Марина КУЛАКОВА |
|
2012 г. |
Форум славянских культур |
|
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
|
|
Марина КУЛАКОВАРусская женщина: героиня-и-жертва?«Есть два типа русских женщин, которые суть одно». Русская женщина-героиня (защитница, покровительница, именно та, которая "в горящую избу войдет") и несчастная женщина, участь которой терпеть и покоряться. Отличаются друг от друга только по силе психологической конституции, а, по сути, они женщины-жертвы. Культ Богородицы, который занимает очень важное место в православии, призывает женщину-мать к жертвенности и мобилизации ради других, более слабых, детей своих. Ну, и еще один тип… так считает ученый, известный культуролог. Третий «традиционный» тип: женщина-стерва, демоническая женщина, та, которая разрушает общепринятые нормы и сценарии поведения, опрокидывает все ожидания мужчин, и мало заботится о детях. Вот таковы «типы». Можно восхититься красивым построением. И заметить, как быстро всё, что не уложилось в двуединство, немедленно демонизируется, в прямом смысле этого слова - «демоническая женщина»… Даже если что-то похожее присутствует в жизни, как говорят, «ярким намеком», на самом деле все не так просто. А может быть, и совсем не так. Ибо не все в женщине русской есть производное православия и патриархальной культуры. Корни глубже. Я не жертва, и не стерва. Жертвой сделать себя не позволила даже в самых экстремальных обстоятельствах. И стервой тоже трудно меня сделать – не хочу. Но я иногда исчезаю. Исчезаю из поля зрения. Прекрасно-добрая русская женщина, никогда не позволяющая себя унижать - истинный русский тип, неделимый ни на какие другие. Тоже своего рода град Китеж - в период любви и работы материнства, в период «плодоносности», а это довольно долгая работа, она как бы исчезает, её не видно. Её видит только муж и ребёнок, а другим, собственно, зачем? Я живу на окраине большого русского города, где много спокойных и ясных женских лиц, и вижу, как много, всё ещё много хороших семей, где очень бережно, любовно относятся друг к другу. Это «серединная», великая, тихая жизнь, она не видна и не заметна. Заметны, бросаются в глаза маргиналы разного рода, вот уж где разные типы – от алкоголичек-бомжих до эстрадных «звёзд»… Но это же действительно пена, больные и слабые. А женщины русские себя в такую обиду не дают… У русской культуры и вообще у России «женское лицо» во многом потому, что фольклорные, мифологические основы нашего бытия, соотношение ролей и сами роли, мужская и женская, расписаны весьма своеобразно. А именно: «… Что ты, Иванушка, не весел? Что буйну голову повесил?... Не кручинься, ложись спать-почивать. Утро вечера мудренее…» - говорит героиня почти каждой сказки Василиса Прекрасная, она же Премудрая. И за ночь совершает для/за спящего Иванушки/у самые разные чудеса, одно за другим. Проще говоря, делает за него все возможное и невозможное. Он утром проснется/проспится, глядь – не так уж всё и плохо… И скатерть-самобранка, и знаменитая Емелина печка, и многое другое, что входит в наше сознание и подсознание с младенческих лет – всё это женские рукотворные чудеса, женская активность русской жизни. В этой же традиции - и необходимость скрывать её, эту активность. Прятать за покровом некоего естественного волшебства. Героем-победителем всегда остается Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок, он же братец Иванушка. И нередко при этом – «полцарства ему даром не надо», победил и ладно, и на печку… Такие расклады, так сложилось в России. И на деле, и в сознании, и подсознании.
Можно ли перебороть стереотипы поведения, которые уходят корнями в глубокую древность? Можно питать такие иллюзии. Можно пытаться. Феминистки ищут и предлагают стратегии сопротивления. Ничто сверхчеловеческое мне не чуждо. Я отношусь к феминистскому сообществу с пониманием и некоторым пиететом. Ибо это именно сверхчеловеческое, а не женское – я так ощущаю. Говорю за себя, просто как женщина, но не исключаю в этом некоторой доли объективности, - три высших образования на что-то, может, и сгодятся…
«На што девочкам грамота» - сохраняя в памяти орфографию первоисточника, вспоминаю этот источник, который как-то держала в руках – то была глубоко дореволюционная брошюрка, далеко из позапрошлого века, маленькая, пожелтевшая, изданная по соизволению и благословению кого-то из православных наших патриархов. Грамота девочке нужна, говорилось там, чтобы она могла читать детям, а иногда и всей семье святое писание, чтобы стать примерной женой и матерью. Почему–то я всегда, когда вижу и слышу ученых женщин, особенно говорящих о феминизме и гендерных проблемах, вспоминаю ту книжечку и эти слова.
Можно ли найти и правильно избрать «стратегии сопротивления»? Чему сопротивления-то, для начала? Впрочем, чему сопротивляться, всегда можно найти. Строптивость – гораздо более типичная русская черта, чем упорно внушаемая нам покорность. Стратегии сопротивления найти - можно. Если учитывать, что в России женщины – не подавляемое большинство, а подавляющее. Скрыто подавляющее. Их больше, женщин. Они не так часто погибают, как наши Иванушки. Но в последнем молодом поколении женихов уже больше, чем невест. Зато материнские инстинкты все слабее… «Как нам жить?» - спрашивают вечные девочки… Умные девочки. «Как нам жить в этом мире, в этом страшном, опасном мире?» Они хотят умных ответов. Полагаю, что лучшая женская стратегия – это особое внимание к воспитанию мальчика/мужчины с интуитивным доверием к «другому», активному мужскому началу. Воспитание в девочке/женщине умения не просто подавить начисто мужскую агрессию, а перевести её в созидательную активность. «Да… но как жить? Что делать?...» Рассказываю. И прежде всего говорю: что может утешить, научить? Личный опыт жизни в России. Личный опыт счастья.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |