Анатолий КИРПИЧНИКОВ |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Анатолий КИРПИЧНИКОВПервое окно в ЕвропуПоселок Старая Ладога Ленинградской области находится в 125 километрах на восток от Петербурга, в низовьях реки Волхов. Большую часть Старой Ладоги занимает музей-заповедник. Он организован в 1984 году и имеет федеральный статус. Ладога, как этот населенный пункт назывался до 1704 года, ровесник создания Русского государства. История этого древнего города, а ныне поселка, запечатлена в ста шестидесяти памятниках архитектуры, археологии и истории. В центре современного поселка высится пятибашенная каменная крепость, рядом - "Земляное городище", место главных археологических открытий. Вокруг старинные дома, амбары, церкви, колокольни, монастыри. Строения окружены или перемежаются рощами, курганами, урочищами, некогда существовавшими под городными поселениями. Уцелела старая планировка, а одна из улиц, Варяжская, восходит ко временам X века. По берегам Волхова возведены величественные могильные холмы - это захоронения первых поколений горожан. Для плывущих по реке они образовывали своеобразные пропилеи, напоминавшие живущим об их почивших сородичах. В одной из таких сопок, по легенде, похоронен создатель объединенной Руси - князь Олег Вещий. Секретом сохранности своих исторических объектов Старая Ладога обязана Петру I. С основанием в 1703 году Санкт-Петербурга Ладога, некогда самый северный город, порт и крепость Руси, стала провинциальным, тыловым местечком. Здесь не появилось крупных строек, а на площади 12 гектаров уцелел культурный слой толщиной до 2-5 метров с находками VIII-XVI веков. Оказавшись в Старой Ладоге, мы ходим по своеобразному подземному, еще не востребованному музею, ибо только два процента ее территории подвергались научным раскопкам. Ни один древнерусский город или поселение VIII-XI веков не может сравниться с Ладогой по степени сохранности деревянных построек. Добавим к этому обильные находки из дерева, кости, стекла, бронзы, железа, кожи, ткани. Раскопки в Старой Ладоге начались в 1708 году. Для изучения средневековых городов эта дата уникальна. С 1972 года здесь работает Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук под руководством автора этих строк. За годы раскопок экспедицией достигнуты результаты, которые изменили прежние представления о прошлом поселения в низовьях Волхова и обозначили его как фактор, повлиявший на ход европейской истории. Прежде всего выяснена дата основания славянами города Ладога. Анализ спила одного из бревен постройки выявил дату его рубки - 753 год. Именно тогда новые поселенцы поставили на этом месте первую избу. Установил этот факт отряд экспедиции, возглавлявшийся научным сотрудником Е. А. Рябининым. На территории Старой Ладоги и в ее окрестностях открыты памятники и более раннего времени, но пока точно установлена дата, упомянутая выше. Дата основания Ладоги выдвигает ее в качестве древнейшего средневекового города не только Руси, но и всей Восточной и Северной Европы. Именно в это время низовьев Волхова достигла волна славянского расселения. В создании славянского центра на прежде малозаселенных землях лесных охотников и рыболовов-финнов воплотилась вековая "балтийская идея" восточных славян, а затем и русских, получить выход к Балтийскому морю, к свободным и непосредственным связям со странами Скандинавии и Западной Европы. Для европейских путешественников Ладога стала "окном на Восток" и одновременно главнейшим портом на великих евразийских водных торговых путях из района Балтики в Византию и Арабский хафат. Дальняя и ближняя торговля в тот период совершила чудеса: она способствовала экономическому подъему многих стран, произвела подлинный переворот в умах и делах людей. Народы пришли в движение, узнали друг друга, обогатились не только опытом войн и набегов, но и техническими и культурными достижениями. Западные товары, в том числе оружие и украшения, преимущественно через Ладогу достигали славянских и восточных рынков, где продавались или менялись за меха, невольников, всемирную в тот период валюту - мусульманские серебряные монеты-дирхемы. Расположенное на стыке морских и речных путей, поселение в низовьях Волхова выдвинулось как поставщик лучших в Европе мехов. В тот период Ладога стала европейски известным складочным местом различных грузов, центром транзитной и собственной торговли. Ее население могло достигать 1000 человек. Не случайно в земле Ладоги находят произведения многих народов: среднеазиатские бусы, скандинавские застежки, железные гривны-амулеты с молоточками-привесками скандинавского громовержца Тора, шумящие подвески финнов, височные кольца славян. С Востока привозились гирьки для взвешивания монетного серебра, стеклянные подвески-лунницы, бляшки на ремни, перстни, бусы из сердолика и горного хрусталя. С южного побережья Балтийского моря в Ладогу поступал янтарь. Славян обычно представляют землепашцами - жителями бескрайних равнинных полей. Но в Ладоге они сменили излюбленное занятие, составили подвижное купеческое сословие, включившееся в мировую торговлю по водным дорогам. Необычно и еще одно археологическое наблюдение. В наших раскопках в культурных напластованиях IX-XI веков почти во всех жилых постройках постоянно встречаются тигли, льячки, иногда ремесленные инструменты, а также куски янтаря, заготовки из кости, обломки бронзы, полуобработанные бусы, капли стекла и бронзы литейные формочки. Очевидно, владельцы этих построек занимались ювелирным и отделочным ремеслом сразу нескольких разновидностей. Жилье одновременно служило мастерской и, возможно, лавкой, где универсалы-ремесленники изготовляли различные украшения, очевидно, находившие широкий сбыт и за пределами города. Перед нами предстает своеобразный город мастеров-ювелиров. В этом, видимо, таится один из секретов предпринимательского процветания горожан. На примере Ладоги рушится представление о стойкой самобытности славян. Город в низовьях Волхова являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где встречались разные племена и народы Европы и Азии. Пришельцы находили здесь приют, жили своими общинами, имели свои кладбища и мольбища и все вместе образовывали своеобразный разноязыкий Вавилон. Не здесь ли (как, впрочем, и в других русских городах IX-XI веков) зарождались присущие национальному характеру милосердие, гостеприимство, отсутствие расовой и религиозной ненависти к иноземцам и иноверцам. Привлекательная для своего времени модель мирной полиэтнической уживаемости жителей Ладоги особенно актуальна и в наши дни. В раскопках постоянно встречаются разнообразные скандинавские вещи. В урочище "Плакун" обнаружен норманнский могильник, одно из погребений которого обнаружило сходство с датскими захоронениями эпохи викингов. На "Земляном городище" был обнаружен городской квартал, распланированный на стандартные участки, прилегающие к реке, как это делали жители Дании (несколько позже и Норвегии). "Датский след" в культуре Старой Ладоги получил точную расшифровку. В 862 году, когда этот город впервые упоминается в летописи, туда по приглашению славянских и финских племен прибыл скандинавский, а точнее, как теперь становится все очевиднее, датский выходец - князь Рюрик с братьями и дружиной. Он положил начало правившей до конца XVI века на Руси династии Рюриковичей, а Ладога стала первой государственной столицей Руси (затем эта миссия перешла к Новгороду, потом к Киеву). Факт призвания чужестранцев служить новой стране не унижает русскую историю. Пришелец-скандинав, конечно, не мог в один день основать государство. Все предпосылки к этому в славянском обществе уже сложились. Оставалось сделать завершающий шаг - наладить новый механизм властвования, что и было осуществлено. "Норманнский вопрос", болезненно обсуждавшийся в русской науке почти 200 лет, был уже решен во времена первых скандинавских по происхождению вождей - Рюрика и Олега. Основатель династии и его продолжатель, придя к управлению в чужой стране, поняли, что следует сохранить и расширить доступ Руси к Балтике и осуществить внутренние задачи молодого Русского государства. Выбор Рюрика в военном и организаторском отношении, похоже, себя оправдал. Вплоть до конца X века скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая торгово-транспортные и межгосударственные связи. Вплоть до второй четверти XII века Ладога оставалась фамильным владением правящей ветви династии Рюриковичей. Затем она перешла под юрисдикцию Новгорода Великого. Геополитическое и стратегическое значение Ладоги в первые века ее существования определило ведущую роль города в укреплении северных рубежей Руси. Этому получено конкретное археологическое подтверждение. На месте нынешней каменной крепости XVI века были обнаружены две ее каменные предшественницы, как выяснилось, и необычные по устройству. Одну, возможно, построил князь Олег, который, по словам летописи, в 882 году, укрепляя границы государства, "нача городы строити" (здесь город обозначает крепость). Упомянутое сооружение явилось первой цельнокаменной фортификацией на Руси. В 1113/1114 году на ее месте последним самодержцем Киевской державы князем Мстиславом Великим была воздвигнута новая каменная твердыня. Среди сотен деревоземляных оборонительных сооружений Руси ладожское по своему материалу - плитняку было редким исключением. Оба сооружения были не только обнаружены и опознаны, но и частично музеефицированы. Посетитель теперь может видеть нижнюю часть стены 1113/1114 годов. Таков самый большой подарок археологов Староладожскому музею-заповеднику. Каждый год экспедиция передает этому музею 200-300 находок. Накопленного достаточно для создания большой, по существу международной, археологической экспозиции "Ладога в период раннего средневековья". Список открытий в Старой Ладоге расширяется с каждым годом. Е. А. Рябинину недавно удалось обнаружить на "Земляном городище" древнейшую в Северной Европе металлообрабатывающую мастерскую VIII века с беспрецедентным набором из 26 инструментов. В 1997 году наша экспедиция открыла части мастерской IX века с украшениями скандинавского художественного ремесла, которые даже в северных странах считаются большой редкостью. Получается, что при Рюрике и Олеге в Ладоге было организовано литейное производство высококачественных изделий по скандинавским образцам. Речь идет о застежках-фибулах и браслетах, отливавшихся из латуни и имитировавших золотое свечение. Староладожская археологическая экспедиция в последние годы работала на средства от разнообразных пожертвований: правительства Ленинградской области, Федеральной целевой программы "Интеграция", Администрации муниципального образования "Волховский район", Староладожского музея-заповедника, Информационного центра Совета министров Северных стран в С.-Петербурге, С.-Петербургского отделения Фонда мира. Промышленно-строительного банка, фирмы "Равенна", наконец, Казанского городского совета народных депутатов. Денег в шапку давали понемножку, но и на эти средства с помощью студентов Ленинградского государственного областного университета удалось заложить на Земляном городище новый раскоп и обнаружить там около 250 находок.
Автор - доктор исторических наук.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |