Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки МЕСТА БАСАРГИНСКИЕ Не буду оспаривать иных мнений, но останусь при своём: уже первая повесть Ивана Басаргина «Чёрный Дьявол» (книжка, вышедшая в самом начале семидесятых в Новосибирске, давно – ископаемый раритет: во всех библиотеках зачитана до смерти) не уступает в занимательности «Белому Клыку» Джека Лондона или «Белому Биму Чёрное Ухо» Гавриила Троепольского. И содержанием – вещь глубокая, исполненная света неуспокоенной человечьей души, постигающей смыслы земного пребывания, страждущей в поиске Истины. Иван Ульянович отчасти описывает и места, по которым сейчас едем. В книгах Басаргина они нарисованы такими сочными красками, так живописно, что мы узнаём их, словно уже не раз видели, а то, может быть, даже и жили здесь. На языке таёжников это называется: прижим. С одной стороны обомшелая скала подпирает небо пышными шапками дубов, кружевом берёзовых крон, мохнатыми малахаями кедров. С другой – выворачивается из таёжных дебрей, из непросохших после недавних потопов урём, бросается с разгону, хищно ластится к подмытому яру река,– ещё по-весеннему полноводная, шумная, неудержимая, как наша жизнь. С восторгом и опаской глядим то вверх, то вниз, пока машины вписываются в дорожную насыпь, круто огибающую почти вертикальный утёс. Может быть, в устрашающей глубине обрыва, в холодной стремнине кипящего, закручивающегося воронками потока в этот миг идёт против течения, легко обгоняет нас речной великан, астафьевская царь-рыба, воевода сибирских и дальневосточных рек – таймень? А сквозь разнокалиберный строй стволов, через причудливую вязь лиан и веток, в прихотливом узорочье хвои и листвы не пристреливается ли к нам цепкий, точный, всё примечающий взгляд амбы – первого хозяина тайги? Не под тем ли, почти поднебесным, кедром примял тигр молодую траву, устроил свою потаённую днёвку, свой наблюдательный пункт, с которого ему видно всё, а он не виден никому? Уютно возлежать котяре на пригретой большим, сильным телом земле, поигрывать чуткими ушами и подметать гибким хвостом прелую лесную подстилку; вольно дышать сладким воздухом, наполненным ароматами только-только шагнувшего к Сихотэ-Алиню нового лета… Не тот ли это красавец, чьи следы почти впритык к задам кокшаровских огородов видели в крещенское глухозимье чугуевские рыбаки? В по-за том январе Геша Бабков и мне показывал их – всего в нескольких сотнях метров от зимовальной ямы, к которой мы шли, чтобы, иступив ледобуры, до вечера стыть над лунками, пытаясь выхватить из-подо льда сонных, не позарившихся на свеженьких каракатиц, ленков. Спокойная, ровная стёжка прошила автомобильную колею. Вмятины на снегу поверх старого отпечатка протектора – с чётко продавленными подушками тигриных лап. Ещё не припорошены изморозью, серебристо посверкивающей в синем утреннем воздухе и медленно-медленно опадающей нам под ноги… Господи, каким ладом, какой крепостью наделены от сотворения эти дали земные, какая гармония в мире, какая красота кругом! Всё знакомо, всё родное, несказанно любимое – не отвести взгляда, не оторвать от сердца… С кем-то мы уже встретились в таёжной глубинке, с кем-то ещё предстоит. Без этих замечательных людей, без отзывчивости их, без понимания и содействия наши метания здесь – пустая трата времени и бензина. И в очередной раз убеждаешься в том, что опять выпали трудные русские времена. Одоление их почему-то всегда становится прежде всего делом бабьим. Я не стесняюсь этого слова, потому что женщины и в Париже женщины, а наши – красавицы, умницы, жёны и матери, лучше нет во всём свете – мало того, что женщины, но существа особые, единственные, какие нигде, кроме России, больше не рождаются. Дорогие, бесценные наши бабы! Хрупкие и нежные, многотерпеливые и щедрые, они обладают какой-то державной двужильностью и стоят там, где мужики теряются и отходят в сторону. Стоят и держат, волокут на себе – именно по-бабьи, то есть надёжно и спасительно – ни много ни мало – саму родину, саму Россию. Культработники, заведующие библиотеками, директора и художественные руководители сельских домов культуры – за ними мужья и дети, за ними односельчане и соотечественники, за ними – вся страна. Надежда Грищенко, Светлана Дулинская, Ольга Коршунова, Лариса Куропей, Надежда Ныч, Галина Прокопенко, Елена Рытик… Впрочем, с радостью докладываю: счёт не остался сухим, и от имени всех «автопробежников» кланяюсь за гостеприимство и соучастие в общем деле главе Уборкинского поселения Сергею Юрьевичу Кирсанову. …Везде всё было, как всегда, – удивительно и неповторимо. Елена Божок в районной газете вскоре опубликовала большой материал «Творческий десант порадовал чугуевцев». На полстраницы – фото, сделанное Володей Листровым. По низу снимка крупным шрифтом: «Самарская молодежь долго не хотела отпускать лесозаводского барда Виктора Костина». Встреча в клубе закончилась. Вечерело. Я, пока загружали реквизит в автобус к Листровому, успел прогреть машину. Мы торопились, надо было ехать, а они всё пели. Девчонки плотным кольцом окружили гитариста и, обнявшись, раскачивались в такт мелодии. Комары слетелись, кажется, со всей тайги. Певуньи – кое-кто в коротеньких юбках – не знаю, как выдерживали эту жуть. Кавалеры стайкой стояли в сторонке, ревниво наблюдая. Пытались нарочито независимо разговаривать, но вдруг умолкали и слушали. Женщина моих лет, из рода первопоселенцев, рассказала вековую историю Самарки и судьбы предков. В памяти и сердце уже было тесно. Вместе с волнующейся речью незнакомки, исповедально вспоминающей о дорогих незабытых, но не поименовавшей себя, вместе с девчачьим хором Виктора Костина во мне звучали и другая музыка, и другие слова. Те, о которых Елена Божок напишет: «Анжела Мхитарян произвела впечатление на участников автопробега своими песнями под гитару. Побывал на встрече и батюшка из самарской православной церкви, сказал, что дело это нужное и очень важное». И ещё: «В Самарке зал дружно пел вместе с аккордеонистами «Вальс расставания», «Коробейники», «Валенки», «Песню про зайцев»… Анжела – автор-иполнитель, если не ошибаюсь, занимается предпринимательством. В традиции наших встреч: на сцене – местные таланты. Но чтобы так – от мала до велика – участвовал переполненный зал!.. Как будто отрепетировали всем селом. Едва инструментальный дуэт растянул мехи аккордеонов и прозвучали первые аккорды, зрители вступили и уже не смолкали, исполняя от начала до конца песню за песней. Я сказал товарищам: всё, программу сворачиваем, слов не говорим; пусть поют, сколько захотят… Я вышел в коридор, где невозможно ступнуть шага, не произведя оглушающего скрипа старых полов. Медленно, тихо, словно по воздуху, прокрался в уголок, подальше от входов в «партер», чтобы никто не видел. Слушал и старался не плакать… Кокшаровка – 15.00. 18.00 – Самарка. Вернёмся в райцентр почти в полночь. Запомним навсегда. Красивые люди. Красивая земля. На этой земле эти люди должны жить красиво.
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |