Ян Гус |
|
1369-1415 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Ян ГусЯн Гус (1369-1415), великий чешский реформатор. Предвестник европейской Реформации XVI в. Ян Гус (ок. 1369/71—1415) родился в семье бедных крестьян в Южной Чехии. Ему удалось окончить Пражский университет, стать доктором философии, потом и ректором университета. Как преподаватель университета и проповедник Вифлеемской часовни в Праге, он выступил резким обличителем паразитической жизни католического духовенства, призывал к реформе церкви, лишении ее богатой собственности, что импонировало интересам шляхты, бюргерства, простого народа. Ф.Папацкий отмечал "остроумие и ясность его мыслей<...>, необыкновенное знание книг вообще и священного писания в особенности", беспорочную жизнь, "ревностное стремление к улучшению жизни народа, к реформе<...> церкви", смелость и твердость убеждений. Конфликт с королем Вацлавом IV вынудил Гуса уехать в Южную, а затем в Западную, Чехию, где были написаны его основные труды, излагающие основы учения. В 1414 г. его вызвали на церковный собор в Констанц. Гус отправился туда, уверенный, что сможет защитить свои взгляды, но был обвинен в ереси и сожжен на костре. Пепел Гуса развеяли над Рейном. Но его смерть стала искрой для развертывания в Чехии народного движения. Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005. Гус (Hus), Ян (1371 - 6. VII. 1415) - национальный герой чешского народа, выдающийся мыслитель, идеолог чешской реформации. Родился в местечке Гусинец (Южная Чехия). Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1393 году окончил Пражский университет, в 1396 году стал магистром, в 1401-1402 годы был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и в 1409-1410 годы - ректором Пражского университета. С 1402 года проповедовал в Вифлеемской часовне, превратившейся в центр распространения идей реформации. Деятельность Гуса началась в условиях резкого обострения социальных и национальных противоречий. В ней различаются 3 периода. До 1409 года в выступлениях Гуса звучат главным образом патриотические мотивы, одновременно нарастает и критика католической церкви, начавшаяся с выступлений против отдельных церковников и перешедшая в последовательное обличение всей системы средневекового католицизма. Выступления Гуса против немецкого засилья в Чехии встретили широкую поддержку и увенчались в 1409 году изданием так называемого Кутногорского декрета, согласно которому руководство Пражским университетом перешло к чехам. Значение декрета выходило за рамки университетской жизни. Он явился сигналом к подъему патриотического движения в Чехии. 2-й период (1409-1412) - время полного разрыва Гуса с католической церковью и развития его реформационного учения. Начав еще в предшествующий период с выступлений в поддержку запрещенного в Чехии учения английского бюргерского реформатора Уиклифа, Гус, опираясь на традиции народной борьбы и используя произведения чешских предшественников бюргерской реформации Яна Милича и Матвея из Янова, создает стройное антицерковное учение, проникнутое идеями патриотизма. Величайший успех объединенных сил славянских народов - победа над войсками Немецкого ордена под Грюнвальдом (см. Грюнвальдская битва 1410 года) вызывает живой отклик у Гуса. Выступлением против продажи индульгенций (1412) открывается последний период жизни и деятельности Гуса. Преданный церковью анафеме, Гус апеллирует к народу, создавая предпосылки идеологии гуситского революционного движения. Под влиянием обостряющейся классовой борьбы в Чехии учение Гуса приобретает более радикальный характер. Многие ученики Гуса, особенно Иероним Пражский, усиливают революционные элементы его учения. Сам Гус, вынужденный после папского отлучения покинуть Прагу, провел 2 года на Юге Чехии. Здесь он выступает перед крестьянами, и его проповедь все больше приближается к выражению чаяний народных масс. В это время Гус завершает трактат "О церкви" ("De ecclesia"), в котором подвергает критике церковные порядки и несправедливости общественного строя; завершает перевод Библии на чешский язык. Перевод Библии был также показателем зрелости чешского литературного языка. Разработанная Гусом система чешской орфографии в основных чертах сохранилась до нашего времени. В 1414 году Гус был вызван на церковный собор в Констанце. Вскоре после приезда в Констанцу (28 октября 1414 года) Гус, несмотря на охранную грамоту, выданную ему императором Сигизмундом, был брошен в тюрьму, где находился более 7 месяцев. Собор отказался от рассмотрения взглядов Гуса по существу и потребовал безусловного отречения. Верхи католической церкви хотели не только морально сломить Гуса, но и дискредитировать его учение в глазах чешского народа. Гус наотрез отказался от отречения и был заживо сожжен. Хотя Гус не отрицал догматов и таинств католической церкви, а критика феодальных отношений в его произведениях не доходила до призывов к уничтожению насильственным путем феодальной собственности и феодальной эксплуатации и по своему социальному содержанию учение Гуса было бюргерским, тем не менее в нем заключались в самом общем виде требования и плебеев, и крестьян. Произведения и проповеди Гуса наполнены горячим сочувствием к трудящимся и эксплуатируемым. Он говорил, что паны и попы обирают бедноту и "пасут свое брюхо в роскоши". Основой общества Гус считал крестьян, которые своим трудом содержат все остальные сословия и во время войны защищают страну. Гус подчеркивал, что не только короли и епископы, но и купцы богатеют неправедным путем - путем обмана и ростовщичества. Он отстаивал идею равенства мужчин и женщин, проповедовал, что отношения внутри семьи должны быть основаны на равенстве супругов и взаимном уважении. По мере подъема революционного движения в Чехии сам Гус придавал своему учению все более радикальный характер. Основным принципом поведения человека и орудием общественных преобразований Гус считал познанный разумом "закон божий". Этот закон является абсолютной нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая традиционное деление феодального общества на 3 сословия (духовенство, дворянство и простой народ), Гус допускал сохранение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения "закона божьего". При нарушении этой нормы подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Таким образом, учение Гуса не исключало возможности народных выступлений против "неправедных властей", из чего впоследствии таборитами и были сделаны практические революционные выводы. Большое значение имело выступление Гуса против феодальной собственности церкви. Гус не только порицал богатства церкви, но и требовал секуляризации церковных земель. Это встречало поддержку части светских феодалов; именно поэтому Гус пользовался до известного времени покровительством чешский короля Вацлава IV. Гус и его ученики поддержали и теоретически обосновали проповедуемое Матвеем из Янова требование введения единого обряда причащения (вином и хлебом) для всех верующих. Это требование изменения обряда отражало стремление народных масс лишить церковников их привилегированного положения (в католической церкви вином причащаются только священнослужители). Оно стало в дальнейшем одним из лозунгов гуситского революционного движения. Как пламенный патриот и борец, Гус выступал в защиту национальных прав чешского народа, чешского языка и культуры. Гус призывал к борьбе против иноземного засилья. Но он был далек от национальной ограниченности ("хороший немец мне милей плохого чеха"). Гус был замечательным оратором. В своих проповедях, произносимых на чешском языке, в яркой и доступной форме он пропагандировал свои идеи, пробуждая революционную активность масс. Историческая заслуга Гуса состоит в том, что он явился основоположником ранней чешской бюргерской реформации - краеугольного камня идеологии гуситского революционного движения, ставшего подготовительной ступенью первой крупной битвы буржуазии против феодализма - Реформации. Гус сумел с большой силой выразить чаяния народа. Народные массы делали из учения Гуса революционные выводы, поднимавшие их классовую борьбу на более высокую ступень. Стойкость и твердость Гуса перед лицом испытаний навеки останутся в памяти народов. Гус занял достойное место в ряду выдающихся борцов против социальной несправедливости и национального гнета. Жизни и деятельности Гуса посвящено много работ. Уже в ходе гуситских войн был создан ряд литературных произведений о нем. Однако значительная часть объективных свидетельств современников была уничтожена феодально-католической реакцией. Ее идеологи еще в 15 веке выдвинули тезис о том, что "еретическое" выступление Гуса якобы было порождено не чешскими условиями, что в учении его не было ничего самостоятельного, все было заимствовано у английского "архиеретика" Уиклифа. Это заимствованное у Уиклифа учение привело страну к "катастрофе" и "неисчислимым бедствиям". Вымыслы феодально-католической реакции позднее послужили основой псевдонаучной концепции реакционной буржуазной школы историков, отражавшей интересы правящих кругов австрийской монархии и империалистической Германии (К. Хёфлер (К. Höfler, Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen, 1 Theil, Wien, 1856); Й. Лозерт (J. Loserth, Hus und Wiklif, 1884; 2-е исправл. изд. вышло в 1925) и др.). Хёфлер, в частности, утверждал, что идеи Уиклифа, носителями которых, по его мнению, являлся Гус, не могли быть восприняты Чехией, стоявшей далеко позади Западной Европы, и вылились лишь в цепь невиданных злодейств. Основываясь на этом, Хёфлер оправдывал ужасы инквизиции в Чехии, гонения против "еретиков", в частности расправу с Гусом. Основоположник чешской буржуазной историографии и крупнейший ее представитель Ф. Палацкий, высоко оценивая деятельность Гуса и подчеркивая его значение в мировой истории, сводил выступление Гуса к религиозно-нравственному протесту против злоупотреблений католической духовенства. Раскрывая национальные мотивы в учении Гуса, Палацкий со своих узкоклассовых буржуазных позиций стремился скрыть его социальное содержание. Концепция Палацкого была воспринята чешской буржуазной историографией 19-20 веков (работы В. Новотного (V. Novotny, M. Jan Hus. Zivot a uceni, d. 1, Praha, 1919), В. Кибаля (V. Kybal, Jan Hus, d. l-2, Praha, 1923-26), В. Флайшганса (V. Flajshans. Mistr Jan, receny Hus z Husince, Praha, 1901, рус. пер. - Ян Гус, M., 1916) и др.). Особо следует отметить работы профессора теологического факультета Пражского университета Ф. Бартоша (F. М. Bartos, Cechy n dobe Husove, в кн.: Ceské dejiny, dil. 2, cást, Praha, 1947; его же, Co vime о Husove nového, Praha, 1946, и мн. др.), собравшего очень большой фактический материал и внесшего, несмотря на свои идеалистические концепции, определенный вклад в изучение жизни и деятельности Гуса. С сугубо конфессиональных позиций изучали деятельность Гуса русские историки-славянофилы в 19 века (Е. Новиков, А. С. Клеванов, И. С. Пальмов и др.). Они считали его лишь церковным реформатором, пытались установить связи Гуса и его последователей и учеников с восточным православием. В их работах Гус предстает как мученик, они восхищаются его верой и долготерпением. З. Неедлы еще в первые годы своей деятельности отказался от традиционного буржуазного толкования деятельности Гуса. В дальнейшем он развивал эти взгляды. В работе "Гус и наше время" ("Hus a nase doba", Praha, 1946) Неедлы показал его как борца, патриота, учение которого взламывало самые основы католической церкви, подрывая основы существующего политического строя. Сам богословский характер сочинений Гуса Неедлы объяснял условиями средневековья. Марксистская историография исходит в оценке Гуса из высказываний о нем К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс в "Хронологических выписках" неоднократно касался выступлений Гуса, называя его защитником национальных и нравственных прав чехов (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 214). Ф. Энгельс, отмечая, что борьба против феодального строя выразилась в европейских странах прежде всего в развитии бюргерской ереси, констатировал, что "…Гус и каликстинцы в Богемии были главными представителями этого направления" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 7, с. 362). Марксистская наука ЧССР рассматривает изучение идей и деятельности Гуса как одну из важных проблем. В общих работах по истории гуситского революционного движения И. Мацек ("Гуситское революционное движение", 1952, рус. пер. 1954; "Табор в гуситском революционном движении", т. 1-2, 1952-55, рус. пер. 1956-59; J. Macek, Jan Hus, Praha, 1961), высоко оценивая деятельность Гуса и связывая его учение со всей совокупностью социально-экономических условий Чехии 14 - начале 15 веков, подчеркивает, что Гус заложил фундамент целостной антицерковной идеологии, проникнутой патриотическими мотивами. Р. Каливода (R. Kalivoda, Husitska ideologie, Praha, 1961) показывает, что идеология Гуса выражает интересы народных масс, хотя и с классовых позиций бюргерской оппозиции (см. указ. соч., с. 179). В. Т. Рубцов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Далее читайте:Исторические лица Чехословакии (указатель имен). Правители Чехословакии (указатель имен). Чехия (хронологическая таблица). Сочинения:Sebrané spisy. sv. 1-6, Praha, 1903-08; Tractatus de ecclesia, Camb., 1956; Sermones de tempore, qui Collecta dicuntur, vyd. A. Schmidtová (Spisy, sv. 7), Praha, 1959; в рус. пер. - Послания магистра Иоанна Гуса, M., 1903.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |