Николай КИКЕШЕВ |
|
2008 г. |
Форум славянских культур |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Николай КИКЕШЕВСЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:1941-1948 ГОДЫГлава 3. Славянское движение и славянская политика СССР3.2. СЛАВЯНСКИЙ СОБОР В БОЛГАРИИ Всеславянский комитет всячески способствовал идеологическому обеспечению идеи союза равноправных славянских народов, формированию в общественном мнении убеждения о ведущей роли в таком образовании Советского Союза. В журнале «Славяне» была опубликована статья председателя Верховного Совета СССР М.И. Калинина "Славяне и война", в которой содержался призыв к послевоенному сотрудничеству славянских народов: «Можно надеяться, что после победы над гитлеровскими разбойниками славянские страны, их правительства наладят дружественные отношения с Советским Союзом, с русским народом»[1]. Как видно, война образумила «всесоюзного старосту» и доказала, что славянский вопрос для Советского Союза важен и нужен. А.С. Щербаков, заведовавший идеологическим отделом ЦК ВКП(б), по этому поводу отметил: «Славянские народы сыграли огромную роль в этой войне. Война подходит к концу. Фашистская Германия в ближайшие месяцы будет разгромлена. Надо подумать о новом славянском движении в послевоенный период и все эти вопросы практики, теории и истории перенести на обсуждение славянского съезда»[2]. Идея организации славянского съезда нашла живой отклик в славянских странах. Особенно тесные связи у Всеславянского комитета установились со Славянским комитетом Болгарии (СКБ). Он был образован 12 сентября 1944 г., сразу же после свержения монархического режима в стране. Характерно в этом отношении письмо, которое СКБ прислал в Москву 26 сентября 1944 года: «Первое собрание нашего Славянского комитета постановило просить Всеславянский комитет в Москве принять наш комитет в свой состав как секцию Вашего комитета... Программа московского Всеславянского комитета будет основной нашей программой»[3]. СКБ возглавил Георги Петров, секретарем был избран Крум Велков. В состав комитета вошли видные государственные и общественные деятели страны: председатель Верховного кассационного суда, бывший посол в СССР Найден Николов; секретарь ЦК БРП(к) Велко Червенков; Александр Обов (БЗНС); Димитр Братанов — представитель Социал-демократической партии; профессор Дончо Костов; адвокат Петр Стефанов (ответственный секретарь); глава Национального комитета Отечественного фронта доктор Иван Пашов; главный секретарь Национального комитета отечественного фронта Цола Драгойчева; генерал-лейтенант Фердинанд Козовский; генерал-лейтенант Христо Стойков; писатель-антифашист Людмил Стоянов; известный журналист Владимир Топенчаров и другие[4]. Всеславянский комитет Югославии был образован 14 января 1945 года. Сначала его возглавлял профессор Еврем Неделькович, затем председателем комитета стал С. Яковлевич, а ответственным секретарем — профессор Р. Лалич. Назревала насущная необходимость проведения всеславянского конгресса, на котором можно было бы сообща выработать стратегию и тактику славянского движения в послевоенный период. По свидетельству ответственного секретаря Всеславянского комитета полковника В.К. Мочалова, идею созыва славянского конгресса поддержали в идеологическом отделе ЦК ВКП(б). В середине февраля 1945 г. Славянский комитет Болгарии предложил созвать в Софии всеславянский конгресс под руководством Всеславянского комитета и приурочить его к национальному празднику – 67-й годовщине освобождения Болгарии от османского ига, который отмечался 3 марта. В Москве это предложение посчитали преждевременным, учитывая, что авторитет болгар подорван в глазах остальных славянских народов сотрудничеством с фашистской Германией. Всеславянский комитет порекомендовал устроить вместо конгресса славянский митинг, на который в качестве гостей пригласить представителей славянских народов. Если болгарский народ и болгарскую армию не удалось втянуть в войну против Советского Союза, то в войне против западных и южных балканских соседей они участвовали активно. 27 февраля в г. Солуни греческий регент Дамаскинос произнес речь, в которой призвал «никогда не забывать болгарских зверств в Македонии и Тракии». На Болгарию были обиды и в Югославии[5]. Делегация Всеславянского комитета в составе семи человек: генерал-лейтенант А.С. Гундоров, писатель Н.С. Тихонов, академик Н.С. Державин, украинский поэт П. Тычина, белорусский академик Н.В. Жебрак вылетела в Софию 28 февраля. Польшу и Чехословакию в делегации Всеславянского комитета представляли чехословацкая общественница М. Швермова и польский профессор Й. Блаха. Задачи делегации: — участие в праздновании двойного освобождения Болгарии русским народом: в 1878 и 1944 гг.; — присутствие в качестве гостей на славянском митинге в Софии, созываемом для выражения солидарности славянских народов; — выступления перед болгарской общественностью с докладами о героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками[6]. 2 марта в Софию прибыла югославская делегация в составе 170 человек, представлявших все народы и автономные области страны, политические партии. Делегацию возглавлял генерал-лейтенант Милован Джилас. В нее также входили заместитель председателя Вече Национального освобождения Димитрий Влахов, уполномоченный Комитета Национального освобождения по здравоохранению Сремец, генерал Михайло Апостольский, начальник Военной академии генерал Савва Орович, председатель Всеславянского комитета профессор Недялькович, секретарь Всеславянского комитета в Югославии профессор Радован Лалич, писатели, ученые, артисты, герои партизанской войны[7]. В отличие от советской, состав югославской делегации указывал на большое политическое значение, которое придавали в Югославии предстоящей встрече славян. Руководители делегации в беседе с Гундоровым выразили недоумение и даже обиду, что съезд собирают в Софии, а не в Белграде, который, на их взгляд, больше заслужил это право. Александр Семенович пояснял, что это будет только славянский митинг. Однако он не мог даже предположить, что митинг выльется в многодневный праздник славянского единства, которым болгары постарались реабилитировать себя в глазах славянской общественности. Национальный комитет Отечественного фронта Болгарии, Болгарская рабочая партия коммунистов, Славянский комитет Болгарии провели большую предварительную работу. В печати регулярно публиковались статьи о дружбе славянских народов. 24 февраля газета рабочей партии «Работническо дело» в передовой статье писала, что «София в эти дни станет центром, где будет продемонстрирована непоколебимая решимость славянских народов общими силами довести борьбу до полной победы над вековым врагом славянства — германскими агрессорами»[8]. Город к празднику был украшен лозунгами, плакатами, флагами. Народный театр, где должно было проходить заседание Славянского собора, расцвечен флагами славянских стран. У здания Народного Собрания была устроена трибуна для правительства, руководителей Отечественного Фронта, а разрушения от бомбежек английской авиации были задрапированы сплошным ковром из зелени, на которой располагалось панно с портретами И. Сталина, Г. Димитрова, И. Тито, В. Василевской, Э. Бенеша. Как отмечает в своих «Воспоминаниях» А.С. Гундоров, город сильно пострадал от бомбардировок английской авиации, которая не только ночью, но и днем летала над беззащитной столицей. В Софии англичане разрушили 4 тысячи зданий, причем, самых больших, представлявших культурную и архитектурную ценность. Особенно пострадала ее центральная часть. Здесь нет ни одной улицы, на которой бы не лежали груды развалин[9]. Война напомнила о себе и в день митинга. Германские войска еще отчаянно сопротивлялись в Венгрии, и в районе озера Балатон прорвали окружение. Под их контрудар попали болгарские части и несли большие потери в живой силе и технике. Работу Славянского собора его организаторы разделили на три периода, которые получили название славянской седьмицы: — участие в манифестации и соборе в Софии; — поездка по городам центральной части Болгарии; — выступления участников славянских делегаций перед различными группами болгарской общественности; — 8 марта седьмица завершалась концертом находившегося в Болгарии Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Славянский собор в Софии начался 3 марта 1945 г. с богослужения в храме Александра Невского – памятнике освобождения Болгарии от османского ига. На молебне присутствовало руководство страны, славянские делегации. После богослужения все прошли на площадь у Народного Собрания и поднялись на трибуны. Манифестация открылась парадом войск Софийского гарнизона, болгарской армии и военных училищ. Затем военных сменили колонны трудящихся от каждого района. Они шли с плакатами, портретами, под сопровождение духовых оркестров, песнями, плясками радостно приветствуя зарубежных гостей. 4 часа продолжалось шествие, и все это время болгары выражали свою приверженность идее славянского единства. В манифестации приняли участие более 200 тысяч человек, и, по мнению официальных лиц, София еще не видела таких массовых торжеств. «Мимо нас проходили не только люди всех групп и возрастов населения столицы, – пишет Гундоров, – но и шахтеры из Перника, крестьяне с окружающих Софию деревень, с орудиями и плодами своего труда, одетые в красочные болгарские костюмы, веселые и радостные, многие с духовыми оркестрами и национальными музыкальными инструментами. Они обменивались приветствиями с находящимися на трибунах и на площади. Людей было так много, что они взбирались на руины зданий, на пьедестал памятника и на коня царя-освободителя Александра II. Всех переполнял энтузиазм братского единства. Все сейчас как бы дышали одним дыханием»[10]. Ввиду затянувшейся манифестации начало Славянского собора перенесли на 16 часов. Он стал продолжением демонстрации славянской солидарности. Пленарное заседание началось с исполнения гимнов. Продолжительными овациями зал встретил предложение избрать в почетный президиум И. Сталина и Г. Димитрова. В президиум вошли все три регента, премьер-министр Георгиев, секретарь Национального комитета Отечественного Фронта Цола Драгойчева, министры без портфеля Терпешев и Петков, военный министр Вельчев, председатель болгарских профсоюзов Дамянов, экзарх Стефан I, председатель Славянского комитета Николов, ректор Софийского университета Бельмезов, председатель антифашистского комитета ученых Дмитров, вся советская делегация и представители югославской делегации. Впервые сидели за одним столом представители всех партий, правительства и различных кругов болгарской общественности, представители всех славянских стран[11]. Этим болгарское руководство подчеркивало политическое значение собора. Заседание собора 4 марта вел председатель Славянского комитета Болгарии Николов. Первому предоставили слово А.С. Гундорову, затем премьер-министр Болгарии Георгиев выразил чувства вечной признательности болгар русскому народу за двойное освобождение страны от оккупации. Председатель Всеславянского комитета Югославии профессор Неделкович в своем выступлении подчеркнул: «Между нами – сербами и вами – болгарами нет больше причин для раздоров. Сербский народ понимает, что болгарский народ не виновен за все то, что сотворили его бывшие правители»[12]. Генерал-лейтенант Джилас говорил об отличии настоящей идеи славянской солидарности от прежней и необходимости параллельно с ней развивать демократию на основе равноправия народов. «Это даст возможность, – сказал он, – осуществить то, что не удалось великим сынам наших народов в прошлом»[13]. Выступило 17 человек, в том числе члены советской делегации Державин, Тычина, Жебрак. Их доклады были встречены присутствующими с исключительным вниманием и бурными аплодисментами. Экзарх Болгарии Стефан I на волне всеобщего энтузиазма предложил сделать русский язык обязательным для всех славян. Это предложение в дальнейшем было реализовано – в странах народной демократии изучение русского языка было введено в школьные программы. Многочисленные ораторы посвятили свои речи важнейшим проблемам болгарской жизни, международной деятельности славянских организаций различных стран в условиях приближавшегося конца войны. Подчеркивая политическую важность собора, его участники направили приветствия И. Сталину, М. Калинину, Г. Димитрову, И. Тито, Э. Бенешу[14]. У них не было сомнения, что после победы все славянские народы наладят добрососедские отношения. В принятом на соборе «Обращении к славянам всего мира» подчеркивалось: «...Пришло время для последней расплаты с врагами славян. Двенадцатый час для Германии уже пробил. Красная Армия плотно сомкнула свои ряды перед Бранденбургскими воротами, для нанесения последнего удара по фашистским варварам. Немцы творили гнусные дела во имя выполнения плана Гитлера – превратить славянские народы в удобрение для германской земли. Этого никогда не будет. Славяне вместе с Красной Армией ведут войну против общего врага всего человечества... Братья славяне! В объединении наша сила и наше будущее. Русские, украинцы, белорусы, чехи, поляки, сербы, словаки, словенцы, хорваты, черногорцы, македонцы и болгары на этом величественном митинге поклялись учесть уроки прошлого и сомкнуть свои ряды для борьбы за светлое будущее...»[15]. После заседаний собора начались многочисленные официальные и неофициальные встречи, собрания и приемы, встречи с различными организациями и группами населения болгарской столицы. Но эти встречи в Софии были лишь началом знакомства с болгарским народом. Утром 5 марта все делегации в специальном поезде выехали к местам боевых действий русской армии в войне с турками 1877-1878 гг. Основные пункты этого маршрута: Пловдив, Старая Загора, Шипка, Тырново, Габрово, Плевна. Сопровождали гостей министр без портфеля Терпешев, председатель Славянского комитета Николов, известный литератор Белов и другие. А.С. Гундоров вспоминает: «Трудно описать восторженные встречи с жителями городов и селений по пути следования»[16]. На станции Пловдив делегатов встречал почетный караул. Около километра до главной площади города они шли сквозь толпы торжествующих людей. Буквально все население второй столицы Болгарии вышло встречать гостей. На площади, где проходил митинг, собрались десятки тысяч людей. На ужин прибыл премьер-министр Георгиев. На митинг в Старой Загоре тоже собралось около 20 тысяч человек. Состоялся митинг и в Казанлыке. «Нам преграждали путь почти в каждом селении, когда мы ехали на автомашинах из Казанлыка в историческую Шипку, — пишет Гундоров, — требуя принять цветы, хлеб-соль и пожать людям руки. Приходилось, конечно, и выступать. На Шипкинский перевал из-за снежных заносов подняться не удалось. Мы возложили цветы в церкви-памятнике героям, а затем в непринужденной обстановке общались с жителями селения Шипка, до поздней ночи находились в читалище, беседуя с людьми за импровизированным ужином, слушая художественные выступления молодежи. Встреча затянулась, и в Габрово прибыли к часу ночи, легли спать. «Каково же было наше удивление, — пишет он в докладе о поездке в Болгарию, — когда среди ночи нас разбудили крики «Ура», музыка духового оркестра. Оказывается, народ нас дожидался до поздней ночи. Пришлось быстро одеваться и выходить к почетному караулу. Мы направились в одно из зданий, где собрались руководители и общественность города. А утром состоялась манифестация и митинг на площади, где когда-то выступал Георгий Димитров»[17]. В исторической Плевне – музее русской славы под открытым небом, делегатам пришлось задержаться надолго. Утром 8 марта перед трибунами с гостями прошли колонны демонстрантов, затем возлагали венки на могилы русских солдат. В памятнике-мавзолее героям битвы за Плевну 1878 г. были возложены венки от каждой делегации. До мавзолея горожане несли делегатов на руках. «Это город-музей, – пишет Гундоров. – Все памятники, несмотря на немецкую оккупацию, великолепно сохранились». Тогда у него и зародилась мысль учесть опыт Болгарии для увековечения памяти героям войны с фашизмом, которую ему удалось с успехом реализовать впоследствии. По дороге из Плевны в Софию митинги проводились в Горном Дубняке, Телише, Червонном Бреге, Романе, Мездре, Царевой Ливаде, Искрице. В Софию прибыли только в 9 часов вечера и сразу же на машинах отправились в Народный театр, где их дожидались артисты Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Состоялся концерт, заключивший Славянский собор. Он продемонстрировал неизбывную любовь болгарского народа к русским братьям, их светлую память о своих освободителях. Гундоров в своих «Воспоминаниях» пишет: «Поезд был оборудован для жилья, двигался вне расписаний и графиков, задерживаясь не только в перечисленных пунктах, а везде, где собирались жаждущие увидеть представителей славянских народов и услышать их выступления. А такой станции на нашем пути не было, на которой не собирались бы люди, приходя сюда не только из окрестных селений, но и спускаясь с гор за десятки километров. «Что вас заставило прийти сюда? – спросил я у девушек на одной из станций. «Мы хотим вас встретить так, как встречали своих русских освободителей наши деды и бабушки», – ответила одна из них, протягивая букет цветов. Встречали нас и учащиеся школ со своими преподавателями. Особенно волнующими были встречи членов югославской делегации с детьми югославских партизан, десять тысяч которых было взято правительством Отечественного фронта в Болгарию. Я видел как наши поэты, бывший гусар царской армии Николай Тихонов и Павло Тычина, попавшие в водоворот такой встречи, плакали, закрывши лица букетами цветов. Славянский собор усилиями всего болгарского народа был превращен в незабываемый праздник славянского единения, яркую демонстрацию славянской солидарности. Он всколыхнул историческую память и добрые чувства в сердцах болгар, соскучившихся за годы профашистской и прогерманской агитации по дружбе с русскими, вселил надежду на мир и лучшее будущее в союзе братских народов. Особенностью этого собора «по сравнению с нашими митингами, – указывалось в отчете делегации Всеславянского комитета, – являлось то, что тут находились виднейшие представители правительства», чего никогда не было на московских митингах… Были намечены контакты с различными общественными группами и организациями Болгарии, налажен обмен статьями и другой информацией[18]. Изучая документы и материалы Славянского собора в Софии пришел к выводу, что столь эффектное возвращение Болгарии в семью братских народов еще недостаточно оценено нашей отечественной историографией. На политическую важность собора указывает широкое участие в нем членов правительства Болгарии и Югославии. Он закрепил акт примирения между двумя враждующими государствами и их народами, что помогло Болгарии выйти из политической изоляции и враждебного окружения соседних стран. Собор продемонстрировал горячее стремление к укреплению единства славянских народов. Его участники дали клятву и впредь крепить дружбу как залог силы и непобедимости славян, гарантию их свободы и независимости, продолжения борьбы с фашизмом до его полного уничтожения. В соборе участвовали делегации славянских комитетов, и он стал первым общеславянским форумом в годы войны, новой формой организации международного славянского движения. Славянский собор в Болгарии подчеркнул ведущую роль Всеславянского комитета в развитии братства, сплочения славянских народов в борьбе с фашизмом. Памятники павшим за славянское единство. Еще одним важным итогом поездки делегации Всеславянского комитета в Болгарию была идея увековечить память освободителей славянских народов от фашистского порабощения. По этому поводу 4 мая 1945 г. генерал-лейтенант А.С. Гундоров обратился с письмом в ЦК ВКП(б) на имя Г. Димитрова. Он писал, что на участников Славянского собора в Болгарии огромное впечатление произвели памятники воинам русской армии, погибшим в боях за освобождение страны от турецкого ига в войне 1877-1878 гг. Памятники сооружены практически во всех более или менее крупных населенных пунктах. «Отношение народа к этим памятникам такое, что даже немцы, когда они были хозяевами Болгарии, не решились их уничтожить». Гундоров предложил использовать опыт Болгарии «сейчас, когда у каждого народа свежи чувства благодарности к своей освободительнице Красной Армии». Делегаты обратились к общественности стран, освобожденных Красной Армией, с предложением начать сооружение памятников солдатам-освободителям. Ответ поступил незамедлительно: «Товарищу Гундорову! Возвращаю вам текст "Обращения", несколько отредактированный. Думаю, что в таком виде он является вполне подходящим. Инициатива, которую в данном случае предпринимаете, заслуживает всяческой поддержки. Г. Димитров»[19]. В Обращении говорилось: «Братья, друзья, патриоты всех стран, освобожденных Красной Армией! Мы обращаемся к общественности Польши, Чехословакии, Югославии, а также Румынии и Венгрии с призывом увековечить память славных воинов Красной Армии, освободителей европейских народов от немецко-фашистского рабства; а также память своих собственных воинов, павших в войне, которая закончилась победоносным разгромом гитлеровской Германии»[20]. По неизвестным причинам Обращение не было опубликовано, но им руководствовались в своей пропагандистской работе члены Всеславянского комитета и активисты, многие из которых стали впоследствии министрами и видными деятелями в своих странах. 22 декабря 1945 г. А. Гундоров написал в ЦК ВКП(б), что наиболее подходящим местом для сооружения памятников польским и чехословацким воинам будут являться те населенные пункты, возле которых они впервые вступили в бой с противником. Для Чехословацкого корпуса — это село Соколово, в 25 км южнее Харькова. Здесь в апреле 1942 г. подразделения первой чехословацкой части «под командованием полковника Свободы... показали исключительное упорство в боях против превосходящих сил танков и пехоты противника». На площади этого села погиб подпоручик Отокар Ярош, первый иностранец, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. 84 офицера и солдата чехословацкой части были награждены советскими орденами и медалями. Полковник Л.Свобода — орденом Ленина. Проявили мужество воины чехословацкой бригады и при освобождении Киева. Войско польское первый бой приняло осенью 1943 г. на границе РСФСР и Белоруссии, под поселком Ленино, 40 км восточнее Орши. Здесь дралась 1-я польская дивизия им. Костюшко, которая в тяжелых боях с частями вермахта прорвала оборону и освободила несколько селений Белоруссии. За проявленный героизм капитанам Высоцкому и Гюбнеру, рядовой Анеле Кживонь было присвоено звание Героя Советского Союза. 230 офицеров и солдат были награждены советскими орденами и медалями. В заключение Гундоров отмечал, что открытие памятников чехословацким и польским воинам желательно приурочить к первой годовщине Победы. Инициатива Всеславянского комитета была поддержана. Памятники в названных населенных пунктах установили. Они являются символами славянского братства по оружию в общей борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны[21]. Примечания [1] Славяне.1944. № 1. С. 9. [2] ГА РФ. Р – 9564. Оп. 1. Д. 95. Л. 22. [3] ГА РФ. Ф. Р-6646. Оп. 1. Д. 148. Л. 7. [4] Там же. [5] ГА РФ. Ф. Р-9564. Д. 42. Л. 2. [6] Там же. Л. 1. [7] ГА РФ. Ф. Р-9564. Д. 42. Л. 5. [8] ГА РФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 42. Л. 6. [9] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. М. 2005. С. 57. [10] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. М. 2005. С. 57. [11] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 42. Л. 9. [12] Там же. Л. 10. [13] Там же. [14] Петрова Н.К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941-1945 гг. М., 1999. С. 226. [15] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. Приложение I. А.С. Гундоров. Воспоминания. М., 2005. С. 309-310. [16] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 42. Л. 10. [17] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 42. Л. 10. [18] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 4. Л. 2. [19] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. Приложение I. А.С. Гундоров. Воспоминания. М. 2005. С. 314. [20] Там же. [21] Петрова Н.К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941-1945 гг. М., 1999. С. 229-230. Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008. Далее читайте:История Болгарии (хронологическая таблица). История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица). История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица). История Польши в XX веке (хронологическая таблица). История Чехии (хронологическая таблица). История южных славян (хронологическая таблица). История южных славян в XX веке (хронологическая таблица).
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |