Сергей ПРОВАТОРОВ
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Сергей ПРОВАТОРОВ

2010 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Сергей ПРОВАТОРОВ

«Моторная» жизнь инженера Муравченко

Памяти Конструктора

Федор Михайлович Муравченко (18 марта 1929 – 8 февраля 2010) – выдающийся ученый и конструктор в области авиационного двигателестроения, Лауреат Государственной премии СССР (1984), доктор технических наук (1991), Лауреат Государственной премии Украины (1994), член-корреспондент НАН Украины (2003), Заслуженный деятель науки и техники Украины (2003). Награжден многими государственными и общественными наградами, в том числе орденами СССР - «Трудового Красного знамени» (1971), «Октябрьской революции» (1981); наградами государства Украина - «За заслуги» III ст. (1994), «За заслуги» II ст. (1999), «Герой Украины» (с вручением «Ордена Державы», 2002), Звание «Почетный гражданин города Запорожья (2004), Орден «За заслуги» І ст. (2005). В 2004 г. награжден российским Орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание «Заслуженный инженер Республики Бурятия», а в 2009 г. за большой вклад в развитие российско--украинского научно-технического сотрудничества Президент России наградил Ф.М.Муравченко Орденом Почета.

Вы когда-нибудь слышали, как работает авиационный двигатель? Свист переходит в деловитый гул, и потом мощная звуковая струя заявляет – в моторе все в порядке, он работает. Жизнь Федора Михайловича Муравченко напоминала авиадвигатель. «Пламенный мотор», который, как в песне, был у него вместо сердца, стал частью тех моторов и двигателей, которые ему удалось сделать и запустить.

Для авиаконструктора самолет, что птенец, которого надо научить летать, а для конструктора авиадвигателей эта задача еще важнее. Вот таких «птенцов» и выпускали в большой полет разум, воля и талант Федора Муравченко.

На его детство выпало испытание голодом, войной, оккупацией. Простой крестьянский сын из Новороссии, по его личному признанию, «заразился авиацией» именно в годы Великой Отечественной, наблюдая за «войной моторов» двух сверхдержав.

Совершенно логично Муравченко очутился в Днепропетровской спецшколе ВВС, хотя проучился в ней недолго - победившей стране теперь были нужны не военлёты, а «технари» Так будущий конструктор оказался в Харьковском авиационном институте, который закончил в 1954 году с красным дипломом.

Произошло любопытное совпадение – родившийся 18 марта 1929 г. в селе Запорожье на Днепропетровщине, инженер-авиамоторостроитель прибыл по распределению в город Запорожье, с которым и связал всю свою последующую жизнь.

Корпорация «НПО "А.Ивченко"», которой Муравченко руководил с 2007 г., Государственное предприятие «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс», возглавляемое Федором Михайловичем с 1989 г., в годы, когда он начинал здесь свою трудовую деятельность, называлось ОКБ № 478 («Прогресс») и возглавлялось Александром Ивченко.

Наступала новая эра отечественной авиации — эра газотурбинных двигателей. Страна нуждалась в новом и совершенном. Коллективный поиск, личные качества, прагматизм, способность к импровизации и невероятный патриотизм дали желаемый результат – новый газотурбинный двигатель АИ-20 в конкурентной борьбе с другими разработчиками силовых установок стал победителем.

Федор Михайлович верно предугадал перспективность нового газотурбинного двигателя и через настоящие тернии технических неудач и бюрократических проволочек смог разработать первый в СССР турбореактивный двигатель Д-36. Создание самолета Як-42 с этим двигателем стало важнейшей вехой в истории отечественного авиадвигателестроения.

Энергия мысли и темпы развития экономики побуждали конструктора к новым свершениям. Он работал на результат, и результаты были: в 1978 году не имеющий аналогов по мощности и экономичности двигатель Д-136 впервые поднял в небо самый большой в мире вертолет Ми-26, а в 1982 году совершил первый полет укомплектованный двигателями Д-18Т самолет Ан-124 «Руслан», ставший самым востребованным в транспортной авиации.

Муравченко лично формулировал концепции и разрабатывал научно-технические решения, определяя пути, методы и средства при проектировании и доводке высокоэффективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Он стал автором более 180 научных трудов и публикаций, на его счету 42 авторских свидетельства на изобретения. В его арсенале создание силовых установок, не имеющих аналогов на родине, а в ряде случаев — и в мировой практике. Под его руководством и непосредственном участии созданы авиационные двигатели, которые «трудятся» и на давно эксплуатируемых Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-225 «Мрия», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148, и на новых самолетах - Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, и на вертолетах - Ми-2М, Ка-226, «Ангел».

Мураченко понимал, что созданные им двигатели не всегда смогут носить крылатые машины в воздухе, а значит, они должны получить новую, «наземную жизнь». И он разработал систему использования авиадвигателей в качестве газотурбинных приводов индустриального назначения — в энергетике, перекачке газа и нефти, пожаротушении, которые работают сегодня на всем постсоветском пространстве.

Федора Михайловича можно смело называть «мистер надежность», он был надежен во всем, как и его двигатели. Талант Муравченко проявлялся не только в его двигателях - он был уникальным руководителем, безупречным партнером в области промышленной кооперации, хорошо рисовал... Даже как-то неестественно говорить о нем «был». Муравченко есть, он был и останется навсегда в самолетах и идеях, в его картинах и стихах, в памяти соотечественников. Он войдет в «золотой фонд» русского народа как один из самых достойных его представителей.

+ + +

Мне довелось лично встретиться с Федором Михайловичем только один раз – 10 марта 2006 г. в Запорожье, во время круглого стола по проблемам функционирования на Украине русского языка. Круглый стол был организован при поддержке другого знаменитого мэтра отечественного авиадвигателестроения – Вячеслава Александровича Богуслаева. И тогда, слушая выступление Федора Михайловича, а затем и в краткой беседе с ним, я понял, что недаром этих людей – Муравченко и Богуслаева – так много связывает. Ведь истинный творец, созидатель не может быть сторонником мелких местечковых идей, узких взглядов, служить дезинтеграционным политическим движениям. У них – от природы, от Бога творцов - и задачи схожие, и мировоззрение не рядовое, фундаментальное, надежное, на них, что называется, «Мир держится».

Тогда я попросил Федора Михайловича в ближайшем будущем дать интервью для «Русской Правды», он согласился. Но, как часто бывает, повседневные дела отвлекли, хотя надежда на это интервью оставалась: планировалось, что будет еще не одна возможность встретиться в Запорожье, где усилиями В.М. Богуслаева проводится много различных мероприятий общественного значения. А вот теперь Федора Михайловича уже нет рядом. Известие о его кончине болью отдалось в сердце вспоминанием о том несостоявшемся интервью, показало, что каждый случай, который жизнь дает нам, сближая с такими людьми, как Ф.М. Муравченко, может оказаться уникальным и единственным. Федор Михайлович был одним из тех, кто, несмотря на огромную загруженность, на многочисленные заботы руководителя предприятия, не был безразличен и к гуманитарным проблемам нашего общества. И позиция его была близка нам. И в такие минуты еще и еще раз осознаешь, что ценность для нас каждого такого человека безгранична, а потеря – невосполнима.

+ + +

В его рабочем кабинете находилось множество фигурок Дон Кихота. Великий конструктор как бы сравнивал себя с идальго. Только тот посвятил жизнь борьбе за идею, которая для многих как бы и не существовала, а Муравченко знал, что его жизнь и его талант принадлежат Родине и народу, преданным сыном которых он оставался до своей последней земной минуты…

О.К.Антонов, П.В.Балабуев (генконструктор АНТК им. О.К.Антонова с 1984 по 2005 гг., умерший в 2007 г., затравленным украинской властью), Ф.М.Муравченко – люди особенные. Они мыслили и действовали по-государственному, они умели служить народу, они думали о величии Отечества, о мировом уровне нашей авиации, а значит – о том, чтобы самолеты были самыми лучшими, чтобы летали они на лучших двигателях. Такие люди – не ровня всяким «бандерам». Именно они - настоящие герои Родины, настоящие герои и современной Украины, они представляют ее истинное лицо, а не «мазепы», «петлюры», «бандеры» и им подобные. И мы должны и будем об этом помнить всегда, как должны не забывать о Федоре Михайловиче Муравченко – одном из тех, кто покорил для нас небо.

Впервые опубликовано в издании «Одна Родина»

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев