Илья ЧИСЛОВ. О прародине кровной и духовном Отечестве
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Илья ЧИСЛОВ. О прародине кровной и духовном Отечестве

2017 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Илья ЧИСЛОВ

О прародине кровной и духовном Отечестве

На илл.: Святитель Николай Сербский

 Данная книга является уже четырнадцатым по счету томом Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке. Включенные в нее произведения, как то неоднократно бывало и прежде, представляют собой определенное тематическое единство, кое становится еще более значимым с учетом общего контекста осуществляемого проекта, главная цель которого — познакомить христолюбивого читателя с литературным наследием крупнейшего представителя сербской православной традиции и современной святоотеческой мысли. И в этой связи хотелось бы особо напомнить о вышедшем значительно ранее (2006) третьем томе сего Собрания с красноречивым и весьма актуальным для нынешнего апостасийного времени названием: «Духовное возрождение Европы». Как мы не раз говорили, тема Европы занимает крайне важное место среди трудов сербского Святителя. Трагически отпавший девять с половиной столетий назад от благодати Божией католический (протестантский, атеистический и т.д.) Запад окончательно разорвал спасительные узы, связующие его со Святой Соборной и Апостольской Церковью, и дерзновенно вступил на роковой путь гордыни и мудрования людского, заведший в итоге европейцев в кромешную тьму и в рабство к диаволу и исполняющим похоти его (Ин. 8, 44). Об этом с нескрываемой болью повествует святитель Николай в своей работе «Европа – прислужница христоненавистников». И, в то же время, не теряет надежды на восстание европейцев и на возвращение их к спасительным истокам. Каковыми же видятся сии истоки знаменитому сербскому Пастырю и Богослову?

 В последние годы и даже десятилетия в нашей стране весьма популярной в среде христианских неофитов стала теория «Пекина – Четвертого Рима», тот же диакон-публицист возлагает при этом определенные надежды и на Турцию. И вот уже отдельные православные (!) авторы заговорили о необходимости – ни много ни мало – поменять вектор политических пристрастий государства российского с балканского на османский, поскольку-де зарубежные славяне также являются частью «гнилой» Европы, а у турок (и иных прочих) якобы «хороший потенциал». В высшей степени закономерно, что подобные призывы раздались сразу после того, как официальная Россия стала наконец-то хотя бы на словах поддерживать братскую Сербию. Кому-то, похоже, не нравится возвращение симпатий общества в традиционное русло. Но может быть, у кровного и исторического родства есть духовная альтернатива?

 Сербская православная традиция испокон веков основывалась на нерасторжимом единстве духовного и кровного. Мы можем видеть это в братской славянской стране практически на каждом шагу, начиная с национальной символики (вписанные в сербский крест четыре огненно-солнечных символа) и кончая множеством народных обрядов, органичнейшим образом «вписавшихся» в христианское бытие сербов и(ли) даже вошедших в православное богослужение (сжигание бадняков, разрезание славского хлеба и др.). Глубочайшая укорененность в наследии предков в данном случае не просто не является препятствием для возделывания собственной души, но становится еще и питательной почвой, способной произрастить плод стократный как в сердцах, так и в умах. Подлинная любовь к Богу и служение Ему, по мнению наших сербских братьев и сестер, немыслимы без искреннего приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. Так считает и великий Апостол славянства и Европы, автор «Слова о Всечеловеке», видящий вящий смысл земного бытия каждого православного христианина в стяжании духа, в приподнимании себя «над Востоком и Западом».

 Показательно, что все вошедшие в настоящий том творения Святителя так или иначе связаны с Индией, от коей «праотцы сербские восприняли веру в судьбу» и коя сама теперь «алчет и жаждет истинного Бога – Бога всемогущего и любящего людей», взыскует Его всей исстрадавшейся и измученной душой своею, так что даже «готова и смерть принять – только бы прийти к истине». Мысль о прародине крови красной нитью проходит через уже упомянутые сочинения Владыки, равно как и через его «Индийские письма». В этом последнем произведении перекличка с третьим, «европейским» томом особенно заметна, несмотря на явное жанровое различие. К сожалению, не только отдельные читатели, но даже и многие коллеги-слависты и переводчики трудов свт. Николая Сербского не всегда отдают себе отчет в авторской позиции сербского Златоуста, а потому стараются либо сделать его тексты «более понятными», либо же их «оправославить», о чем, кстати сказать, еще задолго до них, уже при жизни владыки Николая, неоднократно пеклись зачастую весьма достойные люди. Думаю, после оценки данной трудам и подвигу Святителя не только его боговдохновенным учеником, преподобным Иустином (Поповичем), но и всей полнотой Православной Церкви, такие, пусть и искренние, попытки могут быть оставлены с чистой совестью. Критика самим святым Владыкой «зачарованной», «со стеклянными глазами» Индии выглядит гораздо убедительнее любых сторонних комментариев. Но при этом – как и в случае с Европой, кою, опять же, следует принципиально отличать от Запада! — в его отношении, подчас предельно суровом и нелицеприятном, неизменно сквозит дерзновенное, исполненное пророческой ревности ощущение неизжитого родства и упование на безграничное милосердие Божие.

 Тернистый путь в Отечество Небесное пролегает по сугубо земным путям и дорогам, и от того, как воззрит человек на «бедные селенья» родной земли и «ветхую» правду кровного естества, праисторию и предысторию своего народа, во много зависит итог его, а значит, и наше конечное воздаяние. Вспомним, что и даровитый африканский уроженец Ориген – предтеча многих ближневосточных экзегетов и современных воинствующих либералов – не устоял со своей абстрактной любовью ко Господу и с вполне конкретной ненавистью к в общем-то чужой для него Римской империи, которой, после всех трагических и судьбоносных перипетий исторической драмы человечества, суждено было-таки стать первой христианской державой; «удерживающим», от коего берет начало и наша собственная общественная и государственная традиция. Насколько же больше будет спрос с «недаровитых», но при этом связанных корнями с родимой почвой европейского континента, где впервые утвердилась вера Христова!

 Что до православного серба, то он свой путь на Родину хочет пройти с достоинством, имея поводырями (коль скоро требует того его личная немощь) не лукавых выкрестов, но пастырей добрых, «от сербской крови и колена», вполне разумеющих реальные народные нужды. Отсюда и радость его. По-детски чистая радость народа-христианина, чувствующего на плече своем ободряющую руку Отца Небесного и видящего пред собою достойных Его служителей. Один из ведущих сербских епископов, выдающийся богослов наших дней (постриженик преподобного аввы Иустина), назвал эту небесную радость «райским хороводом» (по-сербски коло). Так, через солнечный символ древнего славянского и индоевропейского единства, еще раз выразил он правду сию, донеся до каждого сербского сердца свет и тепло вечной Истины Христовой.

Илья Числов, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке

Далее читайте:

Сербия (подборка статей в проекте Историческая география)

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев