Николай ЯРЁМЕНКО |
|
2010 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Николай ЯРЁМЕНКОТри лика одного родаМы сойдемся с Вами – сойдемся в преданности нашей вере, В 2010 году патриотам Земли Русской (а в первую очередь – Малой Руси), почитателям родной старины, а также истории, творимой сегодня, есть повод вспомнить троих славных соотечественников в связи с их юбилеями. 340 лет исполнилось со дня рождения знаменитого писателя-хрониста Самоила Васильевича Величко, последнего малороссийского летописца (или просто и гордо Летописца), как вскоре стали называть его в просвещённом обществе империи. 150 лет назад появился на свет страстный борец за Русскую идею, поэт и драматург Василий Львович Величко. Ряд творческих союзов, правительственных структур Москвы, Международный Совет российских соотечественников отметили 70-летие ныне живущего общественного деятеля Русского Мира, публициста Сергея Анатольевича Сокурова, который подписывает свои сочинения на малороссийскую тему «Сокуров-Величко». Всех троих связывает в той или иной степени родство, общий корень, оставшийся на Полтавском поле, и литературное творчество - не ради красного словца, а на пользу Отечества. Единого, в их понимании!
Казак с гусиным пером В феврале 1670 года на Полтавщине, в семье казака не простого чина Полтавского полка Василия Величко, родился сын. Назвали Самоилом (Самийло, по-домашнему). Выходцу из казацкой верхушки (т. н. старшины) по сословной традиции судилось до последнего дня саблей махать. Да мальчик оказался очень смышленым. Определили для постижения наук в Киево-Могилянскую коллегию, в то время первейший ВУЗ царства Романовых. Там одарённый парубок овладел всей схоластикой и науками, что вкладывались в студенческие головы, также общерусским литературным языком своего времени, латынью; освоил в совершенстве польскую речь, легко объяснялся с гостями из германских стран (впоследствии перевёл на родной язык немецкую «Космогонию»). Почуяв за воротами Alma mater соблазнительный запах воли, молодой человек решил отведать запорожской жизни. И этот непродолжительный опыт пригодился в жизни. Тогда, видимо, и заметил его давний знакомец старшего Величко Генеральный писарь В.Л. Кочубей, малороссийский вельможа, в будущем – Генеральный судья и кровавая жертва преступного гетмана Мазепы, старого сладострастника, «зрадныка» (изменника) по призванию. С 1690 по 1708 год Самоил Васильевич, находясь рядом со своим высокородным покровителем, служит канцеляристом в Генеральной войсковой канцелярии, руководимой В. Кочубеем. Он успешно поднимается по чиновной лестнице, вплоть до звания полковника, чему свидетельствовала хранившаяся у его потомков до начала 30-х годов ХХ века личная печать «казака с гусиным пером». В конце концов, эта печать оказалась у бабушки писателя Сергея Сокурова, мать которой, урождённая Величко, передала семейную реликвию дочери, а та «уступила» её чекистам при аресте мужа в Харькове…
Управленец Величко после гибели своего патрона на гетманской плахе в 1708 году тоже попал под тяжёлую царёву руку. Есть сведение, некоторое время провёл в тюрьме. Милость раскаявшегося Петра к пострадавшим Кочубеям распространилась и на его окружение, правда, не сразу (российской волоките не одна сотня лет!). Однако на государственную службу Самоил Васильевич не вернулся. Он принял приглашение сына казнённого Мазепой Генерального судьи разделить с ним стол и кров в имении Кочубеев Деканьке, которую воспоют Пушкин и Гоголь более чем через сто лет. Также отставной канцелярист Величко жил в Жуках под Полтавой, учительствовал, занимался литературным трудом, в основном, работал над хроникой, озаглавленной им в рукописи «Сказание о войне козацкой з поляками, чрез Зеновия Богдана Хмелницкого, гетмана войск запорожских, в осми летех точившойся …» (здесь приводится часть названия). Впоследствии «Сказание» войдёт в историю как «Летопись» и принесёт всероссийскую, затем мировую известность автору. Разбор сказания-летописи не входит в план статьи (на эту тему исписано много бумаги другими авторами), но ниже я уделю названному труду несколько строк Последний раз Самоил Величко упоминается в 1728 году. Больной, почти слепой, он тихо, незаметно для большого мира, в райской малороссийской глуши, угасал над объёмистой рукописью, черновики для которой перевозились двумя возами. Он жил в грозное время, когда «Россия мужала с гением Петра». Первый наш император, победитель Карла XII, злого гения Европы, бывало, спрашивал митрополита Прокоповича, «когда же увидим изданной полную историю Отечества?», не ведая, что один из способнейших историков его времени совершает научный подвиг в тени, в забвении современников. Титанический труд последнего летописца Руси не был издан при его жизни. Лишь в 1848-1864 годах выходят один за другим четыре тома, озаглавленные «Летопись событий в Юго-Западной России в ХVII веке». По отзывам специалистов, летопись, в целом, «является одним из самых достоверных произведений малороссийской историографии» того времени. Сегодня она ценна еще и тем, что позволяет опровергнуть многие мифы, внедряемые в общественное сознание современными переписчиками истории, в частности, «свидомитами». Величко называет себя «истинный Малыя России сын», своих земляков – «казацко-русским народом» и «малороссиянами». Как тут не вспомнить «Президента-с-Майдана», который отказом от всего малороссийского – народного имени, названия родной земли, пр. - демонстрирует пещерное невежество и безразличие к славному прошлому своего народа. Для Летописца Величко Малая Русь и Великая Русь, «России наши Великая и Малая» - две составные части одного целого. Обе они – Русская земля, где живут русские люди, распространена русская православная вера, господствует в наборе диалектов и говоров русский язык, единый для просвещённых слоёв в общерусской редакции, сделанной просвещёнными малороссиянами, в основном. Стоит ли удивляться, что народный учитель, летописец Самоил Величко и его «Сказание-Летопись» непопулярна у нынешних «национально сознательных» историков (точнее, псевдоисториков)? «Схаменiться, добрi люди!», не был Самоил Величко украинцем. Малороссом - был. Православным – был. Казацко-русским писателем – был. Тем более, «галицаем» – никогда не был! И не будет!
P.S. Рекомендую изданные сочинения С. Величко и работы о С.Величко. Последних – большой список. Начните с интернета.
Певец Русской идеи Приблизительно полтора века спустя в том же селе Жуки, что под Полтавой, где коротал в своё время последние годы жизни за благородным трудом знаменитый Летописец, и на хуторе Вернигоровщина, радовался утру жизни его далёкий, в 10-м поколении, потомок. Звали его Василием. Имение принадлежало его отцу, Льву Величко. Сюда семья малороссийского дворянина переселилась из Прилук Полтавской губернии, где в разгар лета 1860 года началась короткая, но яркая, исполненная творческим и гражданским горением жизнь Василия Львовича. Качественное домашнее образование и гимназические успехи позволят способному к наукам и музам полтавчанину поступить в Императорское Училище правоведения в Петербурге. Его называли кузницей чиновничьих кадров. Можно не сомневаться, что потомок выпускника Киево-Могилянской коллегии вышел из Училища также с блестящей аттестацией. С 1883 года студент Величко начал печатать свои стихи в «Русской мысли», «Новом времени», «Вестнике Европы», «Русском вестнике», «Неве», в других «читаемых до дыр» изданиях. В 1890 году вышел первый сборник стихотворений В. Л. Величко. Его комедия «Первая муха», была удостоена Грибоедовской премии. Как утверждает один из лучших знатоков его творчества А.Д. Степанов, «главной особенностью поэзии Василия Величко была историософичность (гены пращура Самоила Васильевича дали себя знать. – Н.Я.). Его можно с полным правом назвать «Певцом Русской идеи». В своем поэтическом творчестве Василий Львович продолжает традиции русских мыслителей-консерваторов от славянофилов. Его прекрасное стихотворение «Русская идея» демонстрирует сколь глубоко понимает поэт призвание России и предназначение русского народа».
Не всем постичь ее дано! В ней мир и меч, покорность и свобода! Она в душе могучего народа Небесной истинны зерно!
Существо Русской идеи, согласно Величко, составляет бессмертная Уваровская триада: «Православие, Самодержавие, Народность». В 1896 году Василий Величко уезжает в Тифлис редактировать газету «Кавказ», главное периодическое издание на русском языке в горном краю эжной окраины империи. Три года он возглавлял редакция.. Три года длилась его борьба за русские национальные интересы. Здесь проявился окреп голос певца Русской идеи, здесь он ощутил себя её борцом. Вернувшись в Петербург Величко становится у истоков первой черносотенной организации «Русское собрание». Совсем недавно и нередко сейчас нас пугали всем «черносотенным». Избавляйтесь от этого заблуждения. А чтобы избавиться, читайте сочинения В.Л. Величко. Ниже назову. Как писал один из современников тех событий, «Русское собрание» зародилось, «когда любовь к отечеству была в забвении, когда стало невыгодно быть русским человеком». Как член Совета «Русского собрания», Василий Львович вел свою борьбу на поприще публицистики, сотрудничая в старейшем консервативном журнале «Русский вестник», где опубликовал цикл статей «Русские речи». Величко рассматривал все социальные проблемы страны глазами русского националиста. Кроме редакторских хлопот, все творческие силы забирала политическая публицистик. Вместе с тем Величко продолжает писать стихи. В это время он создает свое самое масштабное произведение – историческую драму «Меншиков». Выходит его книга «Кавказ», популярная и переиздаваемая сегодня в Азербайджане. До конца дней своих Василий Львович, практически ежегодно, гостит в Малороссии. Но силы подорваны, они на пределе… Русский монархист, умное и острое перо Воинства святого Георгия, стойкий страж империи и самобытности русской государственности умер в 1904 году в Петербурге.
P.S. Когда готовился к изданию настоящий сборник, я, вдохновившись жизнью В.Л. Величко, написал очерк «Воин Святого Георгия» и успел сюда приложить. Но лучшее литературное исследование жизненного и творческого пути одного из основателей «Русского собрания» принадлежит А. Степанову. Рекомендую предисловии к книге Василия Величко (и саму книгу) «Русские речи» (Москва, Институт русской цивилизации, 2010). Названное предисловие также можно найти на портале «Русская народная линия».
Геолог, писатель, организатор Летом 1959 года юный Сергей Сокуров был выпущен в самостоятельную жизнь из горного учебного заведения геологом. В списке предлагаемых мест службы интуитивно остановился на Полтаве, в которой он никогда не был, о которой вспоминал лишь в связи с героями известных произведений Пушкина и Гоголя. Вскоре, проезжая по делам геологоразведки Диканьку, вдруг испытал приятное волнение, как в предчувствии разгадки какой-то светлой тайны. Взрослые в родительской семье долго скрывали от младшего из Сокуровых тайну его происхождения по одной из родовых линий. Состоять в родстве, пусть далёком и запутанным, с выходцем из казацкой старшины, приравненной Екатериной II к российскому дворянству, да оказаться «одного поля ягодой» с черносотенцем при власти рабоче-крестьянских строителей социализма, значило, по меньшей мере, испортить себе карьеру. Когда же Сергей был посвящён, наконец, в тайну рода, он смог объяснить своё душевное состояние: при проезде Диканьки его кликнул родной пращур, чьи кости давно истлели в этой земле. Нет, не поэтическая выдумка волнующий «зов предков»! С тех пор прошло полвека, и к своему семидесятилетию уже бывший геолог Сергей Анатольевич Сокуров получил известность как боевой, яркий публицист, как узнаваемая фигура в жизни русской диаспоры. Рефреном его творчества и общественной деятельности могут стать слова В.В. Шульгина: «Тяжче всего – отсутствие у нынешних русских людей слабого и отроду сознания своего единства… Мы в национальном обмороке… Отсюда проистекала наша нынешняя губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации, что более всего вредит нам сегодня. Русские не способны делать дела через самозарожденную организованность. Мы из тех народов, которым непременно нужен вожак. При удачном вожаке русские очень сильны… Трудно служить России в одиночку, а скопом мы не умеем». Сергей Анатольевич в разгар перестроечного безумия, к тому времени уже автор прозаических и стихотворных произведений, член Союза писателей СССР, отложил на время в сторону перо литератора, чтобы дать жизнь иному «произведению» ума, воли и рук – общественной организации, которая, в предчувствии распада единой страны, возьмёт на себя защиту всех явлений и форм русскости, главное, русской культуры и образования на родном языке. Инициатор начинания жил в то время в галицийском Львове, мнившем себя «Украинским Пьемонтом». Какая в то время сгущалась там русофобская атмосфера, напоминать излишне. Жена Сокурова Альвина Николаевна пошла за мужем навстречу опасности и лишениям, проявив характер декабристки. В короткий срок, к осени 1988 года, такая организация была создана. За ней закрепилось название Русское общество им. А.Пушкина. Оно живо по сей день, стойко перенеся давление недружественных сил, отстаивая права соотечественников, всех русскоязычных, «мигрантов» и «нацменшинств», в окружении «титульних». Последние вынудили лидера Общества переселиться на родину. Но и здесь, в Москве, основатель первой русской общественной организации на постсоветском пространстве служит мировой диаспоре соотечественников пером публициста и представляет интересы «вынужденных эмигрантов» в Российской Федерации, используя свой авторитет. Свидетельство тому, к примеру, - издание попечительством Правительства Москвы сборника его малороссийских сочинений «Мотивы новой Руины», на котором имя автора – Сергей Сокуров-Величко. Каждый очерк в сборнике – это словесная бомба, брошенная в логово сепаратистов и «оранжоидов», врагов Единой Руси. Поэтому так яростно облаивают автора комментаторы «по ту сторону фронта». Творчеству Сокурова-Величко, уверен, подходят такие слова: «Правду оседлую всегда показать труднее, чем «правду кочевую» - та многообразней, подвижней, богемней, всегда ближе к сердцу кочующего «богемного» художника. Но любой народ всегда держится на «правде оседлой», правде «молчаливого большинства. Сдвинь ее – и страна рухнет». Впитав в себя, в свое творчество идеи предков, Сергей Анатольевич стоит на страже русского «молчаливого большинства», на защите «правды оседлой». В свои почтенные годы автор 20-и книг, 1000 публикаций в СМИ не сделался дачным литератором-затворником. Не стану перечислять здесь те награды общественности и руководства страны, РПЦ, что заслужил своим писательским пером и подвижнической деятельностью Сокуров-Величко. Их немало. Назову лишь Диплом за «поддержку русских соотечественников» от Правительства и Союза журналистов Москвы, врученный юбиляру в начале 2010 года. P.S. Изучив творчество Сергея Сокурова-Величко, присмотревшись к плодам его труда на высоком гражданском посту, я принял решение написать книгу о нём. В текущем году такая книга, в жанре эссе-интервью, попечительством Союза русских литераторов Полтавщины и других родственных организаций вышла из печати в Москве под моим именем. Название её «Чёрный тополь на юру». Кроме того, её разместил ряд сайтов России и Украины, в частности, в Хроносе и Едином Отечестве.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |