Николай КИКЕШЕВ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Николай КИКЕШЕВ

2008 г.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Николай КИКЕШЕВ

СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:

1941-1948 ГОДЫ

Глава 1. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Структура, формы и основные этапы деятельности Всеславянского комитета в годы Великой Отечественной войны

1.1.   ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Идея славянского единства в России существовала издревле. Однако в СССР, несмотря на все богатое славными делами прошлое, ее пытались предать забвению. В 20-30-е годы ХХ века славистов обвиняли в том, что они льют воду «на мельницу фашистской идеологии»[1]. В связи с этим многие ученые подверглись репрессиям за свои убеждения. В условиях действия советско-германского договора 1939 г. и опасения хоть как-то спровоцировать агрессора из пропаганды были исключены всякие упоминания о славянской солидарности в прошлом и настоящем, всячески разоблачалась «реакционная сущность» панславизма и отождествление его с целями и задачами советской внешней политики[2]. О создавшейся катастрофической ситуации со славяноведением  свидетельствует письмо академика Н.С. Державина, которое он направил Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотову 12 июля 1938 г.: «Славяноведческая наука находится у нас сейчас в загоне, на положении пасынка, и должен сказать со всею откровенностью, как специальная область знания, в которой русская наука до революции занимала ведущую роль в мировом масштабе, советская славистика вымирает… Обстановка и условия кустаря-одиночки меня не удовлетворяют. Я глубоко убежден в том, что в момент наступления на славянские страны фашизма, подчеркнутое усиление и укрепление у нас славянских изучений представляло бы собою одну из актуальных форм борьбы с ним»[3].

Пришедший к власти в Германии Адольф Гитлер в книге “Моя борьба” откровенно и цинично выразил суть идеологии германизма: немцы — раса господ, славяне — масса рабов. Нужно чтобы иерархия господ поработила массу рабов. Своим главным острием фашистская идеология была направлена на уничтожение славянских государств и захват Восточной Европы для расселения 100 миллионов представителей германской цивилизации.

В связи с немецкой угрозой, руководители СССР были вынуждены в определенной мере «поступиться принципами». Выход был найден в отречении от старого «царского панславизма» и поиске «демократических» элементов в истории славянского движения. Были открыты славистические центры (кафедра истории южных и западных славян на историческом факультете МГУ, сектор славяноведения в Институте истории АН СССР)[4]. Их костяк составили коммунисты-политэмигранты. Так, в 1931 году, при содействии Международной организации помощи революционерам (МОПР) и ЦК КП США в Москву прибыл славист Стефан Зинич. Он работал в Профинтерне в должности референта по США и Канаде, был ученым секретарем сектора новой истории Института истории АН СССР[5].

В 1939 году, после оккупации Праги гитлеровскими войсками, в СССР иммигрировал выдающийся чешский ученый и общественный деятель, член Коммунистической партии Чехословакии Зденек Неедлы, руковдитель общества чехословацко-советской дружбы. С 1 мая 1939 г. он являлся сотрудником Института истории АН СССР[6]. В СССР приезжали люди с коммунистическими взглядами и с других славянских стран. Однако следует подчеркнуть, что в Польше славянское единение мыслилось не с опорой на Советский Союз, а в борьбе против него. Там союзником считали Англию.

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в корне изменило отношение руководства СССР к идее славянского единства. Согласно разработанному фашистскими лидерами плану «Ост» «Нацистской реконструкцией охватывались не только вся Польша, но и Чешские земли, советская Украина, Белоруссия, часть РСФСР и Прибалтика. По разным подсчетам гитлеровцев здесь проживали от 45 до 65 млн. коренных жителей, в основном "расово неполноценных" славян. Из этого числа нацисты намеревались депортировать за Урал и частью уничтожить от 31 до 51 млн. чел., в том числе поляков – 80-87%, белорусов – 75%, населения западной и юго-западной Украины – свыше 60%, около 50% чехов, а также литовцев – 85%, значительное число эстонцев и латышей». Остальных… ожидала германизация или превращение в невольников»[7].

С первых дней войны славянская идея была взята на вооружение органами агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). Для координации действий 24 июня 1941 года  постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было создано Советское информационное бюро. Это был главный информационный центр СССР, который контролировал все средства массовой информации страны. Его возглавил кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ЦК ВКП(б) Александр Сергеевич Щербаков (1901-1945), заместителем был назначен Соломон Абрамович Лозовский (1878-1952), заместитель наркома иностранных дел, бывший генеральный секретарь Профинтерна и директор Гослитиздата. В задачи Совинформбюро входило руководство освещением международных событий и внутренней жизни страны в печати и по радио, организация контрпропаганды против гитлеровской Германии и ее союзников, освещение военных действий на фронтах, составление военных сводок по материалам Главного командования и пр.[8]

Для развертывания пропагандистских структур привлекались ученые, известные писатели, журналисты. Член ЦК ВКП(б) председатель Союза советских писателей Александр Александрович Фадеев, одновременно руководивший литературной секцией Совинформбюро, в докладной записке от 18 июля 1941 г. на имя А.С. Щербакова предлагал: «В интересах использования... литературных сил более целесообразно... вызвать в Москву наиболее крупных и политически проверенных писателей, которые могут принести нам большую пользу, выступая по радио и работая в центральной газете». Далее шел список фамилий, среди которых были Андрей Упит, Петрас Цвирка, Янис Ниедре, Слободник, Леон Пастернак, Ванда Василевская, Павло Тычина, Александр Довженко (кинорежиссер). ...эти люди... были бы полезны в Москве»[9]. Польская писательница Ванда Василевская, кинорежиссёр Александр Довженко в последствии принимали самое активное участие в организации славянского движения.

Возрождение славянской пропаганды можно проследить по страницам центральной советской печати. Так,  газета ЦК ВКП(б) «Правда» из номера в номер на четвертой странице печатала статьи о положении оккупированных Германией славянских народов. 14 июля 1941 г. была опубликована статья Я. Викторова «Расправа фашистских варваров над польским народом», 15 июля опубликованы сразу две редакционные статьи: «Гитлеровцы истребляют сербский народ» и «Антигерманские листовки в Югославии».  16 июля  вышла статья Г. Александрова «Библия людоедов», в которой приведена выдержка из книги А. Гитлера «Майн кампф», наиболее ярко отражающая цели развязанной им войны: «Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны, прежде всего, вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого. Бассейн Богемии и Моравии, территории, простирающиеся непосредственно к востоку от Германии, будут колонизированы немцами, а население этих территорий мы выселим в Сибирь… Для выполнения этой цели я не поколеблюсь ни одной секунды принять на свою совесть смерть двух или трех миллионов немцев».

 20 июля под общим заголовком  «Оккупированные страны под фашистским игом» напечатаны три статьи: «Черногорский народ борется с фашистами», «Экономическое порабощение Сербии» и «Балканы — колония Гитлера». 21 июля вышла в свет статья Я. Викторова «Чехословакия в борьбе за свою независимость». Статьи нацеливали читателя на мысль о необходимости объединения славян в борьбе с фашизмом. В журнале «Большевик» его редактор Е. Ярославский опубликовал статью «Борьба славянских народов против германского фашизма», которая заканчивалась словами: «Фашистские банды — злейшие враги всего славянства». Эта установка затем многократно тиражировалась в советской прессе[10].

Из славистов наиболее активно выступал в печати В.И. Пичета. 19 июля 1941 года в «Комсомольской правде» вышла его статья «Гитлеру не покорить свободолюбивые славянские народы», 20 июля в «Известиях» — статья «Лютый враг славянства», 28 июля в «Авиационной газете» — «Гитлер — лютый враг русского народа», 5 августа — «Великая борьба польского народа с немцами», 15 августа в «Правде» — «Славяне никогда не будут рабами» и в «Известиях» — «Пусть каждый клочок славянской  земли станет могилой врагу», 24 августа в «Комсомольской правде» – «Исторические судьбы славянства»[11].

Все эти статьи, написанные знатоками истории славян, несли мощный эмоциональный заряд, звали на борьбу с фашизмом. Они публиковались не только в центральных газетах, но и в военной печати. В статье “Славяне никогда не будут рабами Гитлера”, опубликованной в газете Московского военного округа «Красный воин» 3 августа 1941 г. так обрисовано положение в завоеванных немцами славянских странах: “Превратив Чехию в “протекторат”, немцы разоряют ее. Вся чешская промышленность военизирована, рабочие и инженеры изгоняются с фабрик и заводов и заменяются немецкими специалистами. Немецкий язык стал государственным. Чешская национальная культура объявлена вне закона. Закрыты чешские школы. Национальный Пражский театр превращен в немецкий. Уничтожено свыше трех миллионов книг чешских национальных писателей”[12]. Столь массированная пропаганда славянской идеи имела своей целью сформировать у советских людей чувство солидарности со славянскими народами.

Примечания

[1] Бернштейн С.Б. Трагическая страница из истории славянской филологии (30-е годы XX века) // Советское славяноведение. 1989. № I. С. 77-82.

[2] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941-1948) // Славяноведение. 2007. № 2. С. 17.

[3] Российский государственный архив социально-политической истории, в дальнейшем – РГАСПИ. Ф – 82. Оп. 2. Д. 1445. Л. 39.

[4] Досталь М.Ю. Неизвестные документы по истории создания Института славяноведения АН СССР // Славяноведение. 1996. № 6. С. 3-6 и др.

[5] Из истории университетского славяноведения в СССР. Издательство МГУ. 1983. С. 185.

[6] Историки-слависты Московского университета. 1979. С. 57.

[7] Носкова А.Ф. Фашистский «новый порядок» в Восточной Европе и борьба славянских народов против нацизма // Cлавянский альманах 2005. М., 2006. С. 33-34.

[8] Петрова Н.К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941-1945 гг. М., 1999. С. 19.

[9] Там же. С. 71.

[10] Дубровский А.М. Весь славянский мир должен объединиться: идея славянского единства в идеологии ВКП(б) в 1930-1940 годах // Проблемы славяноведения. Сборник научных статей и материалов. Брянск, 2000. С. 195-209.

[11] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941-1948) // Славяноведение. 2007. № 2. С. 19.

[12] Газета Московского военного округа «Красный воин» 3 августа 1941 г.

Вернуться к оглавлению

Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008.


Далее читайте:

История Болгарии (хронологическая таблица).

История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица).

История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица).

История Польши в XX веке (хронологическая таблица).

История Чехии (хронологическая таблица).

История южных славян (хронологическая таблица).

История южных славян в XX веке (хронологическая таблица).

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев