминания». М., 2005. С. 184. [3] Петрова Н.К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941–1945 гг. М., 1999. С. 4. [4] Колейка Й. Славянские программы и идея славянской солидарности в ХIХ и XX веках. Прага, 1961. С. 162–219; Грозиенчик Й. Всеславянский комитет в Москве. Прага. 1967. № 6; Куян М.В. Дiяльнiсть Всеслов’янського комiтету по згуртованню антифашистських сил (1941–1945) // Украiнський iсторичний журнал. 1970. № 7; Валев Л.Б., Марьина В.В, Славин Г.М. Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период Второй мировой войны // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. Варшава, август 1973. Доклады советской делегации. М., 1973. С. 73–91. [5] Славянское движение XIX – XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. М., 1998. Русско-славянская цивилизация. Москва, 1998. История южных и западных славян, т. 2, М., 1998. [6] Марьина В.В. Славянская идея в годы Второй мировой войны (К вопросу о политической функции). Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997. [7] Там же. С. 169–170. [8] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941–1948)// Славяноведение. 2007. № 2. С. 17–31. [9] Досталь М.Ю. Новое славянское движение в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны // Славянский альманах. М., 1999. С. 175–187. [10] Славянские съезды XIХ–ХХ вв. М., 1994. С. 128–142. [11] Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997. С. 182–203. [12] Досталь М.Ю. Новое славянское движение в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны // Славянский альманах. М., 1999. С. 175. [13] СССР, Восточная Европа и Вторая мировая война 1939–1941. Дискуссии, комментарии, размышления, «круглые столы». М., 2007. [14] Руколь Б.М. Идея общности славян в материалах Всеславянского комитета в Москве // Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997. С. 204–210. [15] Кириллов А.В. Всеславянский комитет // Вопросы истории. 1977. №7. С. 25–30. [16] Московских И.А. Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны. РГБ. 2005. Кандидатская диссертация. [17] Придатько П.А. Всеславянский комитет // Держава. 1998. №2. С. 43–44. [18] Зденек Неедлы — выдающийся общественный деятель и ученый. Сборник статей. М. 1964. С. 143. [19] Горская Н.А. Борис Дмитриевич Греков. М., 1999. [20] Беляева В.И. Деятельность А.А. Вознесенского во Всеславянском комитете и Славянском комитете СССР // Советское славяноведение. 1973. № 3. [21] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. Приложение I. А.С. Гундоров. Воспоминания. М., 2005. С. 184–350. [22] Всеславянский Собор. М., 1998. С. 38–40. [23] Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992. [24] Зборник документа международног српско-словенског научног форума. Београд, 2007. С. 77–79. Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008. Далее читайте:История Болгарии (хронологическая таблица). История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица). История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица). История Польши в XX веке (хронологическая таблица). История Чехии (хронологическая таблица). История южных славян (хронологическая таблица). История южных славян в XX веке (хронологическая таблица).
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |