К 300-летию Григория Сковороды
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


К 300-летию Григория Сковороды

2022 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Александр БАЛТИН

К 300-летию Григория Сковороды

На фото: Памятник Григорию Сковороде в Харькове

3 декабря 1722 года, в Киевской губернии, неподалеку от Полтавы, в казачьем селе Чернухи Лубенского полка родился Григорий Саввич Сковорода

Шёл сквозь мир: неуловимый для него, соблазнами сплетающий сеть; шёл мимо цветущих драгоценных садов, городов, наполненных житейским скарбом судеб, богатых усадеб; шёл, чтобы петь свои песни, и формулировать мысли свои, подразумевающие пристальный взгляд в таинственные пещеры духа…

Не лезь в коперниковы сферы –
Воззри в духовные пещеры!

Красноречив вектор поиска Григория Сковороды: философа, поэта, баснописца, педагога: относившегося к двум культурам: по языку – и к вечности, силой превосходящей Ветхий завет, совмещающей пласты всех культур – по сути.

 …его философия – сгусток поэтических кристаллов: он виртуозно совмещал слово, обработанное поэтически, и мысль – глубоко работающую, и переливающуюся огнями герметической алхимии.

 …три мира выделены философом-поэтом: и первый из них: микрокосм, он же – мирок, мирик – есть человек; а два других своеобразно объединены Сковородой в символический мир Библии, чей глобальный свод включает в себя всё.

…в том числе путь, не позволяющий сети мира, сплетённой из соблазнов, поймать вечно идущего мудреца.

Было в образе и жизни Сковороды нечто от дервиша: хотя от знаний восточных миров он был, очевидно, далёк.

 …и было потом – причудливо работают космические дуги и формулы –нечто от Сковороды в пространстве другого мирового странника - Велимира Хлебникова.

 Книги Притчей Соломоновых: сжатые и сгущённые до предельных ударов в бубен сознания поэтические мысли – породили, как волшебная нива, «Разговор о премудрости».

Византийская София, сияя лучами, представляет себя так:

У греков звалась я София в древний век,

А мудростью зовёт всяк русский человек,

Но римлянин меня Минервою назвал,

А христианин добр Христом мне имя дал.

Диалог между нею, и человеком, страждущим истины, развернётся пространно, но и компактно, касаясь самых разных вариантов постижения мира.

 Космоса.

В определённом смысле Сковороду можно назвать родоначальником русского космизма – своеобразной поэтической смеси: мысли, утопии, провидения, колыхающихся великолепно высот духа…

 Счастье (лучше, крепче – щастье) составляет цель человеческого бытия: бытования на земле, в недрах вечного вращения юлы          юдоли; был ли счастлив Сковорода?

Казалось бы, он достиг внутренней гармонии, и философия его исполнена высокого покоя, тем не менее, писал:

Щастие, где ты живешь? Горлицы, скажите!
В поле ли овцы пасешь? Голубы, взвестите!
О щастие, наш ясный свет,
О щастие, наш красный цвет!
Ты мати и дом, появися, покажися!
Щастие! Где ты живешь? Мудрые, скажите!
В небе ли ты пиво пьешь? Книжники, взвестите!

Колорит тяжёлого стиха велик, и своеобразное обаяние его словно призывает ко включению архаики в игру современных созвучий.

…учение о двух натурах живописало путь от внешней: телесного, косного и тяжёлого пласта, ко внутренней, таящей в себе вселенную в миниатюре, и соединённой со вселенной огромной: которую так интересно прозревал будущий брат Сковороды –Циолковский.

 Сковорода обращался к небесному покою, как к простору подлинного отечества духа: О покой наш небесный! 

 Созидая басни, поэт хватал за шкирки пороки: но – шкирки у оных скользкие, и в том нет вины поэта: они (пороки) даже уязвлённые и извлечённые словом на свет, продолжают алчное своё бытование меж нас.

…кажется, Сковорода не умер – в доме дворянина Ковалевского на пути в Киев, но – растворился в бездне собственного пути, свершаемого вновь и вновь, поскольку метафизическая хрустальная лестница, ведущая в мистические небеса, бесконечна.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев