Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки УВЫ НАМ: «МАТЕРИАЛ» В НАС ГОТОВ» Они оба были в Чугуевке. Остались фотографии, воспоминания, печатные свидетельства. Писатель Константин Михайлович Симонов сказал о писателе Василии Ефимовиче Субботине: «Совесть нашего века». Не убоявшись плагиата, повторю фразу советского классика в новом столетии применительно к другому человеку. Валентин Яковлевич Курбатов – совесть нашего века. Его пронзительное, пронзающее речение, составившее настоящую главу (отрывок из эссе «Ради нас», опубликованном в дальневосточном ежегоднике «Сихотэ-Алинь» – 2007), может быть приращено страшным количеством дополнений, но комментариев не требует. Оно стало в «Сигнальные костры» органично и необходимо, а картина нашей действительности, открывшаяся участникам автопробега, явилась живой иллюстрацией к нему. «Где же это я прочитал совсем недавно? в чьих воспоминаниях? – как является автору из детства служба Страстного Четверга и как рука его лепит на свечке очередной шарик, чтобы не сбиться со счету в 12-ти Евангелиях? И почему я отметил этот шарик? Не из-за “технологии” ли, чтобы самому потом не сбиться? А Евангелия-то будут страшные – о Христовом аресте, о бичевании Его, о допросе, крестном пути и распятии. А тут – шарик! Умилительная литература. Сразу припомнился и гнев одного старого игумена, когда я пустился расхваливать ему шмелевское “Лето Господне”: – Ну, вы это мне бросьте! Оно, может, для детей-то и хорошо – это “кондитерское” православие, а уж взрослому человеку грешно этим тешиться и других в соблазн вводить. Вера – дело строгое! Я выслушать выслушал, но мнение свое удержал и радоваться Шмелеву не перестал, а вот тут что-то сбился и шарик этот меня смутил, хотя автор не забыл сказать и о слезах, вызываемых евангельским чтением – что вот слезы катятся, а рука лепит горячий комочек. Чему-то одному я тут не верю – или слезам, или шарику, хотя неправды у автора нет: он пишет только то, что действительно было. И я уже лучше понимаю игумена – умиление сулит подмену, когда ты вместо Христовых страданий видишь уютный покой оплывающих свечей, родные лица, светлого батюшку, истаявшего постом до прозрачности и уже не могущего возвысить голос даже в грозных страницах Евангелия. Чувства все благие и воспоминание чистое, а будто сквознячок фарисейства и самодовольства где-то протянет, и ты с внезапным ужасом почувствуешь, что не знаешь, с какой стороны был бы в ту страшную задыхающуюся ночь суда, когда первосвященники с НКВДэшной резвостью торопились управиться с арестованным, чтобы освободить себе праздничный день от этой внезапной помехи, и когда толпа, по слову Г.К. Честертона “пошла за саддукеями и фарисеями, за мудрецами и моралистами,.. за писарями и воинами, чтобы все человечество скопом запятнало себя, и все сословия слились в едином хоре, когда оттолкнули Человека”. “Все человечество” – это не прошедшая категория, как и Евангелие – не историческая хроника. Эта толпа не осталась на тесных улицах царственно-грязного Иерусалима, она все валит на Голгофу с хохотом и свистом, как в картинах Босха или с растерянной печалью холстов Эль Греко. Не зря Грюневальд одевал эту голгофскую толпу немцами, Эль Греко испанцами, Мантенья или Бартоло ди Фреди – итальянцами: каждый в платье своего века. Они единый “хор сословий” слушали лучше нас. И эти первосвященники все нейдут из ума – как они не вошли в преторию, приведя Христа к Пилату, “чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху” (Ин. 18:28). Я тотчас слышу, как благочинный Печерского монастыря кроет католиков с амвона и отправляет их прямо в ад и восславляет священника, отказавшегося причаститься с православным же епископом, служащим по новому календарю. Боязнь “оскверниться” является со свежестью вчерашнего суда в претории. Как тот же Честертон сказал: “Они гордились, что только они могут смотреть в ослепительный Лик Единого и не знали, что ослепли”. Эта слепая “чистота” кричит сегодня со страниц вчера агрессивно атеистических, а ныне ревнительно православных изданий и рвет душу испуганного неофита, который со страхом заглядывает в церковный притвор; если он сразу не уйдет, то скоро выучится тем же ухваткам и его легко будет узнать в иерусалимской толпе, во дворе первосвященника или в претории. Страшно перечитывать “судебные” Евангельские страницы, страшно валить с толпой по крестному пути, но и отворачиваться от зеркала нельзя. О суде написаны тома, и Христос в них светел, как молния, но что же мы-то в свете этой молнии? Легко сказать, что евреи распяли Христа, приняли на себя и на своих детей Его кровь и тем освободить себя, выйти с Иерусалимского двора без упрека, да только Евангелие не дает. Современник глядит в этой Книге с каждой страницы, и, надумай сегодняшний режиссер снимать Страстную неделю в пиджаках от Диора и Москвошвея, он продемонстрировал бы только чистый слух и верное сердце, и “массовку” можно было брать прямо с улицы – и играть бы ничего не нужно было, “материал” в нас готов.
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |