Славяноведение за рубежом
       > НА ГЛАВНУЮ > ПРЕДМЕТНЫЕ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >


Славяноведение за рубежом

--

Форум славянских культур

 

ПРЕДМЕТНЫЕ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Славяноведение за рубежом

С возникновением славяноведения в славянских странах начало развиваться славяноведение и в Западной Европе (Франция, Италия, Англия и особенно Германия). Для немецкого славяноведения, в котором также преобладали работы филологического характера (хотя большое место в нем занимала историческая, историко-правовая и этнографическая проблематика), показательно сильное буржуазно-националистическое направление, стремившееся принизить историческое прошлое славян и подчеркнуть культурное превосходство немцев. В дальнейшем это направление способствовало выработке антиславянской агрессивной идеологии «Дранг нах Остен», возобладавшей в немецкой буржуазной науке во 2-й половине 19 века. Представителем объективного, по отношению к славянским народам, направления в раннем немецком славяноведении был И. Г. Гердер (1744-1803), положивший начало изучению в Германии славянской культуры.

В 1-й половине 19 века стали возникать первые кафедры славяноведения в университетах славянских и неславянских стран: кафедра славянских языков и литератур, возглавленная А. Мицкевичем в College de France в Париже в 1840 году, кафедры славяноведения в Венском, Лейпцигском, Берлинском, Бреславльском, Будапештском и других университетах. В России они были открыты в 30-е годы при Московском, Петербургском, Казанском и Харьковском университетах, где в 40-е годы преподавали побывавшие в разных славянских странах профессора - О. М. Бодянский (1808-1877), И. И. Срезневский (1812-1880), П. И. Прейс (1810-1846), В. И. Григорович (1815-1876), поддерживавшие тесные связи с зарубежными славянскими учеными.

Славяноведение во 2-й половине 19 - начале 20 веков. Во 2-й половине 19 - начале 20 веков наблюдается значительный подъем славяноведения не только в славянских, но и в других европейских странах. Появились специальные славистические периодические издания, возникли славяноведческие научные общества. В С. постепенно усиливалась дифференциация составлявших его дисциплин. При преобладании филологической проблематики развивались исторические, этнографические и другие исследования, в самой филологии происходило обособление собственно литературоведческих исследований. Славяноведение из комплексной (с преобладанием филологии) дисциплины превращалось в комплекс самостоятельных научных дисциплин. К середине 19 века с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического материализма появляется теоретическая основа для развития марксистского славяноведения. Однако в основном славяноведение оставалось на позициях буржуазной науки. После революции 1848 года и Парижской Коммуны 1871 года, в связи с развитием капитализма в славянских странах и формированием буржуазной идеологии, в славяноведении (особенно русском) проявляются националистические и панславистские идеи, которые в известной мере были ответом на усиление пангерманистских тенденций в немецком общественном развитии и науке. Наряду с публикацией источников (особенно по эпохе феодализма) и описанием рукописных собраний значительное место в славяноведении стали занимать конкретные монографические исследования. В области филологии работали: словенец Ф. Миклошич. (1813-1891), исследовавший сравнительную грамматику славянских языков, хорват И. В. Ягич (1838-1923), который подвел в своих трудах итоги развития славянской филологии 19 века, поляк И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), как и И. В. Ягич, много работавший в России и создавший теорию фонем и фонетических чередований, чешский лингвист Я. Гебауэр (1838-1907), посвятивший многие работы истории чешского языка, француз А. Мейе (1866-1936), занимавшийся сравнительно-историческим славянским языкознанием, поляк В. Неринг и др. В России филологи-слависты исследовали главным образом сравнительное славянское языкознание, старославянский язык, историю, фонетику, грамматику и диалектологию восточно-славянских языков (Срезневский, Ф. И. Буслаев (1818-1897), А. А. Потебня (1835-1891), P. P. Фортунатов (1848-1914), А. И. Соболевский (1856-1929), M. H. Сперанский (1863-1938), А. А. Шахматов (1864-1920), работавший также и над проблемой славянского этногенеза). Труды Шахматова, посвященные русскому летописанию, способствовали подъему и историко-славистических исследований. Для развития славянской филологии за пределами славянских стран значительную роль сыграла научная и преподавательская деятельность Миклошича и Ягича. Постепенная дифференциация славянской филологии привела к выделению в специальную дисциплину литературоведения, в котором все большую роль начинали играть работы, посвященные славянской литературе нового времени, монографическая разработка отдельных проблем. В России с такими исследованиями выступили А. Л. Погодин (1872-1949) и деятель польской и русской культуры В. Спасович (1829-1906), на Украине - И. Я. Франко (1856-1916), В. Г. Шурат (1871-1948), М. С. Возняк (1881-1954) и другие, в Польше - А. Брюкнер (1856-1939) и другие, в Чехии и Словакии - Я. Влчек (1860-1930), Я. Якубец (1862-1936), Ф. Шальда (1867-1937) и другие, в Болгарии - И. Шишманов (1862-1928), Д. Благоев (1856-1924) и другие, в Сербии - Й. Скерлич (1877-1914) и другие, в Хорватии - М. Шрепел (1862-1905) и другие. Началась систематическая научная разработка вопросов сербо-лужицкой филологии и истории (Я. Смоляр, Я. П. Иордан, Я. А. Мука). Появились синтетические труды по славянским литературам: в Чехии - Й. Поливка (1858-1933), в России - А. Н. Пыпин (1833-1904). В области историко-славистических исследований вышли монографии по конкретным проблемам исторического развития славянских народов: раннеславянским передвижениям, истории полабо-прибалтийского славянства, славяно-византийским и межславянским отношениям и связям, истории славянского права, реформации в славянских странах, национально-освободительному движению и др. (в России и Болгарии - М. Дринова (1838-1906), в России - H. H. Любовича (1855-1935), А. С. Трачевского (1838-1906), В. В. Макушева (1837-1883), Ф. И. Успенского (1845-1928), Ф. И. Леонтовича (1833-1911), Ф. Я. Фортинского (1846-1902), А. А. Котляревского (1837-81), А. Н. Ясинского (1864-1933) и др., в Болгарии - В. Н. Златарского (1866-1935) и др., в Польше - Р. Губе (1803-1890), О. Бальцера (1858-1933), А. Павиньского (1840-1896) и др., в югославянских землях - Ф. Рачки (1828-1894), И. Рувараца (1832-1905), Б. Богишича (1834-1908), С. Новаковича (1842-1915) и др., в Чехии - К. Иречека (1854-1918) и др.). Заметное место в развитии славянских этнографических исследований в России занимают труды П. А. Ровинского (1831-1916). Крупным событием в славяноведении было издание «Славянских древностей» ("Slovanské starozitnosti", t. 1-4, Praha, 1902-34) чешского историка, археолога и этнографа Л. Нидерле (1865-1944). Межславянским связям с древнейших времен посвятил в России большой труд историк И. И. Первольф (1846-95); русский историк М. К. Любавский (1860-1936) издал «Историю западных славян» (1912).

Славяноведение развивалось в острой идеологической борьбе реакционных и прогрессивных сил в исторической науке. В Чехии В. Томек (1818-1905), Я. Голл (1846-1929), Й. Пекарж (1870-1937) выступали против радикального течения в отечественной историографии и общественной мысли. Реакционные тенденции проявились в трудах некоторых болгарских историков, пытавшихся в канун и во время 1-й мировой войны отрицать славянское происхождение болгар. С марксистских позиций борьбу с шовинистической идеологией в болгарском славяноведении вел литературовед Благоев, продолжавший просветительскую деятельность Каравелова и Ботева. Для развития славяноведения в Сербии, в борьбе с великосербской идеологией большую роль играли прогрессивные взгляды С. Марковича (1846-1875). Работы Р. Люксембург (1871-1919) и Ю. Мархлевского (1866-1925), направленные против национализма буржуазно-помещичьей польской историографии, знаменовали собой начало польской марксистской исторической науки. Основателем пролетарской литературной критики в Польше был Б. Бялоблоцкий (1861-1888), которому принадлежит ряд статей о русских писателях-демократах. Появление марксистских социологических исследований в Польше связано с именем Л. Кшивицкого (1859-1941). Господство в русском славяноведении славянофильских, исходивших из ложной теории об исключительности славянского исторического пути развития, и панславистских (особенно характерных для деятельности M. H. Погодина) взглядов, встречавших сопротивление либерально настроенных славистов, мешало развитию славяноведению. В развитии панславистской школы большую роль сыграл сначала А. Ф. Гильфердинг (1831-1872), сделавший много для изучения истории полабо-прибалтийских славян, а затем В. И. Ламанский (1833-1914), объединивший вокруг себя большую группу ученых (P. P. Зигель (1845-1921), А. С. Будилович (1846-1908) и др.). В борьбе против панславистских концепций этой школы прогрессивные круги русской интеллигенции опирались на взгляды революционных демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, в трудах которых славянская проблематика занимала значительное место. Развитие В. И. Лениным марксистской теории и методологии исторических исследования явилось решающей предпосылкой в становлении марксистского славяноведения. В формировании марксистской методологии большую роль сыграли и специальные работы В. И. Ленина, в которых он дал научное объяснение основных исторических процессов национально-освободительной борьбы славянских народов, их революционного и рабочего движения, разоблачил агрессивный характер политики царизма и западных империалистических держав.

Во 2-й половине 19 - начале 20 веков в славяноведении неславянских стран с прогрессивных позиций выступали некоторые французские историки - Л. Леже (1843-1923), занимавшийся проблемами славянских древностей, специалист по истории Чехии Э. Дени (1849-1921), отчасти А. Рамбо (1842-1905), работавший в области русской истории. Славистические исследования стали появляться в Англии (главным образом по истории балканских славян и русской политики на Балканах) и других странах. Особенно много славистической проблематикой стали заниматься немецкие исследователи, среди которых наряду с либеральными учеными после 1848 года все большую роль в науке стали играть представители откровенно враждебных славянам буржуазно-националистические теорий. Агрессивный характер немецкой буржуазной историографии ярко проявился в эпоху империализма. Немецкий историк Л. Ранке (1795-1886), создатель концепции романо-германской европейской цивилизации, отрицал важную роль славян в европейском историческом процессе. Ему принадлежит одна из первых работ по истории Сербии. Стремление принизить славянскую культуру и оправдать «Дранг нах Остен» характерно для работ немецких историков Г. Белова (1858-1927), Г. Трейчке (1834-1896) и др. Враждебная славянам идеология проникла и в археологические исследования, где господствовала буржуазно-националистическая школа Г. Коссинны (1858-1931).

Славяноведение в новейшее время. Торжество марксистско-ленинской методологии исследования в общественных науках сначала в СССР, а после 2-й мировой войны и в зарубежных социалистических странах позволило не только расширить рамки славяноведения за счет широкого включения в него исторической проблематики, но и по-новому подойти к изучению всех основных проблем славяноведения. Славянская история, филология и другие стали изучаться на основе познания закономерностей мирового исторического процесса. В области историко-славистических исследований это позволяет уточнять и выявлять локальные особенности общих закономерностей на примере истории народов, тесно связанных между собой происхождением и всем развитием. Славистические исследования ученых социалистических стран, направленные против идеалистических концепций, господствующих в славяноведении капиталистических стран, стали решающим фактором в развитии славяноведения как общественной науки.

Под влиянием успехов марксистско-ленинского славяноведения не только значительно расширились, но и претерпели существенные качественные изменения славистические исследования в буржуазной историографии. Сохраняя в основном идеалистическую методологию, буржуазные слависты вынуждены считаться с объективными достижениями славяноведения в социалистических странах, признавая больше, чем прежде, значение славянских народов в мировом историческом процессе. Вместе с тем успехи марксистского славяноведения принудили реакционное крыло славяноведения маскировать антиславянскую направленность своих теорий, прибегать к изощренным методам искажения исторического прошлого славянских народов. В общественных науках буржуазных стран появилась специальная дисциплина - советология, стремящаяся противопоставить историческое развитие восточного славянства историческому развитию западного и южного славянства. Особое значение при этом придается соответствующей интерпретации русского исторического процесса, в котором пытаются подчеркнуть особые, нетипичные для других европейских стран, черты * якобы извечной агрессивности, стремления к прямому подчинению соседних, особенно славянских, народов и т. д. Это направление непосредственно служит империалистической антисоветской политике.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Примечания

* Справедливости ради следует здесь указать, что развитие славянских народов с самых древних стадий имело особенности, существенно отличавшие их ото всей романо-германской Европы. Базовое понятие, касающееся основополагающей общности племён, «род» вовсе не является синонимом западноевропейского понятия «генс» (gens или по-французски genre) или «линидж» (англ. lineage, от лат. linea - линия, ряд). Это не просто не синонимы, но и структурно различные образования. Были в истории славянства и другие особенные черты. Вот, например, в Западной Европе феодальные правители жили в укрепленных замках, взимая дань с городов – центров ремесла и торговли. А у восточных славян города были резиденцией и князей, и ремесленных (купеческих) объединений. Есть и другие кардинальные различия. Однако марксистко-ленинская историография советских времён делала эти утверждения о якобы реакционности самой констатации  различий в историческом развитии романо-германского и славянского миров, исходя из идеологических установок. Истина ее не интересовала. Идеология же была русофобская. Большевики с момента прихода к власти стремились расчленить русскую нацию на десятки республик с местным этническими «элитами» у власти, чтобы ослабить русскую нацию, которую все годы у власти больше всего боялись. Принижение исторической роли русского и вообще славянского элемента порой приобретало патологический оттенок. До конца двадцатых годов двадцатого века (даже до середины тридцатых, учитывая административную инерцию аппарата) во всех официальных учебниках и иных публикациях утверждалось, что великороссы суть фикция, их, де, никогда не существовало и прочее в таком же духе. Кстати, ныне многие «публицисты» кивая на Китай, утверждают, что нам бы нужно следовать его примеру, и мы станем сильными. Однако в КНР ставка делается на основной корневой этнический элемент – ханьцев. Они всемерно поддерживаются и продвигаются, а уйгуры, тибетцы и некоторые другие неханьские народы гнобятся, как априори склонные к сепаратизму и непатриотизму. В этом разница отношения властных структур к главному коренному народу в КНР и в РФ. Только на период Второй мировой войны такое отношение было как бы отставлено в сторону. Однако уже в 1950 году оно вернулось и было сопряжено с бессудным убийством ряда высших руководителей партии в ходе так называемого «ленинградского дела» и убийством еще нескольких сотен руководителей среднего звена, выдвиженцев «ленинградодельцев» - за то лишь, что они русские великороссы.

Далее читайте:

Славяноведение.

Славяноведение в России.

Славяноведение в СССР.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев