«За Крест Честной и свободу златую!»
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


«За Крест Честной и свободу златую!»

2020 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

«За Крест Честной и свободу златую!»

Владыка Амфилохий (Радович).

В январе 2020 года Общество Русско-Сербской Дружбы направило братскому сербскому народу, его мужественным пастырям и архипастырям во главе с мудрым старцем-митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем) Обращение[i] с искренними словами восхищения и поддержки в их героической борьбе за Веру Христову и свои исторические святыни.

Общество сочло необходимым направить это письмо в связи с последними событиями в Черногории, где 27 декабря 2019 года был принят «Закон о свободе вероисповедания», который является попыткой придать законную силу церковному расколу – по образцу украинского – и грозит разорением святынь этого древнего сербского края. В Обращении подчеркивается, что «каждому непредвзятому наблюдателю нынешней черногорской драмы, знакомому с историей и готовому по достоинству оценить исторический путь сербского народа и его волю и любовь к свободе, очевидно, что вышеупомянутый закон служит исключительно стремлению узаконить и оправдать разорение и осквернение православных святынь – залог сербской стойкости и преданности Спасителю». Его реализация на практике чревата предельным обострением сложившейся ситуации. Показательно, что всё это является новым этапом богоборческой политики Иосифа Тито и его небезызвестного идеолога Моше Пияде.

В ответ на это беззаконие последовал призыв митрополита Амфилохия, а также епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия (Мичовича) подняться на защиту своих святынь и самого сербского имени. Поэтому нынешние события в Черногории отличаются удивительным единством сербов: крестные ходы численностью до 150 тысяч человек собираются регулярно в Черногории, и многотысячные – в других сербских государствах – и в самой Сербии, и в Республике Сербской. В народе растет с каждым днем сопротивление противоправным действиям нынешних марионеточных властей Черногории, не изживших до конца титовское наследие и управляемых из американского госдепартамента.

Крестный ход (Беране, Черногория).

Единение сербского народа перед лицом диктата нового мирового порядка и опасностью утратить свои святыни обусловлено всей его историей, борьбой за веру, свободу и национальную самобытность. Как и прежде, нынешняя черногорская ситуация демонстрирует нам, что сербы, являясь своего рода западным форпостом славянства и Православия, первыми испытывают на себе физический и духовный натиск со стороны сил, враждебных их историческому пути и самосознанию, и первыми встают на защиту христианских ценностей и за право быть хозяевами на своей славянской земле. Поэтому сегодня отстоять христианские святыни Черногории – задача всего сербского народа. К слову сказать, выдающиеся современные сербские писатели, мыслители, ученые и деятели культуры однозначно высказались в поддержку своего народа в его борьбе за духовное и историческое наследие.

И это именно так, ведь многие из храмов и монастырей Черногории ведут свое начало со времен сербской средневековой династии Нéманичей (1166–1371). В Рибнице (область современной Подгорицы) в начале XII века родился основатель этой династии – могучий славянский витязь и государь Стефан Нéманя, отец святителя Саввы Сербского, а для храма святых апостолов Петра и Павла города Биело Поле было написано знаменитое Мирославлево Евангелие (XII век)!

Православная Церковь здесь традиционно пользовалась непререкаемым авторитетом, если учесть, что на протяжении длительного времени – с начала XVI до середины XIX века – Черногорией управляли митрополиты. Из них еще при жизни в славянском мире были особенно известны святитель Петр Цетинский (1784–1830) (его нетленные мощи почивают ныне в Цетинском монастыре) и его племянник – митрополит, правитель Черногории, величайший сербский и крупнейший южнославянский поэт Петр II Пéтрович Негош (1813–1851).

Нелишне вспомнить и то, что со времен знаменитой Косовской битвы (1389) – символа сербской духовной победы, благодаря судьбоносному выбору князя Лазаря в пользу Царства Небесного, знаменитый девиз Косовских витязей «За Крест Честной и свободу златую!» стал основанием и знаковым выражением исторического самосознания сербов. Борьба за веру и ее святыни со времен османского ига неразрывно соединилась в сербском народном сознании с освобождением родной земли от чужеземных захватчиков. В дальнейшем это послужило развитию историософских представлений о Черногории (свободной от османского ига) как о «вековом и неприступном редуте христианства» на гористых Балканах. Духовные лица здесь нередко принимали прямое участие в битвах с турками и даже, по примеру святителя Петра Цетинского, предводительствовали в сражениях. А сам Цетинский монастырь представлял собой нечто вроде военной крепости, защищенной каменными стенами с брустверами, которые были снабжены пушками, судя по описанию русского генерал-майора и военного писателя В.Б. Броневского (1784–1835) в его книге «Записки морского офицера».

Сознавая, что вера является оплотом и живой нитью исторического самосознания сербского народа, условием самосохранения его культуры и национальной традиции, члены Общества Русско-Сербской дружбы заявляют в своем Обращении, что в свете той обстановки, что сложилась сегодня в православном славянском мире, пример сербских братьев и сестер, решительно и бескомпромиссно отстаивающих свое христианское и национальное достоинство, заслуживает всяческой поддержки, социального признания и восхищения.

Сегодня, как и во времена наших первых ученых-славистов – И.И. Срезневского, П.И. Прейса, В.И. Григоровича, – а также философов-славянофилов, применительно к Черногории вновь уместно говорить о «сербской Спарте», уроженцы которой – храбрые черногорцы – всегда являлись неотъемлемой и наиболее героической частью сербского народа. Таковыми они в значительной мере остаются и поныне, вопреки всем трагическим потрясениям минувшего XX века и многочисленным лукавым и псевдонаучным медийным манипуляциям, обслуживающим миф о т.н. «черногорской нации» и «черногорском языке» – это горькое идеологическое зерно было посеяно Иосифом Тито, который еще в 1945 году инициировал искусственное разделение единой сербской нации на сербов и черногорцев.

Закрепление этого процесса происходило поэтапно, за счет реализации языковой политики и ее ключевых направлений, предусматривающих переименование учебного предмета «сербский язык» в «родной язык» («наш jезик»), а спустя некоторое время в официальных документах он стал называться «черногорский язык». Политическая воля возобладала над языковой реальностью, игнорируя при этом сравнительно небольшие отличия между екавским и иекавским диалектами сербского языка (напомним, что, например, между отдельными диалектами немецкого языка существуют более существенные различия).

Факт этот давно известен и не оспаривается серьезным научно-лингвистическим сообществом, однако цели сегодняшней политики не всегда совпадают со здравым смыслом, а потому могут вызывать противоположный эффект, – в данном случае ее поспешные решения послужили поводом к характерным насмешливо-ироничным названиям нового языка, вроде «монтенегринский» или даже «милогорский» язык, – по имени предводителя местных черногорских сепаратистов Мило Джукановича.

Показательно, что наряду с поспешной реализацией этапов языковой политики происходит игнорирование географических изменений, произошедших в данном регионе, и даже искажение политико-картографических данных. Признанию искусственного «черногорского языка» и относительно быстрому занесению его в международный языковой реестр в 2017 году сопутствует значительное ограничение объема информации о географических изменениях региона.

Так, государство боснийских сербов – Республику Сербскую, где Православие является государственной религией, закрепленной на законодательном уровне, предпочитают упорно не замечать, хотя по своим размерам она больше Черногории. Республика Сербская, занимающая 49% от территории Боснии и Герцеговины, была образована в 1995 г. на основе Дейтонских соглашений и поэтому существует и de facto и de jure, однако на современных политических картах – как американских, так и российских демократических – никак не обозначена.

Все эти факты – часть процесса по «разрушению сербского этнического и культурного пространства», как определял основной смысл современной геополитики академик Веселин Джуретич. Из опыта нашей собственной истории XX века мы знаем о таком разрушении и его политических последствиях и горьких результатах не понаслышке, если учесть, что историческая Россия, – впрочем, как и главные сербские земли, – разорвана ныне на три государства.

Между тем, судя по ряду публикаций в СМИ, в Европе и на Западе немалое удивление вызвала непонятная для современного мира готовность сербов защищать, а если придется, и жизнь отдать за свои святыни. Наиболее известные из них являются достоянием всего православного мира: десница святого пророка и Крестителя Иоанна, частица Честного и Животворящего Креста Господня, Филермская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой.  

Напомним, что в результате титовского правления в Черногории действующими оставались лишь единичные храмы и монастыри, – большинство же из них было разрушено или пребывало в запустении. Так, старинный величественный монастырь Стáневичи во всех путеводителях значился как «самая монументальная развалина в Югославии». При этом в них не указывалось, что монастырь одно время служил резиденцией черногорских митрополитов. По одной из версий, именно здесь Негош написал свою знаменитую религиозно-философскую поэму «Луч микрокосма» (1845).

Все изменилось в 1991 году, когда на трон славных митрополитов династии Пéтровичей был поставлен их достойный последователь и духовный преемник – нынешний митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, ученик преподобного Иустина (Поповича) и старца Паисия Святогорца. Сила и глубина его веры и любви к Богу и народу, мудрость, глубокая образованность и духовная одаренность воскресили веру в людях. Своим примером он вдохновил целое поколение будущих священников избрать духовный путь. Отовсюду сюда стали стекаться люди разных профессий, зачастую высокообразованные, жаждущие подвига и преисполненные желания послужить Богу. Многих из них владыка Амфилохий определил восстанавливать заброшенные святыни, находящиеся в труднодоступных и суровых местах.

Обращение Общества Русско-Сербской дружбы засвидетельствовало глубокое уважение и почитание митрополита Амфилохия в своем народе и во всем православном мире. Подобно многим светильникам сербского Православия, ведущим свою паству путем, намеченным святителем Саввой, митрополит Амфилохий – не только добрый пастырь и выдающийся архипастырь, но и ревностный патриот своего славянского Отечества и Черногории Пéтровичей. Его авторитет и роль в сохранении сербских святынь велика и особенно ценна в деле защиты православной веры и в противостоянии черногорскому сепаратизму, в том числе из-за которого «кровоточит сегодня сербская рана», как писал недавно почивший сербист И.М. Числов, по праву считавший митрополита Амфилохия настоящим столпом не только Сербского, но Вселенского Православия.

Двухлетняя девочка из Подгорицы на крестном ходе.

Пресс-центр Общества Русско-Сербской дружбы

Примечания

[i] https://mitropolija.com/2020/01/15/udruzenja-rusko-srpskog-prijateljstva-braco-crnogorci-hristoc-je-sa-vama/

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев