Александр БАЛТИН. Русский нерв поэзии Валерия Сухова |
|
2022 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Александр БАЛТИНРусский нерв поэзии Валерия Сухова
Валерий Сухов. Русским – отчасти таинственным, отчасти – деревенско-конкретным духом пропитанные стихи: очень русские, живущие особостью нашего мировосприятия поэтические ленты индивидуальности разворачивает Валерий Сухов: «Дохнул прохладой августа закат. / Устало стадо возвращается под вечер./ Коровы понимают русский мат / И пастухам покорно не перечат./ Бредут бурёнки тихо, как века./ Глаза полны какой-то грустью древней./ И оживает русская деревня, / Испив с устатку молока…» Так, начиная от конкретики картин, поэт переходит к глобальности обобщений: и словно вибрируют эти века, звуча сложно и таинственно, и русская деревня воспринимается, как… отчасти Китеж. Память войны, обретающая словесный вектор воплощения в образах ясных и твёрдых, играет серьёзную роль в пространстве, создаваемом поэтом: «Как в снегу, в бинтах лежат солдаты, / Все – войной безжалостно распяты! / В старой школе госпиталь теперь. / Учат жить здесь взрослых, как детей. / Долго длится мужества урок / Для учеников – без рук, без ног. / Как тетрадок первые листы, / В красных кляксах на культях бинты./ И оценки выставляет мелом / Смерть – учитель строгий в платье белом...» Строки Сухова точны и мускулисты, их объединённый напор рассчитан на сильное воздействие на читательское сознание: не заросло бы жиром, не закоснело бы… Поэт конкретен: никаких расплывчатостей, и естественность дыхания – вместе с этим – организует интересный стихоряд: «Высокий холм вздымается в крестах. / И слёзы застывают на глазах. / Богатый смерти выдался покос. / Родней села становится погост. / Качнусь от горя я – без водки пьян. / И поминальный уроню стакан. / Скрестила руки на груди родня – / И ждёт не в гости – насовсем меня». Кажется, сроки вспыхивают осенними огнями, осеняя душу, соответствуя её порывам. Сухов интересно и по-своему фиксирует особенности русского сознания, и картины, творимые им, светятся своеобразной, акварельно-прозрачной метафизикой: «Мне опять живой приснилась мать. / Подошёл, хотел её обнять. / Но она растаяла во мгле. / И не стало мамы на земле.../ Мама умерла в начале осени. / Пожелтев, берёзы листья сбросили.../ Снег теперь хранит её покой /Долгою холодною зимой. / А весной ей птицы будут петь. / Летом сосны на ветру шуметь. / На могилу осенью приду. / День в гостях у мамы проведу. / Молча по душам поговорим /До вечерней сумрачной зари. / И всплакнёт берёза надо мной, Осыпая золотой листвой...» Воспоминания перевиваются с явью: и русский снег сияет и блистает: «Я родился в декабрьский мороз, / Когда сыпались звёзды с берёз, / И сугробы вздымались до неба. / Как снежок, я был слеплен из снега / В час, когда вызревала заря, / Снегириною грудью горя. / И качала седая метель / Светлый месяц – мою колыбель…» И вспомнившиеся похороны деда не будут космосом отчаяния, хоть разумеется, отливают печальными огнями: «Небо высокое стало суровее. /Смертно белело поле окрест. / Вкопан был в мёрзлые комья надгробия /Комлем – дубовый обтёсанный крест. / Цело тело или короче – / Всех, как мать, принимает земля... / Умер дед двадцать первого ночью – / А наутро – родился я» . Чистый звук взмывает выше и выше, и даже, если суждено упасть соколом в разнотравье, падение это будет связано со сказочными элементами: «Я с небес в степное разнотравье / Соколом у камня упаду. / Словно вёрсты – крылья разметаю./ И на росы расколю беду. / Обернусь я молодцем плечистым, Оседлаю волка, как коня. / Три дороги есть во поле мглистом. / Каждая дорога – для меня. / Нас на то и матери рожали, / Чтобы в путь опасный провожать. / Заповеди каменной скрижали / Наугад Ивану выбирать. / Мёртвого меня живой водою / Старый ворон сможет воскресить, / Чтобы я с царевной молодою / На пиру смог мёд и пиво пить. / Все мы, люди русские, по сути / Сказочной мечтой в душе живём. / Только Русь, как витязь на распутье, / Замерла в раздумье роковом. / Вороные тучи над полями./ Кровью налились глаза росы... / Сыновья полёгшие – костями / Насмерть в землю русскую вросли» . Поэзия Сухова пестра, будто жар-птица, разроняв волшебные перья, подарила поэту пламенеющие письмена: «В ночь накануне Ивана Купала / Ветром душа моя в небо взмывала / Так высоко, что костру не достать. / Может, Жар-птицей хотелось ей стать?! / В ночь накануне Ивана Купала / Видимо, ведьма околдовала. / Помню на травах духмяный настой. / Не от него ли хожу сам не свой? / В ночь накануне Ивана Купала / Росы любимая в горсть собирала / И серебром окатила, маня. /Омолодил меня холод огня! / В ночь накануне Ивана Купала /Душа жёлтым папоротником расцветала. / Клад открывая на каждом шагу, / Вижу я злато, да взять не могу…» Болеть Россией: мука и мёд, сладость и крест: совмещённые понятия: и вибрирующий нерв оной боли сильно рассекает плоть текстов: «Россию распри истерзали! / Судьба на муки обрекла. / И беженкою на вокзале / Мария сына родила. / И молча милостыню просит,/ Ребёнка замотав в тряпьё. / Бывает, мелочь кто-то бросит, /Наткнувшись на глаза её. / Они бездомны и бездонны. / Их солью выела беда! / Нет молока в груди Мадонны. / И нечем ей вскормить Христа». Поэт постепенно и колоритно расшифровывает своё «я», предлагая реальности собственный вариант её прочтения.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |