Людмила ВЛАДИМИРОВА. Южные корни национальной трагедии
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Людмила ВЛАДИМИРОВА. Южные корни национальной трагедии

2017 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Людмила ВЛАДИМИРОВА

Южные корни национальной трагедии

«От темных лож...»

«Эпизод с масонством Пушкина» М.А. Осоргин, писатель и журналист, считал «много значительнее и интереснее десятков любовных эпизодов, на изучение которых во всех нескромных деталях пушкинисты тратят столько сил».

Не могу не согласиться с отношением к «нескромным деталям», а насчет масонства поэта напомню: в кишиневском дневнике 1821 года Пушкин напишет: «4 мая был я принят в масоны». 20 января 1826 года в письме В.А. Жуковскому, убеждая друга «не отвечать и не ручаться за меня»: «Я был масон в Кишиневской ложе, то есть в той, за которую уничтожены в России все ложи».

Может быть, 22-летний поэт, вступая в ложу, даже не знал, что кишиневская ложа «Овидий» была официально «организована лишь 7 июля 1821 года (два месяца спустя после принятия в нее Пушкина)», как свидетельствует С.А. Фомичев. 17 сентября 1821 года была внесена в списки верховной ложи «Астрея» под номером 25. Но еще 13 октября великий секретарь ложи «Астрея» Вевель напомнит кишиневским братьям, что до «инсталляции (утверждения) в присутствии особого, доверенного от "Астреи" лица», производимые ложей «работы считаются временными и недействительными». Так что «работу» ложи по приему в ее ряды поэта мы смело можем считать недействительной.

П.В. Анненков писал: «От мистических теорий Пушкин, по здоровой нравственной своей натуре, был всегда далеко». П.И. Бартенев: «Многие приятели Пушкина умели молчать и смыкались в закрытые масонские и политические кружки, а у молодого поэта всякое горячее движение души, всякий взрыв нетерпения или негодования выказывался почти что невольно в оригинальных проказах, в эпиграммах и чудных стихах».

Известна активная деятельность в начале 20-х годов XIX столетия польского Национального масонства, его выраженная патриотическая, антирусская, окраска. Известно: масонские ложи не только «приглашали на свои празднества дам», но существовали «смешанные ложи "мопсов" и "мопсих"», где – «распущенность нравов», «обряды, не вполне поддающиеся изложению в печати. Такова была, например, виленская ложа "Совершенная верность" с великой мастершей баронессой Ферзень, великой надзирательницей графиней Пржздзецкой и soeur terrible графиней Солтань». Одной из задач масонства была «борьба с предрассудками и религиозной нетерпимостью, отсюда названия: "Побежденная тьма", "Побежденные предрассудки" и др.» «Являются и другие общества, преследовавшие исключительно цели веселые и ничего не имевшие общего с нравственностью». Женские ложи особенно подчеркивали «гуманитарные цели», например, ложа «Благотворительность», где активно работали «Чарторыские, Радзвилл, Потоцкие». Среди основателей польского масонства, кроме названных, также – Мнишки, Огинские, Виельгорские; первые ложи были «основаны в Вишневце на Волыни, в Дукле и др. местах».

Существенно, что в 1820-м году на Волыни был основан и «союз тамплиеров», в который «принимались также и женщины», а «главная ложа была организована в Киеве в 1821 году».

Считают, что знакомство Пушкина с Каролиной Собаньской произошло на контрактовой встрече в Киеве в 1821 году. Я же, соглашаясь с одесским исследователем А.С. Говоровым, смею думать, что оно состоялось гораздо раньше. Но контрактовые встречи в Киеве, как свидетельствует С.Г. Волконский в своих Записках, использовались декабристами и членами польского Национального масонства и Патриотического общества для своих совещаний: «У нас собирался кружок образованных людей, как русских, так и поляков, довольно большой по случаю съезда на контракты, и даже круг дамского знакомства не был пусто светский, а дельный».

В свете того, что мы знаем о Каролине Собаньской (1793-1885), урожденной Ржевуской, «демонице», «ее бурной и беспорядочной жизни»; «католической дэвотке» («святоше» – А. Ахматова), склонной к мистицизму, экзальтированности, пророчествам; «сестре Долоросе» – «послушнице», последовательнице «неохристианского учения» баронессы Крюденер, противоправославного по своей сути; обуянном гордыней потомке «родов Мнишек, кн. Любомирских и кн. Радзвилл», «чуть ли не самого короля Яна Собесского»; ее отце графе А.С. Ржевуском, «видном масоне (великий мастер петербургской Великой ложи Астрея, 1821)»; о дяде К. Собаньской В. Ржевуском, члене польского Национального масонства и Патриотического общества, бывавшем в Одессе, участвовавшем в 1830 году в польском восстании и погибшем; о посетителе салона Собаньской в Одессе, активном деятеле польского масонства «в юго-западном крае», члене общества Истинных поляков, «помещике Собаньском» (Александр Собаньский – Л.В.), которому «была поручена… Украина», трудно исключить причастность Каролины Собаньской к масонскому движению.

«Масонство оказывается наиболее подходящей формой, в которую отливается патриотическое движение в Польше», – писал исследователь Н.И. Коробка, потому что гармонировало «с выработанной католицизмом склонностью к мистике и обрядности».

Известно увлечение Собанской политикой, причастность к польскому восстанию 1830-1831 года. В письме к Собаньской (февраль 1830) А.С. Пушкин напишет: «ваше собственное существование, такое жестокое и бурное, такое отличное от того, каким оно должно было быть».

А. Ахматова писала о Собаньской: «Это та, кого он боится и к которой тянется против силы». О том же – праправнук Пушкина Г.М. Воронцов-Вельяминов: «Пушкин называл ее демоном, он страстно любил ее и боялся. Его тянуло к ней, как мотылька тянет к огню...» И, с болью, – о «доверчивости Пушкина, его незащищенности».

Не Собаньская ли и способствовала масонству А.С. Пушкина? Не к ней ли две строки «письма к неизвестной»? Не она ли – вдохновительница Гаврилииады? Не она ли соблазняет ролью Занда, Лувеля, Марата?..

Вспоминаю и свидетельство Анненкова о женщине, «превосходившей всех других по власти, с которой управляла мыслью и существованием поэта».

Что касается дальнейшего отношения Пушкина к масонству, то, на мой взгляд, он, вспоминая о нем неоднократно, явно и насмешливо отрицает. И в Уединенном домике на Васильевском (1828), и в Домике в Коломне, Повестях Белкина (1830), и в неоконченной повести На углу маленькой площади... (1829-1831, и в Пиковой даме (1833).

Стоит вспомнить и свидетельство С.А. Соболевского: «Я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежит ни к какому другому тайному обществу». «Это все-таки вследствие предсказания о белой голове, – отвечал поэт, – Разве ты не знаешь, что филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство, получили от Адама Вейсгаупта направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним? Weisskopf, Weisshaupt, – одно и то же».

Невольно вспоминаю предсказание в «последние месяцы 1817 года, в Петербурге» «старой немки Киргоф» о возможной смерти его на 37-м году «от белого человека, белой лошади или белой головы». А потому не могу не обратить внимания на один из листов Рабочей тетради Пушкина (рис. 5; фрагменты: рис. 6, 7). Листы 42, 42 об. (т. IV, ПД. 834), заполняемые в Одессе в декабре 1823 - феврале 1824 (41 об. – дата «8 дек. 1823 nuit» – снова «в ночь»! – как и в кишиневских записях; 43 об. – письмо Бестужеву от 8 февраля 1824) полны чрезвычайно информативными рисунками. Детальное обсуждение их пока опускаю. Обращаю внимание лишь на то, что на л. 42 об. – портрет Каролины Собаньской и это, пожалуй, лучшее ее изображение. Но... – с разрезом на шее ниже ожерелья, струей стекающей крови и пятном ее? Над головой – меч. На лбу, похоже, «третий глаз» – известный масонский знак, как и меч. .Под изображением склоненного профиля Собаньской – незаконченный рисунок белой лошади со склоненной головой.

При рассмотрении рисунка по горизонтали – «бесовская сцена», один бес – «мечтающий», другой – на решетке (под скамьей?) разводит костер. Над костром – повешенный в смертном колпаке, похоже, – пустом. Если пятно рядом справа может быть рассмотрено как голова, то она несет черты автопортрета. Парящая «демоница» с длинными пальцами (ногтями?), характерным для К. Собаньской подбородком...

Кстати, А. Мицкевич вспоминал её «длинные светлые волосы», падающие «золотым потоком».

Всматриваюсь и в лист 56 об. 1V тома Рабочих тетрадей А.С. Пушкина (ПД 835; рис. 8), заполняемый в конце 1824 - начале 1825 года в Михайловском. Здесь – черновики стихов «Скажи мне, ночь...», «Лишь розы увядают...», его французский вариант и – «рисунки восточных типов». Очевидно, и средний рисунок отнесен к тем же «типам»? Но если сравнить этот женский профиль (рис. 9) с атрибутированным изображением К. Собаньской на листе 42 (рис. 10, 11), то очевидно поразительное сходство. На 12-ом рисунке – наложение компьютерным методом В.В. Владимирова.

Рис. 9.

Рис. 12

На лицевой стороне 56-го листа – черновик Бориса Годунова (сцена: Ночь. Келья в Чудовом монастыре), на предшествующих – Сожженное письмо (л. 51), «Твое соседство нам опасно...» и др. На лл. 22-23 – начало работы над Клеопатрой.

Напомню: А. Ахматова неоднократно и прямо называет Собаньскую «одесской Клеопатрой».

Как связаны воспоминания о «восточных типах», Каролина Собаньская, и – «Твое соседство нам опасно...», Сожженное письмо?

В 20-х годах ХIХ столетия Каролина Собаньская содержала в Одессе блестящий литературно-музыкальный салон, собирая «у себя все отборное». Посетители салона – активисты польского национального движения, среди них – участники восстания 1830-1831 годов, будущие декабристы, поэты, художники, музыканты. Среди них – В. Туманский, А. Раевский, А. Мицкевич, также переживший страстное увлечение Собаньской, А.С. Пушкин. Переполняют салон иностранцы, в нем часто «слышалась гортанная восточная речь, мелькали белые чалмы и шоколадные лица». Очень удобная «легальная крыша» – литературно-музыкальный салон...

С.С. Ланда в своей фундаментальной работе «Мицкевич накануне восстания декабристов», ссылаясь на работы предшественников, в частности, St. Askenasy, пишет: «...её салон, в котором собирался цвет одесского общества, офицеры из военных поселений и 2-й армии, где бывал Пушкин, а позже Мицкевич, был своего рода полицейской ловушкой».

Вспоминаю и о завсегдатаях одесских салонов – «Фонтонах, Франкини, Пизани» – лицах «без определенной национальности», в частности, об «одном из двух братьев Пизани, пожилом человеке с седой бородой», который «одевался по-восточному, ходил в чалме, и незнакомые легко могли принять его за турка»? Они – «Пероты, то есть не принадлежали ни к какой определенной национальности» и «были наследственные драгоманы (переводчики восточных языков, при послах, консулах и пр. – В. Даль) Русской или другой какой-нибудь Европейской миссии при Оттоманской Порте. На этот раз все 3 семейства считалось на русской службе и жили в Одессе по причине <...> прекращения дипломатических наших сношений с Константинополем», –свидетельствует М.Д. Бутурлин.

Замечу, что ряд исследователей-пушкинистов писали о готовящемся, якобы, «побеге» Пушкина из Одессы в Константинополь, участии в подготовке его неких дам. Однако не пришлось встретить сколько-нибудь доказательных свидетельств.

Может представить интерес и другое: данные из статьи известного историка Шимона Аскенази Первый польский сионист (Пережитое. СПб., 1910, т. П. с.78-93).

 

< Назад

Вернуться к оглавлению

Вперёд >

 

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев