Славяноведение |
|
-- |
Форум славянских культур |
ПРЕДМЕТНЫЕ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
СлавяноведениеСЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - комплекс общественных наук, изучающих происхождение, историю, современное общественно-политическое развитие, историю культуры, особенно письменности, и языки славянских народов. Во всех славянских странах проблематика, относящаяся к истории, культуре, языку каждой данной страны, в понятие славяноведение не включается (эта проблематика изучается в рамках отечественной истории, филологии и других отраслей общественных наук той или иной страны). К славяноведению в узком смысле слова относят лишь изучение вопросов происхождения славян и славянской письменности, межславянских связей; при этом особое внимание обращают на развитие идеи славянской взаимности, подчеркивают необходимость развития исследований в области сравнительно-исторической проблематики и изучения роли славянских стран в европейском и мировом историческом процессе. Начальный период развития славяноведения. Родство и близость славянских языков, вышедших из единого корня - праславянского языка, свидетельствующие об общности происхождения славянских народов, определили успех ученой деятельности Кирилла и Мефодия, заложивших основы славянской письменности и литературы, нашли отражение как в ранних («Повесть временных лет», хроники Галла Анонима и Козьмы Пражского), так и в более поздних письменных памятниках эпохи феодализма (гуситская публицистика, «История Польши» Я. Длугоша, произведения польского поэта Я. Кохановского, русские летописи и хронографы, белорусско-литовское и украинское летописание, «Трактат о двух Сарматиях» М. Меховского и др.). В 17 веке рост интереса к славянским народам отразился в ученой деятельности хорвата Ю. Крижанича (около 1618-1683 годов), сочинении далматинского историка М. Орбини (умер в 1611 году) «Славянское царство» (1601), переводах в России польских исторических сочинений. Сознание славянской общности, постоянно развивавшееся в связи с общим ростом национального самосознания славянских народов, в сочетании с успехами античной филологии, переходом к научным методам издания средневековых источников и разработкой методики научной критики источников создали условия для зарождения научного славяноведения. Славяноведение (а также сам термин «славяноведение», или славистика) возникло во 2-й половине 18 века как дисциплина, в основном филологическая, занимающаяся главным образом изучением языков и литературы славянских народов, их древностями, изданием и критикой преимущественно древнейших письменных памятников. Успех славистических исследований в славянских странах в конце 18 - начале 19 веков в значительной мере был связан с подъемом национально-освободительного движения у западных и южных славян, с так называемой эпохой Возрождения участи западных и южных славян, с периодом Просвещения в Польше, а также национальным подъемом и ростом симпатий в прогрессивных кругах русского общества к угнетенным славянским народам. Как наука славяноведение оформилось раньше других стран в Чехии - одной из наиболее экономически развитых славянских стран того времени. Зачинателем славяноведения в Чехии явился филолог и историк И. Добровский (1753-1829). В дальнейшем важную роль в развитии славяноведения в Чехии сыграли труды Й. Юнгмана (1773-1847), Ф. Челаковского (1799-1852), отчасти Ф. Палацкого (1798-1876) и В. Ганки (1791-1861). Для развития чувства славянской взаимности у чехов и словаков особое значение имела литературная деятельность Я. Коллара (1793-1852). Опубликованные в 1837 году «Славянские древности» П. Й. Шафарика (1795-1861) стали отправной точкой для развития во всех славянских странах славянской археологии и этнографии, филологических и историко-славистических сравнительных исследований, обусловивших особый интерес к проблематике происхождения славянских народов, зарождения славянской письменности, истории славяно-германских отношений. Существенный вклад в развитие славяноведения внесли труды и многих других деятелей чешской национальной культуры (см. в ст. "Будители"). Ко 2-й половине 18 века относится зарождение славяноведения у южных славян, вступивших на путь национального возрождения и подъема национально-освободительной борьбы. В Болгарии отражением возросшего интереса к истории славянских народов явились «История славено-болгарская» (1762) Паисия Хилендарского и сочинение «О болгарском народе славянском» (1792) иеромонаха Спиридона. В Черногории начало славяноведения связано с именем В. Петровича (1709-1766), а в Сербии - Й. Раича (1726-1801). Значительный вклад в развитие славяноведения у южных славян внесли труды создателя сербского литературного языка В. Караджича (1787-1864) и словенца В. Копитара (1780-1844), а также литературная деятельность Л. Каравелова (1834-1879), известного и своими фольклористическими работами, и X. Ботева (1848-1876). В области фольклористики в середине 19 века работали братья Д. (1810-1862) и К. (1830-1862) Миладиновы. Углублявшийся интерес к славяноведению проявлялся и в произведениях представителей иллиризма Л. Гая (1809-1872), С. Враза (1810-51), И. Кукулевича-Сакцинского (1816-89). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969. Далее читайте:
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |