Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Раздел 21. О ТРЕХ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЯХ, КОИМИ НЕМЦЫ ЗАРАЖАЮТ [ДРУГИЕ] НАРОДЫ

1. Нет конца и края обидам, кои причиняют нам, славянам, иные народы и особенно немцы, как мы уже упоминали в прежних беседах. А теперь, видимо, следует назвать три главных заразы, коими немцы (словно тремя болезнями или тремя моровыми поветриями) более всего заражают и нас, и иные соседние с ними народы. Болезни эти суть: первая — ересь, вторая — расточительство, третья — разрушение самовладства.

2. О ереси нет нужды много говорить. Известно, что немцы почти всю Европу заразили и заражают этой адской болезнью. Надо лишь вкратце упомянуть об их сарданапаловой и сверх всякой меры роскошной, распущенной, изнеженной жизни и расточительстве.

3. Немцы никогда не перестают твердить о грехах итальянского и русского народов, и особенно о поповских [грехах]. Задевая и оскорбляя эти народы своей руганью, уколами и упреками, они считают себя безгрешными и совершенными. Но на деле чужие грехи никак не служат им оправданием, а скорее — обвинением, раз они по-фарисейски осуждают братьев, а о своих грехах забывают.

Итальянцы и русские исповедуют свои грехи и признают грешным то, что сделано вопреки уставам святой церкви и соборным правилам. А немцы, отвергнув и растоптав церковные законы, не считают грехами свои пороки и преступления.

1. Во-первых, немцы говорят, что никто не должен жить без жены, и иноческую жизнь они окончательно осудили и отвергли.

2. Во-вторых, общение всех мужчин со всеми женщинами у них простое и свободное. А ведь немцы утверждают, что в других местах больше распутников и блудниц, чем у них. Однако если разобраться, то ясно — где причина больше, там больше и следствие.

3. В-третьих, не было и нет на свете ни одного народа, столь искусного и столь заботливого по части еды, питья и прочих телесных радостей, как немцы. Ежедневные обеды немецких бояр и торговцев готовятся заботливее, нежели у иных народов королевские свадьбы.

Немцы не встают к заутрене, а валяются в постелях до самого полудня. А на перинах они не лежат, но скорее утопают в них. И, однако, живя в такой изнеженности, считают себя безгрешнее других народов.

Везде на свете каждому человеку, а наипаче инокам и инокиням, дозволено ходить по миру и просить хлеба. А немцы разрешают собирать милостыню не всем людям, а только некоторым — в виде благодеяния, а об иноках и слышать не могут.

4. То, что немцы делают [у себя] дома, нас не касается. Но нам вредно то, что они учат наших людей своей безмерной роскоши. Мы не должны завидовать в этом немцам и подражать их излишествам, а, напротив, должны радоваться тому, что нашу еду легко готовить. И чтобы у нас впредь всегда было достаточно таких легко добываемых припасов, мы должны позаботиться об этом и делать так, чтобы всегда и везде был в продаже, допустим, лук, чеснок, квас, кисель, толокно, сухари, сухарная мука, кислое молоко, твердый нежирный сыр и все тому подобное, что немцы хулят и считают негодным и гнусным. Не надо нам мечтать об изысканных немецких напитках, но будем довольствоваться теми, какие доселе у нас были в обычае.

5. Все, что не слишком дорого и не роскошно, [немцы, говорю, считают нечистым и среди прочего своего лаяния, коим ругают наш народ, пишут:

«русские, дескать, любят соленую рыбу, которую учуешь носом прежде, чем увидишь оком, и эта вонючая рыба русским кажется очень хорошей». Так [пишут] о нас эти фарисеи. А того не пишут, что они сами подают на стол для угощения вонючий сыр, в коем ничего нет, кроме червей, и едят этих червей ложкой и не замечают, что этот сыр мерзко воняет.

Что же сказать о дичи? Я твердо знаю, что немцы хранят ее так долго, что нет мочи вытерпеть ее смрад. Я сам не раз выбегал из-за стола, когда они подавали на стол эту свою хваленую и чистую дичь.

6. Немцы обвиняют нас и в том, что русские, дескать, разговаривают с палачом и едят с ним хлеб. Но если бы мы ставили палачей лекарями и торговцами и назначали их посадскими думниками в больших городах, а немцы бы этого не делали, чего бы тогда они о нас не сказали. Тогда их нападкам и басням, право, не было бы конца. А ныне, когда они сами сажают палачей в думу, они ругают только нас, а свои, гораздо худшие дела, считают благими.

Ибо надо знать, что у немцев, когда палач казнит какое-то определенное число осужденных, думники этого города дают палачу столько сот ефимков, сколько сот людей он казнил, и сажают его в свою думу, и он с этих пор живет врачеванием или торговлей.

На Руси же, слава Богу, ни один честный муж не посадит палача за свой стол хлеб есть; разве что только пьяница, вор или бесчестный человек ест [вместе] с ним. А немцы их и в думу сажают, и, что [еще] хуже, в давние времена немецкие князья сами были палачами и собственноручно огромными ножами отрубали головы ворам и другим преступникам. Ножи эти и до сих пор они хранят на память и гордятся, если ведут свой род от этих головорезов, как рассказал мне полковник Филипп фон Зейц, который, по его словам, сам видел такие ножи у шварцбургских князей и в других местах.

Немцы ругают то, что у нас люди всех чинов зовутся «государевыми холопами». А не соображают, что у них все зовутся «вассалами», и слово это не латинское, а немецкое, и значит «сирота», и так некогда назывались все немцы на своем языке.

Так же почетно было у них некогда звание «кнехт», и поныне у шотландцев почетных кавалеров зовут «кнехтами», то есть «холопами». И в старых книгах немецких написано: «рыцари и кнехты (то есть более почетные ратные начальники и ратники) сражаются копьями».

7. Выше мы уже поведали, как немцы трубят и разглагольствуют о наших грехах лишь с той целью, чтобы заодно обругать и святую, правую веру. А поэтому по злобе своей (и чтобы побольше очернить нас и нашу веру) они нашу скромную и простую жизнь называют нечистой, а свою изнеженность, роскошь и излишества хвалят и стараются занести [их] к нам. Мы, следовательно, должны разобраться в этом деле, чтобы понять, что такое вредное, мерзкое излишество, что чистота и что нечистота.

У немцев слишком изобильная и роскошная еда, питье, постели, дома, оружие, слуги, повозки, кони и прочие вещи, а татары живут в нечистоте и грязи. Мы должны избегать излишеств и нечистоты и держаться середины, коя зовется «чистой умеренностью» или «умеренной чистотой».

Излишество — это обивать избы коврами или шелком, класть в еду много сахара и других пряностей, употреблять много благовоний и слишком много мазаться белилами да румянами, носить жемчуг на мужском платье или на рубахах, иметь позолоченные постели, красить краской все полотна и допускать иные подобные роскошества. Ибо [все] эти вещи — суетные и вводят в грех, и разоряют все королевство.

Кто хочет избежать этих и подобных им излишеств, не обязательно для этого должен быть во всем нечистым и грязным. Нечистота — это держать посуду плохо вымытой, держать под лавками вечный мусор, деньги держать во рту, держать полную братину и подавать ее гостю, обмакнув пальцы в питье, и иные тому подобные вещи.

8. Кто хочет понять, что излишне, а что нет, пусть возьмет за правило такие слова:

Если материал для какой-нибудь хозяйственной вещи мы имеем дома (то есть в этой стране) и не должны покупать его у других народов, [то] такую одежду или посуду надо делать чистой, нарядной, и красивой, и удобной к употреблению, и это не будет излишеством. Например, у нас есть лес и лен, следовательно мы должны делать удобные, гладкие, красивые столы, и застилать скатертями из чистого белого полотна, и ставить деревянные кружки, и возле них [класть] столовые платки для вытирания рук. И в этом не будет никакого излишества или безобразной роскоши, или неумеренности, а будет чистота и крепость, ибо все это нужно для чистой еды и не требует лишних расходов.

Если мы блюдем чистоту с помощью каких-либо вещей, которые имеются в нашей стране, то королевство от этого не обеднеет. Но только те вещи поглощают наше богатство, которые мы покупаем у чужеземцев.

9. Третья болезнь, которой немцы заражают свет, это распущенность или уничтожение самовладства и королевской власти. Ибо надо знать, что некогда , все короли в Европе имели полную власть и были самовладцами в своих королевствах. Ибо так же, как немецкое обилие ересей и роскоши испокон веков незнакомо было другим народам, так и их разнузданная вольность неведома была ни грекам, ни римлянам. Лишь со временем немецкие князья, властели и бояре обрели настолько разнузданные свободы и вольности, что окончательно загубили все могущество и власть своих королей и оказались никому не подвластными или безглавыми, ибо царю своему они ни в чем не повинуются.

Этой болезнью они заразили соседние народы, отчасти итальянцев и французов, ну а поляков окончательно заразили и обманули так, что хуже быть не может, и поляки совершенно сошли с ума. А поскольку у поляков бывает с нами много дел, то они больше вводят наших людей в соблазн, нежели сами немцы. Ибо поляки и литовцы ни на миг не перестают ругать совершенное единовластие и восхвалять свой беспорядочный и весьма тиранский строй. И возводят множество злой клеветы на сие наше единовластное правление.

Вот почему нам следует вкупе дать ответ на эту лживую клевету и похвальбу поляков и немцев и доказать неопровержимыми доводами, что русское правление лучше польского.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru 

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев