Будила
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >


Будила

-

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Будила

Будила — польский военачальник, мозырский хорунжий, автор «Записок» о Смутном времени, один из гл. сподвижников Лжедмитрия II в начале его похода за моск. престолом. На первых порах призывы Лжедмитрия II находили наибольший отклик лишь среди низов. Как записал белорус. летописец, под знамена «Дмитрия » собирался «люд гулящий, люд своевольный... то и молодцы: якийсь наймит з Мстиславля до него пришол». Ситуация стала меняться после того, как польск. кор. Сигизмунд Ш в июле 1607 нанёс решительное поражение мятежным магнатам и шляхте. После роспуска наёмников, участвовавших в конфликте, в стране появилось множество солдат, готовых запродать свои услуги всем, кто может заплатить. К тому времени позиции Лжедмитрия II в России несколько упрочились. В кон авг. 1607 в г. Стародуб пришёл Б. с отрядом наёмных солдат из Белоруссии. Через 2 недели самозванец отправился в поход на Москву. 10 сентября его войско покинуло Стародуб и через 5 дней вошло в г. Почеп. Местное население приняло «царя» с радостью. 20 сентября войско отправилось к Брянску, но на первом же привале самозванца разыскал гонец, сообщивший, что Брянск сожжён цар. воеводой кн. М. Кашиным, покинувшим сожжённую крепость. Тем не менее Лжедмитрий направился к городу. На всём пути население встречало «Дмитрия» с воодушевлением. По словам очевидцев событий, «из Брянска все люди вышли вору навстречу», приветствуя его как истинного государя. Лжедмитрий разбил лагерь у Свенского монастыря, в котором провёл более недели. Задержка носила вынужденный характер. У самозванца не было денег в казне, чтобы расплатиться с наёмниками, поскольку бывшие покровители Лжедмитрия I из числа польск. магнатов и знатной шляхты стали помогать Лжедмитрию II только с окт. 1607. 26 сентября,— записал в своём «Дневнике» Будила,— «наше войско рассердилось на царя за одно слово, взбунтовалось и, забрав все вооружение [пушки], ушло прочь». Мятеж произошел, видимо, к ночи. Под утро Лжедмитрий II явился к войску, успевшему уйти на 3 мили от лагеря, и после долгих уговоров ему удалось «умилостивить» наёмников. При «воре», видимо, не было никого из знатных дворян или дум. чинов. Во всяком случае, в дни похода под Брянск самозванец послал в погоню за кн. Кашиным «с московским людом боярина своего Хрындина», а с наёмными солдатами — Б. Упом. в «Записках» Б. Хрындина можно отождествить с Д. Т. Рындиным, происходившим из мелких служилых дворян и получившим от Лжедмитрия I чин дьяка; в награду за службу Лжедмитрий II сделал его дум. дьяком. В дальнейшем Б. упом. источниками среди осаждённых в Моск. Кремле поляков и их сторонников из русских, где он числился уже в полковниках. «Кремлевские сидельцы в осаде испытывали в это время страшный, неизобразимый голод. Поляки, чтобы освободить себя от бесполезных ртов, стали мало-помалу выпроваживать голодных вон из Кремля. Таким образом дошла очередь до боярских жен и детей. Великородные бояре, продававшие постоянно Отечество, очень опечалились, боясь бесчестья и всякого насилья своим женам со стороны осаждавшего их войска. К кому было обратиться, кто б их защитил от позора, сохранил, взял на свои руки? Бояре послали просить об этом прямо к Пожарскому и к Козьме. Здесь они надеялись найти добрых людей. Пожарский не только обещал исполнить их просьбу, но во время выхода боярынь из Кремля сам выехал к ним, встретил и принял честно, с почетом, проводил каждую в безопасное место к их знакомым и велел обеспечить их содержание. Казаки за это хотели убить нижегородского воеводу: они собирались грабить боярынь-изменниц. Скоро сдались и поляки. В переговорах о сдаче они просили за себя и за бояр-изменников не погубить их и ставили условием, чтоб приняли их в полки Пожарского, а к Трубецкому отнюдь не хотели идти, боясь казаков. Действительно, и в этом случае Пожарский явился принять бояр… со своим полком. Это было на Каменном мосту, у Троицких ворот Кремля. Как только завидели выходящих бояр казаки, то поднялись тоже всем полком, вооружились, распустили знамена и хотели постоять за ожидаемую добычу. Едва-едва прошло без кровавой ссоры, и дело вероятно уладилось какими-либо обещаниями. Казаки отошли в свои таборы, и Пожарский принял бояр с великим почетом. Из поляков полк Струся взял Трубецкой. Казаки весь полк побили, так что немногие остались. Другой полк Будилов взял кн. Пожарский: ни единого не убили и не ограбили, и разослали всех по городам. Об этом Будиле можно прибавить, что когда Пожарский, еще вскоре после удаления от Москвы Ходкевича, предложил осажденным в Кремле полякам сдаться, изображая им весьма толково и справедливо, без малейшего высокомерия, безвыходное их положение, то Будило ответил бранью и польским хвастовством, уподоблял русских по мужеству и доблести ослам и байбакам, говоря, что в рыцарских делах русские хуже и ниже всех других народов. “Лучше ты, Пожарский,— писал он,— отпусти к сохам своих людей. Пусть хлоп по-прежнему возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются своей торговлей, — царству тогда лучше будет, чем теперь, при твоем управлении» и т. д.” Последнее упоминание о Б. имеется под 1617, когда мать кн. Д. М. Пожарского, княгиня Мария Фёдоровна, жившая в то время в Ниж. Новгороде и, видимо, имевшая в городе и в земстве большое влияние, спасла от позорной смерти пленного «кремлевского сидельца» — пол-ка Б., которого послал в Нижний на житье её сын и с к-рым озлобленный народ хотел расправиться «по-своему».

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Далее читайте:

Правители Польши (указатель имен).

Исторические лица Польши (биографический справочник).

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев