Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки ШТОРМ НА ХАНКЕ Та же тема – песни Сергея Ерланова. Не песни – протяжные стоны о Родине. Им мало места в узкой каморке, почти полностью занятой столом, стоящим торцом к выходу. Сидим на лавках плотно, и барду надо изловчиться, чтобы примостить могучее тело и удобно развернуть гитару. Тонкая дверь защищает от бушующей стихии. Теремок, в который препроводили компанию, обещая отогреть в баньке и угостить свежей ушицей, сооружён впритык к озеру, нависает над водой. Дождь присмирел, но кончаться не хочет. Замусоренная, перекрашенная нечистыми ливневыми стоками, грязная от взбаламученного ила волна бьёт в сваи, обрушивается на расквашенный, оползающий к урезу воды берег. Кажется: ещё один накат, последний удар – и землю смоет, слизнёт кипящим прибоем. Заодно с нашим убежищем… Несколько местных по-рыбацки нехитро сервируют стол. Погрёмывают вилками-ложками, пластают ломтями хлеб. Через одного сивобороды и краснолицы, все как один доброжелательны и остроумны. Бейсболки, пришедшие на смену вековечным кепкам… Хламиды, не враз продуваемые, почти непромокаемые… Для такой погоды стопроцентной одёжи всё-таки ещё не придумано. Ну разве что – космический скафандр. За главного – Валерий Александрович Сусленков. В миру – Саныч, в проверенной компании – «Саныч, плесни!». Невысокий, сегодня немногословный, но говорящий складно и завлекательно. Потом такую-этакую, написанную в юности, поэму продекламирует, что жалко станет – не я написал! А ещё потом – спустя полгода – случайно откроется: коллега, из журналистов, работал в районной газете «Приморские зори». У него редкий год рождения – 1943-й, центральный в Великой Отечественной войне: в августе перелом на Курской дуге, а в сентябре родился Валера. Сидит у входа, черпает из казанка уху. К ухе народ подливает самостоятельно. Впрочем, на это никто не налегает, разве что авторы-исполнители, в отличие от прочих присутствующих, видно, свою норму ещё не истребившие. Но и исполнять успевают: песни Костина, Титка, Ефременко и Ерланова звучат по кругу, перемежаясь подходящими случаю прозаическими историями, стихами и тостами. Это вне конкурса, это уж никуда не подвинешь: «За женщин» и «За тех, кто в море». Преодолели привычно, юшкой разбавили. Юшка нежная, и перчику в аккурат, и прочих специй впору. Рыбка пошла вдогон, охотно пошла. Сазанчик не крупный, а всё сазанчик. Верхогляд с толстолобиком, не говоря о карасях… Неожиданный тост заставил всех встать. Кроме Игоря Ефременко. Впервые подумал об этом: тост для нас мог быть вполне привычным. А ведь я, допустим, за всю жизнь слышал его раз пять от силы. Зато читал, что после Победы Сталин поднял бокал: «За русский народ». Любопытно, почему нет такой традиции. Отучили? Прозвучало кратко, но взволнованно: «За русских». – А я украинец, – куражнул Игорь. – Последние лет сто, – пояснили ему. – А до этого – малоросс. Как мы – белорусы и великороссы. То есть, начиная с Киевской Руси, сплошь и насквозь все – русские. Выпили стоя. В том числе Ефременко. Валера не употребляет. Но и он сосвистнул с донышка. А закусывать не стал. Улыбнулся и тихо так, как будто самому себе: – У меня отец белорус, мать украинка. Стукнуло шестнадцать, иду получать паспорт. Спрашивают – кем хочешь быть? Решил – украинцем. Из армии вернулся, снова надо паспорт получать – там, в армии, военный билет, паспорта нету. Тот же вопрос – кем хочешь? Ну, значит, украинцем побыл, побуду белорусом. А когда надумал жениться, оказался без документа. Потерял. Пришёл в паспортный стол, а мне опять – кем тебя писать? А я и украинец, и белорус, да говорю, думаю-то по-русски… Может, русским стать? Так и записался. И кто я теперь?.. Внутри не курим. На воздух выходим редко, ненадолго. Как за дверь – б-р-р-р, носы синеют и хлюпают. Шторм, шторм на Ханке. Неодолимое, пронзительное чувство тревоги. Со времён флотской службы такое ощущение: на море шторм не так пугает и преодолевается без паники в душе. На земле почему-то страшнее. Может, на корабле поддерживает, успокаивает мысль о том, что где-то он есть, надёжный берег, где-то он стоит, твой неколебимый причал? А земля и есть земля, она воспринимается планетарно. И если попадаешь в шторм на суше – кажется: шторм везде, нет ему края, и конца не будет. Сидели недолго. Да ведь и собрались поздно. Баню проигнорировали. Не оттого, что «нема натхнэня» – погода не улучшалась, и была опаска: выползут ли к дороге машины по раскисшей беспутице, по жидкой глине узкой полосы прибережья, которую с одной стороны топил дождь, а с другой окатывал сокрушительный прибой? Решили ехать от греха, хотя прощаться с хозяевами не хотелось, и настроение преобладало – гулять хоть до утра. P.S. Цитаты в тему. Рой Медведев (родился в Тбилиси; фронтовик; общественный деятель, учёный, публицист). На всем пространстве Киевской Руси, а затем и на землях всех княжеств, которыми правили Рюриковичи и на которых стояли православные церкви, существовал и общий для всех язык. На этом языке народ складывал первые былины, на нем составлялись первые летописи, на нем было написано и «Слово о полку Игореве». Образование Золотой Орды, Речи Посполитой, давление германских орденов и Оттоманской империи – все это отражалось на судьбе восточных славян, однако еще в XVI веке они воспринимали себя и воспринимались другими как единый народ – с одной верой, с одним языком, с одной литературой. Центрами письменности были тогда монастыри и церкви. Но и авторы рукописных книг, и их переписчики, и их читатели были едины в их восприятии как русских. …русский первопечатник Иван Фёдоров начинал свою работу в Москве, затем перенёс её во Львов, где напечатал не только новое издание «Апостола», но и первый русский букварь. Большую роль в развитии русской письменности и литературы сыграла основанная в 1631 году Петром Могилой славяно-греко-латинская школа при Киево-Печерской лавре, позже ставшая Киево-Могилянской академией – первым высшим учебным заведением на Украине. В XVII-м и XVIII веках это был едва ли не самый крупный общеобразовательный и научно-культурный центр Украины, Белоруссии и России (здесь и далее подчёркнуто мною – В.Т.). Alex Buchner. Ostfront 1944. Это была Украина – плодородная русская область Чернозёмья между Днепром и южном Бугом – обширная, открытая, слегка всхолмлённая, местами покрытая лесом, с глубокими оврагами (балками) …Летом всё пространство покрыто бесконечными полями пшеницы и подсолнечника. Зимой стоят жестокие морозы и всё покрыто снегом – тогда русские крестьянские семьи сидят и греются на больших глиняных печах. А осенью и весной наступает «Rasputiza» – абсолютное бездорожье…
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |