Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Часть 1. О БЛАГЕ

Раздел 1. О ТОРГОВЛЕ

1. Способы умножения государственной казны всем на свете людям хорошо ведомы и везде применяются, так что нельзя придумать заново ничего такого, что бы еще доселе у людей не было в обычае. Как говорит Екклезиаст; "Ничто не ново под солнцем, и никто не может сказать: это - новое" (Екклез, 1.10). Лучше было бы отучиться от некоторых старых [способов], нежели изыскивать новые способы умножения казны.

Однако достойно удивления, что во всяком деле новые советы вызывают сомнение, недовольство и легко осуждаются, и лишь при сборе казны ничто не бывает столь новым, неправедным, безбожным и позорным, чтобы его не принять.

2. Я не стану выдумывать новых способов умножения казны, но только скажу, что некоторые способы и промыслы неправедны, нечестны и ложны или ведут не к обогащению, а скорее к обнищанию. А затем скажу как надо пользоваться справедливыми, честными и полезными способами и сохранять [их].

3. Дурные способы суть таковы:

Во-первых, алхимия или изготовление золота - бесовский блуд, вследствие коего люди надеются сделать из меди золото и серебро. Несчетное множество людей испокон веков трудилось и трудится над этим, но еще ни один правитель не получил от алхимии столько, чтобы мог прокормить хоть одного воина, и ни один алхимик не создал ни одной капли золота из меди и не извлек для себя никакой выгоды без содействия дьявола или без обмана иных людей.

2. Чеканка или переливка монеты: когда ищут прибыли от чеканки монеты и чеканят негодные деньги. Способ этот не только неправеден и полон греха, но и весьма обманчив: кажется он прибыльным, однако является убыточным и вредным. Во веки веков отнюдь и правитель не может получить от перечеканки ни одной монеты, не потерпев при этом стократного ущерба.

У лекарей есть средство, называемое "мерой отчаяния" (Remedia desperata). Когда лекарь сочтет больного умирающим, он отрезает у него какую-то часть тела, либо разрезает тело и опять зашивает его, либо иначе лечит, но так, что больной либо выздоровеет, либо умрет от самого лечения. Чеканка негодных денег подобна этой смертельной "мере отчаяния". И равно как "мера отчаяния" применяется не иначе, нежели в крайней нужде, когда нет никакого иного средства, так и негодные деньги нельзя чеканить без крайней нужды. А прекратить это надо как можно скорее, ибо если это будет долго длиться, то с народом станет то же, что с больным, которому бы лекарь отворил жилу и не перевязал ее: вся кровь бы вытекла, и человек бы умер. Так и с народом - все богатство (называемое второй кровью) от народа утечет.

3. Нещадные поборы, жестокие порядки, монополии, кабацкие дела и всякое чрезмерное и немилосердное отягощение подданных. Правильно говорится: "Не делай другому того, чего не хочешь сносить сам".

4. А самое худшее дело и разорение для страны, это чужеземная торговля, то есть когда какой-нибудь король позволяет чужеземным торговцам пребывать или жить в своей державе, склады и лавки держать и торговать по всей стране. Ибо они везде задешево скупают наши товары и открывают своим землякам-чужеземцам все наши тайны, не только в торговых, но и в государственных тайных делах. Они разрушают наши собственные порядки и насаждают в нашем народе свои растленные, гибельные обычаи и вводят нас в соблазн и губят наши души,- и за все это королю придется держать ответ перед Богом.

Одним словом, эти торговцы являются причиной неизмеримых бед для тела и для души. А пользы от них нет никакой, кроме некоторых подарков, кои они дают царю или боярам. Но эти подарки нечего считать, ибо [чужестранцы] вывозят из нашей страны в десять тысяч раз больше богатств, нежели сами нам дарят.

А в тяжелые времена они вывозят из государства свои товары и тем вызывают в государстве большую дороговизну. А отечественные торговцы вместе с нами терпят зло и добро и не отправляют в другие места свои товары из-за того, что введены медные деньги.

А еще и того хуже, когда эти чужеземные торговцы бывают не самостоятельными хозяевами, а слугами и приказчиками других, более богатых купцов (каковы все немцы, торгующие на Руси); Ибо они и сами со своей челядью кормятся и богатеют за наш счет и своим хозяевам отсылают наши товары, которые могут быть куплены по самой дешевой цене и в самую дешевую пору, и сверх всего посылают им ежегодно условленный- оброк деньгами или товарами. И посредством этой хитрости они заставляют сие преславное государство без всякой нужды и неведомо за что платить дань или ясак своим англичанам, брабантцам и гамбуржцам.

И ныне эти немцы хорошо дали нам себя знать: всю меховую казну они скупили за медные деньги, а затем привезли ее опять на Русь и за бесценок спустили за cеребро, и тем причинили царской казне и всему народу несметный убыток.

О, славный государь, ни за что не верь волку, если он захочет откормить твоих ягнят, и во веки вечные не верь, что чужеземный торговец принесет тебе какую-нибудь пользу. Ведь не может быть, чтобы твое богатство умножил тот, кто сам обходит все земли и моря, всю свою жизнь посвящает странствиям и гибельным опасностям ради денег и более жадно смотрит на серебро, чем волк на ягнят.

Тот, кто бросает в воду леску, надеется вытащить рыбу. Тот, кто сеет в землю жито, надеется сжать его в десять раз больше. И если чужеземный торговец тебе, государю, либо твоим боярам поднесет серебряный стакан или какой-нибудь другой подарок, то несомненно он вывезет из твоей земли и проест в сто раз больше богатств. Правду, следовательно, говорил Варух: "Если впустишь к себе чужестранца, он тебя разорит".

Не все то золото, что блестит; не все то полезно, что кажется полезным. Некоторые промыслы кажутся полезными, а оказываются совершенно вредными. Есть богатство, которое не обогащает, а напротив - разоряет.

Справедливыми называются такие промыслы, когда мы извлекаем всю пользу, которую можно получить от нашей земли и от соседних народов, разумными, богобоязненными или милосердными и хорошими средствами, а не глупым, жестоким или мерзким путем.

Пустой доход: взять что-либо, а отдать за это вдвое или больше - таковы доходы от складников и чужеземных торговцев, живущих в нашей стране.

Неправедные доходы бывают от откупов, от чеканки монеты и т. п.

Дурные доходы - от мелких, ничтожных и негодных вещей.

"Корень всего зла - в жадности",- говорит Павел. Жадность и тщеславие - это для государств

Сцилла и Харибда, то есть гибельные утесы. От них проистекают все дурные и тиранские порядки.

Королевские сирены - это льстецы, астрологи, алхимики и чеканщики или изобретатели, измышляющие выгоды от переливки монеты и от других неправедных и тягостных для народа способов сбора казны.

Ненадежен всякий доход, добытый без труда и пота, либо без затраты достаточного времени, либо неправедно, либо жестоким или постыдным способом. Всякий надежный доход должен быть основан на труде и поте, приумножаться постепенно и терпеливо, и принимать его следует справедливо и достойно.

Неумеренная роскошь приносит телу болезни, неумеренное богатство порождает нищету: то есть за чрезмерными сборами в казну следует запустение страны. Умеренность приносит наилучшие доходы.

В королевстве бедном и малолюдном король не может иметь надежного богатства. В королевстве богатом и многолюдном король не может быть бедным.

Кто ловит рыбу в меру, всегда найдет в пруду что ловить. А тому, кто в один день дочиста выловит всю рыбу из пруда, в другой раз нечего будет ловить.

Честь, слава, долг и обязанность короля - сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для королевств созданы.

Где законы хорошие - там и подданные довольны, и чужеземцы хотят туда прийти. А где законы жестокие - там свои собственные подданные жаждут перемены правления и часто изменяют, если могут, а чужеземцы боятся приходить. О, государь, управляй людьми так, чтоб они не хотели перемен.

5. Мы рассказали о дурных, ложных, недостойных и бесчестных промыслах: то есть об алхимии, о чеканке монеты, о поборах и о допущении чужеземных торговцев.

А благие и похвальные способы приобретения есть те, посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных.

А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля - они зовутся черными промыслами или промыслами черных людей6. А четвертый промысел - хозяйство или общее устройство, и он является основой и душой всех остальных. Они называются доходными промыслами.

6. В бедном королевстве невозможно королю быть богатым. А если какой [король] мечтает стать богатым, то и он мог бы быть гораздо богаче, если бы королевство его было богатым. Поэтому, если король сам хочет разбогатеть, то он должен сперва позаботиться, чтобы в королевстве было изобилие всякой всячины и дешевизна. А этого король может достичь (насколько это возможно в его державе), если добьется, чтобы люди со всем тщанием и радением стали заниматься земледелием, ремеслом, торговлей и народным хозяйством.

Раздел 1
О ТОРГОВЛЕ
1.Вопрос: какое королевство считается богатым?

Ответ: 1. Богатым считается королевство, в котором имеется золото, серебро и иные руды, как в Арабской и в Венгерской землях.

2. Еще богаче то, которое изобилует вещами, пригодными для украшений тела и для одежды: драгоценными камнями, жемчугом, кораллами, шелком, бумагой, тонкой шерстью, льном, коноплей, овчинами и всякими иными материалами для одежды.

3. Еще богаче кажется то, где есть в изобилии вещи, пригодные для еды и питья: маслины, виноград, мед, соль, перец, гвоздика, сахар и иные пряности: рис, пшеница и всякое зерно, бобы, плоды, съедобные, лечебные и красильные растения; скот, рыба, птица и съедобные звери.

4. А еще богаче, многолюднее и сильнее то королевство, жители коего приобрели искусные навыки или обладают от природы острым умом и хитростью и в коем имеются хорошие и удобные корабельные пристани и торжища и где поэтому процветает всякое ремесло и земледелие и великая морская торговля, как это происходит в Английской и в Брабантской землях.

Но еще более славным и счастливым бывает королевство, в котором, кроме всего этого, имеются еще и хорошие законы, как это мы видим во Французском королевстве.

А воинственные королевства, где люди живут грабежом и где самые лучшие и способные умы, пренебрегая всяким иным промыслом, посвящают себя лишь войне и грабежу и лишь об этом одном заботятся (как принято у крымцев , турок и калмыков), никогда не бывают богатыми.

2. Хоть это славное государство столь широко и безмерно велико, однако оно со всех сторон закрыто для торговли. С севера нас опоясывает Студеное море и пустынные земли. С востока и с юга [нас] окружают отсталые народы, с коими никакой торговли быть не может. На западе - в Литве и в Белой Руси - не водится того, что нам нужно (разве что лишь медь есть у шведов). Азовскую и черноморскую торговлю, которая была бы для этой страны самой полезной, захватили и держат крымцы. Торговле в Астрахани препятствуют ногайцы.

Торговле с бухарцами в Сибири мешают калмыки. Так что остается у нас только три безопасных торжища: для торговли посуху - Новгород и Псков, а для морской торговли - Архангельская пристань, но и к ней путь неимоверно далек и труден.

3. Итак, выясняется: во-первых, что в этой стране мало торжищ, и надо, чтобы их было больше, а без царской помощи их никто не может устроить.

Во-вторых, нет в стране золота, серебра, меди, олова, свинца, ртути и хорошего железа.

В-третьих, нет драгоценных камней, жемчуга, кораллов и красок, и однако все самые простые и самые негодные [люди] хотят их иметь.

В-четвертых, нет сахара, шафрана, перца, гвоздики, орехов, корицы, имбиря, мирры, тимьяна, муската и других пряностей и благовоний.

В-пятых, нет маслин, винограда, изюма, миндаля, смокв, лимонов, грецких орехов, каштанов, слив, персиков, дынь и многих других плодов.

В-шестых, сверх всего этого, нет и совершенно необходимых вещей: то есть сукон и других материалов для одежды - шерсти, шелка и бумаги.

В-седьмых, лишена страна и камня, и более хорошего леса для построек, и хорошей глины для посуды.

В-восьмых, нашего народа умы не развиты и медлительны и люди неискусны в ремесле и мало сведущи в торговле, в земледелии и в домашнем хозяйстве. Русские, поляки и весь народ славянский совершенно не умеют вести дальней торговли ни на море, ни посуху. Арифметике и счетной науке торговцы наши не учатся. Поэтому чужеземным торговцам всегда легко бывает нас перехитрить и нещадно обмануть, тем паче, что они живут по всей Руси и скупают наши товары по самой дешевой цене. Можно было бы это стерпеть, если бы и наши [люди] у них жили и также дешево покупали. Но наши у них не живут и жить отнюдь не могут из-за своей природной неприспособленности и неразвитого ума и особенно вследствие зависти и злобы немцев, изведанной многими нашими [людьми].

В-девятых, пути в этой преширокой державе длинны и тяжелы из-за болот и лесов и опасны из-за [нападений] крымцев, ногайцев, калмыков и иных разбойных народов.

В-десятых, изобилует страна лишь мехом либо овчинами и пенькой и с некоторых пор поташом. А мед, воск, икру, пшеницу, рожь, лен, кожи и другие товары вывозимые отселе, вывозят не из-за обилия [их], а по необходимости и из-за козней чужестранцев, и при этом мы сами лишаемся плодов своей земли и терпим недостаток в них.

4. Чтобы помочь народу в столь многих его нуждах, есть лишь один способ, то есть пусть царь-государь возьмет на свое имя и в свои руки всю торговлю с другими народами, как он это уже сделал, и сохранит ее [за собой] и в грядущие времена. Ибо только таким способом можно будет вести счет товарам, чтобы не вывозить слишком много наших товаров, каких у нас нет в избытке, и ненужных нам чужих [товаров] не ввозить. Таким способом царь-государь сможет умножить торжища и стражу, потребную государству для сопровождения товаров.

А иноземным торговцам нечего будет здесь делать. А сукна и всякие немецкие товары смогут идти через наши руки: в Сибирь - к бухарцам и к индийцам, в Астрахань - к персам, в Азов - к туркам, в Путивль - к черкесам и к валахам. И напротив, товары тех народов попадут к нам и через наши руки - к немцам, к полякам и к литовцам.

От таких действий все государство разбогатеет и все жители возрадуются. Не мило это будет одним лишь крупным торговцам, доходы которых части уменьшатся. Но на это нечего смотреть, раз дело идет об общей пользе для всего народа. Вопрос: хорошо ли государям торговать?

1. Некоторые люди иногда говорят, что государям и благородным людям нехорошо и непристойно вести торговлю. Но следует знать, что торговля сама по себе - дело честное и достойное, а недостойна та мерзкая алчность, которая с торговлей часто связана. Если же торговлю вести не ради личной корысти и не из ненасытной жадности, а для общей народной пользы, то она - дело честное, хорошее и вполне королевское.

2. В писании сказано, что вся посуда и вся одежда Соломонова были из чистого золота. А серебро в те дни ни во что не ставили, ибо было его в Иерусалиме столько же, сколько камней на улицах (3 кн. Царств, гл. 10.21,27; 2 кн. Паралипоменон, гл. 9.20).

А как Соломон достиг этого? Не добыванием руд, не алхимией и не отягощением народа, а торговлей, ибо каждые три года посылал свои корабли в Индию с товарами, и они за один раз привозили ему по 400 талантов золота и больше, кроме серебра и других богатств. То есть 1334 пуда золота, так как талант весил 125 гривен, или 3 пуда и 5 гривен. Король Иосафат хотел возобновить соломонову торговлю, но, будучи наказан Богом, не смог исполнить [своего] намерения.

Португальский король тоже посылает свои суда в Индию с большей прибылью и некоторые немецкие князья также. А датский король посылает суда в северные ледовитые [и] пустынные страны за одним только китовым жиром.

Французский, испанский, английский короли, турецкий и немецкий цари торговли не ведут: во-первых, из-за того, что их подданные [сами] достаточно сильны и способны вести всякую дальнюю и большую торговлю; во-вторых, земли эти открыты со

всех сторон и никак невозможно запретить подданным торговые сношения с соседними народами. Но при всем том французский король постоянно держит в Царьграде великого посла, а английский король - посланника лишь ради торговых дел своих подданных. А испанский и португальский короли ради своих торговых дел и торговли своих подданных посылают в море все свои ратные силы для сопровождения судов, идущих в Индию.

3. Итак, хорошо и пристойно государю вести торговлю, если он возьмется [за нее] ради пользы и нужды всего королевства и если от этого будут не обиды, а облегчение и умаление бремени народа. А это бывает, во-первых, когда король ведет торговлю не со своими подданными, а с одними лишь иноземцами. Ибо нехорошо королю купить у своего подданного и продать своему же, но должен он купить у своего, а продать чужому, [либо] купить у чужого, а продать своему и чужому. И не по своей стране должен он развозить товары из града в град и продавать их в розницу, а [должен] оставить это занятие [своим] подданным.

Во-вторых, если для каких-либо торговых дел потребна королевская сила, а отдельные люди не могут их осилить. Если, скажем, на море нужны превеликие расходы, которые кроме короля, никому не под силу. Так, при Соломоне жители Иудеи не в состоянии были отправлять суда в Индию, и лишь Соломон своей королевской силой (и то не один, а в товариществе с Хирамом королем Тирским) сумел это сделать. Или если на сухопутье, из-за того что дороги длинны, трудны и опасны, нужны будут многие подводы, проводники, сторожа и заставы. В особенности в этом царстве есть великая и крайняя нужда в такой помощи.

В-третьих, если какая-либо страна лишена премногих товаров и должна покупать их у иных

народов, и поэтому жители часто бывают обмануты. Если дозволено будет всякому торговать с иноземцами, или [если] чужестранцам [дозволено будет] жить среди нас, то народу причиняется горькая обида: все наше добро от нас увозят, мы страдаем от голода, а чужестранцы у нас на глазах все плоды нашей земли поедают.

4. Стало быть, царскую торговлю вести и вершить надо так:

1) Царские приказчики не должны продавать дома ничего из того, что куплено в своей державе, но все, что купят у царских подданных, [они] должны продавать чужеземцам с наивозможной прибылью и по самой высокой цене.

2) А покупая у подданных, не должны скупиться, но платить щедро, как будет возможно.

3) А то, что купят у чужих, они должны продавать своим без всякой или, по крайности, с наименьшей прибылью. За исключением тяжелого времени, ибо тогда можно будет продавать и по дорогой цене.

4) А чужим народам пусть продают эти товары как можно дороже.

5) Не следует, как я говорил, продавать враздробь, а только оптом. А продавать только в двух или в трех местах страны. А в тяжелое время Умножать торжища можно продавать и враздробь, и во многих городах, и по дорогой цене.

6) А в обычное и хорошее время царские думники и торговые надзиратели должны прежде всего следить за тем, чтобы торговые приказчики ни в чем не обманывали царя-государя и ничем не обижали народ. И чтобы при царской торговле не росла цена на товары, но, напротив, чтобы все товары в стране были бы дешевле, нежели бы могли быть при торговле отдельных жителей.

7) А когда какие-либо местные торговцы захотят купить товары у государевых приказчиков, то

приказчики должны продавать им всем по одинаковой указной цене. А в городах надо дать монополию на тот или другой товар тем местным торговцам, которые обещают дешевле [их] продавать.

О торговле с иными народами
1. В этом государстве, как мы уже выше сказали, мало торжищ и надо искать их и умножать. Ведь чем больше торжищ в королевстве, тем оно бывает богаче. Можно было бы устроить одно торжище на Дону напротив Азова для торговли с турками, другое - в калмыцких землях: на Иртыше у Соленого озера или в ином месте для торговли с Индией, третье - в Путивле для украинцев и волохов, четвертое - со временем - в Даурии. А Хвалынское море м заполнить бы хорошо сделанными царскими кораблями, для [перевозки] персидских товаров.

2. Слышал я, как некий венецианец, придя в Москву, советовал искать пути к индийцам: "мы, де, смогли бы оттуда вывозить в эту страну перец, сахар и иные пряности и отнять торговлю ими от немцев и от испанцев, которые привозят эти товары по морю". А в наше время этот индийско-китайский путь уже хорошо изведан, и торговцы оттуда ежегодно приходят в Сибирь.

3. Голштинский князь замыслил было завести торговлю между Персией и своей страной через Архангельск и Астрахань . Но не сбылось его желание, не знаю почему. Помиловал тогда Бог наш народ: не дано было немцам этой страной вконец завладеть, отобрать наши доходы и опозорить нас. Вот почему немцы повторяют пословицу и говорят: "русские, де, вроде собаки на сене - она и сама сена не ест и вола к яслям не пускает". Так, дескать, и русские: и сами не торгуют, и немцам не разрешают.4. Большое увеличение и улучшение торговли могло бы быть в этой стране, но этого не сделано, и наши люди еще не знакомы с большим торговым промыслом. А причиной тому наша неискусность и тупой разум, коему нужен [точильный] брус и острение, то есть - учение. А к тому же и лень многому мешает, ибо арифметике люди наши не учатся и поэтому не умеют вести счет в такой торговле, которая идет на многие сотни тысяч.

5. Многие не умеют ни выбрать времени, ни извлечь от чужих народов ту выгоду, какую дают нам время и случай. Мыслят лишь о ясаке, иных доходов не видят. Если мы не можем подчинить своей власти калмыков, персов, турок, [многие] отчаиваются и мнят, будто от этих народов нельзя получить иной пользы, кроме ясака. Но [они] не понимают, что немцы, хотя и не подчинили своей власти Русскую землю, однако они разными хитростями берут с нее ясак и наипаче благодаря тому, что держат здесь своих приказчиков, которые ежегодно отдают им часть прибыли и дани и все богатство этой земли пожирают. А те, что не торгуют, а живут на государево жалование, похваляются и хвастают и пустили поговорку: "кто хочет даром хлеб есть, пусть, де, идет на Русь".

6. А иные наши люди ни капельки не могут ни оценить, и взять на ум выгоды от большой торговли, а думают лишь о великих расходах, трудах и опасностях и то, что возможно, считают невозможным и забывают, что большая прибыль требует больших трудов.

Вопреки таким глупым мнениям, мы должны оценить огромные и безмерные выгоды, какие может дать сему государству большая торговля. То есть, если бы через Студеное, Черное и Хвалынское море и реки Сухону, Вологду, Дон, Волгу, Иртыш и другие, мы могли бы вести торговлю на многие тысячи тысячи, и через наши руки шли бы товары от народов к народам, и от этого бы несказанно разбогатела государева казна и весь народ. А причины этого таковы:

Выгоды от большой торговли

1. Имея острог на Иртыше у Соленого озера, мы могли бы ежегодно добывать у калмыков 30 или и 40 тысяч сырых воловьих и овечьих кож. Нам следовало бы тут же возле самородной соли дубить их в бочках. Так делают англичане, потому что кожи от этого бывают толще и крепче. Затем мы могли бы продавать их немцам, если бы найти путь по Иртышу на море и до волока, а через волок зимой посуху снова к Архангельскому морю . А там у волока, если это было бы можно, поставить острог для торговли индийскими и сибирскими товарами.

2. Ныне наши вояки, которые ходят за солью на Соленое озеро, должны полдня тащить соль от озера к реке на своем хребте или возить [ее] на тачках. А если бы поставлен был острог, привозили бы соль на лошадях. И мы могли бы тогда добывать соль без числа и конца не только для своего обихода, но и могли бы продавать ее на море немцам. Ведь немцы возят к себе соль из Португальской земли, а отсюда им было бы ближе.

3. Мы могли бы там же задешево добывать много скота, солить говяжье и овечье мясо и вялить великое множество его на солнце и в дыму. Этим бы кормилась Сибирь и немцам бы [это] продавали.

4. Мы могли бы добывать тысячи пудов грубой овечьей шерсти, [пригодной] на простое сукно, в котором мы очень нуждаемся.

5. Могли бы мы добывать кожухов, коней, волов, сколько пожелаем.

6. А от бухарцев, из Индии, мы могли бы получать столько сот или тысяч пудов бумаги , сколько мы запросим и уговоримся. А из нее мы бы сами ткали и красили полотно для своего обихода и на продажу иным народам. И саму невыделанную бумагу продавали бы немцам. Шелк и всякие шелковые товары тоже дешевле мы можем покупать у бухарцев, нежели у немцев.

7. Драгоценные камни, жемчуг, кораллы, сахар, перец, шафран, гвоздику, орехи, корицу, имбирь и иные индийские товары мы ныне покупаем у немцев, а те везут их дальним путем, плывя по морю вокруг света. А если бы у нас было доброе согласие с калмыками, мы добывали бы эти товары от самих индийцев, и не мы бы покупали их у немцев, а они - у нас. И много тех индийских товаров - шелка, бумаги, камней, жемчуга и пряностей - шло бы также в Литву, на Белую Русь, в Поднепровье и в иные страны.

8. Добывали бы много серебра, белого железа и иных руд, и стали бы в этой стране руды дешевыми.

9. Не знаю, что сказать о деревянном масле, рисе, винограде, изюме, смоквах и о других плодах. Если бы мы их добывали, немцы охотно бы их у нас покупали.

10. Могли бы получать, сколько пожелаем, цветных шелковых тканей или полотен: бархата, атласа, камки и тафты и цветных бумажных тканей, именуемых азям, зенден, китайка и беяз. И могли бы обеспечить этими товарами, кроме самих себя, всех литовцев, поляков, поднепрян и самих немцев. А взамен тех товаров давали бы калмыкам, бухарцам, монголам и дальним индийцам свои сибирские меха и немецкие ткани и всякие иные товары.

Эти торговые дела настолько важны, что следовало бы, не жалея труда, разыскать в калмыцких землях какое-нибудь место для постройки острога и учреждения такой торговли. Никакие расходы и труды, потребные для этого дела, не могут показаться чрезмерными: если даже подарить калмыкам многие тысячи, то и это ничего не будет значить по сравнению с такими прибылями.

Сибирь и ныне нам полезна, но может стать гораздо полезнее. Во-первых, из-за торговли с калмыками.

Во-вторых, из-за торговли с бухарцами, как мы здесь сказали.

В-третьих, из-за мангазейского промысла, о котором говорится в разделе 3 под цифрой 18 .

В-четвертых, из-за Кузнецкого острога и тамошних железных руд, ибо мы можем ползать оттуда всякое хорошее оружие и орудия.

Одним словом, говоря о Сибири, надо знать, что Сибирь безмерно выгодна и необходима для этого царства. Ибо от всех тамошних народов мы можем добывать их товары без денег за наши простые отечественные товары, то есть за простые ткани и полотна, за соль и за жито. И те товары там дорого ценятся.

11. А от персов - если бы на Хвалынском море , у нас было достаточно кораблей - мы бы добывали в удобное время и по хорошей цене всякие шелковые и бумажные товары и невыделанный шелк и бумагу за сибирские меха и за немецкие ткани и рукоделия. И сейчас мы добываем персидские товары, но не столько и не так, как можно было бы, будь у нас свои ладьи, на коих мы бы обходили все города и страны, лежащие вокруг Хвалынского моря. А действуя разумно, мы добывали бы и тонкую шерсть для тканья хороших сукон. А грубую шерсть и овчины мы добывали бы без труда.

Хвалынское море (как пишет некий немец) имеет 2800 миль (или 14 000 верст) в окружности. При хорошем ветре его можно переплыть в ширину за пять, а в длину за шесть дней. В море 1;сть много островов, населенных и пустых. Пустые острова царь-государь мог бы заселить нашими людьми, а с населенных островов со временем брать дань.

Всю окружность или все берега этого моря нужно осмотреть и узнать, где растет много винограда, а если его нигде нет, то найти место, где бы он мог расти. И с помощью своих и тамошних людей завести там такие виноградники, чтобы их хватило для всего этого королевства.

Если бы царь-государь заполнил это море своими кораблями, он стал бы хозяином моря и собирал бы дань с кочевых народов, живущих на его берегах и неподвластных персидскому королю, и с торговцев, плавающих [там], как это делают венецианцы на Адриатическом море. Однако мы обо всем этом говорим, будучи несведущими, и предоставляем судить об этом людям сведущим и ученым.

12. Мы могли бы добывать от бухарцев и от персов так много ковров, килимов, луков, сафьяна, риса, деревянного масла, тимьяна, мирры, бальзама, муската, ревеня, всяких красок и всяких иных восточных товаров, что смогли бы удовлетворить ими всю Литву и Белую Русь, и Поднепровье, и польскую и венгерскую и волошскую земли, и шведов, и архангельских немецких торговцев.

13. А при такой торговле оставалась бы всегда у нас в руках известная часть золота и серебра и было бы обилие руд и товаров в нашей стране.

14. А донская торговля была бы равна калмыцкой и хвалынской и даже в некоторой мере гораздо лучше [их], ибо это море связано с великим океаном. Этим путем мы могли бы удобнее всего вывозить всякие немецкие, всякие сибирские и всякие русские товары.

Ведь турки и греки охотно покупают соболей и другие дорогие меха, которые немцы не очень любят. Покупают также ткани и рукоделия немецкие. А особенно охотно покупали бы мед, воск, мясо, масло, пшеницу, коноплю и всякие русские товары. А мы у них могли бы брать многие восточные товары - виноград, маслины, рис, изюм, смоквы, лимоны и всякие иные плоды - и все это гораздо дешевле и с меньшим трудом, нежели мы ныне втридорога покупаем у немцев и с великим трудом везем издалека и через холодные страны.

Если бы сбылась половина, треть или хотя бы десятая часть того, о чем мы до сих пор говорили, быстро бы это государство стало полным всякого добра и преобильным.

Ведь надо знать, что французы, англичане и брабантцы торгуют и заводят большие промыслы во всех владениях Турецкого королевства. Они окружили Царьград своими торговыми ладьями, словно густым лесом. Большая часть этой торговли перешла бы к нам и стала бы идти через наши руки.

О том, как можно было бы добиться соглашения с турками, с персами и с калмыками, мы не станем здесь писать, чтобы избежать долгих рассуждений.

О развитии домашней торговли
Торговля обычно развивается такими способами:

1. Некоторые правители устраивают торжища на морских берегах и объявляют их открытыми для чужих кораблей и торговцев - либо для всех, либо только для некоторых и то с определенной пошлиной.

2. У немцев и у поляков обычно бывают ярмарки. То есть один-два раза в году или чаще в некие назначенные дни всем торговцам дозволяется прийти и выставить на торгу свои товары на один, два дня или более.

В Италии не бывает таких ярмарок и это хороший обычай, ибо из-за этих ярмарок люди отвлекаются от земледелия, а товары без надобности перевозятся с места на место и от этих перевозок становятся дороже.

Немцы устраивают те ярмарки так часто ради собственной корысти и вопреки общей пользе. Однако, видимо, было бы не худо установить такие ярмарки в больших городах один раз в году и только в зимнюю пору.

3. Еженедельные торги бывают во всех городах, и они, конечно, потребны для повседневных нужд. Однако в тех местах, где опасаются какой-либо измены или нападений, правители не допускают ни еженедельных торгов, ни ежегодных ярмарок внутри городов; а под городами их можно и должно устраивать, если в городе имеется подобающая стража. Так, например, в Тобольске торги могут быть через каждые две или три недели, но только чтобы стражи стояло побольше, а татарам и остякам разрешалось бы приходить лишь на подгородный торг, и внутрь, в острог им в этот день не входить, а [входить] только русским.

4. Надо следить, чтобы дороги были свободными от разбойников и исправлять мосты, перевозы и проходы через горы и болота. Древние римляне удивительно отличались в этом: они мостили длинные дороги тесаным камнем, строили каменные мосты через большие реки, пробивали дыры и делали проходы в каменных горах, осушали топи.

Ныне турки неустанно поправляют дороги и мосты и строят на дорогах на благо всем путникам большие каменные дворы или дома и кроют их оловом.

5. В европейских странах (кроме Польской земли) везде имеются некие назначенные гонцы, кои обязаны каждую неделю скакать на коне от перегона к перегону с письмами разных людей. В каждом городе назначают на неделе свой день и час, и в этот час гонец должен сесть на коня и скакать во весь опор. И везет он письма на своем перегоне, 15 или 20 верст, до другого ближайшего гонца. Другой гонец, получив письмо, должен тотчас пуститься в путь, будь то днем, будь то ночью, в сухое или в дождливое время. А когда он подъезжает к какому-нибудь городу, он трубит в рог, и горожане обязаны в любое время ночи открыть ему ворота. Всякий человек может этому гонцу принести письмо и две монеты, и гонец обязан взять и отвезти письмо. Благодаря этим гонцам развивается торговля и взаимные сношения торговцев. Однако же, я думаю, что есть причины, из-за которых в этом царстве не стоит держать таких гонцов.

6. На море короли придают торговцам свою ратную силу для охраны и сопровождения их. То же необходимо на реках и на сухопутье. И если из-за злых соседей торговцы не могут нанимать общих возчиков, то пусть король постарается поставить вдоль дорог побольше укрепленных острогов или сел, чтобы там были наемные подводы и провожатые.

7. Полезно, когда во всем королевстве деньги, весы и меры - суконные, житные и пивные - будут установлены так, чтобы их никогда не изменять. Хорошо и с соседями иметь насколько можно одинаковые меры.

8. Полезно было бы также, чтобы во всяком большом городе был общественный мерник, обязанности коего были бы таковы:

1. Пусть смотрит, чтобы торговцы не обмеривали и не обвешивали людей и не обижали [их], и извещает об этом областника .

2. Пусть держит открытую лавку и в ней всякие меры и весы для продажи (то есть меры житные, пивные и суконные и безмены большие и малые с насечкой, а не с надписями, то есть немецкие железные безмены). Пусть держит весы для монет и весы с чашами для перца, медные и деревянные, чтобы каждому легко было [их] купить. Пусть держит куски свинцовые и куски медные (весом в один золотник и в несколько, в полтину и в целую гривну), отлитые для образца, с царскими знаками. Если бы таким образом у людей стало больше весов и мер, торговцы не обманывали бы людей столь дерзко.

3. Пусть будет обязан ссужать на торгу меры и весы всякому, кто их спросит, чтобы перемерить товары, и давать их на дом под заклад и за небольшую плату, а некоторые меры держать прикованными на цепи, чтобы каждый мог мерить ими даром там же на месте.

4. Пусть держит на виду у всех по одному образцу разных монет - хороших и негодных, домашних и чужеземных, приносимых в [это] царство. И всякому, кто хочет разобраться в монетах, пусть показывает их достоинства и недостатки: чего и сколько им недостает.

5. Пусть держит в продаже печатные книжицы, в которых будет написано о торговой арифметике или о науке счета и также написано все это дело о мерах и о весах.

6. Пусть будет его обязанностью знать о всякой всячине, где что продается, кто чем торгует и что в городе есть и чего нет. И людям, спрашивающим, где что можно купить или продать, он должен будет за плату рассказывать [об этом].

7. Пусть он же смотрит, чтобы в лавках всегда были выставлены на продажу всякие орудия и посуда - железная, деревянная, глиняная и всякая домашняя утварь, всякие мелкие вещи. Ведь часто случается, что люди хотят купить что-либо нужное и не находят [этого] из-за того, что торговцы пренебрегают такими маловыгодными товарами.

8. Пусть в каждом городе будет царский торговец. Пусть он примет всякие товары, которые ему будут присланы и поручены главным торговцем и которые он сам запросит или назовет. И продавать он должен как можно дешевле. А товары пусть возят на наемных подводах и платят за них всюду пошлину, как и за товары подданных. А потом, сложив первоначальную цену товара, и плату за провоз, и пошлины, брать за товары как можно меньше сверх этой последней цены, чтобы государевы товары были всегда дешевле, нежели бы их могли продавать подданные, с прибылью [не более] одной, двух или самое крайнее трех монет на сотню, или как будет надобно. И из этого платить торговцу и сторожу и строить лавки.

А товары пусть будут такими, чтобы их можно было продавать оптом: то есть сукна, полотна, оружие и орудия, сделанные на заказ и в большом числе, соль, железо, бумага, мед, жито и тому подобное. А в розницу и неизвестными товарами предоставить торговать подданным.

А в торговцы принимать людей всех сословий: бояр, племян и черных людей, которые дадут хорошее обеспечение или поруку.

Благодаря этому народ получит большую пользу: 1. Не будет убытка или ущерба королевской казне, умножится и торговля, и пошлины. 2. Товары будут везде дешевы. 3. Разовьются ремесла. 4. В трудное время цены можно повысить. 5. При недостатке денег можно будет воинам платить товарами. 6. А простым торговцам будет однако же, дозволено торговать и теми же, и всякими мелкими и маловажными товарами повсюду, и в больших городах, и в малых, где не будет государевых торговцев, и развозить товары по селам.

9. Перекупщиков зерна и тех, кто набивает цену на хлеб, надо наказывать без всякой пощады. А перекупщикам других съестных товаров не давать обижать общину и не дозволять им ничего покупать до полудня или на дорогах перед городом под угрозой неминуемого наказания . Всех прасолов отнести в одно число с бездельниками и ярыжками . И не разрешать держать лавки или вести иную торговлю никому, кто не находится на какой-нибудь службе или не знает полезного и нужного ремесла, или не возит товары из города в город.

10. Ни за что не допускать никаких откупов. То есть, чтобы какой-нибудь торговец откупил право одному торговать в каком-либо городе или во всем королевстве вином, пивом, квасом, хлебом, медом, солью, икрой, кожами, коноплей, льном, сукном, железом или чем иным. Такие сделки крайне несправедливы и безбожны. Разве что наступит крайняя нужда, или если откупщик пообещает продавать этот товар по назначенной цене и дешевле, чем его продают остальные торговцы.

11. Отнюдь никому из чужеземных торговцев не дозволять держать в королевстве ни домов, ни лавок, ни складов, ни погребов, ни своих приказчиков либо наместников, ни консулов в Москве, ни постоянных послов. [И не разрешать им] приходить для торговли во внутрь государства, а только в назначенные торжища на рубежах. Если бы немцев на Руси не было, торговля этого царства была бы в гораздо лучшем состоянии. Мы бы дороже продавали наши товары и дешевле покупали нужные. С тем хлебом, который немцы жадно поедают, с тем большим добром, что они отсылают за море, могло бы жить множество доморожденных русских людей, которые в счастливое время были бы полезнее для царства, а в тяжелые времена не отсылали бы товары за рубеж, и земля была бы многолюднее.

Не поддадимся на угрозы немцев, грозящих, что торговля наша сгинет. Надо испытать королевскую самовластную торговлю. Если не придут враждебные [нам] немцы, придут другие. Для королевства даже полезнее, если не придет столько немцев и не вывезут столько хлеба.

А бывает и более того: англичане не разрешают голландским корабельщикам ничего к ним привозить, кроме тех товаров, которые водятся в самой Голландской земле. А перец, сахар, вино и прочие испанские и иных земель товары, мы, де, сами можем привозить на своих судах. Те же англичане не дают ни одному торговцу покупать у них для перепродажи их собственные товары. Позволят ему купить несколько кусков сукна для своего обихода, но не дадут нагрузить [им] корабли. И все же к ним приходит много торговцев.

А в Исфагани, и в Бухаре, и в Семиградьи, и у монголов, и в Китае, и в других странах держать своих приказчиков, как держат португальцы и многие иные торговцы. А со временем и по морю отсылать свои ладьи, и особенно в Китай, и затем в Индию Сибирским путем . И ни персам, ни немцам, и ни одному другому народу не давать останавливаться в Москве, ссылаясь при этом на домашние законы.

Если от тех немцев и бывает какая-либо корысть для царя-государя либо какие-нибудь подарки для бояр, то гораздо больше корысти было бы от своих людей.

Весь наш славянский народ подвержен такому окаянству, раз повсюду у нас на плечах сидят немцы, евреи, шотландцы, цыгане, армяне и греки, и из иных народов торговцы, сосущие нашу кровь.

Некогда у поляков был введен спасительный запрет: ни одному немцу не дозволено было держать домов и лавок в Польской земле. Но этот запрет держался недолго, ибо немцы своими подарками в скором времени обольстили польских воевод.

Никто так не высасывает богатства этой земли и не разоряет так народ, как те немцы, которые живут меж нами. Ибо они выискивают время и место, где какой-либо наш товар продается по самой дешевой цене. А свои товары привозят к нам единожды в году, в одно лишь место и, сговорившись, устанавливают [такую] цену, какую сами хотят. Кроме того, эти наши немцы, будучи все приказчиками иных, больших торговцев, обязаны отсылать прибыль своим господам за море, а себе стяжают иные доходы, на которые кормят себя и свою челядь, и богатеют. Это - подлинная саранча и вши, и наигоршая зараза для этой страны.

Поэтому надо было бы навечно сделать законом и клятвенно подтвердить, что ни один чужеземный торговец, откупщик или приказчик не будет вправе держать в этом царстве ни жилья, ни склада, ни лавки и приходить в какие-либо другие города, кроме назначенных порубежных торжищ в ярмарочное время, а там не оставаться больше, чем на месяц. А чтобы запрет этот не нарушался и чтобы воеводы ради подарков не потакали чужеземным торговцам, надо было бы дать русским торговцам привилегию или право и власть, чтобы, застав чужеземного торговца вне указанного города и места, русские торговцы вправе были бы изловить его и держать в своих руках, и просить на него суда, и, доказав его преступление, взять с него положенную пеню и изгнать его вон.

12. Пусть не дозволено будет держать лавки с товарами тем, кто не знает в достаточной мере письма и чисельного искусства (кроме тех, что продают такие товары, кои не требуют искусного счета).

13. Царь Август давал взаймы деньги своим подданным без всякого роста и лихоимства под хорошее обеспечение, то есть под залог домов каменных, под наследство, под заклад и под поручительство. И тем он обуздал лихоимство и грабеж и на диво приумножил и развил торговлю. Это было бы очень удобно сделать и в этом царстве, во славу великую царю-государю.

14. В Риме и в других городах Итальянской земли милосердные люди в память о некоем рабе божьем собрали в складчину некоторую сумму денег, чтобы давать их убогим людям взаймы под заклад без всякого роста и лихоимства. И такие складчины называются "складчиной из милосердия": чтобы не дать в обиду евреям и иным безбожным лихоимцам. Закладом обычно бывает не только золото, серебро, жемчуг, [драгоценные] камни и оловянная посуда, но и всякое платье - до назначенного времени. Если хозяин [вещей] придет до конца срока и выкупит заклад, то ему отдадут его даром и не возьмут ни одной монеты. Если же хозяин не придет и не выкупит заклада или не выпросит отсрочки, то складники продадут заклад, и если получат лишку, вернут хозяину заклада или его наследникам, если те объявятся. И удержат лишь самую малость для уплаты слугам того заведения. А продают те пропавшие заклады в назначенные дни, созывая трубою покупателей. Кто больше всех пообещает, тот и возьмет товар. И у немцев есть такие же складчины для ссуд бедным людям, но не благотворительные, а торговые, ибо они не возвращают закладов, без корысти для себя.

15. В Европе в городах есть богатые торговцы, которые меняют деньги и зовутся менялами. Если попросишь их, они дадут тебе одни монеты вместо других: к примеру, золотые монеты вместо серебряных или медных, либо серебряные - вместо медных или золотых, но всегда с корыстью для себя. Если разменяет рубль, возьмет алтын, грош или копейку. И еще: если у тебя есть сто, тысяча или много тысяч рублей или еще сколько-нибудь денег и ты хотел бы перевезти их в какой-нибудь другой город, но боишься разбойников или иной беды, либо того, что твои деньги в том городе не ходят или дешево стоят, то ты идешь к меняле и даешь ему твои деньги, а он тебе даст письмо к своему компаньону , и тот сразу же отсчитает тебе столько денег, сколько будет написано. И это бывает настолько твердо и надежно, что никогда не требуется никакого спора или суда. Только ты должен дать меняле обычную плату: он берет с сотни рубль, два, три или более, смотря по времени, большей или меньшей опасности либо дороговизне. Такие переводы весьма удобны и безмерно полезны людям странствующим и способствуют торговле.

16. В некоторых больших городах торговцы устраивают товарищество или дружину и свои торговые деньги держат все в одном месте, и это место называется бурсой или мошной. Если какой-нибудь боярин или иной человек принесет им свои деньги, будь то много или мало, они примут те деньги в общую мошну и станут платить ему по рублю, по полтора или по два с сотни в год, а сами в это время будут этими деньгами торговать. А когда после назначенного срока человек попросит свои деньги [обратно], отдадут ему их без промедления. Если же им не нужно денег для торговли, то они также примут деньги на хранение, но не дадут за них приплаты, а только отдадут их в любое время, когда хозяин спросит. А иногда требуется, чтобы вкладчик платил им за хранение.

17. Когда амстердамцы и иные немцы посылают три, четыре, десять или более кораблей в Индию, на Русь, в Турецкую или в Персидскую землю, то обычно торговец не складывает весь свой товар на один корабль, а каждый из торговцев, сколько их есть, разделяет свой товар по всем кораблям, так что если какой корабль и погибнет, то не весь его товар пропадет.

18. Чтобы содействовать торговле и умножению жителей, полезно дать горожанам или посадским людям некоторые права. То есть, чтобы они могли иметь [своего] старосту и лавников, выбранных ими, и будут сами судить некоторые небольшие взаимные тяжбы. И пусть им будет легче бить челом великому государю и защищаться от насилий и от разорения, чинимого обычно посадским людям злыми воеводами.

19. На торговые дружины или сборы надо возложить обязанность, чтобы в отведенных на то лавках всегда были некоторые повседневно нужные товары: мука, крупы, солод, толокно, масло, бобы, рыба, икра - одним словом все, что пригодно для еды, а наипаче все то, что родит эта земля, то есть мед, икра (не только простая, но и наилучшая) и все тому подобное. Также посуда и орудия, и всякие вещи, сделанные из всяких хороших материалов, как то блюда, кружки и ложки из белого олова, из литой меди, из дерева и из глазированной глины; горшки из железа, из меди, из глазированной глины; кади, бочки, квашни, ведра, дежи [?] и, наконец, метлы и всякие совсем небольшие вещи. И если же тех вещей не станет в лавках, [то] городской мерник должен известить державника, а торговцы, виновные в этом, должны за небрежение уплатить пеню.

Некоторые товары можно поручить и настенным стрельцам, живущим в городах. И дать им право, чтобы они одни могли держать в продаже эти товары всю неделю, кроме базарного дня.

20. Баны и державники в городах (совместно с царским торговцем) должны заботиться о том, чтобы договариваться с ремесленниками о всяких ремесленных, рукодельных товарах. Действуя разумно и без насилий, они повелят изготовить для царя как можно больше ножей, топоров, вил, замков, серпов, кос, бритв, крючков, игл, зеркал, пуговиц, полотен, сукон и всяких иных полезных людям вещей на много тысяч [рублей], где сколько будет возможно. Эти товары должны, во-первых, продаваться царским торговцам в том же месте, где они сделаны; во-вторых, их надо привозить в условленные большие города, чтобы их там раскупали земские торговцы для нужд хозяйства; в-третьих, вывозить их на порубежные торжища для продажи иным народам; в-четвертых, выдавать их воинам и всяким царским служилым людям вместо платы, но не насильно, а только желающим и просящим.

Для этого же царские приказчики должны позаботиться о том, чтоб иметь список и знать названия и обличия всех товаров, употребляемых людьми во всем свете, и держать при себе образцы их, чтобы знать и помнить об этих товарах. Для этого они должны приглашать к себе и принимать всяких иноземных ремесленников и давать им щедрое жалование, чтобы они обучали наших юношей и сами делали товары для государя.

Запретить привозить извне те товары, равноценные которым есть у нас дома (например, ножи, сельдь и прочую рыбу). Ведь немцы задешево покупают нашу рыбу, а свою сельдь продают нам по дорогой цене.

А чтобы этот порядок оставался неизменно в добром виде и не был нарушен из-за жадности державников, надо дать право земским торговцам или горожанам и воинам, другим служилым людям, чтобы они могли всегда и по любой причине открыто выступать перед державниками и быть свидетелями, и немедленно посылать в Москву челобитные на тех державников, кои бы стали нарушать хороший порядок и благое течение земской торговли или без государева указа повысили бы цены на товары.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев