Черняк А.В. Ольгина и Рогнедина ветвь...
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Черняк А.В. Ольгина и Рогнедина ветвь...

-

Форум славянских культур

 

БИБЛИОТЕКА


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Черняк А.В.

Ольгина и Рогнедина ветвь,

или

Узы брачные, оставившие след в нашей истории

Часть первая

 

Гида

У каждого человека свая судьба. Поди узнай куда она вознесет тебя или опустит… И то, и другое пришлось испытать английской принцессе Гиде (часть историков называют ее Гитой) Гаральдовне Годвиной. Как и ее мужу—Владимиру МонамаXV, шансы которого стать великим Киевским князем были мизерны. Как пишет Лариса Васильева, за спиной княжившего тогда младшего сына Ярослава Мудрого Всеволода, выстроилась длинная очередь на престол: сыновья его старших братьев Святополк и Ярополк, дети Изяслава и польской королевны Гертруды, а также князь Олег, сын Святослава, братья Олега, возрастом постарше Владимира. Тем не менее, судьба благосклонно повернулась к внуку Ярослава Мудрого Владимиру, возведя на великокняжеский стол. Он оставил заметный след в истории, получив прозвище Владимира Мономаха.

Как помнит читатель, княгиня Ольга очертила границы Руси.

Владимир Красное солнышко, крестил Русь, утвердил христианскую веру.

Ярослав Мудрый дал русичам законы.

Владимир Мономах продолжил создавть заканодательсво, издав Устав, который имель цель снять напряжение в государстве, избавить его от раздоров и междуусобиц, примирить между собой враждующих власть предержащих родственников, дабы на Руси был покой: оставил внукам и правнукам «Поучение» как жить по совести…

 В этом, безусловно, есть заслуга и его жены, Гиды, шедшей рука об руку с мужем. Непросто складывадась ее жизнь. В русских источниках очень мало сведений о Гиде, больше- в зарубежных. В Торфеевой истории Н. М. Карамзин, детально изучивший европейские хроники, обнаружил сведения о жене Мономаха в изложении датского хрониста Саксона Грамматика, где сообщалось, что дочь последнего англо-саксонского короля Англии Гаральда (в иных источниках Харальда) вышла замуж за русского князя Вальдемара. Отец Гиды погиб в 1066 году в битве с Вильгельмом Завоевателем. Его дети, два сына и дочь, бежали из Англии, приют нашли у двоюродного дяди, датского короля Свена Эстридсона, матерью которого, бывшая жена новгородского князя Ильи Ярославича, Эстрид. После смерти мужа она вернулась в Европу, где вышла замуж за Ульва, близкого родственника английского короля Гаральда. Получалось, что семья английской принцессы имела родственные связи с русскими князьями, потому Свен Эстридсон и стал искать для сироты жениха на Руси. Нашел Владимира, будущего великого Киевского князя Мономаха.

А.В. Назаренко высказал предположение, что Владимир и Гида поженились в 1074-1075 годах, и сделано это было для усиления позиций Всеволода Ярославича в борьбе за киевское великое княжение.

Однако при решении вопроса о браке следует учитывать, отмечает Л.Е. Морозова, не только политические цели, но также возраст жениха и невесты. К тому же, как выясняется, установление родственных связей англо-саксонских правителей с русскими князьями уже становилось традицией. Из Мономахова «Поучения к детям» известно, что с 13 лет он выполнял важные отцовские поручения. Но по-настоящему взрослыми княжичи считались только после женитьбы. Традиционно брачным являлся в то время 15- 16 летний возраст. Владимир Мономах достиг его в 1069 году. Приблизительно в это же время, по мнению исследователей, он был выделен на самостоятельное княжение и отправлен в захолустное Ростово-Суздальское княжество. Стало быть, к этому времени он, видимо, был женат и считался взрослым человеком. У него не имелось перспектив получить какие-либо иные земли, кроме, ростово-суздальских. В Переяславле Южном отец женился вновь, и в 1070 году заимел еще одного сына. На киевское великое княжение, как отмечалось выше, тоже не мог рассчитывать—там претендентов хватало.

Определить брачный возраст Гиды сложнее. Известно лишь, что ее отец женился в 1055 году, значит, она могла появиться на свет не раньше следующего года, и в 1069 году ей было лет 13, и по тем временам она уже считалась невестой.

 Молодожены поселились в Суздале. На это указывают данные о том, что именно этот князь построил здесь первый величественный каменный собор в честь Успения Богоматери (позднее он был переименован в Рождественский). Такие соборы строились в княжеских резиденциях, и делалось это по аналогии с возведенным Владимиром I в Киеве Десятинным (Успенским) собором. Владимир Мономах заложил каменный Успенский собор и в Смоленске, который стал его новым владением.

 В пользу предположения о том, что в конце 60-х гг. XI веке Суздаль стал резиденцией Владимира Мономаха, говорит и то, что в это время начинают активно осваиваться земли вокруг него. На высоком берегу Клязьмы князь основывает новый город, который называет в свою честь Владимиром. Еще одним новым городом становится Переславль-Залесский, названный в честь столицы отцова княжества. Характерно, что и местная речка получает южное название – Трубеж. Возможно, в это же время на Волге возникает город Кснятин, одноименный городу на реке Сула. Даже в названии местных рек можно найти перекличку с южными: Нерль – Мерла, Воря – Ворксла или Ворша и т. д. Тоскуя по родным местам, Владимир Мономах, возможно, хотел воссоздать в новых владениях кусочек Переяславского княжества.

 Исследователи полагают, что семья Владимира Мономаха прожила в Суздале достаточно долго, поскольку здесь было безопасно, в отличие от южных городов, подвергавшихся нападениям степняков. К тому же между братьями Ярославичами постоянно шли раздоры, вспыхивали междоусобицы, в которых Владимир принимал участие. Гида со все увеличивающимся семейством, очевидно, постоянно находилась в Ростово-Суздальской земле. В 1076 году у нее родился сын Мстислав, за ним – Изяслав, Роман, Святослав, Ярополк, Вячеслав и Глеб.

Были у нее и дочери, вероятно две. В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 года, тогда как дата смерти его первой жены Гиды — 10 марта, скорее всего — 1098 года. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, все дети от второго брака — имена греческие.

Мономах трижды женился. Н.М. Карамзин сообщает в своей «Истории»: в 1107 году мая 7 скончалась вторая жена Мономаха, он называет ее своей «Духовной матерью Георгия, то есть Юрия Долгорукого». Далее Карамзин продолжает: «Третья жена умерла в 1126 году». Кто эти жены? В летописях лишь упоминается, что третьей женой Мономаха была Ефимия, княжна половецкая.

А вот дети Мономаха известны.

 Мстислав Владимирович Великий (1076—1132), великий князь Киевский с 1125 года. Первым браком укреплял государственность со Швецией, женился на Христине, дочери короля Инга Стенкльсона, вторая жена– дочерь новгородского посадника Владислава (Дмитрия) Завидича

 Изяслав Владимирович (1078—1096), князь Курский.

Святослав Владимирович (1079—1114), князь Смоленский и Переяславский.

Роман Владимирович (1081—1119).

Ярополк Владимирович (1082—1139), великий князь Киевский с 1132 года взял в жены дочерь Ясского хана.

Вячеслав Владимирович (1083—1154), князь Туровский, великий князь Киевский в 1139, 1150, 1151-54 годах.

Глеб Владимирович — данные о его существовании недостоверны и признаются только частью исследователей.

Мария (Марина) Владимировна, замужем за Лжедиогеном II.

Евдоксия Владимировна.

Евфимия Владимировна, выдана замуж за Коломана І, короля Венгрии.

Агафья Владимировна, жена Гродненского князя Всеволода Довыдовича.

Юрий Владимирович Долгорукий (1091—1157), князь Суздальский, великий князь Киевский в 1149-50 и с 1155 года. Жена—дочь половецкого хана Аэпы, в христианстве Мария. Вторая жена—болгарская княжна.

Андрей Владимирович (1102—1142), князь Волынский, князь Переяславский.

Но вернемся к самому Владимиру МонамаXV. В конце 1078 года он получил от отца, ставшего великим князем Киевским, богатое Черниговское княжество. Судя по всему, здесь он задумался о своем «Поучении». И помагала ему Гида. М. П. Алексеев, исследовавший этот труд, обнаружил в нем черты сходства с аналогичной англо-саксонской литературой. По его мнению, сочинение русского князя очень похоже на поучение англо-саксонского короля Альфреда, а также на анонимное «Отцово поучение», относящееся к началу VIII века. Ознакомиться с этими произведениями средневековой английской литературы Владимир Мономах мог только в том случае, если их привезла на Русь Гида. В ее семье книги, видимо, считались большой ценностью, поэтому были взяты с собой при бегстве из Англии. К тому же поучения королей считались особо ценными, поскольку в них содержался завет потомкам.

 Некоторые исследователи предположили, что Гида принимала участие и в редактировании «Начального свода» Никона, была инициатором включения в него легенды о призвании варягов. Дело в том, что данный сюжет в русских летописях имеет много параллелей с аналогичным в англосаксонских хрониках. Л.Е. Морозова сравнила эти тексты.

Лаврентьевская летопись: Слова новгородских послов, обращенные к варягам: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжити и володети нами».

Англосаксонская хроника: Обращение бриттов к пришлым князьям: «Землю обширную, пространную и полную всяческого богатства передаем вашей власти».

 Сходство в данных сюжетах дает право предположить, делает вывод Морозова, что во времена правления Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха свод Никона и первую редакцию «Повести временных лет» Нестора с пропольской концепцией создания Древнерусского государства правили и дополняли. Под влиянием англосаксонских хроник в тексте появилась норманская теория о призвании варягов, якобы заложивших основу русской государственности. Данная концепция утверждала первенство тех потомков Рюрика, которые продолжали сохранять родственные связи с королевскими династиями скандинавского происхождения. Это в первую очередь относилось к сыновьям Владимира Мономаха от Гиды. Хотя им полагалось, согласно завещанию Ярослава Мудрого, править на киевском престоле после внуков Изяслава Ярославича и Святослава Ярославича, они не стали соблюдать порядок престолонаследия и назвались великими князьями сразу после отца.

Исследователи выяснили еще одну интересную особенность древнейших русских летописей. Оказалось, что между ними и британскими хрониками ХII-ХIII вв. есть несомненное сходство. Объяснить его можно либо тем, что оба памятника имели общие источники, либо тем, что «Повесть временных лет» была привезена в Европу внучками Гиды, когда они стали женами норвежского и датского королей.

Гида, судя по всему, имела очень большое влияние на сыновей, поскольку именно ей приходилось заниматься их воспитанием из-за частых военных походов Владимира Мономаха. Известно, что ее старший сын Мстислав имел не только имя Федор, после крещения, но и носил третье имя – Гаральд, в честь деда, английского короля. Возможно, Гида надеялась, что при удачном стечении обстоятельств он сможет унаследовать трон ее предков, поэтому и дала ему такое имя.

 Интересные сведения о жене Мономаха обнаружил А.В. Назаренко в «Похвальном слове св. Пантелеймону» немецкого церковного деятеля первой трети XII в. Руперта. Из него выясняется, что Гида очень почитала св. Пантелеймона и делала щедрые вклады в посвященный ему монастырь в Кельне, поскольку считала, что этот святой спас ее сына Мстислава от неминуемой гибели. Во время охоты на медведя он получил тяжелейшую травму: зверь распорол ему живот, и все внутренности вывалились наружу. Когда князя привезли домой, мать с горячей молитвой обратилась к Пантелеймону, считавшемуся святым-врачевателем. В итоге во сне Мстислав увидел юношу, который пообещал его исцелить. Наутро этот юноша, очень похожий на св. Пантелеймона, уже наяву пришел к больному с целебными снадобьями и вылечил его. После этого чуда Гида пожертвовала в кельнский монастырь большую сумму денег и дала обет совершить паломническую поездку в Иерусалим. В благодарность за помощь св. Пантелеймона Мстислав, видимо, основал около Новгорода монастырь в его честь. Известно, что на одной из фресок Софийского собора в Киеве было изображение св. Пантелеймона. Оно могло появиться в годы правления Всеволода Ярославича, и было сделано по просьбе Гиды. Традиция почитания св. Пантелеймона как исцелителя от всех болезней сохранилась до наших дней, хотя вряд ли кто-нибудь знает, что заложила ее Гида.

Можно предположить, что Гида была достаточно сильной личностью, властной женщиной, претендавала на особое положение в княжеском доме. Поэтому ее знаменитый супруг, выдающийся государственный деятель и полководец Владимир Мономах, и написал в своем «Поучении детям»: «Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти». В летописях не отмечена дата смерти Гиды, поскольку она, видимо, умерла не в Киеве.

 После смерти Всеволода Ярославича Владимир был вынужден уступить не только Киев Святополку Изяславичу, но и Чернигов сыновьям Святослава Ярославича. Его владением становится Переяславль Южный, постоянно подвергавшийся нападениям степняков. Частые переезды и нестабильное положение, возможно, подорвали здоровье английской принцессы. Видимо, она скончалась в середине 90-х годов XI века. После этого Владимир Мономах женился еще два раза. Вторая супруга родила Юрия Долгорукого и умерла 7 мая 1107 года, третья пережила мужа и скончалась в 1126 году. Даты их погребения в летописях зафиксированы.

Подводя итог жизни и деятельности английской принцессы исследователи отмечают, что Гида Гаральдовна, оставила заметный след в русской культуре не только в XI, но и в XII вв. Благодаря ей на Руси оказались западно-европейские письменные памятники: хроники, назидательно-нравоучительные сочинения, возможно даже, законодательные тексты. Под их влиянием в русских летописях появляется норманская теория возникновения государственности на Руси, преувеличивается роль первых варяжских князей.

При деятельном участии Гиды в русский пантеон святых включен св. Пантелеймон и начал развиваться культ его почитания, как целителя и врачевателя. С помощью принцессы наладились прочные связи с кельнскими мастерами по производству церковной утвари и всевозможных украшений. Немецкие архитекторы и строители возводят во Владимиро-Суздальской Руси дворцовые ансамбли в романском стиле.

 В семье, судя по всемую наряду со славянским, разговорным языком был и английский. Им владели не только дети, муж, но и свекор. Старшего сына Гида прочила в наследники английского престола, поэтому назвала его в честь отца и женила на дочери шведского короля. С юных лет он самостоятельно и успешно правил в таком крупном торговом городе, как Новгород, имевшем связи со многими европейскими городами. Благодаря своим достоинствам, качествам полководца и государственного деятеля, Мстислав получил от современников прозвище Великий. Ему удалось, минуя порядок престолонаследия, получить великокняжеский трон сразу после отца, а потом передать его брату Ярополку.

Сколько было дочерей у Гиды, сказать трудно. Можно лишь предположить, что старшая дочь Владимира Мономаха Мария была от нее. Год рождения княжны неизвестен, однако из данных летописей выясняется, что мужем Марии был византийский царевич Леон, сын императора Романа IV Диогена. Н. М. Карамзин нашел в византийских хрониках ряд сведений о Леоне. Оказывается, в кругах правящего императора Алексея Комнина (1081-1118гг.) усиленно распространялись слухи о том, что царевич самозванец, а настоящий сын Романа Диогена погиб в сражениях с турками. Поэтому Леону пришлось бежать на Русь, где он получил поддержку у Владимира Мономаха. В летописях первые сведения о Леоне относятся к 1094-1095 годам. Вместе с половцами он вступил на территорию Византии и начал войну со своим обидчиком Алексеем Комниным. Однако воинское счастье оказалось не на стороне Леона и по приказу императора его схватили и ослепили.После этого он, видимо, вновь вернулся на Русь. Владимир Мономах снова принял его с радушием и вскоре женил на своей старшей дочери Марии, выделив им переяславский городок Воин. У Марии и Леона родился сын Василий, который позднее получил прозвище Маринич или Маричич.

Владимир Мономах активно поддерживал зятя, видимо, считая, что тот имеет права и на византийский престол, и на определенные земельные владения, поэтому став киевским великим князем, начал собирать для Леона войско. В летописях отмечено, что поход на Византию состоялся летом 1116 года. Он принес удачу Леону, поскольку за его спиной стоял могучий тесть. Император Алексей Комнин выделил царевичу несколько городов по Дунаю.

 Брак Марии с Леоном был заключен по политическим соображениям отца. Слепой муж, видимо, все время стремился на родину, чтобы занять там высокое положение, но без посторонней помощи он это сделать не мог, тяготился тем положением, в котором находился. Когда же мечта Леона сбылась, и он стал владельцем значительных территорий на важных торговых путях, его подло убили. Сын Марии Василий, который при удачном стечении обстоятельств имел право даже претендовать на византийскую корону, был вынужден служить двоюродным братьям и, сражаясь за их интересы, погиб.

Несчастливо сложилась судьба и второй дочери Владимира Мономаха Евфимии. О ее матери ничего неизвестно. В Ипатьевской летописи лишь сообщено, что в 1112 году она была выдана замуж за венгерского короля. Н. М. Карамзин обнаружил в европейских хрониках дополнительные сведения об этом браке. Оказывается, венгерский король Коломан находился уже в престарелом возрасте, поэтому стал подозревать молодую и красивую жену в неверности. Когда та забеременела, публично объявил, что будущий ребенок не от него, и развелся с Евфимией. Вполне вероятно, что подозрения старого короля были беспочвенными, поскольку русские княжны всегда отличались высокой нравственностью и целомудрием. Скорее всего, Коломана кто-то настроил против Евфимии, боясь, что именно ее сын наследует венгерский престол. Во всяком случае, Борис был воспитан матерью в твердой уверенности, что он сын Коломана. Возмужав, он начал борьбу за венгерский престол и даже смог получить помощь от польского короля Болеслава III Кривоусого и дяди Ярополка Владимировича. За него, как потом выяснилось, были и венгерские бояре. Однако во время решающего сражения с соперником Белой Слепым Борис струсил и бежал с поля боя. После чего скитался по Европе в поисках новых союзников. При помощи родственников ему удалось жениться на византийской принцессе, состоящей в родстве с императором Мануилом.У них родился сын, названный в честь деда Коломаном. Но брак ничего не укрепил позиции Бориса, он продолжил свои скитания и в результате оказался при дворе французского короля Людовика VII, которого удалось склонить к борьбе с новым венгерским королем Гезой. Попытка эта оказалась неудачной и боясь выдачи сопернику, Борис бежал в Византию, где вновь начал сражаться с Гезой. В 1156 году его убил подосланный наемник.

Евфимия прожила короткую жизнь, умерла 4 апреля 1139 года (по данным Ипатьевской летописи) или в 1138 году (по данным Лаврентьевской летописи). Похоронена около церкви св. Спаса на Берестове, где, видимо, жила после возвращения на родину.

Удачливее была младшая дочь Владимира Мономаха Агафья. В 1116 году она стала супругой Гродненского князя Всеволода Давыдовича, верного союзника Владимира Мономаха, и его сына Мстислава Великого. Агафья родила трех сыновей, Бориса, Глеба и Мстислава, а также двух дочерей. В 1141 году Всеволод Давыдович умер. Дальнейшая судьба его сыновей неизвестна. Дочери же были выданы замуж, причем брак сирот устраивал великий князь Киевский Всеволод Ольгович. Свадьбу сыграли в один и тот же день 1144 года. Одна княжна стала женой Туровского князя Георгия Ярославича, другая – Владимира Давыдовича, сына Черниговского князя.

< Назад

Вернуться к оглавлению

Вперёд >

Вернуться к оглавлению книги

 

 

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев