Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
Форум славянских культур |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 2. О РЕМЕСЛЕ1. Старое славянское слово «премысел», «премысельник» поляки переделали и говорят «ремесло», «ремёсник» и оттуда на Русь пришло это слово «ремесло», «ремесленник», то есть рукодельный промысел или искусство. Ремесла для королевства полезнее, нежели наилучшие рудники и златые горы. В Венгерской и в Арабской землях находятся самые богатые златые копи, а в Брабанте нет никаких руд и все-таки в сто крат больше золота и всякого богатства и добра в Брабантской земле, нежели в такой же части Венгерской либо Арабской земли. Почему? Потому что брабантцы преискусно занимаются ремеслом и торговлей. Так что следовало бы особенно позаботиться о развитии ремесла. Приказ или дума, которые этим ведают, должны знать, сколько есть ремесел, какова их суть и к чему они предназначены. А чтобы узнать это, надо бы перевести на наш язык книги тех писателей, которые писали о ремеслах: таких, как Гарзони , Фиораванти, Сарди и другие. Из тех книг выписать то, что было бы полезно и нужно знать. 2. Венецианцы сделали свой город Венецию благородным, знаменитым и славным. Каким образом? Главным образом тем, что призвали к себе отовсюду искуснейших ремесленников и предложили им за большую плату обучить их юношей всякому искусству. Могли бы и к нам приезжать отборные ремесленники, если бы им было разрешено свободное возвращение на родину. Следовало бы прямо-таки не только разрешать [им это], но даже заставлять их возвращаться домой и не позволять им плодить здесь свой народ. Однако отпускать их надо не прежде, чем они научат нескольких наших юношей в совершенстве своему ремеслу. 3. Более всего ремесла процветают и достигают совершенства у немцев. А причина здесь в том, что у них имеются привилегии и законы, поощряющие развитие ремесел. А уставы эти таковы: 1) Каждое ремесло имеет свою дружину и своего старосту. Они имеют право или власть разбирать взаимные споры, относящиеся к [их] ремеслу: например, если мастер не заплатит работнику за его работу, или если обесчестят друг друга. 2) Каждый ученик повинен учиться до самого конца у одного учителя и служить ему даром два-три года или более, сколько положено для каждого ремесла. 3) Закончив ученье, ученик должен взять от дружины письменное свидетельство [о том], что он верно служил, отработал положенное время и ремеслу научился. Тогда он станет зваться подмастерьем и должен будет отправиться в путь по городам, чтобы повидать и изведать искусство многих других мастеров. 4) Придя в какой-нибудь город, подмастерье должен явиться к старосте своего ремесла. Староста укажет ему жилье и оповестит собратьев, не нужен ли кому работник, и тот, кому нужен [работник], примет его. Если же никому не будет нужен, то не позволят ему жить в этом городе и вскоре отправят [дальше]. 5) Если подмастерье захочет стать мастером и держать свою лавку или двор и не помогать другому мастеру, а работать на самого себя, то он должен будет показать свидетельство о своем ученье и поведать о своем путешествии, и сделать какое-нибудь особенно искусное изделие по своей части, именуемое «доказательством мастерства», а мастера рассмотрят это изделие и одобрят его. А он устроит им пир, и даст столько-то денег в общую казну, и получит от них письменное свидетельство о мастерстве. И тогда он сможет работать в своей лавке и на стене своего дома вывесить доску с надписью или знак, чтобы было ведомо, какой ремесленник там живет. а если какой-либо воин знает ремесло, то он не подвластен ремесленническому собору, а может работать без его разрешения. 6) Ремесленников никто не смеет обижать и насильно гнать их на работы. Ни один правитель не принуждает их работать на него даром. 4. Развитию ремесла в этом царстве послужил бы такой закон: если чей-либо раб имеет двух или более сыновей, то ему надо дозволить с ведома приказа выбрать одного из них и отдать в обучение какому-либо мудреному ремеслу: то есть делать замки, сукна, косы, стекло, бумагу и иные такие же трудные и искусные вещи, а не шапки, платья либо сапоги. И если он в совершенстве и преискусно научится такому мудреному ремеслу, то получит свободу от рабства или от холопства. Если же не научится [достаточно] искусно, то должен будет либо остаться рабом, либо откупиться от хозяина. 5. Материалом или сырьем называются те вещи, 1 из которых делают всякие необходимые изделия (например, железо, медь, дерево, камень, шерсть, лен, кожа и т. п.). Где нет сырья, там нет и изделий. Многих необходимых материалов в нашей земле нет. Поэтому нужно позаботиться, чтобы из других стран сюда к нам привозили всякие сырые и невыделанные материалы: хорошее железо, медь, олово, шерсть, краски, бумагу и чтобы наши ремесленники делали из этого всякие изделия. Наипаче же пусть делают всякие металлические вещи и всякие орудия, выделываемые из руд: железные печи, горшки, иглы, котлы, косы, серпы, трезубы и прочее. Из самого ей последнего и негодного железа делаются горшки треногие о два уха и печи, и ядра пушечные, и пули мушкетные, мелкие и свинцом облитые, и прочее. А у нас худое железо даром пропадает. Орудия называются так потому, что их делают из руд. 6. Надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать, чтобы за рубеж не вывозилось никакого сырого материала, такого как сырые кожи, конопля и лен, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые вещи продавали за рубеж. Например: чтобы наши люди выжимали масло из льна и конопли, плели бы всякие веревки тонкие и толстые, корабельные, сучили бы конопли или запалы пищальные, ткали бы всякие полотна — тонкие для платьев, расписные и узорчатые для платков, толстые — для перин, грубые для парусов, делали бы писчую и прочую бумагу, делали бы стеклянную посуду, оконные стекла и зеркала, белили бы воск, готовили бы кожу для всяких изделий. И все это не только для внутреннего обихода этого царства, но и для продажи немцам, литовцам, туркам, персам, калмыкам и даурцам. 7. Не одну сотню, если не тысячу, рублей ежегодно но выручают на Руси немцы за писчую бумагу, хотя Русь скорее могла бы [сама] продавать бумагу шведам, литовцам, полякам, туркам и персам. Не знаю, какими хитростями немцы [настолько] ослепили наших людей, что на Руси не стали заводить бумажного дела .Я думаю тем, что они продают свою бумагу дешевле, чем могла бы вначале стоить домашняя бумага. Но ведь это — явный обман. Ибо как они могут дешевле продавать бумагу, привезенную из-за моря, чем могла бы продаваться домашняя, сделанная из домашних холщевых лоскутьев? Разумеется, наша бумага будет дешевой, и белой и хорошей, если будет хорош и дешев материал для нее, то есть если будет легко добывать лоскутья. А об этом надо позаботиться. У других народов бедные и сирые люди ходят по большим городам, и носят [с собой] иглы, серу, ложки, деньги и покупают у женщин лоскутья и приносят их ремесленникам. Здесь на первых порах и пока люди не привыкнут к такому обмену, можно было бы приказать посадским людям в больших городах, чтобы они ежегодно собирали с десяток или больше пудов лоскутьев и продавали их царским приказчикам по подобающей цене. И накрепко запретить привоз иноземной бумаги, хотя бы домашняя бумага была и дороже, и не такой хорошей. Ибо при таком запрете люди наверняка в скором времени заведут необходимый промысел, чтобы бумага наша стала и хорошей, и дешевой. Делать крашеные ткани из льна и из шерсти (то, что итальянцы именуют «mezzolana», полушерсть), из льна и бумаги. Надо узнать названия всяких тканей и иметь образцы их, особенно самых простых и дешевых, насчет которых можно было бы надеяться, что их станут делать в нашей стране. 8.A с разными кожами (и особенно с лосиными) получается великое окаянство: все эти кожи мы продаем немцам сырыми, а сами дома их никак не обрабатываем и никак не употребляем для одежды. Продаем одну [кожу] за 3 или за 4 рубля, а если бы захотели купить ее у немцев обработанной, то должны были бы дать 30 или 40 рублей. Совершенно необходимо, чтобы эти кожи здесь же и обрабатывали и чтобы наши люди шили из них платья, ибо их можно носить всю жизнь. Тогда и от платьев мы имели бы корысть, и брали бы больше денег за немногие обработанные кожи, нежели берем за множество сырых. В Сибири есть некие дикие люди, которые умеют очень искусно обрабатывать кожи, хотя и иным способом, чем немцы. Не знаю, почему до сих пордаши люди не научились у них этому искусству. А это легко было бы [сделать]. Было бы очень полезно перенять кожевенные ремесла у немцев: 1) Выделывать лосиные и оленьи грубые ровдуги и тонкие рукавичные ровдуги. 2) Делать «скамот» или «бархатину», то есть кожу, гладкую и мягкую, как бархат. 3) Делать юфть, как это уже заведено. 4) Делать пергамент: белую тонкую кожу для письма и крашеную для кнутов, для оружия, для книг и прочего. 5) Делать цветные кожи, крытые лаком или позолоченные и выкрашенные красками в [разные] цвета. Итальянцы называют [их] «золотыми кожами». Они недорого обходятся, но высоко ценятся и могут быть проданы по дорогой цене калмыкам, бухарцам, грузинам, черкесам и иным варварским народам. 6) Полезно было бы завести такое ремесло, чтобы красить белые овечьи кожухи красной, зеленой и синей краской: тогда эти кожи становятся благороднее, так что дворянам не стыдно бывает носить из них шубы. А калмыкам, черкесам, поднепрянам, литовцам и иным соседям могли бы мы продавать их по дорогой цене. Также и белых песцов в Сибири красить, желтить, зеленить, синить. 7) А у персов перенять искусство делать сафьян, кремезин, кордован, красного, черного и иного цвета, и сагрию или цаппи — кожу для сабельных ножен. 8) А из кожаного лоскута и из старых сапог делать немецкий клей. 9) Безмерно большая польза была бы для этого царства, когда бы завелось [здесь] золотопрядильное я золотошвейное ремесло. Ведь немцы загребают на Руси (как и в других странах мира) несметные богатства благодаря этому ремеслу. Делают ту золотую пряжу больше всего в Нюрнберге, в Аугсбурге и в Братиславе. Видел я, как в Вене одно веретено покупали на 8 ефимков, а в Царьграде продавали, не торгуясь, за 24. В этой стране много такого золота идет на шитье и на плетение петлиц, на рубахи и на другие вещи. Если бы у нас дома было это ремесло, то оставалось бы ежегодно на Руси много денег и товаров, которые вывозят за то золото. Могли бы и продавать его туркам, персам, калмыкам, бухарцам и монголам и получать от него большую корысть. 10. Безделье и праздность — враги ремесла. Поэтому в древности у римлян были старосты, которые допрашивали всех людей об их занятиях и промыслах или о том, кто чем живет. У немцев в городах есть старосты, которые ни одному здоровому и не имеющему разрешения из приказа [человеку] не дают просить в городе милостыню. У голландцев есть некий исправительный дом, куда запирают непокорных и своевольных юношей и принуждают их делать разные изделия, и не дают им хлеба, пока не сделают назначенного дела. Хорошо было бы смотреть по городам, и если сыщутся какие-нибудь скитальцы, бродяги и голыши, сидящие по кабакам и квасным лавкам, и здоровые нищие, то отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать в Сибирь или иначе наказывать. 11. Надо дать приказ назорам и дружинам ремесленников, чтобы они следили за всеми орудиями, посудой и одеждой, выставленными на продажу, и указывали если что нечисто, дурно или некрасиво сделано. И пусть разберутся и научат, как это можно было бы сделать лучше. Например, нечистая посуда — братины, так как в них залезают пальцами; не чисты и туеса, и глиняные ковши без глазури, и ковши и ложки с короткими ручками. Старосты не должны пропускать такие товары на торг, а если они появятся, то надо разбивать или отбирать их. Вместо туесов и братин пусть делают чаши деревянные — смоленые или простые, чаши глиняные глазированные, кубки, ставцы и стаканы с ручками и с крышками и прочее. Ибо братины и туеса и некоторые другие русские вещи влекут за собой нечистоту и вызывают отвращение у других народов. 12. Многие девушки выходят замуж молодыми, прежде чем они могут научиться тому, что должна знать хорошая жена. А матери многих девушек и сами ничего не умеют. Поэтому следовало бы в каждом городе поручить двум или трем искусным вдовам обучать девушек и молодых женщин тонко прясть, ткать, шить, белить полотно, чисто мыть, солить и сушить рыбу и мясо, делать солод, квас, пиво, мед, садить и возделывать огород, солить и сохранять растения и коренья, варить и печь хлеб и прочее. Если их кто позовет, то они должны за плату туда идти. А для начала надо назначить их из приказа и назвать этих женщин поименно, ибо иначе сами женщины постыдятся начать это дело, хотя оно и крайне надобно. А городам, имеющим привилегии, приказать, чтобы они держали таких учительниц и давали им плату от общества. И каждый, кто женится, должен будет спросить у них свидетельство о том, что умеет его невеста, и способна ли она к учению. Такие свидетельства могут помочь тому, чтобы девицы старались добывать знания и хорошие свидетельства от этих женщин. У немцев женщины прядут на колесе, а колесо вертят ногой и прядут очень быстро — одна напрядет на колесе больше, чем трое веретенами, и поэтому они могут дешево продавать полотно. Промысел этот очень нужен и полезен, и надо чтобы ему научились наши женщины. 13. Более всего прочего надо позаботиться о том, чтобы добыть всяких ремесленников, умеющих плавить и лить железо, медь, олово, серебро и золото и обрабатывать для всяких нужд и делать из руд всякую посуду, оружие и орудия, какие только придуманы на свете. Например: плавить и лить железо и делать железные горшки, котлы, печи, торла, ядра пушечные, мелкие пули и прочее; ковать железо дотонка и делать листы железные и медные; делать хорошие сабли, палаши, пищали, пищальные опоры с кольцами и всякое оружие для разных надобностей, чтоб не приходилось нам покупать бесполезных немецких шпаг. Из меди делать подсвечники, ложки, сковороды разные, блюда, лохани, котлы и всякие орудия разного вида для домашнего обихода и для продажи иным народам. Делать также всякие земледельческие орудия: косы, серпы, вилы, ножи и прочее — даже если мы накуем их тысячи тысяч, то каждый год можно будет продавать их калмыкам, бухарцам, даурцам, персам, туркам, валахам и другим. Надо также делать дома, а не покупать на стороне и все те орудия, что нужны самим этим рудным мастерам, серебряникам, чеканщикам и всяким кузнецам. Стоило бы призвать и всяких мастеров, которые умеют обрабатывать моржовые клыки и всякую кость и рога, а также призвать всяких мастеров полотняного или льняного дела, которые умеют обрабатывать лен на всякий лад, как мы уже выше говорили, и умеют ткать из нитей пояса, застежки, петлицы, твезы и всякие украшения. В Датской и в Норвежской землях печи и горшки — везде железные. Некоторые горшки — треногие, другие — о два уха, а иные — простые. Дашь полполтины за горшок, можешь в нем варить 50 лет. А делают такие горшки из хрупкого и малопригодного железа. Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца. Прежде всего надо, чтобы торговцы и иные наши приказчики принесли нам из всяких земель и от всех народов для образца всякие виды оружия, посуды и всех применяемых на свете домашних и полевых орудий и всяких сукон и полотен, и всякой одежды, или всякие виды людского рукоделия из руды, камня, стекла, кожи, шерсти, льна, шелка, дерева, кости, рога и из всякого материала. Далее, надо приказать, чтобы принесли одежду всех на свете покроев. В-третьих, надо призвать всяких рукодельцев и портных, которые могли бы нам сделать, показать и научить [как делать] всякое оружие, орудия, посуду и всякие виды одежды. 14. А мастеров этих развести и распределить по м городам, где кому будет удобнее находиться из-за близости воды, леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов и из-за других нужд. И пусть они делают для государя все свои изделия в большом числе, по договору, за подобающую плату. Одному из городов надо поручить делать бумагу, какая может выйти, обещав им привилегию — запретить иностранную бумагу, даже если домашняя будет хуже и дороже нее. Так же и во всяком новозаведенном ремесле: обещать и давать городам на несколько лет привилегию, чтобы тот город, где начнут делать какое-либо сукно или что иное, не платил с этого домашней пошлины, а прочим городам до известного времени не дозволено будет перенимать это ремесло. 15. Здесь надо указать, как до сих пор на Руси тяжело было заводить ремесла. Ибо немцы, из-за того, что они имеют старые заводы, всегда могли продавать свои изделия дешевле, нежели наши русские мастера вновь заведенных или мало развитых ремесел. И поэтому на Руси не могла иметь успеха ни писчая бумага, ни какое-либо другое новое ремесло. Но теперь, поскольку торговля взята в руки государя, нетрудно будет заводить ремесла. Ибо наши ремесленники изготовят свои изделия на много сотен и тысяч [рублей], а государевы торговые приказчики будут покупать всякие вещи у них, а не у немцев, и будет запрещен привоз всякого иностранного рукоделия, подобное которому будет делаться у нас дома, и благодаря этому ремесленники смогут жить и дешевле продавать [свои товары]. А государевы приказчики смогут продавать те товары дома и за рубеж дешевле или дороже в зависимости от того, как ремесленники будут поспевать их делать. Отнюдь не следует верить немцам, будто бы нам дешевле покупать у них готовые косы, серпы, ножи, нежели покупать сырое железо и дома ковать косы и прочее. Благодаря ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет их ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и все царство было бы сильнее. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |