Галина БОГОЛЮБОВА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Галина БОГОЛЮБОВА

2010 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Галина БОГОЛЮБОВА

Вспоминая Анатолия Ивановича Просвирина

(архимандрита Иннокентия)

            Он появился в моём кабинете как ангел, сошедший с небес. Чистый неземной взгляд, одухотворённое лицо, озарило кабинет благодатью.

             В то время, я работала начальником управления культуры Свердловского района г. Москвы и в сферу моей деятельности входила обязанность по контролю и взаимодействию с церковными приходами на территории района.

            Он обратился с двумя предложениями, передать в ведение русской православной церкви Храм рождества Богородицы в Путинках на ул. Чехова, в котором размещалась репетиционная база «Цирка на сцене» и Высоко-Петровский монастырь, который использовался «Росизопропагандой» Министерства культуры под складские помещения, а трапезные палаты – ансамблем «Берёзка». Это был 1989 год. Страна жила в преддверии перемен, перестройки, гласности  и свободы вероисповедания.

            Но прямо скажем, задачу он мне задал не простую. Одно дело - государственному органу прекратить передачу сведений о том, кто женился, кто крестился, а другое – выселить государственные валютные организации с мировым именем из репетиционных баз, несмотря на то, что те находились в обветшалых Храмах. Им надо было подобрать соответствующие оборудованные помещения, согласовать действия районных и городских властей с Минкультом и проделать много разных административно – хозяйственных процедур. Но одухотворённость отца Иннокентия была столь велика, что я взялась за эту, казалось бы, непосильную работу.

            Для того чтобы отселить эти организации, необходимо было привлечь общественное мнение, средства массовой информации, творческую и научную интеллигенцию к проблемам культуры и духовного возрождения. Я обратилась в театр «Ленком» и коллектив театра поддержал инициативу по передаче Храма «Рождества Богородицы в Путинках» русской православной церкви. Большая часть актёров театра создала первую общину, это такие имена как Караченцев, Абдулов, Шанина и другие. Александр Абдулов предложил устраивать вечера на задворках театра для сбора средств на реставрацию Храма.

            И работа началась. Субботние уличные концерты театра были столь необычны для нашего советского менталитета, что рекой полились жалобы от жильцов близлежащих домов о ночном шуме. Но надо сказать, что концерты в те времена, были достаточно целомудренны, стихи и православно - патриотические песни – вот, что звучало со сцены.  Но и они будоражили воображение советских обывателей, которые не хотели духовных и нравственных изменений. На вечерах присутствовали отец Александр Мень и Митрополит Питирим, то есть та интеллектуальная часть православных священников, которые  стали духовными пастырями русской интеллигенции. Но надо также отметить, что в мой адрес стало поступать много угроз. Приходили молодые люди в чёрных рубашках и требовали, чтобы ни отца Александра Меня, ни Митрополита Питирима к возрождаемому Храму не подпускали. Что там будет тот священник, которого приведёт их община.

            Столько лет прошло с тех пор, но этот первый Храм дался нелегко. Отца Александра Меня убили, убили и ещё двух священников, которых назначала Московская Патриархия, но всё же на требования чернорубашечников Патриархия не пошла. Храм был оформлен как Патриаршее подворье.

            Отец Иннокентий всё более и более втягивал меня в процесс духовного возрождения России. Издательский отдел, где он работал и который возглавлял Митрополит Питирим, был настоящим центром новых идей и концентрации людей, способных к самосовершенствованию и переосмыслению ценностей человеческого бытия.

            Мы, выросшие в советской стране и впитавшие в себя марксистско-ленинские принципы атеистической пропаганды, с восторгом открывали для себя другой мир, других людей и другие нравственные принципы. Но, к сожалению, такое духовное прозрение не очень нравилось партийным и государственным органам власти. И райком партии, и исполком всё более косо смотрели в мою сторону и злобно шутили: «Что это у нас исполком, превратился в монастырь? Почему у нас по коридорам разгуливают попы?» Но подспудно, подсознательно, всё равно, все понимали – наступает время перемен, время духовного обновления.

            Чтобы  священники, с которыми, мы работали, не ходили по коридорам власти, наше Управление переехало в другое помещение в Столешниковом переулке. Отец Иннокентий освятил его, и для сотрудников и для тех с кем мы общались, началась другая жизнь. Первое освящённое советское управленческое учреждение имело другую «ауру» и другой менталитет. Отец Иннокентий завершал работу над «Русской библией» и с таким упоением, таким  восторгом  рассказывал о русской культуре, о славянских корнях и единстве славянских народов, о том, что создан международный фонд славянской письменности и культуры, но он ещё не имеет мощной государственной поддержки и хорошо было бы создать российский славянский фонд и эта идея, мне понравилась, тем более, что наше управление имело государственные полномочия для регистрации и учреждения общественных объединений.

            Учредителями Славянского фонда России  выступили – Издательский  отдел Московского Патриархата, наше Управление, «Интурист», издательство «Молодая гвардия». В 1990 году состоялось  официальное учреждение Фонда. На учредительной конференции Президентом фонда был избран Митрополит Питирим. Предполагалось два вице-президента – о. Иннокентий и  от госструктур моя кандидатура. Отец Иннокентий взял самоотвод, мотивировав это тем, что он и так будет помогать, для него главное, чтобы на государственном уровне велась работа по сохранению и развитию духовного наследия.

Следующий бастион, который нужно было брать – Высоко-Петровский  монастырь.

С выпускниками Щепкинского училища, курс Ю.М. Соломина, мы проводим художественно – историческое действие в стенах монастыря «ПОКОЯНИЕ». Эпиграфом к этой акции взяли слова, сказанные Митрополитом московским Петром, ещё в 17 веке:

«Господи, прости нас грешных, прости нас в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас озлобленных и не помнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времён, и наполнятся светом и любовью души людей, и да возродится Свеча всей русской земли».

Эти слова стали не просто эпиграфом, они стали знаменем всей нашей дальнейшей жизни.

            С Божьей помощью, Высоко – Петровский монастырь стал возрождаться. Сейчас в нём распологается отдел катехизации и образования  Московского Патриархата.

Первой крупной акцией Фонда стал "Славянский ход", начавшийся в Пасхальную ночь 1991 года, когда в Богоявленском Соборе от свечи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, загорелась свеча "Славянского хода". Цель Акции – привлечение общественного внимания к проблеме сохранения и развития Кирилло-Мефодиевского наследия. В рамках "Хода" ежегодно Славянский фонд России совместно с Московской Патриархией и другими общественными и государственными организациями проводит Дни славянской письменности и культуры, посвященные памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. 24 мая стал единственным в России государственно-церковным праздником – Днем Славянской письменности и культуры, праздником нашей национальной культуры. Более чем в пятидесяти городах России стали проходить фестивали, выставки духовного, классического и народного творчества и другие культурно-просветительские мероприятия.

Для поддержания и развития театрального направления Фондом учреждена Премия в области театрального искусства, которой награждены Государственный Академический Малый театр и театр Ленком.

Совместно с Российской Академией наук, Институтом славяноведения проводятся международные симпозиумы и конференции по теме "Славянский мир - единство и многообразие". Ведущие ученые ряда славянских стран принимают активное участие в подготовке и проведении данных мероприятий.

Ещё одно направление – дети. Детские православные паломнические миссии по монастырям России, являются неотъемлемой частью Дней славянской письменности и культуры. Учащиеся воскресных школ разных городов посещают монастыри, помогают в их ремонте и реставрации.

На протяжении 17 лет, детям удалось увидеть своими глазами, как из руин возрождаются Храмы, а с ними, наша историческая память. И в этом возрождении есть частица и их труда.

Литературно-художественные конкурсы и фестивали также способствуют приобщению детей к изучению истории и культуры своего народа, развитию образного мышления, передаче своих мыслей и чувств  через художественную форму, и как итог – лучшие работы войдут в «Книгу мира» – послание детям третьего тысячелетия.

Просветительскую работу Фонд проводит с Государственной Детской библиотекой России и Дворцом детского творчества на Воробьёвых Горах. Дети из разных уголков страны присылают свои работы на литературно-художественный конкурс "Отчий Дом".

Совместно с Московской Патриархией, ежегодно проводятся Детские Православные паломнические миссии по монастырям России, Рождественские Патриаршие праздники для детей-сирот, культурно-просветительные акции для учащихся воскресных школ.

В 1997 году утверждена Международная премия св. рав. Кирилла и Мефодия, которой награждаются видные общественные и государственные деятели, внёсшие значительный вклад в развитие и сохранение кирилло-мефодиевского наследия.

Главой Попечительского Совета фонда стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев