Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Раздел 3. О ЗЕМЛЕДЕЛИИ

1. Опять надо вспомнить: бедно королевство — беден король, богато королевство — богат король. Король, который хочет стать богатым, должен позаботиться, чтобы его подданные были богаты. Ведь ни от чего иного, как от богатства подданных, пополняется королевская казна.

А земледелие — корень и основа всего богатства, ибо земледелец кормит и обогащает и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина, и короля. Поэтому казенная Дума не должна пренебрегать заботой об этом промысле — одном из наилучших и наипотребнейших.

2. Для некоторых стран и народов эти рассуждения о земледелии могли бы показаться лишними. К примеру, там, где люди сами по себе и по природе своей хитроумны, догадливы, заботливы и трудолюбивы, и где с давних пор написано много книг об этом земледельческом труде и о разных других промыслах, и где всякие промыслы развиты в совершенстве. Но для этого преславного государства, как и для всего славянского народа, такие рассуждения отнюдь не лишни, а весьма полезны и потребны.

Во-первых, потому, что люди наши косны разумом и ничего сами не выдумают, если им этого не покажут.

Во-вторых, потому, что у нас нет никаких книг о земледелии и об иных промыслах, какие есть у других народов.

В-третьих, потому, что люди наши ленивы и нерасторопны и сами себе не сделают добра, если не будут принуждены [к этому] силой.

В-четвертых, потому, что здесь есть совершенное самовладство и по царскому велению можно исправить дела по всей стране и ввести в обычай все, что будет полезно и нужно. А в иных странах это было бы невозможно.

3. Земледелие — это умение возделывать или пахать землю, ее плоды собирать и сохранять. А плоды земли и воды суть таковы:

1. Зерно всякое: пшеница, рожь, ячмень, яровая пшеница, овес, просо, гречиха, бер, полба, сорго, рис и иное.

2. Бобы всякие: горох, бобы, чечевица, фасоль, овечий горох и прочие.

3. Коренья, цветы и семена пряные: перец, гвоздика, орехи, мускат, имбирь, корица, сахар, шафран, мак, льняное семя, конопля, рапс, горчица, анис, тмин, хмель и прочие.

4. Огородная зелень: капуста разная, лук, ботва, шпинат, петрушка, сельдерей, салат, огуречная трава, лучок (?), торкун и иное.

Коренья огородные: репа, свекла кормовая, пастернак, лук, чеснок, морковь, редька, хрен, грибы и прочие.

5. Лечебных трав множество, [например] чемерица — о них написаны целые книги.

6. Красительные травы: ревень, синька и прочие.

7. Душистые цветы: роза, или шиповник, майоран, лилия, мята, божье древце, гвоздика, фиалки, тюльпаны и прочие.

8. Плодовые деревья: тутовник, маслины, виноград, яблони, орехи, сливы и иное.

9. Лесные деревья: дуб, бук, ель, сосна, тисе, береза и прочие.

10. Камни простые: мрамор, мергель, известняк, кремень и прочие.

11. Камни драгоценные: алмаз, сапфир, бирюза, яхонт и пр.

12. Руды: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, белое железо.

13. Минералы и краски; соль, сера, селитра, чернила, киноварь, белила, бура, земляной уголь и прочее..

14. Живность четвероногая: домашний скот и лесные звери.

15. Живность пернатая: птицы ручные и птицы дикие.

16. Живность водная: рыбы речные и морские.

17. Живность гадная: змеи и всякие гады; мухи, осы, пауки и всякие жуки и черви. А те из них, что более полезны: пчелы и шелковичные черви, прядущие шелк.

4. Для развития и для совершенствования земледелия надо было бы вкратце перевести некоторые хорошие книги, в которых написано обо всем этом и перечислены все злаки, бобы, коренья, травы, семена, цветы, деревья, камни, руды, минералы, живность и [сказано,] из каких частей они состоят и какую пользу приносят. И как и в какое время надо за ними смотреть и ухаживать, и как сохранять [их] и употреблять. Не счесть в нашем народе таких домашних хозяев, которые стареют и умирают, занимаясь земледелием и хозяйством, но многих полезных плодов земли и их возделывания и употребления не знают.

Альдрованди написал книгу о животных, где изобразил каждое животное в красках. А Колер написал книгу о возделывании полей и огородов и о том, как надо сохранять и употреблять разные плоды земли .

5. Хорошо было бы послать по всему царству наблюдателей или — еще лучше — приказать державникам, чтобы они искали и пробовали и узнавали, где в изобилии растут либо могут расти злаки, травы, деревья или такие растения, как лен, конопля, хмель, мед , капуста, лук и иное, либо где в изобилии плодятся овцы, кони, волы, свиньи, рыба. А крестьянам и жителям приказать, чтобы они со всем усердием позаботились о возделывании и разведении этих вещей и смогли побольше [их] продать.

6. Особо скажем, что из всего, что русская земля родит или может родить, нет, видимо, ничего полезнее поташа, пчел, ревеня и скота.

С недавних пор стало видно, какую пользу приносит стране этот поташ. Но при этом надо помнить о двух вещах: во-первых, каждый год выжигать его не слишком мало и не слишком много. Ведь если в Архангельск будет привезено его слишком много, то он станет дешев, и за много товара и труда мы получим не больше, чем за немного. А многие крестьяне, которые могли бы возделывать землю, занимаются выжиганием поташа. Вот почему вести это дело надо, зная меру.

Во-вторых, выжигание поташа вредит сбору меда. Поэтому надо приказать, чтобы в тех местах, где водятся пчелы, никто не смел выжигать поташ без государева разрешения. А для государя выжигать поташ в земле башкир-изменников и на Подоньи и в других местах, где русским людям не будет убытка,— столько, сколько будет можно.

7. О меде и о воске нечего и говорить. Хорошо только было бы научиться белить воск и продавать белый воск немцам. А мед мы могли бы продавать туркам дороже, чем за него платят немцы.

В некоторых странах люди добывают мед так: выберут в лесу пригодное место и оградят и укрепят его бревнами, чтобы звери не могли разорить. Селяне расставляют там свои ульи и часто по очереди присматривают [за ними], а на зиму привозят ульи домой. Можно было бы попробовать это в более теплых местах этого царства.

8. Красильные травы — самые прибыльные из всех плодов земли. Некий писатель пишет о них так: грифродон или Rubia это лесная трава, но ее также и сеют ради прибыли, ибо она приносит своему владельцу большой доход. Ею красят шерсть и кожи и особенное применение имеет она в медицине. Стебли у нее четырехгранные, длинные, острые и колючие, коленчатые и вокруг коленца [растет] по пяти листьев. Семя ее родится зеленым, затем становится красным, а созрев — черным. Корень тонкий, длинный и красный, терпкий и горький на вкус.

Синило — по-латыни Glastum и Isatri — цвет имеет желтый, подобный яичному желтку, а его сок, смешанный с другими приправами, образует синюю и зеленую краски.

Видел я сухие и растертые листья какой-то травы, которыми турки красят конские хвосты и гривы и свои ногти.

Не знаю, к какой из этих трав относится бухарский ревень. В Итальянской земле есть город Тиволи, который недавно стал сеять и возделывать эту траву «синило», и горожане наживают на ней большие деньги. В Немецкой земле город Братислава наживает много денег от возделывания этой травы, и у них накрепко запрещено продавать соседям эти семена. Астрахань — место более теплое, нежели Братислава, и я думаю, что там этот ревень рос бы лучше, чем в Братиславе. А от этого сему царству было бы каждый год большая корысть, ибо мы бы сами дома красили ткани и не давали бы немцам столько денег за краски, а сами бы продавали им эти травы.

Очень полезно позаботиться о всяком масле для приправы яств. Масло делают из молока, из рыбы, из маслин, из орехов, из льняного семени, из конопли, из рапса. А немцы сеют некую дикую или древесную репу (называемую у них Stekruben) и из ее семян выжимают много масла. А репа эта быстро дает семена. Листья и семена [у нее], как у круглой репы, а корень продолговат, тонок, тверд и непригоден для еды.

9. Древние народы скифы жили с одних только пастбищ и стад скота, и калмыки ныне [живут] так же. А в Венгерской земле под Будой есть широкое поле, и на нем не растут деревья, и поэтому там люди жить не могут, а только пасется скот. Тамошние селяне землю по Дунаю не пашут, а только пасут скот. И они несметно богаты, ибо каждый год с этих полей в другие страны продается около ста тысяч волов и много коней. Надо было бы узнать, нет ли где и в сием царстве такого места, пригодного для пастбищ и безопасного от разбойников, чтобы можно было держать там для государя коровьи и конские стада.

Ныне, когда башкиры изменили , если господь даст [нам] покорить их опять, можно было бы завести у них такой обычай, чтобы некоторые из них вместе с некоторыми русскими [людьми] пасли там же у себя государевы стада. То же завести и у ногайцев, у мордвы, и у черемисов, а там, где нельзя, приказать, там нанимать их за плату и старейшинам их давать подарки.

Можно было бы попробовать договориться и с калмыками, чтобы они разрешили нашим людям пасти у них столько-то сот или тысяч [голов] скота и чтобы у нас были их заложники. Или лучше уговориться с тайше, чтобы он каждый год присылал нам столько-то сот или тысяч голов крупного рогатого скота и лошадей по условленной цене.

10. Надо узнать по всей стране, где какие места к чему пригодны и где бы можно было поставить различные мельницы, ступы и мастерские.

1. Сукновальня, которая валяет сукно силою воды.

2. Крупяная или ягольная ступа для разных круп.

3. Мельница хлебная с мехом, просеивающим муку там же.

4. Мельница трезубная, досочная, где вода вертит трезубец и режет доски.

5. Печь стекольная.

[Узнать]: 6. Где можно выжигать в печах известь. 7. Где делать селитру.

8. Где — смолу.

9. Где — кирпич.

10. Где — деготь. И обо всем этом надо позаботиться, чтобы такие места не пропадали даром, и чтобы нашелся кто-нибудь, кто взял бы на себя такую работу. За это на несколько лет освобождать [от податей], а затем брать небольшую подать. И стараться только о том, чтобы людей в стране было побольше, ибо тогда и казна государева будет богатой. А о том, как надо искать руды, и о рудниках мы ниже скажем особо.

11. Доселе мы говорили о поисках и о добывании плодов земли, а теперь скажем о сохранении [этих] плодов и об облегчении земледельческих работ.

Чтобы хозяйство велось в совершенстве, нужно иметь хорошие постройки, хорошую посуду и хорошие орудия. Разумный хозяин или домоправитель прежде и больше должен думать о сохранении, нежели о сборе плодов. Видел я и знаю, как в некоторых странах терпят большой убыток и понапрасну даром губят зерно и другие плоды из-за дурного хранения и из-за неразумия жителей. Сдается мне, что и в этой стране местами при непогоде случается так же. Ибо или трудно бывает собрать урожай из-за частых дождей, или после уборки большая часть [урожая] портится и погибает из-за недостатка в крытых сухих местах и из-за непригодности посуды [для хранения].

Надо было бы назначить в городах строителей, которые показывали бы людям образцы и учили бы плотников строить городские хоромы, а также сельские дома и всякие постройки.

Прекрасную форму имеют крестьянские дома на Русской Украине — ибо полы у них разной высоты, и скот содержится в низкой части теплого дома. Иначе заведено у поднепрян, где скот располагается вокруг очага.

Сельские постройки должны удовлетворять все потребности земледельцев. Скажем, одни постройки пусть будут для людей, другие — для скота, третьи — для кур, гусей, уток, голубей. Пусть будет сарай или крытое место для хранения возов, телег, борон, рал и всяких орудий. Пусть будет укрытие для сена и соломы. Пусть будет амбар и сусеки для зерна и бобов, и муки.

1. Пусть будет погреб для кореньев, зелени и снега.

2. Пусть будет навес или овин для сушки и обмолота зерна.

Немцы имеют очень просторные сараи, плотно вымощенные гладкими чистыми досками и крепко запертые и [хорошо] укрытые, и в них, повесив на крюк светильник, зимой целыми ночами молотят хлеб, будто в избе, и ни одно зерно у них не пропадет. У тех же немцев все иные места и постройки, и посуда для хранения — чистые и настолько просторные, что всегда можно было бы хранить вдвое больше плодов, нежели они обычно собирают и добывают за год.

Те же немцы и сибирские татары имеют на полях некие козелки, то есть сушильни, сделанные в виде лестниц, покрытых узкой крышей. На них развешивают мокрый или недозрелый хлеб, чтобы его просушило ветром. Надо также иметь и сушильни, воздвигнутые на столбах, чтобы сушить всякие вещи на ветру и для провеивания зерна и отделения его от плевел и пыли.

Безмерно полезны и потребны и некие медные посудины, которые мы можем назвать корытцами. А делают их так: возьмут медную дощечку или лист, шириной в локоть или больше, длиной в два или три локтя, прикуют к нему кругом борта высотой в пядь и укрепят сверху и повсюду железом — и получится вроде корыта с ровным, а не с круглым дном. В этих корытцах сушат в печи и на печи, и на полках, и над дымом в поварнях всякие садовые плоды и огородные коренья, рыбу, мясо, зерно, солод и все, что придется. Делают те корытницы и из досок, и из прутьев, но их нельзя ни ставить в печь, ни вешать над сильным дымом. А те люди, у коих в поварнях либо винницах всегда много дыму — если они хорошие хозяева — не дают дыму пропадать даром, а покупают мясо или рыбу и сушат да продают [их].

Сельские урядники пусть смотрят, чтобы крестьяне ставили свои дворы со всеми этими необходимыми постройками; со многими или с немногими в зависимости от свойств местности и от своих доходов. И если какой-нибудь крестьянин не сумеет [этого сделать], то остальные селяне должны сообща помочь ему в работе. Никому на селе не должно быть дозволено ставить дворы без всех этих указанных построек и принадлежностей хозяйственного обихода, кроме нищих и больных людей, кои не могут ни обрабатывать земли, ни нести тягла.

12. Как воин без оружия, так и земледелец без орудий — бесполезен. Наши люди, мало что разумеющие во многих других промыслах, в земледелии также проявляют свою изрядную скудость ума, лень и нетрудолюбие. Ведь наши земледельцы или не имеют достаточно посуды [для хранения] и орудий, или имеют грязные, тупые, бесполезные, неудобные и непригодные вещи.

Сельские урядники должны были бы посещать крестьян и смотреть, достаточно ли у них посуды, орудий и построек и хороши ли они. А тех, у кого этого не будет, пусть заставят купить, и если те не смогут заплатить наличными, то пусть платят в рассрочку.

Уездные державники или государевы наместники пусть держат в продаже всякие сельские железные орудия и продают их крестьянам без барыша по назначенной цене и точно по весу. А именно: ножи, серпы, косы, мотыги, заступы, рала, топоры, молоты, клещи, стамески, рубанки, трезубы, зубачи , вилы, железные обручи, подковы, гвозди, сковороды, мельничное железо, ведра, цепи, долота, крючки рыболовные, горшки железные, котлы, тазы и прочее. А к числу посуды [для хранения] относятся большие лари на ножках для зерна в амбарах, и сундуки для платья, и бочки, чаны, квашни, кади, ушаты, ведра, лукошки, котлы, тазы и всякая иная деревянная и глиняная, и медная, и оловянная посуда. В селах может быть просто глиняная, но для городов больше подходила бы глиняная глазированная или скорее деревянная, медная и оловянная посуда.

13. Орудия и посуду надо делать красивыми на вид. Телеги на Руси делают очень неудобными и неудачными. Топоры здесь все одного вида и одной величины, а в других странах топоры бывают разного вида: малые и большие, широкие и узкие, легкие и тяжелые — и эти различия очень помогают ускорять работу и беречь время.

Трезубов или плотницких пил Русь не знает и из-за этого происходит несказанно большая трата времени. В иных странах люди режут доски пилами — либо водяными, либо ручными, а здесь доски тешут топорами, и то негодными. Каждый год по всему царству делают несметное множество досок и, чтобы вытесать их, тратят безмерно много труда и времени. Я думаю, что столько досок, сколько сто холопов за месяц вытешут топорами, двадцать холопов смогли бы нарезать пилами, и доски были бы намного глаже.

С другой стороны: из одного толстого бревна топором едва вытешешь одну или две доски и много дерева пропадет даром на щепки. А пилой можешь нарезать сколько угодно досок, тонких либо толстых, в зависимости от толщины бревна, и ничего не пойдет на щепки. Так что при работе топором половину леса или 50 бревен из ста даром переводят на щепки, а при работе пилой все идет на пользу.

Стамесок и рубанков удобных я на Руси не видел, а ведь плотникам, желающим сделать что-нибудь красивое, они очень нужны и помогают им сберечь много времени. Видел я, как строят полгода дом, который те же работники легко могли бы поставить и закончить за два месяца, если бы там были удобные топоры и пилы, и стамески, и иные орудия.

Немцы для жатвы приспосабливают косы вместо серпов: приделывают к ним клинцы или зубцы и так с большой скоростью жнут косами для сена хлеб. Способ этот крайне необходим для этой страны, где из-за очень частых дождей нужно убирать хлеб как можно скорее. Но я вижу, что все здесь делается насупротив тому: ибо косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для [уборки] хлеба.

Не знают здесь люди кантарей или немецких безменов с насеченными на железе цифрами, с подвижной железной стрелкой и с крючками, висящими на цепях, а пользуются только грубыми здешними безменами, которые часто обманывают. А ведь невелика мудрость выковать немецкий безмен, глядя на другой, готовый.

14. Чтоб облегчить возведение построек, надо, чтобы строители везде показали крестьянам, из чего можно строить дома, и научили их этому. А именно: 1. Из камня с известью. 2. Из камня с глиной. 3. Из кирпича обожженного с известью. 4. Из кирпича обожженного с глиной. 5. Из кирпича необожженного с глиной или же из кусков глины, высушенных на солнце, с мягкой глиной: так венгерские селяне строят свои дома. 6. Из плетенки с глиной. 7. Из бревен, промазанных глиной. 8. Из бревен с мохом. 9. Из плетенки строят хлев и обтыкают соломой, тростником или папоротником. 10. Сербы между Дунаем и Савой строят избы и церкви свои в земле, вроде русских погребов, из-за нехватки дерева и из-за притеснений турок и, как я думаю, из-за своей глупости.

Немцы в некоторых местах рассыпают на гумне глину, поливают [водой], подсыпают солому, и скот ее топчет. И без сушки строят из этой глины красивые и стойкие от огня избы. Могли бы и здесь люди делать этим способом хотя бы клетки в сушильнях, стойкие от огня.

Кровли же делаются: 1. Из свинца, меди. 2. Из плиток некоего черного камня. 3. Из кирпичей глазированных. 4. Из кирпичей простых. 5. Из досок дубовых, буковых, еловых, сосновых. 6. Из коры березы, липы и других деревьев. 7. Из камыша. 8. Из тростника. 9. Из хвороста, бурьяна, веток и из простой соломы. 10. Из кровельной соломы, то есть из той, какая не погибнет при молотьбе. Эту [солому] немцы так гладко связывают и вплетают в кровлю, что [даже] доски не могут лечь глаже. А в некоторых местах эту солому со всех сторон обмазывают сколько возможно глиной, и кажется, что дом покрыт одной глиной. Этот способ кровли — наилучший для крестьян, ибо он удобен и легко доступен, [кровля] долго держится, и огонь ее не берет.

Венецианский посол Сагредо говорил в Вене: «У нас, в Италии, короткая зима, здесь же, я вижу, зимы вовсе нет, а всегда стоит весна, ибо в теплом доме я не чувствую зимы, а когда выхожу на двор, одевшись в меха, не чувствую холода».

Некий шотландец также хвалил русские печи и «пекарни», как более полезные и удобные, чем камины.

15. Слышал я, что некоторые люди мнили, будто в этой стране мог бы быть свой. шелк. Я считаю, что это невозможно. Тутовое дерево, листвой которого кормятся шелковичные черви, может расти под Астраханью, и черви эти могут там же выводиться, но не в таком числе, чтобы от них могла быть польза, ибо они легко погибают от гроз и сильных ветров. Однако я не смею судить о том, можно ли их разводить в натопленных избах.

Тысячу лет тому назад так дорог был в Европе шелк, что одни лишь римские царицы могли шить из него платья. Но затем два инока принесли из Индии икру или яйца этих шелковичных червей, и шелк стал везде таким дешевым, как мы видим ныне.

16. Рис растет в низких, мокрых местах и на заливных полях, которые можно затопить, напустив воду, и, спустив воду, осушить для жатвы и для пахоты. Не знаю, можно ли сыскать такое место в этой стране, чтобы мы проверили, может ли этот злак расти в здешних краях.

17. А о табаке я хорошо знаю, что у Хвалынского моря и на Волге он рос бы в изобилии и был бы хорош, подобно немецкому ханаусскому табаку, и от него могла бы быть большая прибыль казне государевой и польза всей стране: каждый год на Руси оставалось бы несколько сот или тысяч рублей, которые вывозят из нее за табак.

Немецкий город Ханау сильно разбогател и с каждым годом богатое благодаря табаку. Вокруг этого города на тучной плодородной земле сперва росло много пшеницы, но случилось недавно, что некий горожанин засеял свою ниву табаком и получил большую прибыль: намного больше, чем от пшеницы. Поэтому остальные горожане, глядя на него, засеяли все это поле табаком, и засевают его каждый год и искусно готовят это зелье, и рассылают его по всей немецкой, польской, литовской и иным землям, и получают большую прибыль.

Можно было бы сеять это зелье и в сией стране возле Астрахани, на Подоньи и у башкир. Засеять несколько нив и добыть из Немецкой земли мастера, который умеет его готовить и скручивать и [затем] продавать его калмыкам и иным сибирским, татарским и черкесским народам, и литовцам, и белорусам. Видел я табак, который из греческого семени хорошо уродился в Тобольске и почти подобен греческому. Могли бы мы каждый год по дешевой цене добывать семена у персов и у греков, ибо из тех семян родится более хорошее зелье, а из домашнего семени зелье уже не будет таким крепким.

Турецкие цари сперва запретили табак; не знаю по каким причинам — разве что из суетного предрассудка, будто бы табак курить грешно, так же как ; они считают грешным и вино пить. Иной причины не вижу, ибо там растет много прекрасного табака, и разведение его идет не в убыток, а на пользу царю и народу. Однако же турецкие цари наказывали и мучили людей, пока не устали наказывать и не дали людям свободу.

Почему же учинен сей запрет в этом царстве? Конечно, не из-за того, что [это] грешно. Ибо если бы просто было грешно курить табак, то не разрешалось бы курить его ни воинам на войне, ни рудокопам в рудниках, а им это дозволено. Грешно бывает, как это часто случается, не знать меры в курении табака, также как и в питье вина, и в жизни с женщинами. Но тот, кто соблюдает меру, тот может и вино пить, и с женой своей жить, и табак курить, не греша. И если табак запрещают из-за греховности его, то больше причин есть к тому, чтобы запретить вино и женщин, ибо из-за этих двух [вещей] совершается больше грехов, нежели могут случиться из-за табака.

Сказать по истине, я думаю [так]: запрещен табак на Руси потому, что народ терпит большой убыток, поскольку из страны ежегодно вывозится много денег за ненужный товар, а не потому, что какой-либо убыток причинялся бы государевой казне. Это самая истинная, верная и достаточная причина. Но ведь запрет этот мало чем помогает или, скорее, никак не помогает [избавить] от урона, [наносимого] народу, и от большого убытка, и зло это нельзя предотвратить тем запретом. Ибо чужеземцы ежегодно несметное множество того зелья привозят на Русь и страшно дорого его продают. То, что должны были бы взять за десять или за двадцать пудов, берут за один пуд, и от одной такой продажи некоторые на диво богатеют и из ободранцев за два и за три года становятся торговцами и покупают дома, и торгуют и через Астрахань, и через Архангельск.

Послы польские, литовские, цесарские, персидские, шведские, датские, английские, брабантские, поднепрянские, крымские, грузинские, черкесские, калмыцкие никогда не приходят на Русь без табака. Торговцы немецкие, греческие, персидские, бухарские, калмыцкие, литовские и сами русские торговцы из Швеции, из Литвы, с Поднепровья, из Персии не одну сотню пудов его привозят на Русь каждый год. Поэтому я думаю, что если бы сажать дома много табака и заботливо за ним смотреть, то была бы с того троякая польза для этого царства: Во-первых, была бы выгода царской казне. Во-вторых, дома у народа осталось бы много денег, вывозимых ныне за границу за этот ненужный товар. В-третьих, люди обрадовались бы освобождению: тому, что с их шеи снято было бы двойное ярмо: плотское ярмо царского запрета и наказания и духовное ярмо суетного предрассудка, запрещающего как грех то, что не грешно, и нагоняющего страх тем, что не страшно.

18. Немцы ежегодно плавают в пустынную северную страну, в дальнее Студеное море за китовым жиром, и труды их окупаются, и получают они от этого прибыль. Не знаю, возможно ли это [плавание] и из сего царства предпринять: из Мангазеи или из Архангельска. Знаю, что если бы немцы Сибирью владели, ни за что бы не жили без морских людей и открыли бы дальние морские пути, коих мы не знаем. И кто ведает, нельзя ли было бы и в Индию путь найти из Мангазеи.

19. Немец Олеарий написал, что в России якобы может расти и виноград. Русская земля, дескать, обязательно родила бы виноград, если бы она была для этого возделана и обсажена виноградниками. А некий другой немец сказал мне, что где-то под Казанью есть небольшие горки, на которых мог бы расти виноград. Я мало верю этим рассказам, но, однако, считаю необходимым сделать пробу. Если виноград и не созрел бы, то, надеюсь, по крайней мере, что он был бы пригоден для уксуса и для курения горилки. Сделав пробу, надо в случае успеха ее приказать насадить там побольше виноградников, чтобы этот уксус можно было продавать везде по Руси и чтобы там курили побольше виноградной горилки для государя.

От человека, бывшего в Астрахани, я слышал, что все это будет напрасно и невозможно.

В Персидской земле царь мог бы завести для себя виноградники.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев