Лидия СЫЧЁВА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Лидия СЫЧЁВА

2013 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Лидия СЫЧЕВА

«Славянский базар» и русская жизнь

«Не уходи, побудь со мною…» - поёт, чуть манерничая, Александр Малинин на «Славянском базаре» в Витебске. Публика здесь, как всегда, доброжелательна к артисту. А всё же чуда преображения, вживания в чужую судьбу, в ходе концерта не происходит. Вслед за Станиславским хочется сказать: «Не верю, уходи». Трагизм жизни, сосредоточенный в великом романсе,  превращался в китч.

«Ямщик, не гони лошадей», - весело мелодикламировал Малинин. Трагедия чужой любви низводилась до лихой песенки, которая будто звучала где-то под пальмами, на тропическом острове, где у исполнителя нет никакого представления о русской безотрадной жизни.

Но вот после испытанной классики пошли, наконец, современные творения. Кто ж, интересно, такое написал?! «Если бы не ты, я не был бы так счастлив, не будь со мной тебя». Как спеть это нагромождение местоимений без потерь для уха и голоса?!

Александр Малинин вовсе не худший на нашей эстраде, и на «Славянском базаре» в частности. Наоборот, он честней многих, и посему пороки российской массовой культуры на его концерте оказались заметней. Фальшивые интонации и жесты, натужные и ненужные интерпретации известных романсов, эмоциональная незатратность.

Пение на корпоративах для богатых и пьяных «отформатировало» многих наших артистов, а телефанера сборных концертов совсем уж отделило «малое стадо» сие от народа. Культурная имитация торжествует! Ну, правда, «простушка Ваенга» не на шутку переполошила шоу-бомонд – она-то откровенно борется за свой талант, за народную любовь, и даже пьяных олигархов-корпоративщиков не побоялась выгнать с концерта в Барвихе. И, кстати, когда на «Славянском базаре» Елена Ваенга вышла петь дуэтом с Александром Малининым, артист совершенно преобразился - будто его «живой водой» сбрызнули. Совершенно ординарная песня «Две души» вдруг зазвучала как откровение. Животворящая сила таланта!

* * *

Прошлый «Славянский базар» проходил под рефрен «гоп-стопов» и натужного разгула российских «звёзд» разлива «лихих 90-х». Смотрелось это действо весьма жалко: сияли только вставные зубы, а не «звёзды». Артисты орали в микрофон, имитировали страсть, играли в медийные игры. Что ж, их было даже жаль – марионеток из театра Карабаса-Барабаса, вынужденных жить по «понятиям», возносящим на телевершину пошлость и посредственность.

На этом «базаре» российские «гоп-стопы» поувяли – фестиваль подвергся реформированию. В январе 2013 года, выступая на пресс-конференции перед белорусскими и зарубежными журналистами, Александр Лукашенко заметил, что «Славянку» надо обновить и поручил министру культуры республики Борису Светлову разработать концепцию праздника. Так возникла идея «фестиваля фестивалей»: Витебск как площадка для лучших артистов других музыкальных форумов. В итоге «базар» стал компактней и короче за счет сокращения тематических дней России, Украины, Белоруссии (в программе остались День Союзного государства и День молодежи).

Понятно, что Россия, являясь самой большой славянской страной в мире, теоретически должна быть «законодательницей мод» на таком празднике. И, наверное, логично было бы, если бы именно мы придумали подобный фестиваль и ежегодно проводили его в Костроме, Вологде или в Тамбове с размахом не меньшим, чем в Витебске. Но, удивительное дело: сегодня, объективно, именно Беларусь является некоронованным лидером славянского мира. Да, у неё нет таких материальных богатств, как в России, а, следовательно, нет и такого влияния. Но – не хлебом единым! Белорусы достойны уважения и восхищения: это единственная республика СССР, сохранившая прежний государственный флаг. Его основа - красный стяг, тот самый, что реял на площадях городов, освобожденных от фашистской оккупации. Знамя Победы! Не меняя символов, здесь сумели добиться в области государственного суверенитета больше, чем в какой-либо иной постсоветской республике. Не занимаясь гонениями на русский язык и всячески подтверждая свою приверженность общеславянскому единству, здесь сохранили самобытную белорусскую культуру и укрепили национальное самосознание, которое как раз и отвечает на вопросы «что есть хорошо и что есть плохо» для родного народа. В этой самобытности нет ничего показного, демонстративного, но то, что белорусы – это совершенно самостоятельный народ со своим пониманием жизни, сомневаться не приходится. Они любят родную землю и стараются украсить каждый её уголок.

Это умение упорно и некрикливо отстаивать свою веру, культуру, право на государственность, это умение жить и работать сообща формировалось у белорусов веками и оплачено немалыми потерями. Ныне Белая Русь – пример для Великой Руси и для Малороссии. Кто в 1992-м году, когда всё шаталось и падало, напомнил славянам, что они – славяне, организовав фестиваль в Витебске? Кто все «девяностые» и «нулевые», невзирая на искусы сильных мира сего, развивал село («народ должен быть накормлен»), поднимал производство («народ должен быть одет и обут»), искал пути интеграции (без Союзного государства не было бы сегодня никакого Таможенного союза).

Конечно, при такой трудовой занятости, «пища духовная» потреблялась в основном импортная. Одесситы снабжали юмором, россияне – «гоп-стопом»… Родила ли Беларусь за постсоветские годы какой-нибудь знаменитый блатняк или «пошляк»? Что-то не припоминается, честно говоря. (К счастью.) А вот Украина прислала в этом году на «Славянский базар» юмористов. На открытии фестиваля два Владимира - Данилец и Моисеенко – показали номер «Виза в Европу», кривляния с использованием обсценной лексики. (А говорят, что в Белоруссии нет демократии, и даже певцов вынуждают исполнять композиции под «фанеру» - мол, ещё ляпнут что-то лишнее при Лукашенко! Украинские юмористы сей миф развеяли – присутствие на концерте Президента Беларуси на их творческую раскованность совершенно не повлияло.)

Зато наконец-то поужались и построжели наши «гоп-стопы». Но всё равно не взорлили – национальное искусство горлом и топотом не возьмёшь. Увы, Надежда Бабкина с ансамблем антирусской песни «Русская песня» – это не хор Пятницкого и не ансамбль Игоря Моисеева (не путать с Борисом Моисеевым). Мария Девятова – обаятельная и красивая девушка, но по своим вокальным данным отнюдь не Роза Рымбаева (артистка из Казахстана слегка усладила ностальгические чувства той части аудитории, которая родом из СССР). Зато порадовали глаз и ухо зарубежные гости - победительница «Евровидения», босоногая Эммили де Форест из Дании и страстный латвиец Интарс Бусулис, давний лауреат «Новой волны». Ах, молодость! Ты прекрасна тем, что не умеешь, да и не хочешь лгать…

* * *

Кто же оказался на «Славянском базаре»-2013 лучшим вокалистом-славянином? Пожалуй, Аль Бано, Альбано Карризи, прославленный итальянский тенор, триумфатор Сан-Ремо, автор неумирающей «Феличиты», которой рукоплескала в этом году и витебская публика. Это действительно великий артист, мировая величина, и масштаб его дарования и личности проявляется во всём – и в его вдохновенном вокале, и в том, как он кланялся зрителям, целовал сцену Летнего амфитеатра, с какой сердечностью и теплотой относился к публике.

«Итальянский концерт» на «Славянском базаре» как раз и стал триумфом искусства национального – уроком любви к родному языку, к мелосу и гармонии, к своему народу. Но кульминацией концерта, где так же блистали своим мастерством  Риккардо Фольи, Пупо, Тони Эспозито всё-таки стала не «Феличита», а начало 1-го концерта Чайковского в вокальном переложении Аль Бано. Великая славянская музыка, вдохновенное пение итальянца! Чудесный подарок Витебску из Сан-Ремо от настоящего национального артиста.

Да, вот так – кто как поёт, тот так себя и ведёт! Миру осталось неведомо, устраивал ли Аль Бано в Витебске скандалы из-за тесной гримерки, или из-за того, что ему дали номер в гостинице не с тем видом из окна. Видимо, нет, не устраивал, в отличие от некоторых других малоизвестных миру гостей – настоящий артист не может себя унизить мелочностью и склочностью. Зато все видели, что итальянец пел, не жалея себя. Талант – Божий дар. Ну, а те, кто считают, что талант – это результат пиара, семейного блата или личной пронырливости, ведут себя по-другому.

Немного о сценографии: голосистый финал итальянского концерта оказался гораздо зрелищней и милей сердцу, чем «массовые сцены», кои время от времени нарушали течение концерта Дружбы в День Союзного государства. Зритель мог созерцать хаос и «сумбур вместо музыки» - одни артисты пляшут в народных костюмах, другие поют что-то жизнеутверждающее, третьи крутят гимнастическое сальто, сплетая полуголые тела в «колесо», а в разноцветном небе парит в это время нечто в белом балахоне, напоминающее приведение Каспер из детского мультфильма. К чему сия бессмыслица?! Как тут не позавидовать североосетинскому хореографическому ансамблю «Хуры тын», исполнявшему народный танец: у ладных джигитов и стройных красавиц никто не вился под ногами и не мешал им демонстрировать своё мастерство.

А вот слабо в следующий раз режиссёру соединить строгое искусство «Хуры тын» с полуголыми гимнастками?! (Со славянским танцем уже такой эксперимент проведён. А как же «оскорбление чувств», пусть даже и эстетических?) Это был бы сильный ход: добавить к кавказской лезгинке массовку с детьми, ряженными в чёрно-оранжевые трико, похожими на костюмы от «Билайна» - это как бы пчёлки; присоединить  к толпе странных существ в «накомарниках», напоминающих то ли инопланетян, то ли войска химической защиты и украсить всю эту сценическую мешанину гигантскими лилиями, парящими в верхотуре. Получится ли из этого всего великолепия вдохновляющий символ Дружбы?! Посмотрим, посмотрим…

* * *

В 2011 году «Славянский базар» совпал с трагедией на «Булгарии». В 2012 – с наводнением в Крымске. В 2013 – со страшной автомобильной аварией в Новой Москве.

Почему так? Потому что в России экономика и политика совмещают несовместимое, как и сценография концерта Дружбы – «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…». Не жизнь, а война за выживание.

Наблюдая наездами порядки и обычаи в соседней стране, понимаешь: да, вовсе не все белорусы в восторге от «батьки» Лукашенко и его правления. (Вообще-то, всеобщее народное единодушие и «одобрямс» только на зомбосеансах у экстрасенсов случается.) Но можно ли представить, чтобы в Белоруссии на неисправном КамАЗе с транзитными номерами гражданин Армении со множеством предупреждений за нарушения ПДД перевозил щебень близ Минска от какой-то теневой фирмы?! Нет, это совершенно невозможно. Как и затопление на Западной Двине прогулочного теплохода по неисправности, как и гигантское разворовывание денег, выданных для строительства дамб от наводнения…

И тут мы вплотную подходим к вопросу о культурном и государственном суверенитете. Зависит ли Россия от Америки? Ну, допустим, если вдруг завтра США бесследно испарятся с лица земли, наступит ли у нас голод, холод, энергетический кризис? Вряд ли. Перемогём как-то. Наша зависимость от США носит, прежде всего, духовный характер. А вот если вдруг завтра исчезнет Россия, то белорусам придется нелегко – мы и рынок сбыта, и поставщик энергоносителей, и какая-никакая опора в международной политике.

Но странное дело: почему же при таком раскладе белорусы осознают себя хозяевами на родной земле, а русские – нет? И не от первого ли лица в стране идёт это ощущение?!

* * *

Конкурс молодых вокалистов на «Славянском базаре» вызывает у музыкальных критиков и зрителей разные чувства – кто-то им восхищается, а кто-то и возмущается. Одних не устраивают решения жюри, других – сами конкурсанты. Ну, это уж дело вкуса, с коим, как говорится, можно и поспорить.

Конкурс длился два дня и собрал на витебской сцене двадцать одного участника. География впечатляла – тут вам и далёкая Австралия, и романтичная Италия, и нордические представители Прибалтики, и целая россыпь талантов с Балканского полуострова. Особенно интересным был второй конкурсный день – вокалисты, освоившись на сцене Летнего амфитеатра, меньше волновались, исполняя песни на славянских языках, и смогли показать, что называется, «товар лицом».

Россию представляла Рая Мовсисян – талантливая, творчески одарённая девушка из Курска, армянка, исполнившая с большим чувством две русские народные песни. Для такой юной участницы – Рае 19 лет – её выступление можно считать удачным: зрители приняли её тепло, а домой она возвращается со специальной премией имени Владимира Мулявина за лучшее воплощение национальной темы.

Витебские зрители, безусловно, запомнят и Евгения Андриянова из Молдавии – этот хрупкий юноша обладает недюжинным голосом, а своей «Исповедью» (слова и музыка Николая Носкова) он пронял даже жюри, которое поставило ему 99 баллов из 100. Правда, победитель конкурса, поляк Михал Качмарек, за своё исполнение получил высшую оценку.

Запомнилась по выступлению во второй конкурсный день и Анна Азарова из Украины – она сумела не только спеть, но и сыграть, проживая на сцене свою вокальную роль. Две балканские красавицы – Красимира Атанасова из Болгарии и Йована Ральич из Боснии и Герцеговины усладили слух гармонией; верно говорят, что к удачному исполнению хочется возвращаться вновь и вновь!.. Конкурсант Сварогов из Словении приготовил для выступления песню на русском языке, которую сочинил сам, а македонец Нико Гьоргиевски признался в любви к романсам Рахманинова: «Музыка такого гения будет жить вечно!»

Витебская публика всех принимала хорошо, бурно болела за «своего» Александра Соловьёва, что не мешало ей щедро награждать аплодисментами даже самых главных конкурентов белорусского вокалиста. Провожали из республики молодых исполнителей с гостинцами – на церемонии награждения, помимо дипломов и призов, конкурсанты получили подарки от местных обувщиков и пищевиков. Журналисты шутили: «Ну вот, обули, накормили, напоили…»

Да, славянскому миру ныне нужны Бояны, а не шуты. И народ, конечно, своих соловьёв прокормит. Тоска по прекрасному, сколько бы её не пытались заместить силиконовыми спецэффектами, всё ещё живёт в человеке: с какой благодарностью принимал Витебск Методие Бужора, исполнившего лучшие песни Муслима Магомаева! Не первый год на фестивале с успехом выступает и украинский вокалист Владимир Квасница, чей репертуар тесно связан с творчеством гениального тенора Анатолия Соловьяненко.

Эта «реинкарнация» лучших артистов советского времени заставляет задуматься: а кого из нынешних эстрадников будут перепевать лет через двадцать?! Неужели Сережу Жукова (группа «Руки вверх»), имевшего этим летом в Витебске сумасшедший успех?! Впрочем, вполне объяснимый: на его незамысловатых, простых, но добрых песенках в жестокое время всеобщего озверения духовно согрелось целое поколение подростков.

Что ж, «Славянский базар»-2013 отпел и отплясал. Он стал ещё одной страницей нашей культурной истории и заставил задуматься о глубинных тайнах русской жизни. Сергей Есенин писал:

Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

Так и будет! Верим…

Витебск – Москва, 2013

 

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев