Анастасия МИТРОФАНОВА |
|
2010 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Анастасия МИТРОФАНОВАСлавянское кино на ММКФ-2010
Кадр из фильма «Беса». В аэропорту Софии Слави рассказывает историю своей жизни молодому таможеннику. В детстве Слави и Нелли любили друг друга, она даже обещала выйти за него замуж. Но потом дети подросли – Нелли полюбила другого парня. Слави сильно запил, начались проблемы с милицией. Однажды он решает бросить все и уехать на Запад. Пройдя австрийские лагеря для беженцев, пережив еще одну любовь, герой оказался в США. Много работал, нашел друзей, купил свой грузовик. Много колесил по Америке, но никогда не забывал о своей Нелли и однажды встретил индейца, который продал ему амулет, по преданию помогающий вернуть утраченную любовь. Потом рухнул коммунистический режим и обстоятельства сложились так, что Слави вернулся в Болгарию, в свой родной город, где все еще живет его первая любовь. Не правда ли, занимательный сюжет? Речь о болгарском фильме «Следы на песке», который вошел в основной конкурс Московского кинофестиваля летом 2010 года. На конкурсе картину презентовали режиссер Ивайло Христов, исполнитель главной роли известный болгарский актер Иван Бырнев, продюсер Ассен Владимиров и Александр Тонев, руководитель национального киноцентра. Александр отметил, что «Следы на песке» - третий фильм из его страны, участвующий в основной программе ММКФ за последние три года – в 2008 в Москве показали «Дзифт», в прошлом – «Раки». «А значит ситуация в болгарском кино, несмотря на все кажущиеся трудности, не так плоха», - заметил Тонев. Журналисты на встрече со съемочной группой картины заострили внимание на двух пронизывающих ленту темах - это иммиграция и постсоветский комплекс восточноевропейских стран. Поиски лучшей жизни потерявшимися в родной стране болгарами – проблема, регулярно находящая отражение в лентах Ивайло Христова. Успешный актер – а на его счету более 120 ролей – свой первый фильм в качестве режиссера Христов так и назвал – «Иммигрант». Вот и в новой ленте «Следы на песке» герой Ивана Бырнева уезжает из Болгарии сперва в Европу, а затем и в Новый Свет. Но и там не находит себе места. Тяжесть далеких культур и чуждость менталитетов не всем по плечу. Но когда человеку тяжело – «Бог несет его на руках, оставляя следы на песке». Этой христианской поговоркой объясняется и название картины. Тоска по родине у каждого своя – для режиссера фильма Ивайло Христова это один и тот же сон, который он видит вдали от дома. «Мне снится, как я еду на трамвае домой, а вокруг – аллея из роз», - поделился с российской публикой болгарский автор. Критики в ответ отметили его удивительно теплое отношение к России, которое ясно читается в картине. «Просто я очень люблю Чехова, и здесь не до обид», - объяснил свои взгляды Христов. Увы, но режиссер и его команде, на наш взгляд, не удалось создать запоминающуюся историю. Во всяком случае, пересматривать этот фильм вряд ли кто будет. Хотя… Некоторых зрителей эта картина покорила. Вот что пишет один из блогеров: «Наверное если спросить меня о том, какой фильм выражает загадочную славянскую душу, в числе прочих фильмов я назову и фильм «Следы на песке». Очаровательная, добрая, глупая, наивная, дурная, светлая, местами грустная, сказка о человеке, который пытался убежать от себя. Повествование ведется от лица главного героя, который бежал из социалистической Болгарии и вернулся на родину через много-много лет. Вторая сюжетная линия про молодого человека, племянника одного из начальников терминала аэропорта, который пытается вернуть девушку. Его дядя, а по совместительству и начальник пытается помочь родственнику. Его помощь сколь наивна, столь и глупа. Главная сюжетная развивается постепенно. После школы молодого человека призывают в ряды советской болгарской армии, там у него случается конфликт с командиром, после которого он на всю жизнь запасается отвращением к погонами… В какой-то момент герой бежит в капстраны, здесь, кстати, не обошлось без милой пикировки между болгарином и сербкой: «Вы, болгары, все безрукие, даже дверь не можете поставить». «Зато, вы, сербы, у нас ни одной войне не выиграли». Очаровательно. Потом была классическая сказка про Америку, где есть добрый негр, где все играют в бейсбол и чудом на голову падают бешеные тысячи. Действия актеров нелогичны, многие слова и ситуации кажутся дурацкими и нелепыми, но они все искренни и просты. Получилась такая маленькая милая Болгария с супом из оловянной миски, смехом сквозь слезы и потаенной глухой скорбью. Даже штаты получились какими-то по-болгарски уютными и добрыми», - считает artyguy. Он же отмечает и недостатки картины: главного героя и в 19 лет, и в 40 с лишним играет один и тот же человек. Смотрится нелепо. В общем, как заметил блогер mumluk, это болгарский «Форрест Гамп» - структурные совпадения практически один в один. «Единственное принципиальное отличие – дико скучно».
+ + + Фильм «Похороненная страна» был представлен в конкурсе «Перспективы». Это картина американского режиссера Стивена Иствуда. Первая часть работы снята как документальное кино, и только спустя какое-то время становится понятно, что фильм игровой. Этот ход чуть было не оставил картину вне конкурса. Даже программный директор фестиваля Кирилл Разлогов, отобравший ленту на ММКФ, не сразу определил ее жанр. «О том, что картина на самом деле игровая мне рассказали коллеги, благодаря которым я вернулся к просмотру, и в итоге все же положил пленку в отобранный материал», - рассказал он. Таким образом, на ММКФ и попал игровой дебют Стивена Иствуда. Однако, документальными оказались не только первые сцены «Похороненной страны». Эмир Капитанович был единственным профессиональным актером на площадке. «Это интересно играть, но мне время от времени было невероятно сложно, потому как вести процесс приходилось самому, ведь все мои партнеры были просто любителями», - поделился Капитанович. «Остальные персонажи играют самих себя. Это реальные сотрудники туристической фирмы», - заявил режиссер. Сам он тоже то и дело появляется в кадре. Идею заняться изучением древнейших артефактов, обнаруженных в Боснии, Иствуду подсказал Джефри Алан Роудс, ставший впоследствии соавтором сценария «Похороненной страны». Неоднозначные вопросы, поставленные в фильме, отражены и в его названии. «Смерть или рождение, пирамида или гора. Мы не можем выбрать единственный возможный вариант. Двойственность сохраняется во всем», - рассказал режиссер. Сюжет этой картины таков: в конце 1990-х годов была выдвинута теория о том, что горы пирамидальной формы в окрестностях боснийского города Високо на самом деле являются самыми древними в мире пирамидами. Большинство учёных относится к этой теории скептически, но это не мешает жителям Боснии и Герцеговины относиться к своим пирамидам с любовью и надеждой, а туристам со всего мира приезжать в Високо, чтобы воочию увидеть Пирамиду Луны, Пирамиду Солнца и Пирамиду Любви, а также накупить в местных лавках сувениров — миниатюрных пирамид. 2009 год. Американская съёмочная группа прибывает в Високо, чтобы снять документальный фильм о жителях города и их отношении к пирамидам. Один из режиссёров фильма, Эмир, — выходец из Боснии, который ещё в детстве уехал за границу… Любовная линия фильма — ухаживание Эмира за Авдией, работающей в местном туристическом агентстве экскурсоводом на пеших маршрутах по склонам «пирамид». Фильм показывает, сколь сильно любое человеческое общество стремится найти объединительную идею. В условиях отсутствия объективно ценных объединительных идей в качестве таковых используются те, что лежат на поверхности и выглядят привлекательно, даже если они антинаучны и внутренне противоречивы. «Похороненная страна» - кино очень личное, выстраданное, - считает один из зрителей, блогер Shezzer. - На примере боснийцев, внезапно обнаруживших, что они живут в двух шагах от невероятного чуда света, показана сила веры, умение людей объединяться и восставать, чтобы продолжить жить, несмотря на страшное прошлое, которое оставило отпечаток на каждом - только посмотрите в глаза».
+ + + «Розочка» польского режиссера Яна Кидава-Блоньского была представлена в основном конкурсе. Ян Кидава-Блоньский родился в 1953 году. Прежде чем записаться в киношколу, окончил архитектурный институт. Его полнометражным дебютом стала картина "Три фута над землей" (1985). В 1991 году он открыл студию Gambit Production Sp., где снимают художественные, документальные и телевизионные фильмы, а также рекламные ролики, с 1990 по 1994 год был президентом Ассоциации польских кинематографистов. "Розочка" - девятый фильм Кидавы-Блоньского. На XXXV фестивале польских фильмов в Гдыни в 2009 году лента получила главный приз и приз зрительских симпатий. Сюжет таков: 1967-й год. Юная красавица Камила работает в университете секретаршей ректора и собирается замуж за Романа, занимающего ответственный пост в государственной торговой компании. Но Камила знает о своем женихе далеко не все: на самом деле Роман работает в Службе безопасности, и в его обязанности входит выявлять потенциальных врагов коммунистического режима. Такого «врага народа», замешанного в тайных связях с иностранными контрагентами, Роман подозревает в известном писателе Адаме Варчевском, но тому искусно удается изображать на публике полное отсутствие интереса к политике. Время идет, и начальство требует от Романа результатов, и тогда он решается на крайние меры: чтобы шпионить за Варчинским, он просит Камилу стать его любовницей. «Розочка», конечно, разочаровывает - кино добротное, трогательное, но слишком обычное, можно сказать, «голливудское» в плохом смысле слова, - считает блогер arlekin, - и с ним нельзя не согласиться; аргументация его безупречна. – «Мелодраматизм «Розочки» до такой степени бьет через край, что при всей лояльности к такого рода произведениям, становится не по себе». Далее рецензент пишет, что ему обидно за выдающегося актера Анджея Северина, за его персонажа - странно все-таки, что такой мудрый человек, с огромным жизненным опытом (подполье в годы нацизма, далее, как можно понять из некоторых намеков - тюрьмы в сталинистский период), не разглядел в молоденькой девушке агента-любителя. «Причем, похоже, это сознательный ход сценаристов - они пытаются подчеркнуть, что любовь слепит глаза любому, будь то агент ГБ, как Роман, или свободолюбивый профессор, как Адам. Есть в фильме сцена, где Камилла-Розочка ночью печатает на машинке очередной «отчет», уже живя у Адама в квартире, Адам просыпается, ласково просит ее почитать написанное, она не дает, ссылается, что еще не готово, что это будет рассказ про них... - и тот верит, совершенно искренне успокаивается, уходит дальше спать! И уже после, когда никакого рассказа Розочка ему не предоставляет, не вспоминает об этом, делает вид, что ничего не случилось, да и не делает, а просто не берет в голову - это подпольщик-то, диссидент, конспиратор! Но если кино в первую очередь про любовное ослепление - то это как-то мелковато». Действительно, фильм можно назвать «идеологическим», «политическим», «социальным», но художественности в нём, несмотря на все старания авторов картины, маловато.
+ + + Чешский фильм «Как Рай земной» тоже был представлен в основном конкурсе. «Это первая картина в Чехии о диссидентах. Мы начали возвращаться к политической теме, которую ранее избегали. К разговору об оккупации Чехословакии советскими войсками в 1968 году, о событиях, приведших к изданию знаменитого документа, получившего название «Хартия 77», - заявила на пресс-конференции режиссер фильма Ирена Павлазкова. - «Многие участники и свидетели тех событий еще живы. И мы очень волновались, как будет воспринят этот фильм. Его очень ждали в Чехии. Картина позволила посмотреть на внутреннюю жизнь элиты, на их борьбу за свободу». Фильм по сценарию Терезы Боуцковой, дочери известного чешского поэта, прозаика и драматурга Павла Когоута (на русский язык переведен его гротескный роман «Палачка» 1970 года). Фильм глазами женщин двух поколений показывает жизнь чешской диссидентской среды после подавления «Пражской весны». Его название – строка из чешского гимна на стихи Йозефа Каэтана Тыла. Действие фильма начинается в 1968 году и описывает события, приведшие к изданию знаменитого документа, получившего название «Хартия 77». На фоне исторических событий разворачивается история красотки Марты, ее двух дочерей и череды их все новых и новых «отцов», сменяющих друг друга с завидной частотой. В то время, как легкомысленная Марта старается оставаться в стороне от политики, ее бывший муж и бесконечные новые ухажеры принимают самое активное участие в диссидентском движении. Но когда Марта заводит роман с писателем и диссидентом Яном Павлом, она и ее дочери вскоре оказываются в самом центре политических интриг. «Фильм, как ни странно, веселый, но что еще удивительнее, сами диссиденты живут веселой жизнью и оккупационному режиму противостоят также весело - с песнями, плясками, попойками, романами, и все вместе: Марта и ее бывший муж, ее нынешний и бывшие любовники, жена любовника, дочери и т.д. - одна большая дружная семья. В финале у стен тюрьмы Марта, дочери и один из ее «бывших» включают запись песни «Се ля ви», под которую она танцевала вместе с Яном - и из зарешеченного окна поднимаются в приветствии руки, и из другого - руки, и из всех окон, все заодно», - даёт оценку фильму блогер arlekin. С ним солидарен другой блогер, gladkeeh: «В фильме Терезы Боуцковой и Ирены Павлазковой показана жестокая эпоха, но взгляд из XXI века уже не трагичен, он ироничен и романтичен. Если сравнивать его со знаменитым романом Кундеры (1982) и экранизацией Филиппа Кауфмана (1988), он – про выносимую легкость бытия. Хотя в хронологических рамках фильма для героев все заканчивается, как и положено, плохо, речь не про террор и травмы, а про то, что внутренняя свобода могла быть и была. Старшая дочка Майда становится завсегдатайшей ресторанов, где присматривает жениха, чтобы уехать за границу: – Я не хочу всю жизнь прислуживать этим сволочам. – А я остаюсь, – отвечает Габи, подписавшая «Хартию-77». – Где еще во всем мире будет так интересно?»
+ + + Сербский фильм «Беса» тоже участвовал в основном конкурсе ММКФ. Время действия картины — начало Первой мировой войны. Филипа, директора гимназии в небольшом сербском городке, призывают в армию. У него нет родных, кроме молодой красавицы жены Леи. Уезжая в Белград, Филип берет с Азема, неграмотного албанского рабочего, работающего в школе, клятву, что тот будет присматривать за Леей в его отсутствие. И чем громче гул надвигающейся катастрофы, тем ближе становятся отношения двух абсолютно разных людей, вынужденных держаться вместе, одна — в поисках защиты, другой — храня верность данному слову. Режиссер Срджан Кранович родился в Белграде в 1945 году. Учился в пражской киношколе Famu (1970). В начале карьеры он снимал короткометражные документальные фильмы для телевидения. Он считается одним из самых именитых режиссеров в истории югославского кино. Картины Карановича участвовали в крупнейших международных кинофестивалях и получили множество призов. Среди его наиболее значительных режиссерских удач — «Социальная игра» (1972), «Запах полевых цветов» (1978), «Венец Петрии» (1980), «Что-то между» (1983), «Клубника в горле» (1985), «Пока без подходящего названия» (1988), «Виргиния» (1991), «Слезы в глазах» (2003). Как сценарист Каранович известен по работам с режиссером Райко Грличем. Война в фильме дана фоном – в маленьком тыловом городке о ней напоминают только повозки с ранеными, грохочущие по мостовой, или забредшие в поисках пропитания солдаты. И дальше развивается сюжет, который кажется вполне стандартным: трудное сближение двух катастрофически разных людей. «Красивая эмансипированная женщина с аристократическими замашками не может иметь ничего общего с этим нечесаным немолодым мужиком в армяке, - пишет блогер valery_kichin. - Но между ними постепенно возникает странная платоническая любовь. Любовь эта невозможна не только из-за социального неравенства, но и в силу данной Аземой священной клятвы – «бесы». Нарушить ее для албанца - смертный грех. Но от недоступности любовь только разгорается. Она проявляется в том, с какой яростью Азема набрасывается на всех, кто пытается посягать на честь Леи, и еще в его взгляде. Два существа, запертые в доме, изголодались по простой ласке, по близости и теплу. Женщину не может не трогать его готовность броситься на ее защиту, его магнетически действующий взгляд. Вообще, в этом фильме молчание говорит больше, чем слова. Один из лучших европейских актеров Мики Манойлович, как и его партнерша Ива Крайнц, сыграв характеры сильные и яркие, сделали первые на этом фестивале заявки на призы за лучшие роли. Фильм Карановича скуп на внешние эффекты, но внимателен к тончайшим оттенкам человеческих состояний и чувств, в нем точна режиссура и отлично разработана драматургия отношений между героями. Его традиционность сегодня смотрится почти новаторством». Да, действительно, это был один из самых запоминающихся и страстных фильмов на ММКФ. Блогер mumluk продолжает перечислять достоинства ленты: «Фильм достаточно убедительно показывает, что можно снять историческую картину о событиях вековой давности, почти не разу не покидая пределов одной лишь школы и прилегающего к ней школьного двора (сюжетный аскетизм таким образом оборачивается плюсом)». Живая легенда европейского кино Мики Манойлович на вопрос журналиста, не трудно ли ему, сербу, было играть шиптара, ответил, что этнические различия на деле вещь куда более иллюзорная, чем это кажется на первый взгляд.... «Беса» - фильм светлый, добрый и симпатичный, он стал украшением ММКФ. Приятного просмотра и новых впечатлений!
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |