Амфилохий (Радович) Пасхальное послание
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Амфилохий (Радович) Пасхальное послание

2020 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Амфилохий (Радович)

Пасхальное послание

Пасхальное послание митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича)

Христос Воскресе!

В эти святые дни, братья и вечные собратья, прославляя Христа Богочеловека, Распятого и Воскресшего, поем песнь веры, надежды и любви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Согласно Павлу, апостолу народов, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И действительно, вся история человечества, человека как разумного существа, и весь людской опыт, и наука подтверждают, что существовали и существуют только два типа людей: одни верят в Бога и тем самым в вечную жизнь и вечный смысл человека и мира, а другие – в смерть и тем самым в ничтожность мира и человека, в конечную бессмысленность всего сущего. Вся людская тоска по Богу, и тем самым по вечному смыслу бытия, [сама] вера в Бога обрела свою полноту и совершенство в личности Распятого «за жизнь мира» и Воскресшего из мертвых Христа Богочеловека. Он есть Тот, через Которого «все на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3), и Который есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» – полнота всего – Своей смертью попирает смерть, открывается и даруется как «Хлеб живый, сшедший с небес; ядуший хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Он, Единый из земнородных, как Единородный Сын Божий, сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12).

Впрочем, всё, что существует, и то, каким образом существует, [пребывает] под знаком распятия и умирания и в то же время – под знаком рождения и воскресения. Эта тайна бытия и человека получает свою разгадку и смысл именно в Распятии и Воскресении Христовом. То Бог Отец дарением Сына Своего как вечной Любви отвечает на всечеловеческую и всекосмическую тоску и мольбы. Уже премудрый Соломон предуказал на эту истину словами: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

Ничуть не менее мудрый Петр II Негош, Тайновидец Ловченский, говорит: «Крест носить нам суждено» и добавляет: «Воскресения не бывает без смерти». Единение с Богом как жизнь вечная бывает [только] через Крест Христов и Распятие.

Человеку остается выбирать между верой в «попрание смерти смертью» и верой в смерть как в единственную конечную реальность мира и человека. Церковь Христова уже 2000 лет свидетельствует об этой первой вере. Борьба против сей веры и утверждения вечного людского достоинства продолжается на протяжении веков. Распинатели Христа и неблагоразумный разбойник издеваются над Ним с тех пор и по сей день. Отвергают Его как тогда, так и сегодня те, которые стяжают земные блага, земную смертную власть и почёт, а не в Бога богатеют. Сам же Христос сказал апостолу Петру, когда тот отвращал Его от Распятия, думая, что Он будет земным царем: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф. 16:23). Грех как отчуждение от Бога в состоянии сатанинского искушения, как отречение от несения Креста Христова ведет к обожествлению смерти. И это [тоже] распятие, но – неблагоразумного разбойника. В лице этих двух разбойников развивается людская судьба: разбойник, хулящий Праведника, Распятого «за жизнь мира», и покаявшийся разбойник, который просит [Господа] помянуть его в Своем Царстве. Это – мы, люди, это – человечество. И [отдельный] человек, и [всё] человечество и вчера, и сегодня, и завтра.

Насколько человек есть существо малосильное, показывает и эта пандемия, этот вирус и паника, охватившая людей и народы. Между тем всё, что происходит, случается по Божией воле и по Божиему попущению. Всё имеет смысл, нужно только найти и открыть его. Так, по словам одного мудрого индуса, эту пандемию можно истолковать и как месть природы за насилие, которое человек совершает над ней, злоупотребляя ею по причине своего эгоизма. Потому что человек богопротивным образом использует и богоданные ему силы и дары, и саму природу. Своей безнравственностью и бесчеловечностью человек превращает мир в Содом и Гоморру, делая его Мертвым морем – местом триумфа смерти. Нам, верующим в Бога, в победу жизни над смертью, причащающимся Тела и Крови Христовой, то есть Богом, Который есть Любовь, происходящее становится хорошим поводом, чтобы углубить свою веру и верность Христу Распятому и Воскресшему и чтобы осознать смысл слов Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39), равно как и смысл других, глубочайших слов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Именно это и есть Любовь Христова, явленная на Голгофе. Человек призван к причастию такой Любви, а значит – к отречению от самолюбия, [подвигу] христоподобной любви и самопожертвования ради Бога и ближних. Неверующим же в Бога Творца и Промыслителя, для которых грандиозные научные достижения создали иллюзию всемогущества человека, это всесилие смерти – повод глубже задуматься о смысле жизни, познать человеческую немощь, освободиться от конечной бессмысленности жизни, от веры в смерть и ничтожность через возвращение к более глубокой осмысленности жизни. Повод, чтобы перестать плевать на распятую Голгофскую Любовь, продавая ее за сребреники, как Иуда Искариотский, и на Церковь – как на бессмертную Общность и свидетеля этой Любви и вечного человеческого достоинства, – а также повод вернуться к здоровому употреблению своей природы и творения Божия.

Это оплевание, к сожалению, происходит сегодня, особенно у нас в Черногории. Идеология сегодняшней власти и ее «наука» основаны на безбожном богоборчестве и междоусобной брани, которые отравляли и отравляют целые поколения на протяжении вот уже семидесяти лет. Плодом этого является и принятый закон[1], равно как и продолжение насилия над Божией Церковью, на этот раз уже не от имени Сталина и Тито – нового коммунистического человека, но от имени «демократии» и «европейских ценностей» через превращение демократии в демонократию и сведение «европейских ценностей» к толстому брюху, собственному властолюбию и эгоизму. Всё это пробудило народ в Черногории собираться на крестные ходы. В народе, чаша терпения которого переполнилась от насилия [и несправедливости], воскресли истинный героизм и человечность. Крестные ходы были и остаются призывом к боголюбию и братолюбию, призывом к примирению братьев, искуплением от богоубийственных и братоубийственных разделений как династических и племенных, так и идеологических партизанско-четнических[2], и от всего того, что от них родилось в нас. В этом смысле и общая борьба против вируса получила духовное и нравственное значение как у нас, так и во всем мире. Мы, люди веры в Воскресение и Жизнь вечную, учимся не ждать от Бога того, что может дать человек и человеческое знание, того, что человек своей наукой открыл в творении Божием и создал своим трудом. Но, спасаясь от «научного» злоупотребления природы, борясь за Святыни и за духовное здравие людей, мы учимся любви ко всякому человеку. Во свете Христовой жертвенной любви мы принимаем и с благодарностью поддерживаем все, на чём из человеколюбия настаивает государство, и прежде всего, службы здравоохранения – ради телесного здравия людей.

При этом в нашем пасхальном послании мы вольны напомнить нашей власти и всем людям доброй воли о завещаниях святого Василия Острожского и святого Петра Цетинского, драгоценных для исцеления от еще более опасного и живучего вируса беззакония в вопросе церковного имущества и находящихся под угрозой прав Церкви Божией. Святитель Василий в своем завещании сообщает: «Пишу ради подтверждения истины… […] Свое состояние не пощадил Бога ради и милости Пресвятой Богородицы… Бог свидетель. И [если] кто-то бы решился отнять что-либо от монастыря, да отнимет Господь Бог у такого разорителя его дом, имение и скотину с сыновьями и всем имуществом, да поразит и распнет его Господь Бог, внезапно и вовеки. Аминь. Да погибнет след его и очаг во веки. Аминь».

А святитель Петр Цетинский в своем завещании добавляет к этому: «Наипаче вас всех и каждого прошу и всячески истинным Богом Вседержителем заклинаю, на все времена завет учиняя и оставляя: церковного добра и имущества, где ни есть какое, да не коснется никто и никогда – ради ваших же всех сродников и ближних и ради всяческого вашего счастья и порядочности вашей; также и о всем притче церковном, монахах, якоже служителях моих и ваших, реку: заботьтесь и поддерживайте их, как о них и я всегда заботился и поддерживал…»[3]. Слова обоих святителей относятся ко всем временам.

Напоминая об этих двух завещаниях величайших людей в истории Черногории, всех вас поздравляю приветствием вечной истины, правды и человечности:

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Архиепископ Цетинский, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), экзарх Священного Трона Печского.

 

Источник: https://mitropolija.com/2020/04/17/vaskrsnja-poruka-mitropolita-amfilohija-2020-g/

Перевод с сербского, примечания Елены Осиповой, председателя Общества Русско-Сербской дружбы.

Примечания

[1] Речь идет о принятом 27 декабря 2019 г. правительством Черногории противоправного закона «О свободе вероисповедания и правовом положении религиозных объединений». Подробнее см.: https://sklaviny.ru/proekty/slavyane/202001ruserb.php

[2] Вторая мировая война в Югославии была, по сути, гражданской, в которой сербский народ понес большой физический и моральный урон не столько от фашистов, сколько от коммунистов-троцкистов Тито и Моше Пияде. Титовцы непосредственно не воевали с оккупантами, однако устраивали провокации, в ответ на которые фашисты убивали сербов (из расчета сто человек за одного убитого немца). При этом четники боролись против гитлеровцев под монархическим знаменем, сражаясь за «Веру, Короля и Отечество», а партизаны (само это слово в сербском языке, в отличие от русского, имеет выраженную негативную коннотацию) – пошли за непопулярными поначалу в народе титовскими коммунистами. Для этого их намеренно сбивали с толку, играя на вековой любви сербов к России, которая традиционно была особенно сильна в Черногории. Трагическое противостояние четников и партизан оставило глубокий след в народе, поэтому владыка Амфилохий говорит о необходимости его преодоления.

[3] Цитата из завещания святителя Петра Цетинского в переводе И.М. Числова приводится по книге «Святой Петр Цетинский – патриарх нового времени». М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 561–562.

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев