Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
Форум славянских культур |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 7. О ЖАЛОВАНИИ И ПОЧЕСТЯХ ВОИНСКИХ1. Воинская храбрость возбуждается жалованием, славой, почестями и свободой,
то есть свободным распоряжением жалованием. 2. У римлян некогда давалось и вино, так же как в этом государстве дается ныне вино по праздникам. 3. И соль давали римляне — поэтому всякий солдатский оклад называли «salarium», то есть сольница. И здесь тоже дается соль. 4. Немецкий царь в порубежных крепостях дает помесячно хлебный корм или печеный хлеб. Но много обид терпят бедные воины от начальников, которые дают им такой хлеб, что его и псы не могут есть. 5. Лучше порядок в Сибири, где дается разное зерно, мука, крупа и толокно. 6. Турецкий царь дает своим янычарам ткань, какого цвета кто захочет. 7. Здесь, как и в других странах Европы, государевым телохранителям или стрелецкой страже дается на платье ткань разных цветов для каждого отряда, и называется это «diuisata» — разделение. 8. Здесь и в других странах воинам, сослужившим какую-нибудь особенную службу, даются в подарок шубы, ткани, золото, серебро: золотая цепь, серебряный кубок, золотые копейки и другие жалованные деньги, чеканенные специально для этой цели. 9. Весьма заслуженному, старому и увечному воину назначают пожизненное пропитание: столько-то денег или зерна в год. 10. А весьма заслуженным воинам, неувечным и, способным еще служить, дают письменное обещание милости, то есть обещают им дать первую приказную должность, которая освободится в каком-либо городе или области. Такие (люди] называются здесь «письменными головами». 11. Раненым дают здесь определенный денежный дар для лечения — «поранное». 12. Некоторые короли имеют некие вотчины, которые они раздают родовитым боярам — но только холостым, — именуемым кавалерами, рыцарями и крестоносцами. 13. Лучше делают польские короли, кои раздают такие поместья женатым боярам и называют их старостами. 14. Но нигде на свете нет лучшего и более желанного и полезного для воинов способа вознаграждения, нежели тот, что существует ныне в этом преславном царстве и у турок (а прежде был у римлян): то есть воинам дают боярские поместья и делают их поместными и беспоместными боярами. Беспоместные живут в Сибири и получают государево жалование хлебом и деньгами. 15. Наградой является и выслуга или освобождение от службы. Янычары имеют такую привилегию; тот, кто совершил некое определенное число ратных походов, не должен больше ходить в походы, а лишь служить в царской страже или нести городскую службу в каком-нибудь городе, если только царь особо не прикажет и освобожденным [людям идти] в поход. 16. Древние римляне давали свободу своим верным и заслуженным рабам или холопам и называли их освобожденными. Немцы некоторых воинов освобождают от [службы в] страже, но в этом нет ничего похвального. 2. Слава и почести воздаются воинам разными способами: 2. Те же римляне давали своим отрядам разные почетные имена или названия [в память] славных деяний или [по именам] побежденных народов, как например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, Перунов отряд, отряд победителей, крепкий счастливый отряд, верный упорный отряд. 3. У турок есть отряды, которые имеют особое имя — «янычары» и носят очень удивительные шапки, из-за которых становятся высокомерными и храбрыми и считают себя лучше [всех] иных. Так отряды и строи состязаются друг с другом в доблести. У валахов и турок имеются «семены». У римлян были триарии и ветераны. А на Руси немецкие названия «солдаты» и «рейтары» губят весь дух у людей. А если бы имели особые славянские имена, [они] были бы куда страшнее врагам. Например, у турок сами имена «янычары» и «семены» кажутся грозными. Так у нас пищальники могли бы называться «становниками» («бранниками»), а иной строй конников — «хервоями» (вместо «казаков»), и имена эти были бы грозными. 4. Римляне после какой-либо большой победы устраивали своим полководцам чествование, которое называли «триумфом». А на том чествовании полководцы въезжали в город с трубами, со свирелями, со всякими играми и хвалебными возгласами всего войска и города. Но это было до царских времен, при общевладстве, [а при] самовладстве нельзя устраивать таких игрищ. 5. Афиняне тоже во времена общевладства, как и римляне, ставили в честь воевод мраморные столпы с надписями и те столпы назывались «трофеями». Ставили также их статуи, мраморные и медные, и чудесные мраморные гробницы. Венецианцы — делают ныне то же [самое]. И поляки поставили [памятник] немцу Сигизмунду. 6. Неудивительно, что благородные отроки и юноши, читая в книгах похвалу древним славным ратникам, воодушевляются на подвиги. Славный афинский полководец Фемистокл, будучи спрошен, почему он целые ночи бодрствует, отвечал: «Похвалы Мильтиаду не дают мне спать». У поляков и в иных местах Европы многие боярские семьи очень хвалятся и гордятся тем, что могут показать в печатных летописных книгах какие-либо рассказы о славных делах их предков. А потому и сами они ревностно стараются сохранить в целости славу, оставленную им предками. Могли бы мы привести множество примеров и подтверждений этого, но вещь сама по себе ясная, не требует доказательств. 7. В древнем Риме боярские сыны не просто переходили из (числа] юношей в категорию воинов, а полководец давал юноше воинский пояс, и было это знаком того, что он уже не мальчик, а воин и всадник римский. У хорватов можно еще слышать такое выражение «пасаны витез» или лучше сказать — «пасаны юнак». Но кем были у хорватов эти опоясанные витязи и как их назначали, я не могу сказать. 8. Немецкие цари и князья ударяют юношу мечом по спине, дают ему в руки меч и бьют по лицу и говорят: «Отныне сноси удары лишь от меня одного и ни от кого иного и оберегай свою честь этим мечом». 9. Некоторые короли и князья раздают своим дворянам почетные прозвища и называют их кавалерами, то есть всадниками такими-то и такими-то. Среди этих прозвищ наиболее почетно имя кавалера золотого руна: так именуются только короли и князья, а дает это суетное имя испанский король. И дается им знак: золотая цепь и на ней золотое руно, чеканенное из золота. Иные из них именуются мальтийскими рыцарями и крестоносцами и в знак (этого] носят белый крест, нашитый на серый плащ. Но они не могут быть женаты, а все — холостые. Иные — кавалеры золотых шпор. В знак этого князь дарует им золотые шпоры, и они именуются золотыми кавалерами. Но все эти и многие иные такие же кавалерские выдумки суетны и бесполезны. У римлян не было определенного обряда для прославления воинов, а делали по-разному в каждом случае. Победителям, заслуженным или отличившимся воинам давали перстни, пояса, ожерелья, различные венки, запястья, медали, плащи, оружие, землю, прозвища и тому подобное. (У Стеуха и Липсия, в статье «произвести в рыцари»). Здесь в России [дают в награду] поместья, должности, серебряные чаши. 10. Украшения из перьев, приделанных к шишакам и к воинским шапкам, известны с незапамятных времен и применялись уже в Троянской войне. Немцы носят страусовые перья, белые и раскрашенные в разные цвета, и вольно носить перья всякому, кто захочет. Хорваты и венгры носят журавлиные перья, также кто захочет. А у турок не положено носить перья никому, кроме самых могучих и уважаемых людей и тех, кто совершил какие-либо геройские подвиги. По моему мнению, военным людям лучше и пристойнее (носить] журавлиные, нежели страусовые перья. Следовало бы даже приказать, чтобы не было дозволено носить перья никому, кроме тех, кто получит их от бана или от самого царя. Можно было бы также окрашивать перья в разные цвета, чтобы этот носил белое (перо], тот — красное, тот — синее, тот — зеленое; один — одно, другой — два, третий — три (пера]. Например, чтобы войсковой бан носил три белых пера, воевода — два, сотник — одно. А те воины, которые совершили геройские подвиги, носили бы одно или два красных (пера] или красное с белым и так далее, чтобы по перьям (можно было] узнать достоинство человека. Однако на поле боя никому не должно быть дозволено носить перья. 11. У древних римлян был обычай делать шишаки наподобие львов, змей, тигров и волков. И на щитах рисовали тех же зверей: на страх врагам и для возбуждения собственной храбрости. 12. А немецкие короли стали раздавать своим дворянам и воинам вместо даров и привилегий некие символы или картины с символическим значением в память об их верности и доблести и в знак вечной славы им и их потомкам, чтобы отличали их от простого народа. Знаки эти у некоторых народов называются «оружием», ибо короли рисуют свои знаки на щитах и на хоругвях. Поляки называют их немецким словом — «гербы», а мы на своем языке назовем их более правильно — «знаковинами». Эти знаковины ничего королям не стоят, но подданные их очень ценят, как свидетельства своей храбрости и родовитости, и вырезают их на печатных перстнях, на серебряной посуде и рисуют на своих домах и в других местах. Следовало бы, право, и в этом царстве раздавать такие знаковины родовитым людям и иным, заслуживающим их (своей] доблестью. Ибо тем самым возвысится их достоинство, и они будут считаться равными с боярами иных королевств, кои презирают их за то, что у них таких знаков нет. А царю-государю от этого тоже будет великая честь, ибо давать такие знаковины есть подлинно королевское дело. Военачальников и отряды не следует называть по числу (воинов], (то есть] не говорить десятник, пятидесятник, сотня, сотник, тысяцкий, ибо имена эти некрасивы и просты и нет в них того величия, кое необходимо в ратных делах. Отряды и командиры могут называться так: войско громада или шерег, а не полк [и не] легион ятина, стадина, хоругва крыло, чело, тыл зброй,прапор дружина, кердело, рядина Вообще военачальников надо звать заповедниками. А каждого в отдельности звать так: Бан, полевой бан (а не генерал и не гетман). Великий воевода Воевода, а не полковник, не голова, не тысяцкий Главарь, а не сотник, не ротмистр Подвоевода, а не лейтенант. Заместитель воеводы Поручник, а не пятидесятник. Заместитель главаря Дружинник (вместо десятника), рядинник или рядовник Писарь, шережник (обозный), странник, громадник, становник, оружейник, оправда, прапорщик — в коннице, хорунжий — в пехоте. Турецкий (строй) – янычары Венгерский строй – гайдуки Валашский (строй) – сеймены Становники, а не солдаты, бранники, стремянные стрельцы Татарский (строй) – казаки Хервои Немецкий (строй) –драгуны Трояки, ибо один бьется за двоих, троих Венгерский (строй) – гусары Строенники Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |