Ирина МИНЕРАЛОВА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Ирина МИНЕРАЛОВА

2010 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Ирина МИНЕРАЛОВА:

«Здравствуй, будущий учитель словесности!»

 

В Москве завершил свою работу Х Всероссийский студенческий фестиваль «Учитель русской словесности». В нем, как и всегда, принимали участие студенты и преподаватели педколледжей и вузов, школьники и учителя. Четыре дня проходивший форум вместил, кажется, необъятное: и уроки, и открытые лекции, и мастер-классы, в том числе открытый урок в режиме телемоста, и научную конференцию, и конкурс электронных и печатных изданий о Фестивале, и исполнительский конкурс, и конкурс научно-творческих работ… И широкую культурную программу: экскурсии, театральные вечера, беседы с членами жюри, организаторами, профессурой Московского педагогического государственного университета, Московского института открытого образования.

Мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, руководителем проекта Федеральной целевой программы «Русский язык», в рамках которой и проводился Фестиваль, Ириной Георгиевной Минераловой.

 

- Ирина Георгиевна, расскажите, как возникла идея проведения студенческого фестиваля «Учитель русской словесности»?

- Все хорошие идеи рождает сама жизнь. Если бы мы задумали что-то, может быть, в высшей степени замечательное, но к жизни вуза и школы отношения не имеющее, вряд ли наши «интеллектуальные» планы могли увенчаться успехом. Я сама закончила педагогическое училище в г. Угличе, и сейчас работаю в школе, участвую в повышении квалификации учителей Москвы и России, поэтому хотелось объединить школьных учителей русского языка и литературы, преподавателей педколледжей и преподавателей разных филологических дисциплин с тем, чтобы понять, принять и даже усвоить лучшее, что есть в воспитании учителя русского языка и литературы. В таком, как сейчас говорят, формате нет мероприятий и в других программах. У нас, как правило, учителя сами по себе, последнее время есть тенденция объединять усилия вузовской профессуры и учителей, но за границами наших бесед остаются школьники, а среднее специальное педагогическое образование тоже в каком-то, кажется, вымороченном пространстве. Мне кажется, мы обречены были на успех именно потому, что мы делаем общее дело государственной важности, поскольку именно в русском языке как языке государственном и языке межнационального общения корень нашего культурного благополучия, даже нашей национальной безопасности. Поскольку идея живая, то ею легко делиться с коллегами: вузовские преподаватели уже несколько лет приезжали до этого в МПГУ на конференции, которые организуются учебно-научным филологическим центром вместе с кафедрами старейшего (в 2010 г. исполняется 110 лет) филологического факультета: «Мировая словесность для детей и о детях», «Синтез в русской и мировой художественной культуре», а в самих названиях, как видите, заложена ностальгическая идея объединения научных и педагогических сил. И теперь каждый год мы встречаем гостей из почти сорока регионов.

- Каковы цели и задачи фестиваля?

-Мне кажется, я уже начала отвечать на этот вопрос. В нашем педагогическом деле не думать о результатах невозможно. При сегодняшней разобщенности и загруженности и учителей, и студентов хотелось найти формы, что называется, оптимизации наших усилий: можно сколько угодно полемизировать с реформой образования, но ученик не может ждать, когда все всех победят и переспорят, ему на экзамен идти в этом году, и хорошо бы сдать русский язык и литературу так, чтобы можно было спокойно выбирать образовательное да и жизненное поприще. Да ведь это же студенческий фестиваль: учительская профессия маячит где-то на горизонте, иногда кажется, уж очень смутно маячит, а когда оказываешься в волшебном пространстве отборочных туров фестиваля, совсем по-другому, яснее и оптимистичнее, что пожалуй, самое важное, видится и будущее, и настоящее. Для нашей профессии такое важное чувство семьи: профессура -преподаватели колледжей – студенты – школьники, где все заботятся друг о друге, хотят поддержать и помочь! Прекрасный пример профессионального общения, дивная творческая атмосфера! А если без лирики, то результаты в наших солидных публикациях, пять разного рода сборников мы издаем по прошествии Фестиваля ежегодно.

- Считаете ли Вы, что удалось создать фестивальное движение?

- Знаете, в этом году завершается пятилетняя программа (2006-2010), в Министерстве образования и науки сейчас формируется новая программа на следующие пять лет. Будет ли заложен Фестиваль, пока трудно сказать. Однако расставаясь с нами, организаторами, руководители делегаций говорили: «вот в следующий раз»… «а на будущий год»… Мы сумели увидеть научно-педагогические школы в России, мы каждый год, получается, проводим такой филолого-педагогический тренинг для всех уровней преподавания русского языка и литературы в России. Фестивальное движение, действительно, создано, но не директивой сверху, а желанием преподавателей педколледжей и вузов. Приведу один только пример: в родных мне образовательных учреждениях Ярославской области проходит ежегодно конкурс «Учитель-словесник», инициаторами стали преподаватели колледжей и филиала ЯГПУ им. К.Д.Ушинского в г. Угличе. И там все по-взрослому, как на большом московском фестивале. Что ж удивляться тому, что их представители берут не только дипломы во всех номинациях, но призы ученических симпатий.

И еще. Конечно, слово «праздник» (Фестиваль) много значений имеет, но житейски понимается как радостное времяпрепровождение, априори внутри его нет позиции «труд». А у нас так счастливо совпало, что начав ездить на фестиваль, педагоги, методисты смогли перестроить правила прохождения педагогической практики: стали записывать уроки на видео, обсуждать, уже сами студенты организуются в группы, просят методиста с ними работать, чтобы иметь шансы победить в региональном конкурсе и поехать в Москву Правда ведь замечательно?

- Чем десятый фестиваль отличается от первого?

- Сам фестиваль с годами превзошел самого себя. Расширяется, развивается география представительства вузов и педколледжей на Фестивале, растет число участников. На первом фестивале не было ни одного урока с использование компьютера и интерактивной доски, сейчас, пожалуй, нет урока, где они не использовались бы. Я даже сокрушаюсь: в следующий раз надо учреждать приз за проведение классного урока без компьютера, потому что эти самые информационно-коммуникационные технологии порой оказываются…ну, что-то вроде фигового листа … Но второй год мы проводили уроки в режиме телемоста, не конференции, не доклады, а именно урок, в котором работают и студенты, школьники и учителя в регионах, и все мы в студии. Когда мы так бы собрались: Владивосток, Тула, Магнитогорск, Ярославль, др. и каждый написал сочинение, и в конце коротенького этого урока читал вслух? Вот это, действительно, функциональное использование возможностей новых технологий!

- Кто Ваши единомышленники, кто помогает реализовывать задуманное?

- Учебно-научный филологический центр был задуман именно тогда, когда мы проводили первый Фестиваль в 2001 г., и он был посвящен 200-летию В.И. Даля. А его сотрудники — и менеджеры, и педагоги, и студенты — прекрасные организаторы и замечательные люди, без ложной скромности следует сказать, что они преподают пример педагогического общения. Дружба с Московским институтом открытого образования — особая страница в Фестивальной жизни: мы стали шире привлекать московских учителей и московских школьников. Фонд славянской письменности и культуры открыл перед нами свои залы и для проведения секций конференции, и для проведения исполнительского конкурса, Библиотека А.Ф. Лосева — наши давние и добрые друзья, а имя самого А.Ф. Лосева для нас свято, он во всех смыслах для нас Учитель.

- Чем учитель словесности отличается от других учителей?

- Девизом одного из форумов мы взяли стихи иеромонаха Романа (А. Матюшина) «Родная речь»:

Родная речь — Отечеству основа.
Не замути Божественный родник.
Храни себя. Душа рождает слово,
Великий святорусский наш язык!

Мне кажется, приведя эти стихи, я ответила на Ваш вопрос. Правда, понять меру ответственности и радость сопричастности этой миссии будущему учителю помогает наш праздник.

- Каковы главные итоги декады праздников русской словесности?

- Можно я отвечу каверзно: наши итоги — в перспективах, которые открываются всем и каждому. У нас в этом году конкурсный урок давала Ира Шабардина, студентка 5-го курса филфака, а впервые она оказалась в МПГУ шестиклассницей на Фестивале. Знаю, по крайней мере, 4-х аспирантов немосквичей, которые захотели к нам в МПГУ в аспирантуру, оказавшись на Фестивале. Мне бы хотелось, чтобы мы не старели: 10 лет для такого форума немаленький срок, но, думаю, мы смогли достичь результатов, которые демонстрируют наши успехи в преподавании русского языка и литературы, поднять престиж нашей профессии именно потому, что Фестиваль одновременно и праздник встреч, обмена опытом, генерирования новых научных и педагогических идей — праздник Учителя русской словесности. Что ж, четыре дня в году, можно сказать, «час ученичества», а без ученичества какие мы учителя?!

Беседу вела Александра Анонимова

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев