Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
Форум славянских культур |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 35. О КОРОЛЕВСКОЙ СЛАВЕ1. Борис: Подобает ли королю быть славолюбивым. Хервой: Он и должен быть таким, но не высокомерным. Таким он будет, если все свои деяния и свою славу посвятит Богу и пойдет по лестнице благонравия к истинной, [а] не к суетной славе. 2. Борис: Как может король добиться истинной, [а] не суетной славы. Хервой: Если он будет трудиться для счастья своего народа. И если он не потеряет терпения из-за людской неблагодарности и не прекратит благодеяний народу, несмотря на общую неблагодарность. Он должен стремиться, чтобы его наследники подражали его деяниям, а сам должен следовать примеру мудрых, благочестивых и великодушных покойных королей. 3.Борис: Как должен король следовать примеру славных королей и дивосильников. Хервой: Некоторые люди, услышав имя Кира, Александра или иного древнего достохвального короля, думают лишь о войнах, и о битвах, и о завоеваниях новых стран. Но разумный король должен думать совсем иначе. Ибо он обязан подражать этим давним дивосильникам не в ратных делах, а в благих законах и в благом правлении. Аттила, Батый и Тамерлан были славными воителями и покорили и завоевали много стран и народов, но в их делах нет ничего, достойного подражания. Август, Траян, Константин, Феодосии и некоторые иные цари не присоединили ни одной новой области и, однако, мирно правя, стяжали себе вечную славу и оставили память о деяниях, достойных того, чтобы все короли держали их перед глазами как образец и подражали им. Итак, как мы сказали, король должен рассмотреть законы разных стран и взять с них пример. Обо всем хорошем, что заведено где-либо на свете, король должен сказать и, если это нам полезно и пригодно, навечно узаконить это в своем королевстве. 4. Борис: Стоит ли королю делать добро ради временной выгоды. Хервой: Конечно, стоит. Но с тем, чтобы эта временная выгода способствовала постоянной выгоде и благу. Ведь раз король должен заботиться не только о духовном, но и о телесном благополучии народа, то почему он не может творить добро, имея в виду одновременно и вечное, и временное благо. Так, Мечислав, князь польский, ради детей [своих] принял святое крещение и окрестился сам вместе со всем своим народом'. То же сделал наш Владимир ради [своей] невесты — царской дочери. То же [сделал] литовец Ягайло, чтоб получить королеву и королевство Польское. Мы видим, что весь этот Северный край принял святое крещение благодаря женитьбам и стремлению к временным выгодам. 5. Борис: Почему некоторых королей называют «великими» и «дивосильниками». Хервой: За великие, чудесные и достохвальные деяния, кои они совершили. 6. Борис: Каковы те достохвальные королевские деяния, благодаря коим добывается вечная слава в последующие времена. Хервой: Те, что полезны и спасительны наибольшему числу людей и в течение наибольшего времени. Борис: Что это: доблестные рати и завоевания новых стран? Хервой: Ни в коем случае. Борис: Тогда скажи мне, каковы суть похвальные королевские деяния и что является королевской обязанностью и долгом. Хервой: Долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог и поставил его королем. Ради этого и по этим причинам король должен созывать соборы, издавать законы, строить новые и укреплять старые города, вести праведные войны, исправлять язык, изыскивать и распространять в королевстве промыслы и всякие полезные для общего блага вещи. 7. Борис: Ты считаешь, что король должен держать в памяти эти четыре вещи: благочестие, справедливость, покой и изобилие. Почему ты не причислил к этому ратный или военный промысел и [королевское] достоинство? Хервой: Потому что всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа, а воевать должен не всякий, если его не заденут. Лишь некоторые более сильные короли были воздвигнуты Богом на то, чтоб покарать иных королей и иные города. Однако это бывает исключением, и поэтому не всякий король должен воевать. 8. А о достоинстве и чести ты напомнил верно, ибо [здесь] есть о чем подумать, и особенно нам, славянам, коих так легко обманывают почти все народы. Поэтому наши славянские правители должны особенно помнить и заботиться о защите народной чести от [посягательств] чужеземцев. 9. Борис: Полезна ли королям философия или ученость? Хервой: Не только полезна, но и совершенно необходима. Ведь большинство людей на свете живет, не зная тех первоначальных вещей, которые должны быть ведомы всем малым детям, и можно сказать, что люди живут, не зная азбуки жизни, как об этом уже было сказано в разделе 1, пункт 2. Если б ты, Борис, спросил всех королей на свете, каковы королевские обязанности, то, конечно, нашел бы многих, кои не смогли бы объяснить тебе, для чего Бог создал королей и для чего дал им власть над народами. Мнят короли, что не они созданы Богом для королевств и для народов, а королевства для королей. Мнят короли, что их дело — лишь властвовать, приказывать и наслаждаться роскошью, а не заботиться денно и нощно о народном благе. Мнят короли себя беспредельными владыками, а не Божьими наместниками или управителями, обязанными дать Богу подробный отчет о своем правлении. Как же ты можешь ждать благого и богоугодного правления от того, кто сам не знает своего долга и своих обязанностей? Такие [правители], если и сделают что-либо хорошее, то лишь по необходимости, а не от чистого сердца. До сих пор речь шла о высокомерных, надменных или по-иному злонравных королях или о тех, кои не ведают правой веры и Божьих заповедей. Ибо все они по необходимости заблуждаются из-за своей слепоты, пороков и злонравия. А философское учение несомненно спасло бы их от этого. Но скажу я тебе, Борис, и еще кое-что: [знай,] что философские занятия необходимы вообще всем королям — молодым и старым, неверным и правоверным, плохим и хорошим. Ибо философия (или книжная умственная мудрость) создана Богом недаром, а чтобы быть полезной людям. И никому она не может быть так полезна и нужна, как королям. Я говорю не о молодых, и неверных, и злонравных, а о правоверных, и мудрых, и украшенных всеми добродетелями королях. Одна причина в том, что среди королевских дел случаются бесчисленные вещи, о коих нужно повседневно помнить и заботиться. А среди этих забот и дел часто встречаются трудные вещи, над коими нужно хорошо подумать, и сообразить, и поискать в книгах, и поломать голову, так что королю и его думникам, занятым иными делами, невозможно удержать в памяти столько расчетов и разных соображений. И поэтому им необходимы философские книжные занятия, чтобы узнать о тех или о других делах и найти в книгах примеры того, что бывало раньше. Другая причина в том, что короли и их думники, князья и властели, постоянно окружены льстецами, кои и сами подают плохие советы и потакают всему дурному, что задумают правители. И нет никаких сомнений в том, что льстецы довели несметное множество королей до беды и до позора или даже до погибели, как об этом уже было сказано в разд. 32, пункты 44,45,46. И поскольку короли окружены льстецами, кои своими ложными советами ведут их к беде и погибели, было бы хорошо и необходимо, чтобы разумный король держал у себя хотя бы одного или двух философов в должности историка или летописца и исправителя языка, кои бы со своей стороны говорили ему правду, а если бы побоялись сами сказать правду, то хотя бы указывали и представляли книги, которые не боятся говорить истину. Ты видишь, Борис, как нужна философия всем правителям. А в этом преславном Русском королевстве она особенно надобна, поскольку здешние государевы думники политических и философских книг не ведают. II6. Борис: Однако наши государи и думники этого королевства, как и многих иных королевств на свете, учатся мудрости на [своем собственном] опыте, и это лучше, чем учиться по книгам. Хервой: Ты правильно говоришь, что [собственный] опыт — это самое лучшее и истинное [дело]. Но такая мудрость имеет два недостатка: Во-первых, она поздно приобретается, ибо опыт приносит ее не молодым людям, а только старцам. Мудрость, доставленная опытом, служит не тем, кто ею обладает, ибо, когда они ее достигнут, их покидают и силы, и желания. А книжная мудрость доступна и молодым людям. Пример этого — Александр, который на восемнадцатом году жизни начал свои великие дивосильнические деяния и совершил их за короткое время. А среди его деяний не так удивительно то, что он покорил столько городов, и королей, и народов, но достойно памяти и удивления, что он сумел держать в страхе и в любви и приводить в покорность своих местных македонских воинов, уставших от стольких ратей и не раз хотевших покинуть [своего] короля. А мудрость эту Александр получил не из опыта, а от Аристотеля и от философии. Второй недостаток в том, что учение на опыте связано со многими ошибками и убытками. Тому, кто учится на собственном опыте, приходится часто ошибаться и часто терпеть убытки. Отсюда и пословица: «На ошибках люди учатся». А те, кто занимается философией, избавлены от столь частых ошибок и убытков. Так что, если кому-нибудь на свете и нужны философские занятия, то королям они, конечно, всего нужнее. Ведь королям не следует учиться на ошибках, ибо королевские ошибки вредны, разорительны и гибельны для целых народов. Теперь ты видишь, Борис, что книжная мудрость и философское учение нужны всем правителям. Однако на наше горе короли и князья не только не приглашают философов, но чаще изгоняют и убивают их. Афиняне изгнали своего законодателя Солона. Александр убил своего летописца Каллисфена за то, что он разумно советовал ему не делать себя богом. Еврейские короли изгоняли и убивали своих пророков. Вывод: тот, кто говорит правду, повсюду ненавистен. 12. Борис: Кто из дивосильников наиболее достоин того, чтобы наши короли следовали его примеру. Хервой: Я назову тебе троих — Кира, Константина и Карла, а ты можешь из книг узнать и о других. Кир Первый, персидский король, был одним из наидостохвальных дивосильников и королей на земле. Ибо даровал ему Бог всякие высшие королевские доблести, и особое счастье, и благое правление, и много славных побед. И с помощью пророка Даниила привел его к познанию себя — истинного Бога. Поэтому и сказал о нем Господь устами Исайи: «Говорю я Киру: ты — пастырь мой и выполнишь все мои повеления». А грек Ксенофонт написал о его подвигах целую книгу7. Правителей, коих Бог одарил столь высокими достоинствами, мы должны считать не просто нашими государями, но и орудиями милости Божьей. То есть посредством их Бог хотел помочь людям установить на земле мир, справедливость и умеренность и наказать дерзость гордых и тщеславных городов и правителей. Так, при посредстве Кира Господь наказал за гордость Балтазара и других вавилонских королей. Ибо Балтазар осквернил святые церковные сосуды и разгневал этим Бога, и потому лишился престола и жизни. Считалось, что город Вавилон — неприступен, но Кир вместе с Дарием, королем Мидийским, чудом взяли его. Большая река Ефрат протекает через город — Кир отвел ее в сторону и по ее руслу проник в город. Таким же образом, позднее, Александр убил короля Дария и разорил могучий город Фивы, и чудом [одолел] морской город Тир. И был он орудием Божьим для наказания надменных греческих городов и персидских королей за их грехи. А римляне разрушили гордый и многоидольный город Карфаген и повергли ниц множество городов и королей. 13. Из этого мы заключаем, что бог создал и хотел иметь все могущественные королевства, чтобы с их помощью принудить к умеренности и скромности насильников и людодерцев и гордые роскошествующие города и чтобы защитить слабый люд от могучих злодеев, чтобы установить скромность, справедливость, мир и благие законы. И знай, Борис, что Бог создал и предназначил для усмирения высокомерных тиранов и роскошествующих городов не только эти четыре королевства — Ассирийское. Персидское, Греческое и Римское, но (как с мы уже ранее говорили) и все остальные, какие есть на земле великие, могущественные и знаменитые королевства. Чтобы мир, справедливость и законность сохранялись на свете и добром и силой. Однако и сами великие королевства обычно начинают возноситься и забывать Бога, и со временем бывают за это наказаны иными [народами]. Татары и турки издавна уже наказывают за грехи другие народы. Но, может быть, еще придет время, да Богу будет угодно, чтобы и они были наказаны другими [народами] и приняли кару за свое тщеславие и богохульство. 14. В связи с этим надо сказать об одном великом заблуждении, которое ввело нас, славян, в большой соблазн. То есть [о том], что некие греческие льстецы, услышав пророчество Даниила о четырех королевствах, стали утверждать, будто Бог дал этим королевствам какую-то особую власть, достоинство и величие больше, чем всем остальным королевствам на земле, и будто бы другие королевства не могут сравниться с ними властью и достоинством. И в частности [они относили это] к Римскому королевству (уже после его падения и после разорения города Рима) и не постыдились внести в царские законы при царе Юстиниане лживые и клеветнические слова: «Царь Римский — господин всего света». Однако надо знать, что, во-первых, ни одному из этих королевств Бог никогда не давал власти над всем светом. Во-вторых, ни одно из этих королевств не имело никаких дел и сношений с теми королевствами и народами, кои не были им завоеваны или сами по своей воле не присоединились к нему. Например, Китайское, Чинское, Эфиопское, Скифское и это наше Русское, Польское и Литовское королевства никогда не попадали под власть римлян. И поэтому римские цари никогда не имели в этих королевствах никакой власти и прав и преимуществ. И не могли отнимать у них и даровать им какие-либо отличия и привилегии. В-третьих, иные свободные, великие и самодержавные королевства не уступают этим четырем [королевствам] ни в славе, ни в чести, ни в величии, ни в достоинстве, ни в правах, ни в каких-либо знаках власти. Например, в нынешнее время, после падения Римского царства, Персидское, Французское, Турецкое, Испанское и Русское королевства во всем равны древнему царству Августа, то есть эти короли обладают таким же, если не большим, достоинством и властью, и могуществом, и правами, как и Август, даже если пределы их владений не так велики. А Русское наше королевство и подавно равно Римскому, раз оно никогда не было под властью Рима. В-четвертых, то, что Даниил говорит и пророчествует об этих четырех королевствах, еще не доказывает, что Бог дал этим королевствам какое-либо превосходство или старшинство над другими. Но из этого следует: Во-первых, что Бог этим хотел показать Навуходоносору и всем остальным королям, что мир управляется не случайно, а по его Божьему промыслу, и что он, Господь, дает власть кому хочет, и отнимает ее, у кого хочет, и все это рассчитано в его небесных книгах: чему и как быть до скончания веков. Во-вторых, поскольку тогда, после гибели Ассирийского королевства, погибло, по воле Божьей, и Еврейское королевство, и высшая власть была отнята от рода Давидова, из коего предречено было выйти Христу, то чтобы евреи не отчаялись и не разуверились в первых пророчествах, Бог объявил им через Даниила время рождения Христа и что должно будет произойти в ту пору. В-третьих, хотел Бог вознести своего Христа над всеми королями этого света и поэтому назначил, чтобы при нем возникло наисильнейшее королевство всего света и чтобы победил его Иисус Христос не железом, а деревом, не силой, а терпением. Ибо предсказал Даниил, что камень, отпавший от горы, ударит по истукану (символу этого королевства) и разобьет его на куски (Кн. Даниила, гл. 2.34). Из всего этого мы заключаем, что Римское королевство было сильнее всех иных на свете и что не будет и не может быть королевства, равного ему по силе. Однако честью и достоинством оно было ничем не выше других, — и Август или Нерон, Домициан и Деций мучители были [ничем] не выше Давида, Осии и Езехии. И позднее христианские греческие и немецкие короли (преемники Константина и Карла) были ничем не выше французских, испанских и иных христианских королей. Более того, эти греческие и немецкие короли не имели в действительности никакого отношения к тому Римскому царству, которое было предречено Даниилом, и ложно именовали себя [римскими царями] из-за своего суетного заблуждения и из собственного хвастовства. А если бы они имели какое-нибудь отношение к этому царству, то должны были бы уже быть разбиты в прах и уничтожены Христовым (камнем). Мне кажется странным и удивительным, что титула они изволили сами себя приписать к числу врагов Христа, на коих он должен ополчиться и в конце концов погубить и уничтожить. Борис: Грешно ли было этим королям именовать себя римскими царями. Хервой: Бог им судья, и не мне судить об льстецам удалось ослепить греческих и немецких королей и что ради этой суетной мирской славы и ради этого пустого римского этом. Ведь и они имели на то свои причины, а некоторые их них и [впрямь] владели Римом. Но я не знаю, чем можно оправдать нашего царя Ивана, который никакого отношения и никаких дел к Риму не имел. 15. Вкратце расскажу тебе о Константине (как я раньше обещал): этот благочестивый и достохвальный царь был подлинным, а не мнимым римским царем, ибо владел всем этим [Римским] царством. А прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями: епископы прозвали его так за то, что он жарко и истово чтил Бога и заботился о благочестии — созывал соборы, строил церкви, старался улаживать церковные раздоры, смирялся перед епископами и не желал судить их тяжбы. 16. Однако я думаю, что ни один из королей с начала человеческого рода не подавал своим преемникам такого благого и достойного подражания примера, как Карл Первый, немецкий и римский король. Ибо этот Карл вел счастливо и удачно множество войн и победил несколько королей и князей. Изгнал из Франции сарацинов. После тридцатилетней войны заставил саксов принять христианскую веру. Рим освободил от лангобардов и вернул папе свободу. Поэтому Карл этот был одним из великих дивосильников, ниспосланных Богом для установления справедливости и мира, таким же, как Давид, Кир, Александр, Юлий, Август, Константин и Феодосии. Подобным дивосильникам надлежит не только вести войны, но и заботиться о справедливости и о благочестии. Карл отличался в обоих этих делах. И рати лютые, долгие и непрестанные рати вел до самой своей смерти, и о [своем] мирном долге не забывал. Несколько раз созывал соборы: в Риме, во Франкфурте и во Франции. Основал три училища — в Болонье, в Павии и в Париже. Создал в Немецких землях много монастырей, при коих были и училища. Приказал записать французские законы. Велел собрать и привести в порядок старинные немецкие песни и повести. Уже в старости стал учиться философии и астрономии. Велел, чтобы ему читали за столом книги святого отца Августина. Пел в церкви часы и читал сам молитвы и своим князьям велел делать то же самое. Договаривался через послов с сарацинскими королями, чтобы они лучше обходились с христианами. Приказал дать ветрам и месяцам немецкие названия, коих они дотоле не имели. Из всего этого ясно, что Бог одарил и украсил этого короля высокими достоинствами и добродетелями и великой удачей, и поэтому его справедливо назвали Карлом Великим. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |