Крижанич Юрий |
|
1618-1683 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Юрий КрижаничКрижанич Юрий (1618-1683) - писатель. Хорват по национальности. Сторонник идеи "славянского единства", главное место в котором он отводил России. Выдвигал программу преобразований в России. В 1661 г. году за "вольнодумство" сослан в Тобольск. В 1676 году выехал из России. + + + Крижанич Юрий (ок. 1618—12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг — «Политика» (1663—66), «Об Божьем смотрении» (1666—67), «Толкование исторических пророчеств» (1674). В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян. «Русский народ, — писал он, — и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея). Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название — чужебесие. Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа. Олег Платонов Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Крижанич Юрий (1618–1683), богослов, философ, историк, экономист. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, в Вене и Болонье. Получил в Граце степень магистра философии. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме, стал католическим священником. Активно занимался миссионерской деятельностью, мечтая об объединении славян на основе католицизма. В 1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: Политика, О божественном провидении, Толкование исторических пророчеств, О святом крещении, Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка) и др. После освобождения (1676) жил в Польше, Литве, путешествовал по Европе. В своей историософской концепции Крижанич отстаивал идею провиденциализма, доказывая, что провиденциальный замысел в истории осуществляют различные народы и государства. В современной эпохе такого рода роль играет Россия, которая может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации. Однако сама Россия нуждается в реформировании – укреплении государственной власти, законодательном оформлении общественной жизни (признании прав сословии), более интенсивном и современном развитии экономики. Высоко оценивал Крижанич познавательную и общественную роль философии. В Политике он рассматривал философию как важнейший компонент человеческой деятельности и видел в ней не только теоретическую дисциплину и особый вид интеллектуального искусства, но «тщательную и обдуманную рассудительность», без которой невозможно обойтись в серьезных делах. Традиционно разделяя все знание на духовное (богословское) и мирское, Крижанич относил к последнему математику, механику и философию. В систему философских дисциплин он включал этику, экономику, политику, физику и логику. Крижанич погиб под Веной в сражении с турками 12 сентября 1683. Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru Крижанич (Krizanic), Юрий (ок. 1618-1683) - представитель научной и общественно-политической мысли славян 17 века, писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и другие города). Крижанич пропагандировал идею "славянского единства". В поисках конкретных путей культурного и политического возрождения славян предусматривал, в частности, унию православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647 году. Прибыв в Москву в 1661 году, по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 году получил разрешение выехать из России. Крижанич обладал энциклопедическими знаниями: его сочинения (из которых большинство было опубликовано лишь в 19 веке) включают трактаты по философии, политэкономии, историографии, музыке. Крижанич объяснял развитие общества с позиций провиденциализма, полагая, однако, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Крижанич предпринял попытку создания "общеславянского языка" и использовал его в своих книгах. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностранных сочинений о России (А. Олеарий, П. Петрей и др.). Крижанич - автор политических статей, в том числе "Путно описание от Львова до Москвы" (1659), "Беседа со Чиркасом" (1659), в которых доказывалась необходимость упрочения связей Украины с Россией. Наиболее интересны сочинения, написанные в ссылке: "Политика" (1663-1666), "Об божием смотрению" (1666-1667), "Толкование исторических пророчеств" (1674). В них подвергнуты критике различные стороны жизни современного Крижаничу русского общества и выдвинута широкая программа преобразований в Московском государстве, основанная на анализе экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России Крижанич считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды сельскохозяйственного и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, Крижанич требовал усиления активности России на юго-западных рубежах, выступал против борьбы за выход к Балтийскому морю. В целом же программа Крижанича была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологической оболочкой классовых требований дворянства являлся также и декларированный Крижаничем принцип "всеобщего блага" и "всеобщей справедливости". Сочинения и деятельность Крижанича высоко оценивали С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский, Г. В. Плеханов, использовавшие труды Крижанича для изучения предыстории петровских преобразований начала 18 века. В советской историографии (за небольшими исключениями) Крижанич оценивается как выдающийся славянский патриот и передовой для своего времени общественный деятель. Однако в оценке социальной направленности сочинений Крижанича исследователи расходятся (так, по мнению Л. М. Мордуховича, Крижанич развивал в своих сочинениях антифеодальную концепцию, предусматривающую буржуазные преобразования в России). А. Л. Гольдберг. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Далее читайте:Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901 Крижанич Юрий. Политика. Изд-во "Новый свет", М., 1997 Сочинения:Рус. государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, в. 1-(6), М., 1859-60, Собр. соч., в. 1-3, М., 1891-93; О промысле, М., 1860; Из рукописного наследства Ю. К., "ИА", 1958, No 1. Литература:Белокуров С. A., Ю. К. в России (по новым документам), в. (1)-3, М., 1901-09; Вальденберг В. Е., Государственные идеи К., СПБ, 1912; Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.-Л., 1935; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, (М.), 1946; Пичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сборник, М., 1947; Гольдберг А., Историческая наука о Ю. К., "Уч. зап. ЛГУ", 1949, No 117; Епифанов П. П., Происки Ватикана в России и Ю. К., "ВИ", 1953, No 10; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., там же, 1957, No 1; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., КСИС, 1958, No 26; его же, Философские и социологич. взгляды Ю. К., там же, 1963, No 36; Гольдберг А. Л., К. о рус. обществе XVII в., "ИСССР", 1960, No5 6; его же, "Идея слав. единства" в соч. К., в сб.: ТрОДРЛ, 1963, т. 19; Jagic V., Život i rad J. Krizanica, Zagreb, 1917; Krleža M., О patru dominikancu J. Krizanicu, в его кн.: Esji, knj. 1, Zagreb, 1932; Badalic J., Juraj Krizanic-pjesnik Ilirÿe, в кн.: Radovi Slavenskog Institute, (N) 2, Zagreb, 1958.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |