Кайсаров, Андрей Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >


Кайсаров, Андрей Сергеевич

1782-1813

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Кайсаров Андрей Сергеевич (1782-1813), российский просветитель, историк. Профессор Дерптского университета (1811). Первая попытка научного изучения славянской мифологии. Основные труды «Об освобождении крепостных в России».


Кайсаров, Андрей Сергеевич [16(27).XI.1782 – 14(26).V.1813] – русский публицист, поэт, филолог. Литературные интересы К. сложились в 1790-х годах под влиянием Андрея Тургенева, А.Ф.Мерзлякова, В.А.Жуковского. С 1801 года К. – член «Дружеского литературного общества». Его политические воззрения в этот период определялись ненавистью к деспотизму Павла I, литературные – требованием героического и народного искусства, преклонением перед молодым Ф.Шиллером и критическим отношением к Н.М.Карамзину, на которого им написана сатира-пародия «Свадьба Карамзина». В 1802-1806 годах К. учился в Геттингене, в 1806 году защитил диссертацию “De manumittendis per Russiam servis”. Изучал славянские языки и историю. В 1804 году первым из русских ученых совершил научное путешествие по сербским и чешским землям, собирая рукописи, изучая фольклор и народный быт. В 1805 году в Геттингене приступил к созданию «Сравнительного словаря славянских наречий» (замысел не был осуществлен), в предисловии к которому призывал к объединению славянских ученых, высказывался за помощь славянам в их освободительной войне. В 1804 году опубликовал книгу :Versuch einer slawischen Mythologie” (на русском языке «Славянская и российская мифология», М., 1810). В 1811-1812 годах состоял профессором Дерптского университета, опубликовал «Речь о любви к Отечеству…» (Дерпт, 1811) и составил первый исторический словарь русского языка (рукопись). В начале войны 1812 года по инициативе К. в действующей армии была создана типография, директором которой он стал. К. составлял тексты листовок, выпустил номер первой русской фронтовой газеты «Россиянин». Роль типографии возросла после приезда М.И.Кутузова, деятельность которого К. популяризировал в своих изданиях. Вокруг типографии сложился кружок, от которого прослеживаются нити к ранним декабристским организациям. После смерти Кутузова К. перешел в партизанский отряд, где героически погиб.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966.


Кайсаров Андрей Сергеевич (16[27].11.1782—14[26].05. 1813), первый русский профессор из дворян, преподававший на русском языке, первый русский ученый-славист, писатель, общественный деятель, герой Отечественной войны 1812. Родился в д. Барановка (?) Аткарского у. Саратовской губ.

На 13-м году жизни Кайсаров поступил в благородный пансион Московского университета, где почти не пришлось учиться, т. к. вступивший на престол Павел I призвал всех, записанных в полки, явиться к службе. В 1796—1801 Кайсаров служил в С.-Петербурге и в Москве, дослужившись до штаб-ротмистра.

Еще служа в Москве, Кайсаров стал посещать вечера Московского благородного пансиона, где учились тогда его братья Петр и Михаил. В это время Кайсаров сблизился с А. И. Тургеневым, В. А. Жуковским, учившимися в пансионе, А. Ф. Мерзляковым, адъюнктом университета, с поэтом и журналистом А. Ф. Воейковым. Это была пора чистой сентиментальной юношеской дружбы, возводимой в культ. Друзья чаще всего собирались в 1799—1801 на квартире Тургеневых или в старом доме Воейкова на Девичьем поле («поддевические собрания»). На основе этой дружбы, благодаря инициативе Тургенева и Мерзлякова, организовалось «Дружеское литературное общество 1801». Малочисленность кружка и кратковременность существования не умаляют его значения в формировании литературных направлений ранней пушкинской эпохи (борьба с сентиментализмом и зарождение романтизма Жуковского и т. д.) и вполне компенсируются большой интенсивностью работы, энергией, вдохновением. Кайсаров сделал здесь несколько докладов — «О кротости», «О том, что мизантропов несправедливо почитают бесчеловечными», «О том, что мнение о славе зависит от образа воспитания». Идеи последнего доклада во многом предуготовили судьбу самого Кайсарова. Кайсаров доказывал возвышенный характер патриотического чувства. «Пусть сердце воина ожесточится, — заявлял он, — если враги грозят его отечеству…» Слово «отечество», так же как и слово «дружество», в эти годы на устах у всех. Молодое поколение размышляло о путях лучшего служения отечеству, искало идеал истинного сына отечества, гражданина и патриота. К этому периоду принадлежит блестящий доклад А. И. Тургенева «К Отечеству», начало работы над одноименным стихотворением.

Небольшая статья Кайсарова «О религии», видимо написанная в 1799—1800, опубликована в журнале «Иппокрена, или утех любословия», № 11 за 1801. В 1801 Кайсаров публикует остроумную пародию, высмеивавшую сентиментализм, «Свадьба К.», которая тогда опубликована не была и ходила в многочисленных списках. Кайсаров изобразил в шуточном виде настоящую свадьбу Карамзина, составив пародию из отрывков его различных сентиментальных произведений. При этом Кайсаров и весь круг его друзей искренне любили Карамзина. Выступал же Кайсаров против пустой сентиментальности, которая тогда «затапливала» слезами эпигонов Карамзина многие российские издания, от нее страдал и сам Кайсаров.

В 1802—04 Кайсаров учился в Геттингенском университете, изучая здесь кроме общей программы славянские языки.

В 1804 Кайсаров совершает путешествие по западноевропейским славянским землям. Путешествуя, Кайсаров с удивлением узнавал, что мир славянина — это уютный обжитой мир, остроумно и разумно устроенный, во всем соразмерный человеку, удивительно пластичный на поверхности и статичный в глубине. Поля, овраги, холмы, леса, горы, реки — все было названо словами с точным и привычно-понятным смыслом. Детали природного ландшафта обожествлялись славянами и входили в мир сказок, легенд, мифов.

Еще до путешествия, в Геттингене Кайсаров издал на немецком языке книгу «Славянская и российская мифология» (1804), написанную в «азбучном порядке», которая затем на русском языке вышла в Москве в 1807 и 1810. Это был первый в России словарь славянских мифов. Вызывает уважение отвага молодого исследователя, взявшегося в одиночку за столь обширную и неразработанную тему. При своей кажущейся нам сейчас наивности и недостаточности этого первого исследования, книга Кайсарова является уникальным памятником отечественной науки и литературы. Тщательное изучение древнейшей славянской культуры и литературы легло в основу невоплощенного замысла — составления «Сравнительного словаря славянских наречий» (1805, Геттинген).

В 1810 освобождалось профессорское место в Дерптском университете. Кайсаров был вторым после Г. А. Глинки русским профессором из дворян и первым, преподававшим на русском языке. Необычный по тем временам курс лекций Кайсарова назывался «Древняя русская история в памятниках языка». Поскольку учебников на эту тему не существовало, он учил своих студентов по древнерусским летописям и древним книгам. Кайсаров оставил Дерптскому университету большую часть своей библиотеки, которую собирал по всей Европе, интересуясь в основном славянскими древностями. В то же время 28-летний профессор продолжал работать над составлением первого исторического словаря русского языка, мечтал о создании словаря древнерусского языка, написал «Примерный устав нового предполагаемого общества переводчиков» — по сути программу просвещения России в области издания здесь шедевров мировой литературы.

Первым его выступлением в стенах Дерптского университета на русском языке была взволнованная, страстная «Речь о любви к Отечеству на случай побед, одержанных русским воинством на правом берегу Дуная…», произнесенная в нояб. 1811, за полгода до вторжения в Россию Наполеона. Словно полемизируя с модным тогда и не понаслышке известным ему масонством, Кайсаров говорил об истоках патриотизма, о самых святых его струнах, о нравственных границах отечества: «Тщетно лживые мудрецы прошедшего века старались осмеивать любовь к отечеству… Как могли вообразить сии мудрствователи, что, не быв истинным сыном отечества, возможно быть достойным гражданином мира? Как могли они представить, что не любя своих кровных, можно любить чужих?.. Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо!.. Вне отечества нет жизни!» В «Речи…» Кайсаров затрагивал древнейшую историю человечества и русскую историю, находя в них примеры для иллюстрации своих мыслей. Кратко очерчивались также политические события первого десятилетия XIX в., в т. ч. и победы в Русско-турецкой войне 1806—12, одержанные тогда командующим Молдавской армией М. И. Голенищевым-Кутузовым. Именно потому, что «Речь…» Кайсарова отражала острые современные события и обращалась к патриотическим чувствам народа, она оказалась всем понятна и близка. Университет напечатал ее за свой счет.

В первые дни Отечественной войны с французами Кайсаров через друзей передал царю смелое предложение: организовать при русской армии походную типографию и создать пропагандистский центр при штабе Главнокомандующего. Он очень быстро получил разрешение, царь назначил его директором походной типографии и предписал быстро и в секрете собрать типографское хозяйство. Кайсаров догнал армию у Дриссы. Он горячо взялся за дело. Выпускал листовки («летучие листки») на немецком, французском, итальянском и русском языках тиражом 10 тыс. экз., рассылая их с отрядами партизан Ожаровского, Сеславина, Давыдова в районы боевых действий и в стан врага. Регулярно печатал «Известия из армии», которые противопоставлялись французским бюллетеням, не отличавшимся правдивостью, и которые перепечатывали и цитировали многие газеты мира; выпускал на русском и немецком газету «Россиянин», агитационные брошюры.

При типографии Кайсарова в тарутинский период Отечественной войны, когда армия собирала силы, стихийно возник литературный кружок армейских офицеров, многие из которых участвовали в сочинении листовок, памфлетов, публицистических стихов. Сюда входили друзья Кайсарова В. А. Жуковский и партизан А. Ф. Воейков; автор первой книги о войне 1812 Д. И. Ахшарумов; будущий историк войны А. И. Михайловский-Данилевский; генерал и писатель И. Н. Скобелев (дед известного полководца); партизаны братья М. А. и П. А. Грабе (последний писатель и переводчик, знакомый Пушкина); адъютант Милорадовича, поэт, прозаик, мемуарист Ф. Н. Глинка; археограф и историк К. Ф. Калайдович; князья Трубецкие и др. Походная типография печатала басни И. Крылова, стихотворения Воейкова и Жуковского «Вождю победителей», «Певец во стане русских воинов» (где есть строки и о А. С. Кайсарове, водившем в атаки лихие казачьи полки: «Орлов отважностью орел; и мчит грозу ударов сквозь дым и огнь, по грудам тел, в среду врагов Кайсаров»).

После смерти Кутузова в апр. 1813, когда русская армия освобождала от захватчиков Германию, Кайсаров сражался в отряде, входившем в корпус легендарного гр. Платова. В одном из боев в обоз с походной типографией и боеприпасами попало неприятельское ядро, находившегося неподалеку Кайсарова смертельно ранило при взрыве порохового ящика.

Баженова А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Литература:

Сухомлинов М.И., А.С.Кайсаров и его литературные друзья, «Известия ОРЯС АН», 1897, т. 2, кн. 1;

Фомин А.Г., А.И.Тургенев и А.С.Кайсаров, «Русский библиофил», 1912, январь;

Истрин В., А.С.Кайсаров, «Журнал министерства народного просвещения», 1916, июль;

Лотман Ю.М., А.С.Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени, «Ученые записки Тартуского государственного университета», 1958, в. 63;

Лотман Ю.М., Рукопись А.Кайсарова «Сравнительный словарь славянских наречий», там же, 1958, в. 65;

Лотман Ю.М., Тарутинский период Отечественной войны 1812 года и развитие русской общественной мысли, там же, 1963, в. 139;

Листовки Отечественной войны 1812 года, Сборник документов, М., 1962.

Далее читайте:

Участники наполеоновских войн (биографический справочник)

Кайсаров Паисий Сергеевич (1783-1844), русский генерал от инфантерии.

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев