Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ РУССКОМУ? 2 Книга – учитель жизни. Вот они на столе: толстые и тонкие; в коже, бумвиниле и ламинате; в обложках твёрдых и мягких; со страницами, отливающими лощёным глянцем дорогой бумаги или нарезанными из серой газетной… Книга книг. Библия со всеми законоположительными Евангелиями, да ещё кое-что из почти трёх десятков новозаветных книг. Здесь – ответы на все вопросы, которые может задать человек. Да вот отчего-то эти ответы – свои для каждого, кто мается ими. Может оттого, что там слишком много, мы и прочесть до конца не успеваем, куда уж – понять? Так или иначе: нет ни одного ответа исчерпывающего, окончательного, равно убедительного для всех. От века. Смотрим в одну книгу, а видим разное… Стопа изданий новых, посвящённых тому, что сейчас волнует. Названий не перечисляю – список длинен. Из некоторых, далеко-далеко не из всех, мы извлечём небольшие фрагменты, через которые попытаемся прояснить для себя извечные отеческие вопросы: кто виноват и что делать? Андрей Хвалин: «В смутное, но счастливое время для нас, православных, мы живем. Время исполнения грозных пророчеств святых отцов Церкви и старцев о возрождении русского самодержавного Царства. Когда мысленно представишь великий путь, пройденный Россией, и наши задачи дня нынешнего в его свете, дух захватывает, сколь многотрудное и радостное дело предстоит свершить. Для него предки дали нам в руки и завещали острейшее оружие и державно-строительный инструмент – Земский Собор». Епископ Афанасий (Евтич), (Сербия): «Я скажу открыто: Собор 1917-1918 годов не образцовый Собор Православия. Он сыграл позитивную роль – восстановил патриаршество, но нельзя… разорять христологическую структуру Церкви. В Церкви Христократия, не демократия и не монархия… Во все времена на Соборах миряне, монахи, священники права определения не имели. Кто читал акты Соборов, тот это знает. Василий Великий так об этом сказал: «Епископы определяют, а народ принимает или не принимает эти определения»… Конечно, можно, если желаете, чтобы был и Собор. Но лучше сначала подумать: не получится ли так, что в условиях сегодняшней жизни многие к нему окажутся не готовы? Может получиться так, что более красноречивый, более горластый или начитанный будет надеяться, что он победит. А святой Ириней говорит о том, что не ум, не знание, не еще что-то, а Дух Святой побеждает. Но, конечно, Дух Святой победит, как Он побеждал всегда в истории и в Русской Церкви. По-моему, не время еще таких Соборов. Мы предлагали во время войны собрать церковно-народный сбор,.. но этого не получилось, потому что эти господа интеллектуалы – писатели, ревнители национальной идеи – не хотели сотрудничать между собой. Каждый из них имел план национального спасения: одни были за короля, другие были еще за что-то, но ничего не получилось… Дух Святой делает Свое дело. Не надо нам ему помогать. Он нам будет помогать по мере нашего открытия Ему… Господь руководит Своей Церковью. Наш патриарх говорит всегда, что мы должны быть соработниками Божиими… Бог нашел нас; если бы были лучшие, нашел бы лучших. И найдет лучших! Дай Бог. «Слава Богу, я не непогрешим», – говорит наш патриарх. И еще говорит: «…Я не непогрешим – слава Богу, что я не непогрешим». Вот это православный человек». Игумен Гермоген (Старицкий Успенский монастырь): «…надо быть сегодня предельно осторожными в своих деяниях и поступках, потому что непродуманные действия и шаги могут помешать тому стремлению, которое мы с вами вместе декларируем, помешать стремлению к единству, к единению. Отсутствие правильной православной жизни естественно, даже я бы сказал противоестественно, ведет к расстройству ума и души. И естественно, опять же противоестественно, некоторые поступки ведут не к созиданию, а к разрушению». В.А. Саулкин (радио «Радонеж»): «Вот к вам кто-нибудь придет и скажет: «Ваша мать или отец, они пьяницы, развратники…», начнет их поносить. Вы что ему ответите? Кажется ясно, что нормальный человек ответит такому клеветнику. А тут к людям приходят явно чужие, которые ненавидят Церковь, ненавидят русскую государственность, царя. Посмотрите, кому принадлежали все газеты в феврале 1917 года, да и в 1905 году. Клевещут на государя и на государство, то есть клевещут на отца и на мать. А народ читает и думает: «Да может быть, это правда». Это ли не грех? И вот этот грех клеветы, грех осуждения, он до сих пор сидит в сердцах, не оставлен нами. Поэтому… в патриотическом движении часто друг друга едят так, как никому и не снилось (выделено мной – В.Т.)… Увидеть же свой грех, осознать его последствия и пожелать от него избавиться с Божией помощью – путь к исцелению и возрождению России. Так, принеся покаяние, желая избавления от греха и изглаживания последствия греховной болезни подвигом и молитвой, русские люди восстанавливали разоренное смутой Отечество в XVII веке. …мы верим, что по молитвам святых царственных мучеников, святых патриархов Иова, Гермогена и Тихона, всех святых, в земле российской просиявших к Царице Небесной, Заступнице Усердной рода христианского, благодать Божия исцелит и восстановит Россию. Пресвятая Богородице, спаси нас!» Василина Орлова: «Иисус не был иисусиком, его распяли не потому, что он говорил «ребята, давайте жить дружно», а потому, что он встал им как кость в горле, всем этим книжникам и фарисеям». Иеродиакон Авель (Семенов): «Сказанная почти сто лет назад Государем-искупителем Николаем II правда о России: «кругом измена, трусость и обман», так и остаётся до сих пор правдой, она позором лежит на народе и, особенно, на пастырях, делая ложь коварной, а зло всесильным. Ведь Государя первыми предали пастыри, и до сих пор так мы и живём в этой круговой поруке трусости, обмана и предательства… Их послушаешь, – так в стране тишь, да гладь, до Божья благодать, как будто глобализация нам сулит молочные реки и кисельные берега, Церкви – рай, стране – «малину», как будто общеевропейский дом, в который нас усердно стараются впихнуть – это курица с золотыми яйцами… Скоро у нас своей земли не будет, и все так и будут думать, что Россия и русские – это исторический миф, сказочный этнос с такими же сказочными Илиями Муромцами, Сергиями Радонежскими, Гермогенами, Сусаниными, Кронштадтскими пастырями, Кутузовыми и Жуковыми. Дети наши уже воспитываются на заморских идеологемах, в которых род Романовых – это кровопийцы, могильщики народа, тот самый «зверь из бездны»…, занёсший лапу на милую американскую свободу. А пока курица с золотыми яйцами начнёт нестись, у нас самих не то что курицу, каждое яйцо обложат налогом. Скоро мы будем платить за то, что живём и рождаемся на собственной земле, и ты думай о себе что хочешь, хоть за папуаса себя считай и свою Родину папуасией, только плати за право жить, за право быть, за право иметь. И о своём Православии можешь писать трактаты и слагать эпосы, только смиряйся, как заповедал тебе твой Христос, и поклоняйся нашему богу, имя которому – новый мировой порядок. И в этом «порядке» всё должно быть стройно и по-порядку, каждому в рядочку и по нумерочку. Шагай Россия, гордись Россия, молись Своему Богу и благодари Его, что тебя и твой народ зачислили в гетто, что твоя Родина шагнула в новую эру и ты становишься полноправным членом глобального мира, единой державы, где тебя ждёт твое «счастье» – крышка гроба». Владимир Истархов: «Антагонизм таких вероучений, как иудаизм, христианство и коммунизм, носит чисто демагогический и видимый характер… эти три вероучения имеют одни и те же корни и одного хозяина – мировое еврейство, а ещё выше – оккультных сатанинских хозяев… Без восстановления русской национальной религии – язычества – русский народ не может рассчитывать на нормальное и гармоническое развитие. И более того, в настоящее время, когда против русского народа ведётся мощнейшая необъявленная информационная и управленческая война, без национальной религии Россия может упасть в хаос и сойти с мировой арены на задворки человечества. А русский народ может постичь участь аборигенов Америки (индейцев), которые новые хозяева Америки в основном уничтожили, а остатки загнали в резервации». Исраэль Шамир: «…в основе красной веры лежат те же принципы соборности, что и в вере православной. Это глубинные свойства православной русской цивилизации – на каждом диалектическом витке русские отвергают Мамону. Не случайно коммунизм победил на духовном Востоке, а не на материалистическом Западе: Восток не мог смириться с присущим современному Западу культом Князя мира сего. Воистину тот, кто не любит Восток – не любит дух. Только в России такое может быть – тысячи людей наутро после всенощной службы выходят на первомайскую демонстрацию. Если бы это было возможно в советские времена, не было бы трагедии 1991 года. Ведь приход русских к коммунизму – и уход от коммунизма – был связан с духовными поисками. Когда в феврале 1917 года власть захватили идеологические предки Чубайса, русский народ отверг прозападный компрадорский Февральский режим и вернулся к своей глубокой аутентичности, символом которой был перенос столицы в Москву». Цитировать можно и дальше – практически нескончаемо. Но и приведённого здесь материала достаточно для грустных выводов. Процесс национальной самоидентификации народов на постсоветском пространстве не мог не затронуть и народа русского и оказался для него столь же, а то и более трудным и противоречивым, чем для тех, кто ещё недавно называл его старшим братом. Монархизм и православие. Приверженцы позиционируют многие нюансы, существенные отличия, вплоть до антагонистических и взаимоисключающих. Язычество. Тоже, между прочим, весьма многоликое. Есть ещё старообрядчество. Масса атеистов. Какие-то русские побрились в кришнаиты. Кто-то притулился к многочисленным старым сектам и «новым» – разумеется, «подлинным» – верованиям… Профессор Юрий Салин, по ряду сопоставимых признаков сравнивший православие и ислам, обнаружил в православии, так сказать, врождённые недостатки, а в исламе нашёл достоинства и жизненную энергию, из чего следует русским как можно быстрее сменить Библию на Коран, церкви на мечети… Народ, толерантность которого в отношении всех остальных просто не с чем сравнить, внутри себя разобщён и тем почти до беспомощности ослаблен. А судьба-то у него – одна, и зависит от единства, в отсутствии которого полезней искать свою вину, чем видеть причину своих бед. Полемика о путях в будущее внутри пылающего дома не самая своевременная штука: надо элементарно вытаскивать вещи. Продуктивность всего многообразия идей национального спасения – дело пока что гипотетическое, а вот как это многообразие способствует собиранию русского народа, видно сейчас и легко предсказуемо наперёд, нет нужды и к бабке ходить. И всегда актуален простенький, но очень просвещающий вопрос: а кому же это в конечном итоге выгодно? Чей туточки интерес, на самом деле? Вот чей интерес, те и стараются. Но есть, конечно, искренне радеющие. И они, конечно, могут заблуждаться. Да ведь имеют и право на ошибки. Во все времена – какое-то живое количество борцов за правду. Вплоть до самопожертвования. Но правд отчего-то всегда образуется много, а Истина, надо полагать, только одна. И сколько уходит, так и не преодолев заблуждений? На всякий случай, может быть, признать и за другими право ошибаться, не отказывая, однако, никому в праве сочувствовать народной судьбе и делать что-нибудь реальное? Ну отчего вселенские идеи выдающихся умов непременно должны мешать пусть маленьким, но конкретным общеполезным делам? Накопилось много такого, что уже не нуждается в обсуждениях, но требует безотлагательных действий. Русским недостаёт внутринационального конформизма. P.S. Цитаты в тему. Валентин Курбатов. Комментатор Толковой Библии А. Лопухин говорит… тяжелые слова, с тревогой глядя, как требования совести заглушаются грубостью и жестокостью естественного человека: “А религиозная ненависть всегда бывает сильнее, чем какая-либо другая”. Каменные слова. Сегодня то и другое явилось в неслыханном разнообразии. И “естественный человек с его свирепостью к ближнему и ни во что ставимой кровью – насилу дождался “права на жизнь”. Хоть ПТУ киллеров открывай – от желающих не отобьешься. И с “религиозной ненавистью” все в порядке. Достаточно представить за одним столом детей одной церкви – сторонников покойного петербургского владыки Иоанна и прихожан московского храма, возглавляемого отцом Георгием Кочетковым, и все подернется злым туманом и утонет в криках и анафематствованиях. Есть в фарраровой “Жизни Иисуса Христа” замечание, которое застревает занозой, хотя касается как будто одной современной Христу Иудеи: “смоковница их национальной жизни еще зеленеет; если такие темные деяния возможны теперь, то что будет тогда, когда дерево посохнет и готово будет только для сожжения”. Не стану развивать этой мысли, но не удержусь от аллюзии, что “зелень нашей национальной смоковницы” тоже что-то не всегда здорова и должна бы помнить, что происходит, когда дерево посохнет. Юрий Кабанков. …в современном мире Русская Православная Церковь, несмотря на сложности исторической адаптации, является благодатной причиной единственно возможной живой целостности мира видимого. Мы имеем в виду существование целого мира, а не только России в рамках геополитических доктрин. …приличествует твёрдо знать и весомо помнить о том, что Святая Русь – со времён падения Византии – есть священный сосуд Православного христианства, и мир видимый будет существовать лишь постольку, поскольку сохраняется целостность этого сосуда, поскольку ещё теплится и мерцает в нём (если и не пылает уже – как во времена мужей апостольских и первых апологетов) Святая Православная вера. Белые Церкви – Твердыни Вселенныя, Не устоите – развалится мир.TP*PT Примечания * TP*PT Роман, иеромонах // Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. – М. : Держава, 2003. – С. 228.
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |