Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Раздел 20. О СЧАСТЬЕ НАРОДА НАШЕГО

Кое-когда случается, что чужеземцы не только заражают нас своими собственными пороками, но наши благие порядки и наше народное счастье (одни по злобе, другие по глупости) осуждают, и хулят, и отвращают нас от них.

Поэтому думнику надо понять и хорошо знать:

1. Что хорошего имеет наш народ от природы.

2. В чем счастье и благо нашей земли.

3. Что есть хорошего в законах, порядках и обычаях.

4. Что есть хорошего в церковном благоустроении.

1. Первое наше счастье дано нам от природы: наши люди не честолюбивы, не слишком рвутся к власти и поэтому легко подчиняются человеку, знающему их природу, и их легко принудить к тяжелой работе, и к ратным трудам, и к смертельной опасности. Не таковы многие иные народы.

2. Довольны бывают простой и обычной едой и питьем и не проявляют чрезмерной заботы об их приготовлении. Немцы не перестают хвалить свои пресладкие яства и прероскошную жизнь. Но мы не должны им в этом завидовать и мечтать об этих. трудно добываемых и привозимых из Индии яствах.

В приготовлении постелей наши люди также не отличаются чрезмерным старанием и усердием. А немцы все утопают в перинах.

3. Наши люди хорошо умеют и привыкли приготовлять дешевые и легко добываемые запасы еды и питья, достаточные для поддержания человеческой жизни.

4. А страны этой первое счастье состоит в том, что страна имеет безопасные рубежи со [стороны] Студеного моря.

5. Второе счастье — хорошие соседи: персы, черкесы и поляки (если бы мы их использовать умели).

6. Третье счастье — слабые соседи, такие, как калмыки, самоеды и иные сибирские народы, от коих нечего бояться тяжких набегов.

7. Четвертое счастье — плоды и урожаи земные и водные. Ибо эта Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, везде на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.

8. Пятое счастье [этой] земли — пригодность морей и судоходных рек и [наличие] разных материалов для постройки кораблей, чтобы решиться на большие плавания. Мы вполне можем и по сухопутью завести и развивать самую большую торговлю и перевозить товары от разных народов к иным народам.

9. А в законах и в народных обычаях есть некоторые очень хорошо установленные вещи. Из коих первая и наилучшая — совершенное самовладство.

10. Другой хороший обычай — закрытие рубежей, [то есть то], что чужестранцам не разрешается свободно и просто приходить в нашу страну и что нашим людям не разрешают без важных причин скитаться за пределами королевства.

Эти два обычая — две ноги и два столпа сего королевства, и их надо свято соблюдать. Сердце и душа сего королевства — закрытие рубежей, и его надо подкрепить чужепудием, о котором [говорится] ниже.

11. Третий благой обычай: [то], что никому не дозволено жить в бездельЕ, или что никто не может освободиться от общих народных служб: при дворе, в приказах, в ратных походах, как [в противоположность этому] у немцев многие бояре и горожане живут в праздности и в роскоши, вроде того Сарданапала в древности или вроде откормленных свиней, от которых никому на свете нет пользы.

12. Пятый благой обычай: никому не дозволено проповедовать ереси.

13. Шестой благой обычай, и счастье народное, и духовный наш Палладиум — соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постом.

Мне кажется, что это — наиглавнейшая причина сохранности сего королевства. Это, действительно, истинная и высшая твердыня. Поэтому короли наши и церковные пастыри должны особенно заботиться о том, чтобы это строгое соблюдение церковного благоустроения отнюдь не нарушалось никакими изменениями или послаблениями.

14. Седьмой полезный обычай это — способ наказаний, принятый в этом королевстве, то есть ссылка, [при которой] ссыльным дают средства для житья или королевское жалование. Ибо король может наказать так любого виновного, не вызывая сильного ропота и волнения людей. Ведь плохо, [когда] известного и ранее полезного человека за какое-либо преступление наказывают, и вконец покидают [его], и не дают ему средств для житья, как поступил Юстиниан, который ослепил Велизария (некогда очень полезного для него бана) и лишил всего имущества, так что этому бедному бану пришлось жить, прося милостыню у людей.

Плохо советуют [те], кои предлагают не давать прокорма ссыльным людям, раз они бесполезны. Ибо они, может быть, [и] бесполезны, но обычай этот для королевства небесполезен.

15. Зная об этих доселе перечисленных наших народных удачах (полученных от природы и благоприобретенных), мы можем сравнить наше житье с житьем иных народов и заключить, что Русская земля богаче и лучше Литовской, Польской и Шведской, так что наши люди могут жить удобнее и зажиточнее, чем жители этих упомянутых стран. Хотя в Шведской земле имеются медные рудники, а в Польской — немного серебра, но эти выгоды не могут сравниться со всеми перечисленными достатками Русской земли.

16. А сравнивая с иными, более богатыми странами, где имеются виноград, шерсть, шелк, краски и иные дорогие вещи и где лучше благоустроение.и развитие промыслов, как в Греческой, Французской, 'Итальянской, Испанской, Английской и некоторых иных землях, надо сопоставить и признать, что бояре и более зажиточные горожане живут в этих странах намного богаче, удобнее и роскошнее, нежели на Руси. И наши русские люди, даже самые богатые, отнюдь не могут жить в такой роскоши и изобилии, как живут тамошние люди среднего достатка. И в любом из городов тех стран всегда больше золота и серебра, и всякого добра, и всякой всячины, нежели в десятке таких же русских городов.

Я не мог надивиться глупому суждению одного поляка, который, будучи в иных случаях разумным и мудрым мужем и правителем больших вотчин и городов некоего властеля, говорил, однако же, такие безрассудные слова, что, де, Литовская земля гораздо богаче деньгами, нежели Французская, хотя ведь Литва намного беднее и просто нищая рядом с Французской землей. Ибо у французов есть по крайней мере десяток городов, в каждом из которых больше денег, и серебра, и золота, чем во всей Литве.

Так же верно и то, что в Английской, Немецкой, Французской и в иных землях есть немало городов, в каждом из которых намного больше богатства, нежели во всей Руси, исключая царскую казну. И если бы Русская земля была так же населена людьми, и так же плодородна от природы, и так же возделана, как Французская, на Руси было бы во сто крат больше богатства, нежели ныне.

17. Из всего сказанного можно извлечь такой полезный урок: мы отнюдь не должны состязаться и соперничать с этими пребогатыми народами ни в угощениях (или в яствах и питиях), ни в дорогом убранстве одежд, ни в пышности серебряной посуды, ни в оплате чужеземных воинов. Ибо в этих вещах мы никак не можем сравняться с теми народами.

Перед поляками, литовцами, белорусами, татарами, сибирцами и иными такими же народами мы можем похвастать нашими яствами, и питиями, и платьем, и серебром, но если мы хвастаем яствами и питиями перед немцами, французами и итальянцами, то они лишь поднимают нас насмех, и презирают, и считают неразумными. А мы стараемся снискать себе великую славу лишь тем, что напиваемся на глазах у чужеземцев и сами выставляем себя им на посмешище.

Поэтому большого порицания и осуждения достоин был король Казимир Локеткович, когда он справлял ту пышную свадьбу, на которой было 5 королей и пять князей, и угощал их да поил вином, которое должен был покупать в их [же] землях и везти издалека.

А намного глупее поступил тот архиепископ гнезненский, который устроил в Париже великий пир, и позвал в гости всех учителей и учеников тамошнего училища, и поил французов у них же дома их же вином, а себя выставил на посмешище, будто медведя. О, суетная глупость, когда гость угощает хозяина в его же доме! За такой поступок тот кутила получил вполне достойную плату: ибо эти учителя преподнесли ему тогда некую обидную книгу, написанную каким-то немцем для осмеяния всего польского народа, из-за чего епископ жаловался потом Констанцскому собору, но не исправил [дела], а только усугубил свой позор.

18. О титулах правителя — как их возвеличить и что достойно подражания — мы дадим совет в другом месте.

19. Наконец, вспомним и о том, [что] хотя в богатых странах более зажиточные люди живут удобнее и роскошнее, нежели на Руси, однако при всем том крестьяне и убогие горожане, кормящиеся рукоделием, живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах. Ибо там во многих местах земля занята виноградниками, разными плодами, красками, рудами и тому подобными вещами, так что хлеб не может расти. А те земледельцы и рукодельцы, которые занимаются этими вещами, а хлеба не сеют, живут в общем очень бедно. Ведь год они не пьют ничего иного, кроме чистой воды. Все вино, что сделают, они продают, хлеба едят очень мало, а о квасе и не ведают. А некоторые едят хлеб, сделанный из каштанов, из сорго и турецкой пшеницы и тому подобных вещей, и хлеб этот похож больше на землю, нежели на настоящий хлеб.

А в некоторых местах целые большие страны состоят из одних гор и камней, и хлеб [там] не растет, и люди едят предурной хлеб — и то понемногу, как [,например,] в Швейцарской, Тирольской, Зальцбургской и иных немецких землях.

А на Руси, по божьей милости, все люди, как самые бедные, так и самые богатые, едят ржаной хлеб, и рыбу, и мясо и пьют по крайней мере квас, если не имеют пива. Так что крестьянам и бедным рукодельцам живется на Руси намного лучше, нежели во многих местах Греческой, Испанской и других подобных земель, в которых кое-где мясо, а кое-где рыба слишком дороги, а дрова продаются на вес, и люди, живущие в этих теплых странах, в зимнее время от мороза страдают больше, чем страдают жители Руси. Ибо там спят в студеных избах без печей и без огня, а здесь живут в топленых избах.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru 

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев